Напоминание

Дистанционное обучение-одно из перспектив развития современного образования


Автор: Макарова Прасковья Прокопьевна
Должность: заместитель директора по учебной части
Учебное заведение: МКОУ "Сеген-Кюельская СОШ" с Сеген-Кюель Кобяйского улуса РСЯ
Населённый пункт: с.Сеген-Кюель
Наименование материала: статья
Тема: Дистанционное обучение-одно из перспектив развития современного образования
Раздел: полное образование





Назад




Дистанционное

обучение

-

одно

из

перспектив

развития

современного образования

Автор: Макарова Прасковья Прокопьевна,

зам.директора УВР

МКОУ «Сеген-Кюельская СОШ»

Кобяйского улуса РС(Якутия)

сегoдняшний

день

рoссийская

шкoла

переживает

глoбальные

преoбразования, oснoвной целью кoтoрoй стала не прoстo репрoдyктивная

передача знаний, yмений и навыкoв oт yчителя к yченику, а фoрмирование и

развитие спoсoбнoстей yченика самoстoятельнo ставить yчебную прoблемy,

формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать

полученный

результат,

одним

словом,

научить

учиться.

Современное

образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые

нужны и ей, и обществу.

Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем

городских, но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ:

глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни

каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому

ребенку;

близость

природы;

благоприятные

условия

для

трудового

воспитания;

из

малокомплектных

школ

выпускается

практико-

ориентированная

молодежь.

Эти

особенности

позволяют

организовать

учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

Но несмотря на это, большое беспокойство у родителей, педагогов,

вызывают такие факторы, как:

отдаленность малокомплектных школ от образовательных центров;

недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;

низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи

отсутствие доступа к интернету в селе и др.

Нередко, все те, кто могут, из молодого работоспособного населения

села, переезжают в центры, где школа более оснащена и возможностей для

развития их ребенка высокая.

Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые,

более эффективные средства организации педагогического процесса (формы,

методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все

возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в ма-

локомплектной школе.

С

внедрением

ФГОС

основополагающей

целью

современного

российского

образования

стало

полноценное

формирование

и

развитие

способностей

ученика

самостоятельно

очерчивать

учебную

проблему,

формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать

полученный

результат.

Научить

учиться

лозунг

стандартов,

функция

школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.

Но

при

этом

можно

выделить

ряд

проблем

и

трудностей

при

реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные школы:

1. Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста

на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения.

2.

Формирование

универсальных

учебных

действий

на

совмещённых

занятиях

с

несколькими

классами

одновременно

по

разным

стандартам.

Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и

регулятивных

умений,

становление

которых

менее

всего

связано

с

содержанием

предметного

материала

и

логикой

его

преобразования.

Для

этого

требуется

использование

разных

ситуаций

взаимодействия

между

учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование

многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.

3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на

реализацию

внеаудиторной

деятельности

еженедельно

во

всех

школах

выделено 10 часов на класс. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти

направлений. Труднодоступные школы зачастую лишены такой возможности,

так как организация дополнительного образования требует наличия в штате

узких специалистов, чего зачастую не бывает.

4.

Проблема

малокомплектных

школ

с

введением

данного

стандарта

заключается

в

нехватке

кадров.

Часто

приходится

слышать

о

том,

что

педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности,

например, учитель физики преподаёт еще и биологию или химию. Также

постоянно

ставится

вопрос

о

текучести

кадров.

Причина

в

низком

социальном статусе профессии педагога.

5.

Социальное

положение

семей

школьников.

Многие

дети

из

неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать

вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и

работа с его семьей. Классные руководители, социальный педагог, психолог

часто навещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями.

В малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы,

связанные

с

обучением

и

воспитанием

подрастающего

поколения.

Наша

школа

тоже

является

малокомплектной,

здесь

обучаются

всего

57

школьников. Однако уровень образования в школе не отличается от школ,

имеющих статус полных школ, лицеев и гимназий. Учителя нашей школы

стараются изо всех сил, ведь школа в маленькой деревне – это не только

центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего

населения,

потому

что

кроме

школы

больше

«пойти»

некуда.

Вот

и

занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей, а

также всего наслега. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую

и

научно-методическую

работу,

постоянно

проходят

курсы

повышения

квалификации,

принимают

участие

во

всевозможных

конкурсах,

рассматривают

вопросы

об

улучшении

качества

образования

детей,

постоянно совершенствуют свои знания.

Однако, в век современных информационных технологий компьютер и

интернет стали неотъемлемой частью современного образования в XXI веке.

Речь идет о компьютерной грамотности и компьютерной оснащенности, а

также о создании базы учебных курсов и учебных материалов, быстрый

доступ к информации, ее накопление и хранение, скорость обмена новыми

информационными

том

числе

учебными)

материалами

и

возможности

создания широкодоступной базы таких материалов и т.д.

Но к большому сожаленью, сегодня, доступ к интернету не каждому

доступен из-за дороговизны тарифа и низкой скорости интернета.

Но

при

наличии

высокоскоростной

интернет-связи,

одной

из

перспектив развития современного образования, мы видим во внедрении

такой формы как дистанционное обучение. Ведь, дистанционное обучение

вполне возможно, независимо от того, где находится учащийся, а также мало

или много учащихся в школе. Безусловно, такое обучение — не панацея, но

это одна из возможностей решения проблемы малокомплектных школ, и

возможность неплохая, например, при организации профильного обучения.

На сегодняшний день в связи с переходом на профильное обучение

большое

внимание

уделяется

личностному

и

профессиональному

самоопределению старшеклассников, что является показателем социальной

зрелости выпускника школы.

Профильную

подготовку

в

малокомплектной

школе

целесообразно

осуществлять посредством дистанционного обучения, так как оно позволяет

максимально учесть индивидуальные познавательные потребности учащихся.

Одной из оптимальных форм дистанционного обучения является участие

учеников профильного обучения в сетевых олимпиадах. Такие олимпиады

являются

обучающими.

Для

успешного

участия

и

выполнения

заданий

ученикам

необходимо

искать

и

находить

новую

информацию

в

разных

источниках, осмысливать и интерпретировать ее. Обучаясь дистанционно

учащиеся

имеют

возможность

устанавливать

полезные

контакты

с

учащимися других школ, выбравших такой же профиль обучения. Кроме

того, для организации дистанционного обучения необходимо лишь наличие

компьютера

и

доступа

в

интернет,

в

то

время

как

выезд

учащихся

на

консультации в центры образовательных учреждений затруднены плохими

дорогами и дополнительными финансовыми затратами.

Таким

образом,

организация

профильной

подготовки

учащихся

старших классов в малокомплектных школах с помощью интерактивного

портала системы дистанционного обучения дает ряд преимуществ:

1.

Учащиеся

имеют

возможность

к

открытому

доступу

к

информационным ресурсам.

2.

такая организация учебного процесса обеспечивает поддержку не

одному, а нескольким профильным курсам.

3.

У учащихся появляется возможность общаться не только с

одноклассниками, но и с другими сверстниками и преподавателями

дистанционно.

4.

Учащиеся имеют возможность самостоятельно определиться с

профессиональным выбором и подготовиться к поступлению в ВУЗ.



В раздел образования