Автор: Басова Евгения Александровна
Должность: учитель русского языка, литературы, кандидат педагогических наук
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 67 г. Тюмени им. Героя Советского Союза Б.К.Таныгина "
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Введение технологии проблемного диалога в рамках формирования функциональной грамотности
Раздел: среднее образование
Басова Е.А., кандидат педагогических наук,
учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №67»
Введение технологии проблемного диалога в рамках формирования
функциональной грамотности.
Технология
проблемного
диалога
является
эффективным
средством
реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение
установленных предметных, метапредметных и личностных результатов, при
этом
обеспечивая творческое усвоение знаний на любом уроке
изучения
нового материала, что эффективно влияет на формирование функциональной
грамотности.
Как
правило,
ученики
проходят
четыре
этапа
научного
творчества: постановка и решение проблемы (формулируется вопрос или тема,
цель
урока,
формулируются
выводы),
создание
и
презентация
продукта
(выражают знания в виде схем, таблиц, символов). Педагог использует на уроке
диалог
-
побуждающий
(провоцирует
мыслительную
работу,
создает
проблемную ситуацию, побуждает учеников выдвинуть гипотезы и проверить
их), подводящий (пошаговое изучение темы, выстраивание логической цепочки
к
новому
знанию)
при
реализации
проблемно
–
диалогических
методов
и
заданий. В качестве примера приведем фрагмент урока в 5 классе на тему
«Нравственные проблемы баллады В.А. Жуковского «Кубок».
Цели
деятельности
учителя:
ознакомить
учащихся
с
понятием
«баллада»,
текстом
и
нравственным
содержанием
произведения;
показать
своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные
умения:
знать
сюжетное
своеобразие
баллад
В.
А.
Жуковского;
уметь
самостоятельно
раскрывать
нравственное
содержание
произведения, находить лирические и эпические черты.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
осваивает
новые
виды
деятельности,
участвует
в
творческом процессе.
Регулятивные:
п л а н и руе т
в
с от руд н и ч е с т в е
с
у ч и т е л е м
и
одноклассниками
или
самостоятельно
необходимые
действия,
действует
по
плану.
Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную информацию, а
также самостоятельно находит ее в материалах учебников.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания с
учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1.
Объявление темы, постановка цели урока учащимися
2. Постановка и решение проблемы (формулируется вопрос)
-
Что
такое
нравственность,
какие
категории
подходят
под
данное
определение? Ответы учеников фиксируются в виде схемы, в результате
чего
появляется
опорная
схема
ответа.
Далее,
предоставляется
слово
ученику (индивидуальное домашнее задание).
Краткие выдержки от ответа: С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать
баллады.
Именно
в
первые
два
десятилетия
ХIХ
в.
творчество
поэта
достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит
в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности.
Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак,
Жуковский
—
поэт-романтик.
Большую
известность
приносят
поэту
баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь»,
«Кубок» и другие.
- Как вы понимаете определение поэт-романтик? Ответ фиксируется в виде
выдержек.
3.
Создание проблемной ситуацию, побуждение к выдвижению гипотезы и
ее проверки. Работа с термином Баллада
- Что это за жанр баллада? Докажите, что предложенный
текст является
балладой.
Прочитаем и запишем в тетрадь определение баллада.
4. Продуктивное задание. Работа по статье «Из истории создания баллады
«Кубок». Заполнение карточки и оглашение результата.
5. Проверка домашнего задания (заранее ученикам предлагалось написать
план баллады).
6.
Презентационный
материал
(индивидуальное
домашнее
задание)
предлагается в качестве подведения итогов.
7.Итог
урока:
В.Г.Белинский
писал:
«одухотворив
русскую
поэзию
романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей
возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Как вы
понимаете данные слова?
8.
Рефлексия.
Что
вы
нового,
положительного
узнали
на
уроке,
что
было
отрицательным, а что интересным?
+
-
интересно
9.
Домашнее
задание:
Творческая
работа
в
группах.
Создание
коллажа
титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита
учащимися своих работ).
Опираясь
на
материал
урока,
можно
сделать
вывод,
что
технология
проблемного
диалога
обеспечивает
творческое
усвоение
знаний
через
постановку
и
решение
проблемы,
проговаривание
знаний,
формулировку
выводов, заполнение карточек (продуктивные задания), создание схем, таблиц,
кратких
записей
и
создание
продукта
-
коллажа
титульного
листа
к
произведению.
В
отличие
от
традиционных
уроков,
на
уроке
проблемного
диалога
учащиеся
сами
являются
открывателями
знаний,
ребята
сообщают
цель,
отвечают
на
вопросы,
размышляют,
создают
и
защищают
продукты,
проекты.
Данная
методика
способствует
развитию
некоторых
принципов:
открытые собственные знания
всем интересны и понятны, учащиеся учатся
самостоятельно
думать,
выражать
мысли
–
коммуникативно
развиваться,
приобретают необходимые личностные качества (становятся смелее, увереннее
при ответах, умеют слушать друг друга и соглашаются), что необходимы для
развития функциональной грамотности, применения полученных знаний на
практике.