Автор: Чернышева Ирина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Населённый пункт: село Нижний Карачан
Наименование материала: статья
Тема: Влияние компьютерных игр на поведение подростков
Раздел: среднее образование
«Влияние
компьютерных
игр
на
поведение подростков.»
Социальные,
экономические,
интеллектуальные
проблемы
современного
общества
оказывают
существенное
влияние
на
ли ч н ос т н ое
раз в и т и е
и
поведен и е
п о д р а с т а ю щ е г о
поколения.Всемирная информация и компьютеризация позволяют
современному человеку
идти
в ногу со временем.Однако особую
тревогу
вызывают
влияние, зависимость человека, в частности
подрастающего
поколения,
от
компьютеризации,
что
ведет
к
отчужденности,
цинизму,
духовной
опустошонности
многих
подростков.
Среди концепции
психологии, обьясняющих природу, структуру и
функции агрессивности и агрессивного поведения человека, особое
значение имеют концепции З.Фрейда и Л.Лоренца – представителей
психоанализа,
Э.Фромма,
рассматривающего
доброкачественную
агрессию и деструктивность.Все эти авторы исследовали природу
агрессивности
человека
и понимали под агрессией
причинение
вреда другому человеку, животному или предмету.
Рассматривая проблему агрессивного поведения подростков,
исследователи обращают внимание на то, что этот
возраст – не
только биологическая, но и социальная категория, когда происходит
усиленное усвоение социальных ценностей, становление жизненной
позиции, начинают все более ярко проявляться как позитиные, так и
негативные стороны формирующейся личности.
Исследование агрессивного поведения подростков на фоне влияния
компьютерных
игр,
которое
проводилось
в
школах
Воронежской
области, в двух сформированных группах подростков 12-14 лет
(первая –подростки, увлекающиеся компьютерными играми; вторая –
подростки, не увлекающиеся компьютерными играми), что подростки
в
первой
группе
при
выборе
игр
руководствуются
своим
пристрастием,
знанием
игры,
ее
современностью,
однако
предпостение играм с агрессивным характером (« Аркады» - 63%,
«Стратегии» -57%). Анализ результатов проведенного эксперимента
( с использованием методики Бассе- Дарке, методик « Агрессивное
поведение» и «Личностная агрессия» П.Ковалева) позволяет сделать
следующие выводы:
1.При
воздействии
компьютерных
игр
на психику подростка
увеличиваются
раздражительность, подозрительность, негативные
проявления со стороны играющего.
2.Подростки, играющие в компьютерные игры, чаще всего чувствуют
себя
виноватыми
в
незначительных
детских
шалостях
либо
в
проигрыше.
3.У
играющих
в
компьютерные
игры
подростков
наиболее
проявляется негативизм к окружающему миру (ссоры с близкими,
крики,проклятия, унижение других).
4.Такого рода подростки применяют не только словесные формы
агрессии, но и физическое.Это можно заметить, наблюдая играющего
и
проигрывающего
в виртуальной игре. Подросток
кричит, бьет
предметы вокруг себя, выплескивает свой гнев на окружающих.
5.При
длительном увлечении компьютерными играми
у подростка
формируется эффект длительного воздействия игры во времени.т.е.,
прекращая
игру,
подросток
некоторое
время
находится
в
виртуальном мире (в зависимости от психики период выхода из игры
разный).
Таким
образом,
можно
с
уверенностью
утверждать,
что
компьютерные
игры
оказывают
негативное
влияние
на
формирование агрессивного поведения подростков.
Работающим
с
подростками,
подверженными
агрессивности
в
результате
зависимости
от
компьютера,
можно
рекомендовать
следующее:
Родителям желательно участвовать
в подборе игр, говорить с
подростками о недопустимости агрессивного поведения в реальной
жизни, о его возможных последствиях не только для самого ребенка,
но и лля окружающих
Педагогам
необходимо
проводить
беседы с
родителями об
организации досуга детей, поскольку ввиду их занятости дети часто
предоставлены
сами
себе,
а
заполнение
свободного
времени
осуществляется
с
помощью
компьютерных
игр,
большинство
из
которых агрессивны.
Беседуя
с
подростком,педагог
должен
обьяснить,
что
игры
на
компьютере способствуют развитию быстроты машления и принятия
рещения, а также развивают моторику рук. Но они могут оказывать
негативное
влияние
на
морально
–этическое
развитие
личности
подростка, и у него формируется представление о том, что агрессия,
жестокость по отношению к другим – общепринятый способ общения
во взрослом мире.
Школьные психологи в своей практике могут применять тренинги,
цель которых – развитие навыков общения, умения сотрудничать с
другими детьми и взрослыми.
Социальные педагоги - эффективны в работе беседы с родителями
и самими подростами.
Для снятия агрессивности можно использовать психологическую игру,
в
ходе
которой
развиваются
навыки
восприятия
партнера
по
общению, раскрываются сильные стороны характера, приобретаются
навыки высказывания и принятия обратных связей.
Очень
важно,
работая
с
подростком,
научить
его
противостоять
мнению
группы
антисоциальных
ровестников.Работе
школьного
психолога, социального педагога ,учителя,
классного руководителя
помогут
тренинги,
упражнения
для
коррекции
и
профилактики
агрессивного поведения. Но самое главное - дать подростку понять,
что его проблема волнует не только его самого, но и окружающих
людей, которые сопереживают
ему. Иногда
одно слово способны
помочь больше любой коррекционной программы.
Литература.
1.
Влияние
компьютерных
технологий
на
здоровье
пользователя.
Жураковская
А.Л.
//
Вестник
Оренбургского
государственного
университета. – 2002, № 2. – С.169-173.
2.
Диагноз – Интернет-зависимость // Янг К.С. Мир Интернет / 2000, №2.
3.
Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Войскунский А. Е.
Социальные
и
психологиче ские
по следствия
п р и м е н е н и я
информационных технологий: материалы конференции. М., 2001.
4.
Зависимость
от
компьютера
//
Решетникова
О.
Школьный
психолог.
2006, №19.
5.
Компьютерные
игры:
новая
область
психологических
исследований.
Шапкин А. Психологический журнал, 1999. №1.
6.
Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. –
М.: Педагогика-Пресс, 1996.
7.
Психологическая
модель
Интернет-зависимости
личности
/
А.
Г.
Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков /Мир психологии.– 2004.– № 1.
8.
Увлечение или диагноз?/ Дмитриева У. Школьный психолог. 2008, №1.