Напоминание

Влияние компьютерных игр на поведение подростков


Автор: Чернышева Ирина Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Населённый пункт: село Нижний Карачан
Наименование материала: статья
Тема: Влияние компьютерных игр на поведение подростков
Раздел: среднее образование





Назад




«Влияние

компьютерных

игр

на

поведение подростков.»

Социальные,

экономические,

интеллектуальные

проблемы

современного

общества

оказывают

существенное

влияние

на

ли ч н ос т н ое

раз в и т и е

и

поведен и е

п о д р а с т а ю щ е г о

поколения.Всемирная информация и компьютеризация позволяют

современному человеку

идти

в ногу со временем.Однако особую

тревогу

вызывают

влияние, зависимость человека, в частности

подрастающего

поколения,

от

компьютеризации,

что

ведет

к

отчужденности,

цинизму,

духовной

опустошонности

многих

подростков.

Среди концепции

психологии, обьясняющих природу, структуру и

функции агрессивности и агрессивного поведения человека, особое

значение имеют концепции З.Фрейда и Л.Лоренца – представителей

психоанализа,

Э.Фромма,

рассматривающего

доброкачественную

агрессию и деструктивность.Все эти авторы исследовали природу

агрессивности

человека

и понимали под агрессией

причинение

вреда другому человеку, животному или предмету.

Рассматривая проблему агрессивного поведения подростков,

исследователи обращают внимание на то, что этот

возраст – не

только биологическая, но и социальная категория, когда происходит

усиленное усвоение социальных ценностей, становление жизненной

позиции, начинают все более ярко проявляться как позитиные, так и

негативные стороны формирующейся личности.

Исследование агрессивного поведения подростков на фоне влияния

компьютерных

игр,

которое

проводилось

в

школах

Воронежской

области, в двух сформированных группах подростков 12-14 лет

(первая –подростки, увлекающиеся компьютерными играми; вторая –

подростки, не увлекающиеся компьютерными играми), что подростки

в

первой

группе

при

выборе

игр

руководствуются

своим

пристрастием,

знанием

игры,

ее

современностью,

однако

предпостение играм с агрессивным характером (« Аркады» - 63%,

«Стратегии» -57%). Анализ результатов проведенного эксперимента

( с использованием методики Бассе- Дарке, методик « Агрессивное

поведение» и «Личностная агрессия» П.Ковалева) позволяет сделать

следующие выводы:

1.При

воздействии

компьютерных

игр

на психику подростка

увеличиваются

раздражительность, подозрительность, негативные

проявления со стороны играющего.

2.Подростки, играющие в компьютерные игры, чаще всего чувствуют

себя

виноватыми

в

незначительных

детских

шалостях

либо

в

проигрыше.

3.У

играющих

в

компьютерные

игры

подростков

наиболее

проявляется негативизм к окружающему миру (ссоры с близкими,

крики,проклятия, унижение других).

4.Такого рода подростки применяют не только словесные формы

агрессии, но и физическое.Это можно заметить, наблюдая играющего

и

проигрывающего

в виртуальной игре. Подросток

кричит, бьет

предметы вокруг себя, выплескивает свой гнев на окружающих.

5.При

длительном увлечении компьютерными играми

у подростка

формируется эффект длительного воздействия игры во времени.т.е.,

прекращая

игру,

подросток

некоторое

время

находится

в

виртуальном мире (в зависимости от психики период выхода из игры

разный).

Таким

образом,

можно

с

уверенностью

утверждать,

что

компьютерные

игры

оказывают

негативное

влияние

на

формирование агрессивного поведения подростков.

Работающим

с

подростками,

подверженными

агрессивности

в

результате

зависимости

от

компьютера,

можно

рекомендовать

следующее:

Родителям желательно участвовать

в подборе игр, говорить с

подростками о недопустимости агрессивного поведения в реальной

жизни, о его возможных последствиях не только для самого ребенка,

но и лля окружающих

Педагогам

необходимо

проводить

беседы с

родителями об

организации досуга детей, поскольку ввиду их занятости дети часто

предоставлены

сами

себе,

а

заполнение

свободного

времени

осуществляется

с

помощью

компьютерных

игр,

большинство

из

которых агрессивны.

Беседуя

с

подростком,педагог

должен

обьяснить,

что

игры

на

компьютере способствуют развитию быстроты машления и принятия

рещения, а также развивают моторику рук. Но они могут оказывать

негативное

влияние

на

морально

–этическое

развитие

личности

подростка, и у него формируется представление о том, что агрессия,

жестокость по отношению к другим – общепринятый способ общения

во взрослом мире.

Школьные психологи в своей практике могут применять тренинги,

цель которых – развитие навыков общения, умения сотрудничать с

другими детьми и взрослыми.

Социальные педагоги - эффективны в работе беседы с родителями

и самими подростами.

Для снятия агрессивности можно использовать психологическую игру,

в

ходе

которой

развиваются

навыки

восприятия

партнера

по

общению, раскрываются сильные стороны характера, приобретаются

навыки высказывания и принятия обратных связей.

Очень

важно,

работая

с

подростком,

научить

его

противостоять

мнению

группы

антисоциальных

ровестников.Работе

школьного

психолога, социального педагога ,учителя,

классного руководителя

помогут

тренинги,

упражнения

для

коррекции

и

профилактики

агрессивного поведения. Но самое главное - дать подростку понять,

что его проблема волнует не только его самого, но и окружающих

людей, которые сопереживают

ему. Иногда

одно слово способны

помочь больше любой коррекционной программы.

Литература.

1.

Влияние

компьютерных

технологий

на

здоровье

пользователя.

Жураковская

А.Л.

//

Вестник

Оренбургского

государственного

университета. – 2002, № 2. – С.169-173.

2.

Диагноз – Интернет-зависимость // Янг К.С. Мир Интернет / 2000, №2.

3.

Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Войскунский А. Е.

Социальные

и

психологиче ские

по следствия

п р и м е н е н и я

информационных технологий: материалы конференции. М., 2001.

4.

Зависимость

от

компьютера

//

Решетникова

О.

Школьный

психолог.

2006, №19.

5.

Компьютерные

игры:

новая

область

психологических

исследований.

Шапкин А. Психологический журнал, 1999. №1.

6.

Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. –

М.: Педагогика-Пресс, 1996.

7.

Психологическая

модель

Интернет-зависимости

личности

/

А.

Г.

Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков /Мир психологии.– 2004.– № 1.

8.

Увлечение или диагноз?/ Дмитриева У. Школьный психолог. 2008, №1.



В раздел образования