Напоминание

"Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности"


Автор: Долгая Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ "Центр детско-юношеского творчества"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детско-юношеского творчества»

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на методич.совете Директор МБУ ДО «ЦДЮТ»

Протокол №___ от _____2013 ________ С.Е. Шайхатарова

Методическая разработка

на тему:

«

Развитие творческих способностей дошкольников посредством

театрально-игровой деятельности

»

Составитель:

(Долгая .О.В.)

Г. Альметьевск, 2016 год

Пояснительная записка

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо

использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного

развития ребёнка.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей дошкольников —

это составная часть социально – экономических и духовных направлений

современного общества.

Реализация творческой деятельности и творческих способностей дошкольников в

нашей студии решается и в процессе театрализованной деятельности. Что

позволяет решать многие образовательные задачи, касающиеся формирования

выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического

восприятия.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения,

благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет

нравственную направленность. Театр — мощное педагогическое и

психотерапевтическое средство. Данное искусство близко и понятно детям, ведь в

его основе лежит игра. На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является

ярким эмоциональным средством, формирующим эстетическую культуру ребенка,

воздействуя на его сознание различными средствами: словом, действием,

музыкой. Так же развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к

литературе, искусству, совершенствует артистические навыки, формирует

нравственное «здоровье», поэтому в своей педагогической деятельности

необходимо отдавать приоритет развитию творческих способностей и

нравственных качеств детей средствами театрального искусства.

В детском коллективе важно создать атмосферу свободного выражения чувства

мыслей, поощрять желание быть не похожими на других, разбудить фантазию,

постараться реализовать способности.

Каждый год в приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и

замкнутые. Но всех их объединяет одно - они удивляются и восхищаются всё

меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых

игровые приставки. Как же разбудить их души? Размышляя над этим, я пришла к

выводу, что помочь могут театрализованные игры. Ведь вся жизнь детей

насыщена игрой, Потому что она связывает друг друга между собой детей со

взрослыми в единое целое. В игре ребенок не только получает информацию об

окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и

учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой

активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи,

мимики, то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас

особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас

актуально. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски,

звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль

заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается

диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам,

сопереживать им, ставить себя на место персонажей, находить способы помощи,

так же помогают преодолевать застенчивость, неуверенность в себе, робость,

стеснительность. Театрализованная деятельность также формирует нравственные

качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную

направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость,

неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка

всесторонне.

Считаю, что тема «Развитие творческих способностей детей средством

театрально-игровой деятельности», в настоящее время особо актуальна.

В чём же её актуальность?

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С

этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность

чувствовать, думать и творить.

Цель работы - создать максимально благоприятные условия для развития

творческих способностей детей.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1. Поддерживать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их

участие в ней.

2. Вести детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых

существ и развивать умение выразить своё, учить передавать мимикой, позой,

жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый,

удивлённый) .

3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить

последовательность событий в знакомых произведениях.

4. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения:

учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Также использую в работе следующие методы и приёмы обучения:

Показ и объяснение;

Знакомство с правилами игр и их разучивание;

Рассматривание предметов и атрибутов;

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Беседы;

Вопросы;

Заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок ;

Пальчиковая гимнастика;

Загадывание и отгадывание загадок;

Работа над этюдами;

Имитация движений и звукоподражание.

Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в

процессе и после постановки.

Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним,

пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

Игры - драматизации

Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики,

артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации

Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для

самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого

Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания

произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя

произведения, смена характера или действия.

Интеграция в художественно-эстетическую область развития: рисование, лепка,

аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография,

рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.

Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и

упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под

музыку.

Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и

мелкого конструктора, конструктора «Лего» и бумаги. Сенсорное развитие –

моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)

Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы.

Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры,

пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Первый этап:

Включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и

атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на

целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности

детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для

инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение

произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию

произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми

(пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным

театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации,

опробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее

предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной

деятельности.

Второй этап:

Целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля,

выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над

ролью:

Выразительное чтение литературного произведения

Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)

Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их

внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.) .

Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом,

дорога и т. п.)

Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей

интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом,

приняв на себя определенную роль

Распределение ролей

Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки

Работа над ролью

составление словесного портрета героя

фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,

придумывание его любимых блюд, занятий, игр

сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

инсценировкой, анализ придуманных поступков героя

работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает).

Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста

- работа над речью

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных

действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его

положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики,

интонации

- работа над характером роли

- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером

роли

Третий этап:

посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных

билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д.

Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка

костюмов. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап:

. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для

родителей, презентация опыта коллегам.

Из практики работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается

детьми легче и проще, быстрее, если её обыграют. Поэтому театрализованная

деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведения

занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не

всегда бывают интересны, и следовательно, не играют особой роли в его

развитии. Например: знакомя детей с представлением деления предмета на

равные части по математике можно очень много времени потратить на

объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой

из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге

результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее. Благодаря

необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как

естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет

детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

При обучении детей средствам речевой выразительности, использую, знакомые и

любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного

ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно

разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными

средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения)

Но не сразу и не каждый ребёнок согласен был выступать в той или иной роли

какого-либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и

социальные навыки поведения старалась строить работу так, чтобы каждый

ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.

Для этого в группе созданы благоприятные условия:

Имеется уголок театрализованной деятельности. В нём широко представлены:

- различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр на

фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр)

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы, набор

кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит)

Также в группе есть книжный уголок, музыкальный центр.

Переспективу работы вижу в том, чтобы сформировать у детей чувство

причастности к театру, как виду большого искусства. В том, чтобы от возраста к

возрасту у ребёнка увеличивался объём представлений, знаний изобразительных

умений через своё понимание мир, свой личный опыт, через своё «Я». Чтобы

познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит,

свои особенности, индивидуальность и способствовало развитию его духовности.

Наша работа не направлена на то, чтобы воспитывать из детей артистов –

профессионалов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут

творчески относиться к своему делу. Чем раньше мы начинаем работу с детьми по

развитию творческих способностей средствами театрального искусства, тем

больших результатов можно достигнуть. Каждый ребенок талантлив изначально,

нам театр дает возможность выявить и развить в нем то, что заложено природой.

Список используемой литературы.

1. Алексеевская Н. «Домашний театр», 2000 год, Москва.

2. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольника», 1991 год,

Просвещение.

3. Баландина Л. А. «Риторика для малышей»

4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 год.

5. Выготский Л. С. «Воображение и творчество», 1967 год.

6. Генов В. Г. «Театр для малышей».

7. Горбушина Л. А. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного

возраста», 1893 год.

8. Караманенко Т. Н. и Ю. Г. «Кукольный театр дошкольникам», 1982 год.

9. Менжерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», 1982 год.

10. Мирясова В. И. «Играем в театр».

11. Сорокина И. Ф. «Играем в кукольный театр», 2001 год.

12. Чистякова М. «Психогимнастика», 1990 год.



В раздел образования