Напоминание

"Социализация подростков"


Автор: Филимонова Галина Федоровна
Должность: заведующий приемным отделением прием в стационар
Учебное заведение: СПб ГБУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социализация подростков"
Раздел: среднее образование





Назад




Филимонова Галина Федоровна

Заведующий отделением приема

(прием в стационар)

СПб ГБУ СОН

«Центр социальной помощи семье и детям

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»

Программа социализации подростка

Программа социализации создается учитываая возрастные особенности подростков и

основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые

российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в

современной России.

Цель программы: способствовать успешной социализации детей подросткового

возраста 11-12 лет.

обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством

социально-педагогической

и

социально-культурной

поддержки

их

собственных

усилий,

направленных

на

обретение

своей

личностной,

гражданской

и

социокультурной идентичности;

обретение

воспитанниками

способности

операционально

владеть

набором

программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной

традиции и перспектив ее развития, а также усвоение (интериоризация) ими тех

знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают.

Задачей социализации:

согласовывать

самооценки

и

притязания

с

возможностями

их

реализации

в

социальной среде;

уметь создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.

Укрепление семейных ценностей, формирование атмосферы эмоционального тепла

в семье и любви к родителям,

Развитие чувства сострадания и милосердия

Развитие чувства патриотизма, любви к Родине и толерантности.

Освоение норм и правил общественного поведения,

Приобретение

навыков

общения

со

сверстниками,

развитие

коммуникативной

культуры

Формирование навыков здорового образа жизни.

Формирование и развитие творческого потенциала подростка.

Формирование у детей интереса к учению и уважительного отношения к учителю.

Социализация,

будучи,

по

своей

природе

всеобъемлющим

и

универсальным

процессом, способна, при правильной организации, привести к позитивным результатам

практически

во

всех

сферах

деятельности,

где

человек

взаимодействует

с

другим

человеком,

с

группой

людей,

большим

коллективом,

обществом

и,

опосредованно,

человечеством (особенно в условиях глобализации, когда так называемые «глобальные

проблемы человечества» начинают затрагивать каждого жителя Земли).

В

подростковом

возрасте

становятся

актуальными

все

названные

уровни

социальной самоидентификации – от микрогруппы близких друзей до очно не знакомых

блогеров в других частях света. Важно подчеркнуть при этом, что и сами эти «круги

общения», и социокультурные формы, в которых это общение протекает, находятся для

тинэйджеров в состоянии становления: связи часто еще не устойчивы, способны быстро

возникать

и

столь

же

быстро

распадаться,

подросток

«широким

неводом»

ищет

референтных ему людей (очень часто старше и опытнее себя), выступающих фактически

новыми агентами его дальнейшей интенсивной социализации. Поэтому в отношении

подросткового

возраста

говорить

о

результатах

социализации

как

о

чем-то

уже

окончательно утвердившемся, нельзя. Процесс продолжается, и в этом отношении его

интенсивность и сам факт того, что он имеет позитивный вектор направленности, с

полным

основанием

может

рассматриваться

как

уже

состоявшийся

очень

важный

результат.

Она связана с тем, что любой человек наделен от природы (на генном уровне)

многими

только

ему

присущими

особенностями,

которые

в

значительнейшей

мере

предопределяют его склонности, тип реакций, черты характера и др. Этот фактор имеет

исключительное значение в процессе социализации. Подросток-сангвиник и подросток-

меланхолик могут

очень по-разному проявлять свое отношение к одному и тому же

обстоятельству, при том, что само отношение (т.е. позиция) у обоих будет одинаковой.

Подобные

несовпадения

эмоционально-поведенческих

проявлений,

особенно

при

установке

воспитателя

на

активный

тип

реакции,

чреват

ошибочной

оценкой

«полученного результата». Отсюда – принципиальное требование к оценке результатов

социализации: фиксация не внешней «активности» подростка, не произносимых им слов,

а его реальной социальной позиции, ее устойчивости и мотивированности. Социальная

позиция человека может проявляться только в деятельности (или ее отсутствии), и именно

в

формах,

способах

и

содержании

этих

проявлений

фиксируются

те

результаты

социализации,

которые,

с

учетом

сказанного,

можно

трактовать

как

персональную

включенность

подростков

в

реальную

позитивную

социальную

и

социокультурную

практику. Это – важнейший генеральный результат социализации учащихся подросткового

возраста.

Личное участие подростков в видах деятельности:

-

участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и достояния и

подготовка публичных презентаций по этой работе;

-

участие

в

выставках

изобразительного

и

фотоискусства,

в

конкурсах

юных

журналистов и т.д., посвященных актуальным социальным проблемам родного края;

- участие в исследовательских проектах (возможно, с участием и под руководством

старших школьников или взрослых), посвященных изучению на местном материале таких

феноменов, как

проблематика востребованных и невостребованных профессий, трудоустройства,

заработной платы;

проблематика

социального

здоровья

(преступности,

употребления

наркотиков,

алкоголизма и их социальных последствий);

проблематика уровня и качества жизни местного населения;

этнокультурные сообщества (народы), проживающие в родном краю (в том числе

мигранты), их традиции и праздники; личное участие в развитии межкультурного

диалога;

экологическая проблематика;

проблематика местных молодёжных субкультур и мн. др.

Процесс

социализации

по

своей

природе

тотален

(происходит

постоянно

и

воздействует

на

человека

во

всех

отношениях).

Поэтому

назначение

Программы

социализации – привнести в этот процесс вектор направляемой и относительно социально

контролируемой

социализации

и

этим

помочь

подростку

понять,

как

он

сам

может

управлять своей социализацией в дальнейшем, сознательно выстраивая

собственный

баланс между своей адаптированностью к обществу (имеется в виду мера согласованности

самооценок и притязаний человека с его возможностями в реалиях наличной социальной

среды) и обособленностью от общества (имеются в виду ценностная, психологическая,

эмоциональная и поведенческая автономии личности).

Мероприятия

Участники

Цель

Составления

генеологического

дерева

семьи

Создание герба семьи

Выбор девиза семьи

Подготовка и празднование

Нового года. Изготовление

п о д а р к о в

д р у з ь я м

и

близким,

украшение

елки,

кварт иры ,

п о д г о т о в к а

карнавального

костюма,

концерта

Дни

рождения

ч л е н о в

семьи

Дети,

члены

семьи,

друзья

-

Формирование

с емейных

ценностей

-

Формирование

атмосферы

эмоционального тепла в семье и

любви

к

родителям,

другим

членам семьи.

-

Формирование

интереса

к

прошлому и настоящему семьи.

-

Формирование

кул ьт у р ы

семейного празднования

-

Подготовка

коцерта

и

театрализованного

п р е д с т а в л е н и я

д л я

пенсионеров,

ветеранов

войны…

Акция «Первоклассник»

Педагоги, дети,

Формирование

сострадания,

милосердия и инициативы по

отношению к другим людям.

-День Отечества.

-Празднование Дня победы

-Концерт

для

в е т е р а н о в

«Синий платочек»

-

Экскурсии

по

местам

боевой славы, к монументам

Победы.

-Конкурс

проектов

«Герой

нашего времени»

-Вечер

памяти

погибшим

в

ВОВ

-Театрализованная постановка

«День снятия блокады»

Д е т и ,

д р у з ь я ,

родители, педагоги

-

Р а з в и т и е

у

ч у в с т в а

патриотизма

- Знакомство с историей страны.

Знакомство с историей Великой

Отечественной войны, привитие

уважения к ветеранам войны.

-Участие

в

п р а зд н и ке

“День рождения города”.

-Пешеходная экскурсия по

городу всей семьей.

У ч а с т и е

в

в ы с т а в к и

детских работ « Рекорде » «

М о й

с л а в н ы й

г о р о д -

Петербург»,

посвященная

дню

основания

Санкт-

Петербурга

-Религиозные чтения.

-Беседа-экскурсия

«Санкт-

П е т е р б у р г

Д е т и ,

д р у з ь я ,

родители, педагоги

-

Знакомство

с

и с т о р и е й ,

традициями,

а р х и т е к ту р о й

родного

города.

О с во е н и е

традиций семьи, города, своего

народа.

-Знакомство

с

о с н о в н ы м и

мировыми религиями.

-Развитие чувства толерантности

у

у в а ж е н и я

к

д р у г и м

национальностям

-Знакомство

детей

с

другими

расами и народами, их культурой

и традициями.

многонациональный город»

-Дни киргизской, армянской и

т.д. культуры

- О р г а н и з а ц и я

ко н к у р с а

и н с ц е н и р о в о к

« С к а з к и

народов мира»

-Беседы

о

психологии

межличностного общения.

-

Ролевые

игры

и

игры-

тренинги, направленные на

развитие коммуникативных

навыков

-Игра-конкурс: “Умеешь ли

ты дружить?”

- П р а з д н и к :

“ С

д н е м

рождения,

сентябрята”

т.д.)

-Торжественная церемония

открытия нового учебного

года.

-Огонек: “Как мы провели

лето”.

-

- П е р в о а п р е л ь с к и й

праздник: “Юморина”.

-Праздник игры и игрушки.

-Прощальный

огонек

по

окончании учебного года

Д е т и ,

д р у з ь я ,

родители

-Приобретение навыков общения

со сверстниками, приема гостей.

-Осознание ценности общения.

- Ф о р м и р о в а н и е

к у л ь т у р ы

общения

с

п р е о бл а д а н и е м

о д о б р е н и я

и

п о д д е р ж к и

окружающих, инициирования их

активности.

-Создание

веселой

дружеской

атмосферы в классе.

-Формирование

доброжелательного отношения к

с в е р с т н и к а м ,

а т м о с ф е р ы

взаимопомощи.

-Беседы

о

вреде

курения,

алкоголя, наркомании.

-Беседы

о

здоровье

и

здоровом образе жизни.

-Занятия

по

оказ анию

п е р в о й

м е д и ц и н с к о й

помощи .

-Систематические

занятия

в спортивной секции.

-День здоровья

-Спортивные

подвижные

игры.

-Летняя спартакиада.

-Зимняя спартакиада.

-Семейный

спортивный

праздник: “Дальше, выше,

сильнее”.

-Военно-спортивная

игра:

“Зарница“.

Д е т и ,

д р у з ь я ,

родители, педагоги

-Формирование здорового образа

жизни.

-

Осознание необходимости в

здоровом образе жизни.

-

Приобретение

знаний

о

в р ед н ы х

п р и в ы ч ка х

и

и х

последствий для здоровья

- Физическое развитие, закалка

организма,

научение

владеть

своим

телом

и

координировать

движения.

- К о н к у р с

п р о е к т о в

«Путешествие в прошлое»

-Конкурс

рисунков:

“Мой

мир».

- В ы с т а в к а

п о д е л о к

и з

Дети,

члены

семьи,

друзья, педагоги

-

Формирование

и

развитие

т в о р ч е с к о г о

п о т е н ц и а л а

подростка.

-

Р а з в и т и е

с п о с о б н о с т и

во спринимать

вокруг

с е бя

п р и р о д н о г о

м а т е р и а л а

«подарки дедушки АУ»

-Музыкальные вечера.

- Викторина «Узнай музыку»

-Создание театра в класса и

конкурс

театрализованных

постановок

Конкурс

инсценированной

песни .

- Поэтические вечера.

-

Смотр-конкурс

семейных

театрализованных

постановок.

- Конкурс «Твой талант»

-Концерт: “ Таланты нашего

класса” .

-Фотовернисаж.

Выставка

фоторабот.

- Конкурс коллекций .

- Ко н ку р с

д и з а й н е р с к и х

проектов «Мой будущий дом»

-Конкурс

юных модельеров

«Вперед в будущее»

- Систематические занятия (на

выбор

ребенка

1-2

видами

деятельно сти)

м у з ы ко й ,

ж и в о п и с ь ю ,

д р а м о й ,

хореографией,

моделированием,

п р и к л а д н ы м и

в и д а м и

деятельности.

прекрасное,

передать

его

в

рисунках, музыке и т. п.

- Проведение праздников

« Д е н ь

у ч и т е л я » ,

«Профессия учитель»

-

Ко н к у р с

п р о е к т о в -

с о ч и н е н и й

« У ч и т е л ь

будущего: какой он?»

-

Театрализованный

вечер

«Начальная

школа-время

чудесное»

-Праздник:

“Книжкина

неделя”.

- И г р а - в и к т о р и н а

п о

предметам

“Что,

где,

когда?”

-Домашняя лаборатория.

-Исследование

загадочных

явлений.

-Математическая

др.

)

олимпиада.

-Викторина: “По страницам

любимых произведений”.

Д е т и ,

у ч и т е л я ,

родители

-

Ф о р м и р о в а н и е

уважительного

отношения

к

учителю.

-

Получение

новых

знаний

о

человеке, природе, окружающей

действительности,

о

точных

и

г у м а н и т а р н ы х

н а у к а х .

-

Формирование у детей интереса

к

учению.

Развитие

навыков

выражения

своих

мыслей

и

чувств.

- Формирование познавательной

активности

и

стремления

к

совершению открытий.

-Викторина:

“Путешествие

в страну знаний”

- В и кто р и н а :

“ В

м и р е

мудрых слов”. -

- Ко н к у р с

н а

л у ч ш и й

рассказ, стихи.

-Игра-конкурс: “Что я знаю

и умею, что хочу знать и

уметь”.

Программа направлена прежде всего на:

1. Расширение и углубление практических

представлений о формальных и

неформальных нормах и отношениях, определяющих состояние местного социума;

о

возможностях участия граждан в общественном управлении, практическое знакомство с

их деятельностью в родной школе, поселении, муниципалитете; с учетом возрастных и

познавательных способностей.

2. Практико-ориентированные представления о правах и обязанностях гражданина

России;

непосредственное

знакомство

с

реализацией

этих

прав

на

примере

старших

членов

семьи

и

других

взрослых,

принадлежащих

различным

социальным

и

социокультурным сферам.

3. Развитие интереса к общественным явлениям и превращение его в значимую

личностно-гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе, в

том

числе

через

персональное

участие

в

доступных

проектах

и

акциях;

введение

в

кругозор

подростков

таких

документов,

как

Всеобщая

декларация

прав

человека

и

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

4. Расширение и углубление представлений о национальных героях и важнейших

событиях истории России и её народов (особенно о тех событиях, которые отмечаются

как народные, государственные или важнейшие религиозные праздники).

5. Развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса,

школы, семьи, Центра; открытое аргументированное высказывание своей позиции по

различным спорным или социально негативным ситуациям;

6. Развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей и

взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в настоящее время;

развитие

способности

видеть

и

понимать

включенность

родной

и

других

культур

в

расширяющийся

межкультурный

диалог;

понимать

принципиальные

критерии

оценок

позитивности или негативности этого взаимодействия.

7. Развитие способности к рефлексии (критики) оснований деятельности – как своей, так и

других

людей,

прежде

всего

сверстников;

умение

ставить

себя

на

место

другого,

сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки даже при осознании

его неправоты;

8.Утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем людям - от

своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника, старшего независимо от его

внешнего вида (лица, одежды, физических особенностей);

установка на поддержку

деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе;

9.Сознательное принятие и утверждение в качестве личного императива установки на

бережное, гуманное отношение ко всему живому; посильное участие в природоохранной и

экологической деятельности; нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям

нашим меньшим со стороны других людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современном обществе происходят серьезные преобразования в деятельности всех

институтов

социальной

сферы,

ориентированной

на

создание

условий

для

развития

инициативной,

творческой

личности,

способной

не

только

выжить,

но

и

самореализоваться, проявлять социальную инициативу, действовать как активный субъект

преобразований в обществе.

Обобщив научную литературу по проблеме процесс социализации подростка , а так

же изучив исследования Мудрика А. В.и Титова Б.А. мы сделали выводы,что:

Социализация личности - это одно из ведущих понятий социальной педагогики.

Это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и

социальном уровнях. При этом процесс социализации подростка предполагает включение

его в систему общественных отношений и в тоже время самостоятельное воспроизведение

им этих отношений.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена

того общества, к которому он принадлежит. Соответственно и процесс социализации в

различных обществах, сохраняя определенную специфику.

Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом».

Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного

послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию.

Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно

если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть

всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».

Основные

направления

социализации

соответствуют

ключевым

сферам

жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной,

бытийной,

морально-нравственной,

межличностной.

Другими

ловами,

в

процессе

социализации

люди

обучаются

тому,

как

себя

вести,

эмоционально

реагировать

на

различные

ситуации,

переживать

и

проявлять

различные

чувства;

каким

образом

познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт;

каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в

межличностном общении и совместной деятельности.

Среди рассмотренных механизмов и феноменов процесса социализации наиболее

сильно влияют те, которые принадлежат к микрофакторам социализации. Среди них

основную роль играет семья, группа сверстников, воспитательные учреждения.

Чем

успешней

пройдет

социализация

в

подростковом

возрасте,

тем

более

подготовленный будет ребенок к формированию мировоззрения, тем легче ему будет

решать смысложизненные проблемы, задачи авторства в становлении своих способностей,

выбора профессии, выхода в самостоятельную жизнь.

Созданная

программа

социализации

призвана

«навести

мосты»

между

самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией,

между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами.. И

сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, помочь подросткам избежать социально-

психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а с другой –

подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми

на следующих этапах жизни.



В раздел образования