Автор: Филимонова Галина Федоровна
Должность: заведующий приемным отделением прием в стационар
Учебное заведение: СПб ГБУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социализация подростков"
Раздел: среднее образование
Филимонова Галина Федоровна
Заведующий отделением приема
(прием в стационар)
СПб ГБУ СОН
«Центр социальной помощи семье и детям
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»
Программа социализации подростка
Программа социализации создается учитываая возрастные особенности подростков и
основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые
российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в
современной России.
Цель программы: способствовать успешной социализации детей подросткового
возраста 11-12 лет.
обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством
социально-педагогической
и
социально-культурной
поддержки
их
собственных
усилий,
направленных
на
обретение
своей
личностной,
гражданской
и
социокультурной идентичности;
обретение
воспитанниками
способности
операционально
владеть
набором
программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной
традиции и перспектив ее развития, а также усвоение (интериоризация) ими тех
знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают.
Задачей социализации:
согласовывать
самооценки
и
притязания
с
возможностями
их
реализации
в
социальной среде;
уметь создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.
Укрепление семейных ценностей, формирование атмосферы эмоционального тепла
в семье и любви к родителям,
Развитие чувства сострадания и милосердия
Развитие чувства патриотизма, любви к Родине и толерантности.
Освоение норм и правил общественного поведения,
Приобретение
навыков
общения
со
сверстниками,
развитие
коммуникативной
культуры
Формирование навыков здорового образа жизни.
Формирование и развитие творческого потенциала подростка.
Формирование у детей интереса к учению и уважительного отношения к учителю.
Социализация,
будучи,
по
своей
природе
всеобъемлющим
и
универсальным
процессом, способна, при правильной организации, привести к позитивным результатам
практически
во
всех
сферах
деятельности,
где
человек
взаимодействует
с
другим
человеком,
с
группой
людей,
большим
коллективом,
обществом
и,
опосредованно,
человечеством (особенно в условиях глобализации, когда так называемые «глобальные
проблемы человечества» начинают затрагивать каждого жителя Земли).
В
подростковом
возрасте
становятся
актуальными
все
названные
уровни
социальной самоидентификации – от микрогруппы близких друзей до очно не знакомых
блогеров в других частях света. Важно подчеркнуть при этом, что и сами эти «круги
общения», и социокультурные формы, в которых это общение протекает, находятся для
тинэйджеров в состоянии становления: связи часто еще не устойчивы, способны быстро
возникать
и
столь
же
быстро
распадаться,
подросток
«широким
неводом»
ищет
референтных ему людей (очень часто старше и опытнее себя), выступающих фактически
новыми агентами его дальнейшей интенсивной социализации. Поэтому в отношении
подросткового
возраста
говорить
о
результатах
социализации
как
о
чем-то
уже
окончательно утвердившемся, нельзя. Процесс продолжается, и в этом отношении его
интенсивность и сам факт того, что он имеет позитивный вектор направленности, с
полным
основанием
может
рассматриваться
как
уже
состоявшийся
очень
важный
результат.
Она связана с тем, что любой человек наделен от природы (на генном уровне)
многими
только
ему
присущими
особенностями,
которые
в
значительнейшей
мере
предопределяют его склонности, тип реакций, черты характера и др. Этот фактор имеет
исключительное значение в процессе социализации. Подросток-сангвиник и подросток-
меланхолик могут
очень по-разному проявлять свое отношение к одному и тому же
обстоятельству, при том, что само отношение (т.е. позиция) у обоих будет одинаковой.
Подобные
несовпадения
эмоционально-поведенческих
проявлений,
особенно
при
установке
воспитателя
на
активный
тип
реакции,
чреват
ошибочной
оценкой
«полученного результата». Отсюда – принципиальное требование к оценке результатов
социализации: фиксация не внешней «активности» подростка, не произносимых им слов,
а его реальной социальной позиции, ее устойчивости и мотивированности. Социальная
позиция человека может проявляться только в деятельности (или ее отсутствии), и именно
в
формах,
способах
и
содержании
этих
проявлений
фиксируются
те
результаты
социализации,
которые,
с
учетом
сказанного,
можно
трактовать
как
персональную
включенность
подростков
в
реальную
позитивную
социальную
и
социокультурную
практику. Это – важнейший генеральный результат социализации учащихся подросткового
возраста.
Личное участие подростков в видах деятельности:
-
участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и достояния и
подготовка публичных презентаций по этой работе;
-
участие
в
выставках
изобразительного
и
фотоискусства,
в
конкурсах
юных
журналистов и т.д., посвященных актуальным социальным проблемам родного края;
- участие в исследовательских проектах (возможно, с участием и под руководством
старших школьников или взрослых), посвященных изучению на местном материале таких
феноменов, как
проблематика востребованных и невостребованных профессий, трудоустройства,
заработной платы;
проблематика
социального
здоровья
(преступности,
употребления
наркотиков,
алкоголизма и их социальных последствий);
проблематика уровня и качества жизни местного населения;
этнокультурные сообщества (народы), проживающие в родном краю (в том числе
мигранты), их традиции и праздники; личное участие в развитии межкультурного
диалога;
экологическая проблематика;
проблематика местных молодёжных субкультур и мн. др.
Процесс
социализации
по
своей
природе
тотален
(происходит
постоянно
и
воздействует
на
человека
во
всех
отношениях).
Поэтому
назначение
Программы
социализации – привнести в этот процесс вектор направляемой и относительно социально
контролируемой
социализации
и
этим
помочь
подростку
понять,
как
он
сам
может
управлять своей социализацией в дальнейшем, сознательно выстраивая
собственный
баланс между своей адаптированностью к обществу (имеется в виду мера согласованности
самооценок и притязаний человека с его возможностями в реалиях наличной социальной
среды) и обособленностью от общества (имеются в виду ценностная, психологическая,
эмоциональная и поведенческая автономии личности).
Мероприятия
Участники
Цель
Составления
генеологического
дерева
семьи
Создание герба семьи
Выбор девиза семьи
Подготовка и празднование
Нового года. Изготовление
п о д а р к о в
д р у з ь я м
и
близким,
украшение
елки,
кварт иры ,
п о д г о т о в к а
карнавального
костюма,
концерта
Дни
рождения
ч л е н о в
семьи
Дети,
члены
семьи,
друзья
-
Формирование
с емейных
ценностей
-
Формирование
атмосферы
эмоционального тепла в семье и
любви
к
родителям,
другим
членам семьи.
-
Формирование
интереса
к
прошлому и настоящему семьи.
-
Формирование
кул ьт у р ы
семейного празднования
-
Подготовка
коцерта
и
театрализованного
п р е д с т а в л е н и я
д л я
пенсионеров,
ветеранов
войны…
Акция «Первоклассник»
Педагоги, дети,
Формирование
сострадания,
милосердия и инициативы по
отношению к другим людям.
-День Отечества.
-Празднование Дня победы
-Концерт
для
в е т е р а н о в
«Синий платочек»
-
Экскурсии
по
местам
боевой славы, к монументам
Победы.
-Конкурс
проектов
«Герой
нашего времени»
-Вечер
памяти
погибшим
в
ВОВ
-Театрализованная постановка
«День снятия блокады»
Д е т и ,
д р у з ь я ,
родители, педагоги
-
Р а з в и т и е
у
ч у в с т в а
патриотизма
- Знакомство с историей страны.
Знакомство с историей Великой
Отечественной войны, привитие
уважения к ветеранам войны.
-Участие
в
п р а зд н и ке
“День рождения города”.
-Пешеходная экскурсия по
городу всей семьей.
У ч а с т и е
в
в ы с т а в к и
детских работ « Рекорде » «
М о й
с л а в н ы й
г о р о д -
Петербург»,
посвященная
дню
основания
Санкт-
Петербурга
-Религиозные чтения.
-Беседа-экскурсия
«Санкт-
П е т е р б у р г
–
Д е т и ,
д р у з ь я ,
родители, педагоги
-
Знакомство
с
и с т о р и е й ,
традициями,
а р х и т е к ту р о й
родного
города.
О с во е н и е
традиций семьи, города, своего
народа.
-Знакомство
с
о с н о в н ы м и
мировыми религиями.
-Развитие чувства толерантности
у
у в а ж е н и я
к
д р у г и м
национальностям
-Знакомство
детей
с
другими
расами и народами, их культурой
и традициями.
многонациональный город»
-Дни киргизской, армянской и
т.д. культуры
- О р г а н и з а ц и я
ко н к у р с а
и н с ц е н и р о в о к
« С к а з к и
народов мира»
-Беседы
о
психологии
межличностного общения.
-
Ролевые
игры
и
игры-
тренинги, направленные на
развитие коммуникативных
навыков
-Игра-конкурс: “Умеешь ли
ты дружить?”
- П р а з д н и к :
“ С
д н е м
рождения,
сентябрята”
(и
т.д.)
-Торжественная церемония
открытия нового учебного
года.
-Огонек: “Как мы провели
лето”.
-
- П е р в о а п р е л ь с к и й
праздник: “Юморина”.
-Праздник игры и игрушки.
-Прощальный
огонек
по
окончании учебного года
Д е т и ,
д р у з ь я ,
родители
-Приобретение навыков общения
со сверстниками, приема гостей.
-Осознание ценности общения.
- Ф о р м и р о в а н и е
к у л ь т у р ы
общения
с
п р е о бл а д а н и е м
о д о б р е н и я
и
п о д д е р ж к и
окружающих, инициирования их
активности.
-Создание
веселой
дружеской
атмосферы в классе.
-Формирование
доброжелательного отношения к
с в е р с т н и к а м ,
а т м о с ф е р ы
взаимопомощи.
-Беседы
о
вреде
курения,
алкоголя, наркомании.
-Беседы
о
здоровье
и
здоровом образе жизни.
-Занятия
по
оказ анию
п е р в о й
м е д и ц и н с к о й
помощи .
-Систематические
занятия
в спортивной секции.
-День здоровья
-Спортивные
подвижные
игры.
-Летняя спартакиада.
-Зимняя спартакиада.
-Семейный
спортивный
праздник: “Дальше, выше,
сильнее”.
-Военно-спортивная
игра:
“Зарница“.
Д е т и ,
д р у з ь я ,
родители, педагоги
-Формирование здорового образа
жизни.
-
Осознание необходимости в
здоровом образе жизни.
-
Приобретение
знаний
о
в р ед н ы х
п р и в ы ч ка х
и
и х
последствий для здоровья
- Физическое развитие, закалка
организма,
научение
владеть
своим
телом
и
координировать
движения.
- К о н к у р с
п р о е к т о в
«Путешествие в прошлое»
-Конкурс
рисунков:
“Мой
мир».
- В ы с т а в к а
п о д е л о к
и з
Дети,
члены
семьи,
друзья, педагоги
-
Формирование
и
развитие
т в о р ч е с к о г о
п о т е н ц и а л а
подростка.
-
Р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
во спринимать
вокруг
с е бя
п р и р о д н о г о
м а т е р и а л а
«подарки дедушки АУ»
-Музыкальные вечера.
- Викторина «Узнай музыку»
-Создание театра в класса и
конкурс
театрализованных
постановок
Конкурс
инсценированной
песни .
- Поэтические вечера.
-
Смотр-конкурс
семейных
театрализованных
постановок.
- Конкурс «Твой талант»
-Концерт: “ Таланты нашего
класса” .
-Фотовернисаж.
Выставка
фоторабот.
- Конкурс коллекций .
- Ко н ку р с
д и з а й н е р с к и х
проектов «Мой будущий дом»
-Конкурс
юных модельеров
«Вперед в будущее»
- Систематические занятия (на
выбор
ребенка
1-2
видами
деятельно сти)
м у з ы ко й ,
ж и в о п и с ь ю ,
д р а м о й ,
хореографией,
моделированием,
п р и к л а д н ы м и
в и д а м и
деятельности.
прекрасное,
передать
его
в
рисунках, музыке и т. п.
- Проведение праздников
« Д е н ь
у ч и т е л я » ,
«Профессия учитель»
-
Ко н к у р с
п р о е к т о в -
с о ч и н е н и й
« У ч и т е л ь
будущего: какой он?»
-
Театрализованный
вечер
«Начальная
школа-время
чудесное»
-Праздник:
“Книжкина
неделя”.
- И г р а - в и к т о р и н а
п о
предметам
“Что,
где,
когда?”
-Домашняя лаборатория.
-Исследование
загадочных
явлений.
-Математическая
(и
др.
)
олимпиада.
-Викторина: “По страницам
любимых произведений”.
Д е т и ,
у ч и т е л я ,
родители
-
Ф о р м и р о в а н и е
уважительного
отношения
к
учителю.
-
Получение
новых
знаний
о
человеке, природе, окружающей
действительности,
о
точных
и
г у м а н и т а р н ы х
н а у к а х .
-
Формирование у детей интереса
к
учению.
Развитие
навыков
выражения
своих
мыслей
и
чувств.
- Формирование познавательной
активности
и
стремления
к
совершению открытий.
-Викторина:
“Путешествие
в страну знаний”
- В и кто р и н а :
“ В
м и р е
мудрых слов”. -
- Ко н к у р с
н а
л у ч ш и й
рассказ, стихи.
-Игра-конкурс: “Что я знаю
и умею, что хочу знать и
уметь”.
Программа направлена прежде всего на:
1. Расширение и углубление практических
представлений о формальных и
неформальных нормах и отношениях, определяющих состояние местного социума;
о
возможностях участия граждан в общественном управлении, практическое знакомство с
их деятельностью в родной школе, поселении, муниципалитете; с учетом возрастных и
познавательных способностей.
2. Практико-ориентированные представления о правах и обязанностях гражданина
России;
непосредственное
знакомство
с
реализацией
этих
прав
на
примере
старших
членов
семьи
и
других
взрослых,
принадлежащих
различным
социальным
и
социокультурным сферам.
3. Развитие интереса к общественным явлениям и превращение его в значимую
личностно-гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе, в
том
числе
через
персональное
участие
в
доступных
проектах
и
акциях;
введение
в
кругозор
подростков
таких
документов,
как
Всеобщая
декларация
прав
человека
и
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
4. Расширение и углубление представлений о национальных героях и важнейших
событиях истории России и её народов (особенно о тех событиях, которые отмечаются
как народные, государственные или важнейшие религиозные праздники).
5. Развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса,
школы, семьи, Центра; открытое аргументированное высказывание своей позиции по
различным спорным или социально негативным ситуациям;
6. Развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей и
взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в настоящее время;
развитие
способности
видеть
и
понимать
включенность
родной
и
других
культур
в
расширяющийся
межкультурный
диалог;
понимать
принципиальные
критерии
оценок
позитивности или негативности этого взаимодействия.
7. Развитие способности к рефлексии (критики) оснований деятельности – как своей, так и
других
людей,
прежде
всего
сверстников;
умение
ставить
себя
на
место
другого,
сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки даже при осознании
его неправоты;
8.Утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем людям - от
своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника, старшего независимо от его
внешнего вида (лица, одежды, физических особенностей);
установка на поддержку
деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе;
9.Сознательное принятие и утверждение в качестве личного императива установки на
бережное, гуманное отношение ко всему живому; посильное участие в природоохранной и
экологической деятельности; нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям
нашим меньшим со стороны других людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В современном обществе происходят серьезные преобразования в деятельности всех
институтов
социальной
сферы,
ориентированной
на
создание
условий
для
развития
инициативной,
творческой
личности,
способной
не
только
выжить,
но
и
самореализоваться, проявлять социальную инициативу, действовать как активный субъект
преобразований в обществе.
Обобщив научную литературу по проблеме процесс социализации подростка , а так
же изучив исследования Мудрика А. В.и Титова Б.А. мы сделали выводы,что:
Социализация личности - это одно из ведущих понятий социальной педагогики.
Это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и
социальном уровнях. При этом процесс социализации подростка предполагает включение
его в систему общественных отношений и в тоже время самостоятельное воспроизведение
им этих отношений.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена
того общества, к которому он принадлежит. Соответственно и процесс социализации в
различных обществах, сохраняя определенную специфику.
Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом».
Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного
послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию.
Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно
если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть
всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».
Основные
направления
социализации
соответствуют
ключевым
сферам
жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной,
бытийной,
морально-нравственной,
межличностной.
Другими
ловами,
в
процессе
социализации
люди
обучаются
тому,
как
себя
вести,
эмоционально
реагировать
на
различные
ситуации,
переживать
и
проявлять
различные
чувства;
каким
образом
познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт;
каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в
межличностном общении и совместной деятельности.
Среди рассмотренных механизмов и феноменов процесса социализации наиболее
сильно влияют те, которые принадлежат к микрофакторам социализации. Среди них
основную роль играет семья, группа сверстников, воспитательные учреждения.
Чем
успешней
пройдет
социализация
в
подростковом
возрасте,
тем
более
подготовленный будет ребенок к формированию мировоззрения, тем легче ему будет
решать смысложизненные проблемы, задачи авторства в становлении своих способностей,
выбора профессии, выхода в самостоятельную жизнь.
Созданная
программа
социализации
призвана
«навести
мосты»
между
самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией,
между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами.. И
сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, помочь подросткам избежать социально-
психологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а с другой –
подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми
на следующих этапах жизни.