Напоминание

Экскурсия в образовательной деятельности


Автор: Чердакова Юлия Эдуардовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ Южноуральский энергетический техникум
Населённый пункт: г.Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Экскурсия в образовательной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Экскурсия в образовательной деятельности
Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Студент не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Под историческим сознанием целесообразно понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмысление прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности. Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания имеет внеклассная работа по истории. Внеклассная работа носит характер внеурочной деятельности. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же преподаватель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие студентов является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Студенты выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Внеклассная работа по истории имеет два основных направления: 1.Расширение и углубление исторических знаний; 2.Изучение краеведческого материала. Полученная на уроке информация, побуждает студентов к изучению истории и после звонка, а внеклассные мероприятия позволяют ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания и глубже усвоить материал. Краеведческий материал помогают освоить экскурсии в музей и на предприятия города. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора студентов. Изучение вещественных памятников позволяет показать студентам труд народа, воспроизвести крупные исторические события. На экскурсиях студенты познают прошлое общество. Педагогическое значение экскурсии очень велико. Экскурсии помогают студентам установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал на уроке преподаватель, то есть учит студентов видеть историю вокруг себя. Экскурсии дают возможность студентам знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличие от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности студентов.
В практике работы техникума различают два вида экскурсий: 1) учебные, связанные с изучением программного материала; 2) внепрограммные экскурсии, проводимые по плану воспитательной работы техникума. По месту в учебной работе экскурсии можно условно разделить на: 1) вводную, предшествующую изучению учебного материала на уроке или на занятиях кружка; 2) урок-экскурсию. В процессе экскурсии студенты, продолжая изучать материал темы, получают новые знания с последующей их систематизацией и закреплением на уроке; 3) итоговую экскурсию, которая проводится после изучения соответствующей темы на уроке или в кружке. Ее целью является установление связи между местным и общеисторическим материалом, углубление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников края; 4) обзорную экскурсию, завершающую изучение темы или ряда тем на уроке или в кружке. Формирование духовного уровня образования требует разработки нового методологии образования. Важную роль в ее становлении должны сиграть внеурочные, внеаудиторные формы работы с молодежью, и в первую очередь – учебно –познавательные краеведческие экскурсии. Их проведение для молодежной аудитории предполагает активно-деятельное состояние участвующего, цель которого творческое усвоение знаний, чему способствуют новые технологии обучения.


В раздел образования