Напоминание

"Социо-игровые технологии как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"


Автор: Антонова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социо-игровые технологии как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Социо-игровые технологии как средство развития дошкольников в

условиях ФГОС ДО»

Антонова Евгения Александровна

МБДОУ «ДСОВ № 88», г. Братск, Иркутская область

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально

нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного

образования. На смену традиционным методам приходят активные методы

обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного

развития ребенка. Особое значение приобретает развитие у детей навыков

положительного взаимодействия с окружающими как залога их

благополучного развития.

В последние годы в системе образования России происходят

существенные изменения, определившие новые приоритеты развития

дошкольного образования. В соответствии с федеральными

государственными образовательными стандартами к основной

общеобразовательной программе дошкольного образования построение

образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах

работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и

ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том

числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со

сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу

мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск

способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает

место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их

участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в

результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и

научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной

деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает,

слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор,

правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными,

дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова,

В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

- не ворчать, не ныть, не бурчать;

- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

- поддержи, помоги подняться и победить;

- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их

проблему.

Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей

дошкольного возраста- организация собственной деятельности детей в

атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей

дошкольного возраста:

Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного

взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения,

помогающего понять самого себя.

Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-

родитель для обеспечения душевного благополучия.

Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого

выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с

окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех

субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой

мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как

на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной

деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует

игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие

страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.

Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий

общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных

уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками

игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что

трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и

тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой

технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально

направленные на создание ситуации успешности и комфортности и

коррекции речевых нарушений:

Игры с правилами.

Игры-соревнования.

Игры-драматизации.

Режиссёрские игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Сказкотерапия.

Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и

комфортности.

Тренинги.

Самопрезентация.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания

для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить

интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то

зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации

внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения

которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и

детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения

или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать,

запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе

выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью,

быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В

них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного

отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение

которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и

свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей

старшего дошкольного возраста:

У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь

дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно

возражать взрослым.

Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться,

приходить к согласию.

Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям,

самому себе, к сверстникам.

У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе

ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и

условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста :

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют

«группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются

объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6

детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную,

захватывающую игру и способствует возникновению дружественных

отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и

т.д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную

деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём

лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой

мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального

напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши,

играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за

столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы

детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном

для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени,

например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает

понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует

определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов

деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-

волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности

детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому,

познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому

развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133

зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания

более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя

новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов

этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У

социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация

собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы

сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех

участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом

стиле…».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

общение я обучаю дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного

учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-

игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и

подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы:

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых

приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие

воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб:

Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. «Социоигровые подходы в педагогике» Е.Е.Шулежко



В раздел образования