Автор: Антонова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социо-игровые технологии как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Социо-игровые технологии как средство развития дошкольников в
условиях ФГОС ДО»
Антонова Евгения Александровна
МБДОУ «ДСОВ № 88», г. Братск, Иркутская область
Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально
нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного
образования. На смену традиционным методам приходят активные методы
обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного
развития ребенка. Особое значение приобретает развитие у детей навыков
положительного взаимодействия с окружающими как залога их
благополучного развития.
В последние годы в системе образования России происходят
существенные изменения, определившие новые приоритеты развития
дошкольного образования. В соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами к основной
общеобразовательной программе дошкольного образования построение
образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том
числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со
сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу
мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск
способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает
место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их
участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в
результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и
научения» (В.М.Букатов).
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной
деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает,
слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социо-игровой технологии является договор,
правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными,
дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова,
В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их
проблему.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей
дошкольного возраста- организация собственной деятельности детей в
атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей
дошкольного возраста:
Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного
взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения,
помогающего понять самого себя.
Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-
родитель для обеспечения душевного благополучия.
Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого
выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с
окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех
субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой
мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как
на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной
деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует
игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие
страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий
общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных
уголках группы.
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками
игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что
трудно – то интересно.
Движение и активность.
Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и
тройках.
Различают следующие формы организации социо-игровой
технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально
направленные на создание ситуации успешности и комфортности и
коррекции речевых нарушений:
Игры с правилами.
Игры-соревнования.
Игры-драматизации.
Режиссёрские игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Сказкотерапия.
Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и
комфортности.
Тренинги.
Самопрезентация.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания
для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить
интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то
зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации
внимания и тела.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения
которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и
детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения
или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать,
запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе
выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью,
быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В
них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного
отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и
свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей
старшего дошкольного возраста:
У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь
дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно
возражать взрослым.
Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться,
приходить к согласию.
Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям,
самому себе, к сверстникам.
У детей нет чувства страха за ошибку.
Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе
ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и
условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста :
1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют
«группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются
объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6
детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную,
захватывающую игру и способствует возникновению дружественных
отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и
т.д.
2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную
деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём
лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой
мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального
напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши,
играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за
столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы
детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном
для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени,
например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает
понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует
определенной сосредоточенности.
5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов
деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-
волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности
детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому,
познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому
развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133
зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания
более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя
новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов
этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У
социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация
собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы
сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех
участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом
стиле…».
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить
учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через
общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного
учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-
игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и
подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
Список литературы:
1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых
приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие
воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб:
Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
2. «Социоигровые подходы в педагогике» Е.Е.Шулежко