Автор: Дырина Светлана Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия № 119"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: 4-ый урок I четверти Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Раздел: "Россия – Родина моя" Тема урока: " Образы Родины и ее защитников в виватных кантах"
Раздел: среднее образование
4-ый урок I четверти (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Раздел: «Россия – Родина моя»
Тема урока: « Образы Родины и ее защитников в виватных кантах»
Художественно-педагогическая идея:
«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь»
П.И. Чайковский
Цель урока:
Дать представление о жанре виватного канта; развивать активного,
прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; воспитание
интереса и любви к музыкальному искусству.
Задачи:
1.
Углубить понимание мелодии как основы музыки, ее души; понимание
музыкальных жанров: симфония, романс, песня.
2.
Показать сходство речевой и музыкальной интонаций.
3.
Развивать интонационно-образный словарь, багаж музыкальных
впечатлений.
4.
Воспитание уважения к защитникам Родины; патриотических чувств.
Методы:
1.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.
2.
Метод «выхода за пределы музыки».
3.
Метод тождества и контраста.
4.
Метод создания «композиций».
5.
Метод эмоциональной драматургии.
Звуковой ряд:
Виватные канты «Радуйся, Росско земле!», «Орле Российский».
Е. Гомонова «Край родной».
Ход урока
Вход в класс. «Радуйся, Росско Земле!» (движения под звучание музыки).
Музыкальное приветствие.
Учитель: Скажите, ребята, как повлияло на вас музыкальное произведение,
которое прозвучало сейчас?
Какое оно было по характеру звучания?
Кому посвящено это произведение?
Дети: Это музыкальное произведение посвящено Родине, ее защитникам.
Учитель: Мы продолжаем с вами разговаривать о России – нашей Родине.
Какие музыкальные произведения уже рассказали нам о таком чувстве, как
любовь к Родине?
Дети: П.И. Чайковский. Симфония № 4; романс «Благословляю вас, леса…»;
Н.А. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье»; песня Е. Гомоновой
«Край родной».
Учитель: Сегодняшний разговор пойдет также о произведениях,
посвященных Родине и ее защитникам.
На доске вывешены слова: РОДина приРОДа наРОД
Учитель: Какие чувства возникают у вас, когда вы видите или слышите такие
слова?
Дети: Теплые, ласковые, нежные чувства.
Учитель: Как еще можно назвать эти возникшие чувства?
Дети: Лирические.
Учитель: Давайте наполним исполнение песни «Край родной» теплотой,
лаской и нежностью, но для начала немного подготовимся.
Распевание.
Вокально-хоровая работа над песней Е. Гомоновой «Край родной»: работа
над фразировкой, кантиленным звуковедением, дикцией, правильным
звукообразованием, выразительным иволнением.
Учитель: В каком жанре написано это произведение?
Дети: В жанре песни.
Учитель: Я предлагаю вам еще раз прослушать произведение, прозвучавшее в
начале урока. После восприятия готовы будьте ответить на вопросы:
1.
Какими чувствами наполнено произведение?
2.
В каком жанре написано?
Ученики напоминают правила культуры слушания музыкального
произведения.
Звучит кант «Радуйся, Росско земле!»
Дети: В музыке звучало торжество, величие, восхваление, гордость.
Произведение написано в жанре песни.
Учитель: Что особенного было в этой песне? Музыка какого времени
прозвучала?
Дети: Это песня старинная.
Учитель: Да, ребята, это песня времен царствования Петра I.
Давайте откроем учебник на материале сегодняшнего урока. Вот этот
старинный свиток приготовил нам рассказ о канте. Давайте прочитаем.
Чтение материала учебника «Музыка. 3 класс» - стр. 12-13.
Учитель: Что такое кант?
Чем кант похож на русские народные песни?
Как вы поняли: это бытовая песня, она рассказывает о буднях?
Какое слово часто повторялось?
Дети: Виват!
Учитель: Давайте произнесем: «Виват, Россия!» Что означает слово «виват»?
Дети: Да здравствует! Славься, Россия!
Учитель: Во времена Петра канты были элементами различных торжеств.
Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве
(1709 г.) было сооружено 7 триумфальных ворот, наверху которых
размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие
специально сочиненные стихи и канты.
Во время правления Петра I Россия вела войну со Швецией за выход к
Балтийскому морю. Это война называлась Северной, длилась 21 год и
закончилась победой России. Вот уж есть от чего воскликнуть: «Слава!», «Да
здравствует!» или …?
Дети: Виват!
Учитель: Давайте воскликнем хором: «Виват!»
Учитель: А теперь споем виватную интонацию канта «Радуйся, Росско
земле!»
Исполнение.
Учитель: Как вы думаете, сходны ли речевая и музыкальная интонации
канта?
Дети: Они похожи.
Учитель: А теперь выясним, существовали ли какие-либо особенности
исполнения виватных кантов? Для этого мы создадим разные условия
исполнения и выберем наиболее подходящий.
Исполнение по рядам:
1 ряд – торжественно стоит при исполнении;
2 ряд – марширует;
3 ряд – исполняет, имитируя свободную ходьбу.
Учитель: Какие движения наиболее подходят характеру звучания?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Особенность виватных кантов еще и в том, что их можно исполнять
и абсолютно не двигаясь, как гимн, а также и в массовом шествии и в
обычной прогулке.
Учитель предлагает детям повторить исполнения, самостоятельно выбрав
характер движений.
Учитель: А сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение.
Ваша задача – определить, в каком жанре оно написано.
Звучит виватный кант «Орле Российский».
Дети: Прозвучал виватный кант.
Учитель: Почему вы так считаете, почему это не романс, не симфония и не
песня?
Дети: Потому что это старинное, торжественное произведение, в котором
звучит прославление и возвеличивание, маршевость и песенность
одновременно, многоголосие.
Учитель: При каких обстоятельствах произведение могло быть исполнено?
Дети делают предположения.
Учитель: Это кант, прославляющий Россию и ее защитников, «Орле
российский», посвященный Полтавскому сражению. Только ли торжество
звучало в музыке?
Дети: Звучание было и трагическим – это скорбь о погибших.
Учитель: Так что же такое кант?
Что такое виватный кант?
Как возник этот жанр?
Каков характер звучания канта?
Ч то означает слово «виват»?
Что особенного в исполнении канта?
С какими кантами познакомились на уроке?
Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем.
Учитель: Скажите, а известны ли нам авторы данных кантов?
Дети: Нет, авторы неизвестны.
Учитель: Судя по тому, с какой гордостью, ликованием, торжеством они
звучат, можно сказать, что их авторы – настоящие патриоты. А кто такой
патриот?
Дети: Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и
трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он
должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках; и, в
конечном счете, оказаться победителем, как злой стихии, так и врага.
Учитель: Знакомы ли вам такие люди?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Учитель: Давайте вспомним его слова.
Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Можете ли вы себя назвать патриотами?
Рассуждения учащихся.
Учитель: Виватные канты рассказали нам о подвигах защитников Родины. На
следующем уроке мы продолжим знакомство с героями-патриотами. Только
расскажут нам о них уже солдатские песни.
Оценка деятельности учащихся.
Учитель: Благодарю вас за урок, до новых встреч.