Автор: Динаева Светлана Аминовна
Должность: учитель балкарского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: Нальчик, КБР
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой активности учащихся – одно из основных условий повышения качества образования
Раздел: полное образование
Развитие творческой активностиучащихся– одно из основных условий
повышения качества образования
Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий
уровень
овладения
им
совокупностью
профессиональных
умений,
самостоятельно
используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели: на основе
познавательной
самостоятельности
учащихся
создать
условия
для
становления
социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету.
Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных, трудных и, пожалуй,
один из самых нужных. В руках учителя находиться судьба маленького человека и
большой страны. В век огромного объёма и доступного всякого рода информации,
непросто направлять ребёнка на правильную дорогу. Однако, это возможно.
«Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только
себя, ты вообще не учитель»,- гласит мудрость. Поэтому, будучи требовательна к себе,
требовательна
к
ученикам,
но
сочетаю
это
с
интересом
к
их
человеческому
достоинству, стремлюсь к сотрудничеству со своими учениками. Стараюсь развивать
активность
учащихся,
так
как
активность
есть
непременное
условие
развития
их
способностей и дарований, достижения успеха.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно
мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,
сформировать
у
учащихся
умение
и
желание
самосовершенствования
и
самообразования. Также придерживаюсь целей: научить ребёнка грамотному письму и
речи,
воспитать
духовно
развитую
личность
с
чувством
патриотизма,
любви
и
уважения
к
балкарской
литературе
и
ценностям
отечественной
культуры,
заинтересовать ребёнка в учебной деятельности так, чтобы самому хотелось добывать
знания, а учитель был только помощником. Достижение этой цели, вижу возможным
через
эффективное
построение
учебного
процесса,
применение
современных
технических
средств
обучения,
новых
методик
обучения,
учитывающих
разно-
уровневую
подготовку
обучающихся;
через
привлечение
школьников
к
исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и
олимпиадах.
Грамотная речь способствует грамотному выражению своих мыслей не только в
устной форме, но и письменной. Ребёнок должен овладеть знаниями о языке таким
образом,
чтобы
суметь
отобрать
нужные
слова,
правильно
построить
свою
речь
грамматически, чтобы она была точной, правильной, яркой и выразительной. Эта цель
всегда была актуальна для учителя, ведь владение литературными нормами, умение
грамотно
оформить
звучащую
речь,
является
показателем
грамотности
любого
человека.
Как учитель-языковед, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности
– не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся,
показать неисчерпаемые богатства родной речи, представить ученикам балкарскую
литературу как сокровище общемировой культуры, на примере Кулиева), но и, что не
менее
важно
и
ценно,
показать
их
практическую
ценность
и
необходимость
в
дальнейшей жизни. Другимисловами, как уже было сказано выше, покидая школу, дети
должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно
владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему
развитию своих творческих способностей. В классе стараюсь создать такую атмосферу,
чтобы
дети
чувствовали
себя
уютно,
комфортно.
Заинтересованность
ребёнка
в
учебной деятельности также является одним из важных моментов в обучении. Если
ребёнок идёт на урок, и у него горят глаза, то и новый материал он усвоит успешно, и
домашнее задание будет выполнено без труда. Именно поэтому мотивация для меня
является
одной
из
целей
в
моей
профессиональной
деятельности.
Стараюсь
заинтересовать
каждого
ученика,
создать
условия
для
раскрытия
и
развития
способностей обучающихся.
На
уроках
балкарского
языка
и
литературы
мною
используются
цифровые
образовательные
продукты:
иллюстративные
материалы,
обучающие
и
контролирующие программы, сайты Интернет.
В
своей
работе
использую
различные
формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся:
индивидуальную,
групповую,
парную,
коллективную.
На
уроках
применяю
разнообразные
формы
контроля
и
оценки
знании
учащихся:
тестирование,
перфокарты,
срез
знаний,
самостоятельные
и
контрольные
работы,
сочинения. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы,
диски с фильмами про историю народа. Нетрадиционные формы проведения урока
стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-лекции, семинары,
путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю
условия,
которые
позволяют
всем
учащимся
реализовать
свои
интеллектуальные
возможности.
Большое
значение
придаю
самостоятельной
деятельности
учащихся.
Каждый урок стремлюсь проводить, учитывая индивидуальные особенности и уровень
подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие
увлечь
детей,
развивающие
любознательность,
самостоятельность,
активность,
творчество. За свою преподавательскую деятельность накопила богатый дидактический
и наглядный материал.
В выборе учебного материала особое внимание уделяю развитию речи учащихся,
обогащению их словаря. Учу вдумываться в содержание прочитанного, вырабатываю
умение
читать
«между
строк»,
общаться
с
автором.
Использую
задания,
которые
развивают у учащихся самостоятельность в овладении новыми знаниями, которые
формируют
умение
учиться.
Учебную
деятельность
строю
так,
чтобы
дети
сами
находили ответы на поставленный вопрос. Важное место в деятельности учителя
родного
языка
и
литературы
занимает
развитие
самостоятельности
суждений
школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок
так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на
основе
проведения
наблюдений.
На
обсуждение
выносятся
проблемные
вопросы,
требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
В течение последних 3-х лет работаю по теме самообразования «Преподавание
балкарского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС». И отметила, что одной
из
важнейших
задач
средней
общеобразовательной
школы
на
современном
этапе
является формирование духовной культуры, нравственных убеждений, эстетического
отношения к действительности. Общечеловеческие ценности – уважение к личности,
свобода
совести,
нравственное
право
–
являются
составной
частью
воспитания
и
обучения
школьников.
Старшеклассники
должны
уметь
свободно
проявлять
и
переживать
развитые
в
себе
способности
и
возможности
активной
творческой
деятельности, оценивать степень совершенства явлений действительности и степень
гармоний человека и мира. Всему этому способствует искусство, которое несёт в себе
духовность и красоту образов. «От красивых образов возникают красивые мысли»,-
писал когда-то Платон. В стремлении к прекрасному знаменитый философ видел нечто
значительно большее, чем простое чувственное тяготение. Любовь к прекрасному
Платон понимал, как рост души, как приближение человека к истинно сущему, как
восхождение души по ступеням все повышающейся реальности, все возрастающего
бытия.
В наше время отмечено падение духовной культуры, отсутствие простого знания
того, что такое культура, особенно у молодёжи. Об этом не раз говорил Д.С.Лихачёв:
«…бездуховность охватывает не только наше общество, она характерна для нынешнего
времени
в
целом
и
для
всего
человечества».
(Лихачёв
Д.С.1999:6)
Современный
процесс
активной
политизации
и
гуманизации
нашего
общества
коснулся
и
общеобразовательной школы. Роль учителя в формировании душ и умов молодого
поколения
огромна.
Исконный
гуманистический
смысл
искусства
возвращается
в
жизнь,
и
в
руках
учителя
целенаправленно
организовать
этот
непростой
процесс
влияния
искусства
на
интеллектуальные
и
нравственные
силы
ему
подвластных
учеников. Художественную литературу и кинематографию, сценическое искусство и
живопись,
художественные
фотографии
и
фотодокументы,
публикуемые
в
периодической
печати,
телевидение
и
графику,
музыку
-
все
эти
виды
искусства
учитель может и должен использовать в процессе учебной и воспитательной работе с
учениками.
Что
я
и
делаю.
Тем
более,
что
современное
искусство
стало
демократичным, оно изменило свою направленность и тематику, стало жизненным,
реальным, возвратившись к своим нравственным общечеловеческим первоосновам.
Изменилась и существующая система преподавания, система изучения художественной
литературы.
Художественную литературу называют великим искусством, способным радовать и
волновать, вызывать любовь и ненависть, негодование и сочувствия.
Удивление – первое условие возникновения интереса. Оно вызывает вопросы,
будоражит мысль. Возбуждение удивления, интереса – возбуждение воображения; это
создает
необходимую
основу
развития
мышления,
способностей.
В
пример
этого
можно привести стихотворения К. Кулиева «Умение интересоваться всем» Так по его
мнению, только интересуясь всему рождаются поэты, философы, люди искусства.
Большая роль принадлежит различным творческим работам учащихся, особенно по
литературе. Нельзя научить творческому мышлению без творчества. Нужно, чтобы
ученики не только читали и слушали чтение, но и сами пробовали свои силы в
литературе, писали очерки, статьи, стихи, рассказы, басни, драматические сценки.
Литературное
творчество
развивает
фантазию,
чувство
слова
и
вообще
чувства,
эмоциональную сферу. И если ученики, пробующие себя в стихосложении, которые
дают читать и прислушиваются моего мнения, критику с моей стороны и умеют
отстаивать свою точку зрения.
Трудно переоценить значение диспутов, обсуждений для развития умственной
самостоятельности
учащихся.
Науку,
истину
двигают
споры,
борьба
различных
направлений, теорий. Надо научить наших учеников высказывать свою точку зрения,
свое мнение, давать свои оценки наблюдаемым явлениям. Догматизм прививают с
детства. Достаточно наброситься на ученика с осуждением его точки зрения, унизить
его достоинство, и он надолго замолчит, более того, научится лицемерить: вслух будет
выхвалять то, что в душе презирает.
Интерес всегда связан с активной познавательной деятельностью. Важно, чтобы
изложение
учителя
не
заменяло
самостоятельную
деятельность
учащихся,
а
содействовало ей, давало «строительный материал» для этой деятельности. Стараюсь и
помню,
что
обучая
искусству
отвечать,
необходимо
научить
основам
логического
мышления,
умению
сравнивать,
сопоставлять,
анализировать.
Постановка
перед
учащимися
учебно-познавательных
задач
для
самостоятельного
разрешения
стимулирует последних к анализу, обобщению и систематизации воспринимаемого
материала.
Основами анализа литературного произведения при работе с текстом на мой взгляд
являются:
- образ лирического героя;
- народная тема;
- история создания;
- проблема жанра;
- классические образцы жанра;
- авторский замысел;
- особенности композиции;
- образы народных заступников;
- начало пути. Становление лирического стиля.
Часто встречаемая формула «народный поэт» настолько срослась с нашим
обиходным
сознанием,
стало
настолько
дежурной
фразой,
что
из
неё
выветрился
сколько-нибудь живой человеческий смысл. Между тем слова «народный поэт» совсем
не пустые. В них заключён глубокий смысл. Только надо его раскрыть и проникнуть в
него. Что значить «народный поэт?» Поэт из народа? Если взять К. Кулиева, то он был
заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую
дорогу, которая, по мнению поэта, принесёт ему довольство и счастье. Вспоминая
подвиг своих боевых друзей, Кулиев писал к 35-летию Великой Победы:
«По поведению этой небольшой группы парашютистов-подрывников прозорливый
человек мог бы тогда же сделать вывод, что такой народ непременно победит, несмотря
на все тяготы и беды».
Художественное осмысление нравственной силы воюющего народа не могло не
привести
поэта-воина
к
раздумьям
о
Родине-матери-России,
ставшей
в
те
годы
символическим
обозначением
нашей
многонациональной
Отчизны.
Поэтическое
решение этой темы нашло отражение в двух произведениях Кулиева – «Сосны России
шумят» и «России». Так, обращаясь к России в 1942 году, он ответственно заявил от
имени всех горцев Кавказа:
Мы любим тебя, как любит река
То море, где путь её так просторен.
Россия! Россия для нас на века –
Как небо для звёзд и поле для зёрен.
Свою общественную и нравственно - гражданскую миссию переселенческих лет
Кулиев видел в жизнеутверждении светлых начал, силы всепобеждающей правды. Ради
родного народа жил все это время Кайсын и работал тоже ради него. По душе били
слова М. А. Шолохова, сказавшего: «…каждый из нас пишет по указке своего сердца, а
сердца наши принадлежат нашему народу».
И на примере наших поэтов и писателей мы, языковеды, можем учить и воспитывать
подрастающее поколение.
Наша
задача
требует
определённых
изменений
в
организации
занятий
–
от
традиционных,
стандартных
к
активным
формам
обучения.
Исследовательские
и
проектные навыки, полученные в ходе учебных занятий, обучающиеся демонстрируют
во время участия в конкурсах, научно-практической конференции.
Также на уроках использую современные образовательные технологии:
• дифференцированное обучение;
• личностно-ориентированное;
• развивающее обучение;
• адаптивная методика.
Работу на уроке стараюсь осуществлять в 3-х направлениях:
• восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
• осознанное «разгадывание» ассоциаций в изучаемой области;
• создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.
В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала
учащимися,
создание
большого
количества
творческих
работ
детьми,
развитие
орфографической интуиции учащихся.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов
обучения.
Словесный метод – для формирования теоретических и практических знаний.
Наглядный – для развития наблюдательности, привлечения внимания.
Поисковый – для развития самостоятельности мышления, творчества.
Индуктивный – для умения обобщать и анализировать.
Для получения новых знаний необходимо время, которое нужно эффективно
использовать на уроке и вне урока. Поэтому каждая минута на уроке должна быть
учтена. Важно чётко спланировать и организовать урок, продумать каждый его этап,
формы
организации
учебной
деятельности
учащихся
и
тогда
время
урока
будет
использоваться эффективно и с пользой. Для экономии времени применяю групповую
форму работы, которую дети очень любят. Например, взаимопроверка самостоятельной
или домашней работы.
В моей работе важен и дифференцированный подход – это обучение каждого ученика
на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям
различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к
обучающимся,
имеющим
повышенную
мотивацию
к
учебно-познавательной
деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту
качества знаний по предметам.
На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя
нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю игровые
технологии, технологии проблемного обучения, индивидуальные, творческие задания.
Целенаправленно
подбираю
связные
литературные
тексты,
преимущественно
стихотворные, из произведений для внеклассного чтения. Эти тексты использую и при
изучении нового грамматического материала, и при закреплении, и при повторении,
при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Вот некоторые из
заданий:
1.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы
2.Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.
3.Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
4.О чём говорится в стихотворении?
5.Что отражено в заглавии?
6.К какому стилю речи можно отнести текст?
7.К какому типу речи можно отнести текст?
8.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
Такие тексты «работают» в разных ситуациях. В 5-6-ых классах при изучении
безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных и т.д.
Найти хороший образец – задача не из лёгких. Но общими силами, привлекая к этой
работе
учащихся,
стараюсь
её
решить.
Такие
тексты
дают
богатый
материал
для
повторения
различных
грамматических
тем,
дают
возможность
всем
учащимся
почувствовать себя активными участниками общей работы.
За период работы в качестве учителя балкарского языка и литературы определила для
себя ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания
учащихся:
-использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих
перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;
-индивидуализация и дифференциация учебного процесса;
-применение наглядности;
- хорошо владеть предметом литература, стараясь быть в курсе многих из достижений
по моему предмету и методике его преподавания;
-развитие навыков самостоятельной работы;
-организация проблемно-поисковой деятельности на уроке;
-осуществление промежуточного, тематического и итогового контроля формирования
компетентностей обучающихся;
-эмоциональное стимулирование.
В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:
-хорошо
владеть
своим
предметом,
совершенствовать
методику
преподавания
балкарского языка;
-серьёзно и обстоятельно готовится к каждому уроку;
-применять
на
уроках
элементы
современных
технологий,
ориентироваться
на
стандарты нового поколения;
-обустраивать
свой
рабочий
кабинет,
создавать
дидактические,
контрольно-
измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.
Проработав в школе 23 года, я поняла, что, какими бы ни были изменения в школьной
программе, какие бы концепции образования ни возникали, учебный предмет создаётся
личностью учителя, к личности обращён и личностью потребляется.
Поэтому, во-первых, я стараюсь придерживаться вошедших в педагогическую практику
норм и требований;
Во-вторых, моя работа соответствует основным направлениям модернизации общего
образования,
заявленным
в
последней
редакции
федерального
компонента
государственного стандарта. Это:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования;
- усиление воспитательного потенциала и гуманитарной направленности содержания
образования;
- готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся –
литературы, русского языка, истории, обществознания и др.
В-третьих, в своей деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- каждый урок должен воспитывать, пробуждать «чувства добрые»;
- на уроке должны быть разнообразные виды работ;
- сотрудничества и взаимопомощи;
- проблемности обучения (каждый урок решение личностно значимой проблемы).
В-четвёртых, применяю методы и приёмы изучения литературы, которые адекватны её
природе, потому что главное в изучении литературы - не готовые ответы на вопросы, а
сам путь к постижению художественного мира писателя. Как сказал О. Мандельштам,
«ум не есть знание, а есть хватка, приём, метод». Это особенно важно для постижения
мира
искусства.
Восприятие
художественного
произведения
всегда
личностно,
субъективно.
Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы самым действенным методом
воспитания является слово в виде этических бесед и лекций, откровенного разговора,
суть которых сводиться к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в
необходимости следовать им. Односторонний подход может привести к тому, что
ученики резко начнут ощущать разницу между героическим и возвышенным из мира
художественных произведений и жестокой реальностью окружающей жизни, полной
скептицизма, трезвого расчёта и жёсткой борьбы за место под солнцем.
И окажется, что можно допустить двуличие: верить во всё святое, светлое и чистое, а в
средствах достижения жизненных благ и комфорта слишком не церемониться, всё
равно как, но добиться своего.
Чтобы избежать этого, необходимо на уроках использовать методы обучения,
несущие
практическую
направленность,
потому
что
знакомство
с
этическими
категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни»
(Н. Г. Чернышевский). Это позволяет уйти от сухого «анатомического препарирования»
нравственных понятий, развивает стремление к нравственному действию.
Приёмы, используемые на уроках, направлены на то, чтобы учащиеся могли
повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой,
помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию),
способствующие
углублённому
проникновению
в
проблему
художественного
произведения.
К ним относятся:
-
пятиминутки
–
прологи,
где
ученикам
предлагается
осмыслить
афоризм
или
стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом
на данный момент произведении (материал предлагается как самим учителем, так и
заранее подготовленными учениками);
-
приём
мыслительного
штурма,
где
учащимся
предлагается
поразмыслить
над
притчами
(древне-балкарский
нравоучительный
жанр),
малоизвестными,
но
обязательно
образными,
яркими
фактами
из
жизни,
литературы,
публицистики,
которые лучше усваиваются, «западают в душу»;
-
проецирование
моральных
идей
на
собственную
жизнь
учащихся
с
учётом
их
возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и
обосновать свою позицию).
- проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка
с
точки
зрения
современных
общепринятых
эталонов
поведения:
изменилось
ли
отношение
к
нормам
поведения
человека
в
обществе
или
жизнь
вносит
свои
коррективы?
- на уроках хорошо оправдывает себя метод оценивания ситуаций по частям, когда во
время чтения вслух рассказа, содержащего нравственные коллизии, делаются паузы и
предлагается
найти
наилучший
вариант
поступка.
Затем
зачитывается
авторский
вариант выбора действия и обсуждается его мотивация. После окончания чтения всего
рассказа анализируется описанная ситуация в целом.
Ещё одним нетрадиционным приёмом в подходе к организации нравственного
воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия, «свежей струи»,
резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать упорядоченную
форму проведения занятия, разрядиться, переключиться. (используются примеры из
жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков, людей шоу бизнеса и т. д.).
Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с
учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли
мастерство
писателя,
научились
понимать
классическую
литературу.
Но
важнее
–
помочь
им
открыть
мир,
научить
встречать
и
преодолевать
трудности,
решать
нравственные проблемы.
Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем.
Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик
познает себя.
А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы –
построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и
духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Я
считаю,
что
моя
педагогическая
концепция
актуальна
в
современном
педагогическом
процессе,
ведь
в
простых
истинах
заложена
программа
педагогического труда, его общественная польза и значимость.
Всегда открыта для общения с коллегами. Со всеми сложились доверительные и
уважительные взаимоотношения. Постоянно учусь у опытных учителей, посещаю их
открытые
уроки
с
целью
получения
новых
знаний.
Стараюсь
быть
активной
в
общественной жизни школы. Принимаю участие во всех мероприятиях школы и вне.