Автор: Мокеичева Елена Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №210"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Народные праздники и дети"
Раздел: дошкольное образование
Народные праздники и дети.
Удивительное и загадочное явление – это народные праздники. Если говорят,
что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она
раскрывается наиболее полно.
Предлагая детям более подробно ознакомиться с праздниками, мы имеем
возможность привлечь их к истокам народной культуры и восстановлению
традиций русского народа, сохранить здоровье, возродить традиции
семейного воспитания. По мнению русского педагога К. Д. Ушинского “… для
ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды,
Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и
полное жизни ”.
Приходится с сожалением говорить, что народная культура праздника в
наши дни значительно подорвана. Да, Светлый День Воскрешения Христова
за долгие годы не утратил своего значения, не был забыт людьми и
отмечается каждый год. Но, основная масса людей только красит яйца и
печёт куличи и на этом всё.
Народные праздники по своей сути педагогичны. Они знакомят детей с
существующими традициями и обычаями русского народа, помогают
донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Нам заново приходится
учиться праздновать наши традиционные праздники. Мы, педагоги, должны
научить детей пользоваться богатством культурных традиций. И лучше
начинать эту работу с детьми-дошкольниками.
Мной был разработан познавательно-творческий проект ”Пасхальный
перезвон” для детей подготовительной группы. Проект краткосрочный (2-3
недели). Цель проекта – это приобщение дошкольников к национальной
культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования
христианского праздника “Пасха. Светлое Христово Воскресение”. Задачи:
Познакомить с историей возникновения праздника
Познакомить с традициями и обычаями праздника
Способствовать развитию творческих способностей
Способствовать формированию нравственных качеств, пробудить
эмоциональную отзывчивость.
Привлечь родителей к поисковой деятельности: сбору открыток на
пасхальную тему
Предполагаемый результат:
Дети знакомы с историей, традициями и обычаями праздника
Дети имеют представления, как создавать поделки и рисунки на
пасхальную тему
Собрана коллекция открыток к празднику “Пасха”
Продукт:
Выставка детских поделок
Коллекция открыток
Творческие детские работы
Во время подготовительного этапа была подобрана информация о
празднике, необходимая педагогическая и детская литература. Мной была
изготовлена компьютерная презентация об истории праздника “Пасха
Христова”. Была найдена тематическая музыка, которая использовалась в
течение всего проекта. Были подобраны пасхальные картинки. Хочется
отметить, что картинки были, в основном, старинные. На них были видны
старинные костюмы, атрибуты, игры и др.
Во время реализации проекта эти иллюстрации находились в свободном
доступе. Они рассматривались, обсуждались, так как дети задавали много
вопросов.
Во время основного этапа проводились мероприятия в рамках проектной
деятельности. Это показ презентации об истории праздника. Были
проведены беседы: “Пасха – праздник торжества жизни”, “История
пасхального яйца”, “Обычаи и развлечения с пасхальным яйцом”.
Использовались такие настольные игры, как “Собери целое из частей”,
“Найди 2 одинаковых яичка”.
На занятии по рисованию дети, проявляя свои фантазию и воображение,
расписывали пасхальные яйца, которые они собирались подарить своим
родителям.
В свободной деятельности дети использовали трафареты яиц, вырезанные из
ленолиума разных размеров, для изготовления творческих работ. А также
раскраски на пасхальную тему, которые находились в центре
художественного творчества вместе с карандашами, красками, восковыми
мелками и фломастерами.
В вечернее время, в свободной деятельности дети, которые проявили
интерес, изготавливали аппликацию “Веточка вербы”. Они использовали
бросовый материал, элементы техники “бумагопластика”.
В течение двух недель мы с детьми читали следующие рассказы: И.Белоусов
“Ландыши”, Е. Елич “Встретила”, В. Ахтеров “Воистину Воскрес” и рассказы
“Пасхальное яйцо”, “Кто первый?”, “Пасхальная шляпа”, “Пасхальная
история”, а также стихи по данной теме.
Ещё в начале проекта вместе с детьми было решено оформить выставку в
коридорах детского сада “Пасхальное яйцо”. Эти поделки выполнялись в
технике “Айрис фолдинг”. Была приобретена красивая гладкая цветная и
бархатная бумага, пасхальные атрибуты для украшения. Эта работа
достаточна сложная, поэтому велась и в утренние часы, и в вечерние
индивидуально с каждым ребёнком. В итоге результат порадовал всех.
Одна из важнейших задач проекта – это обучение детей пасхальным
играм. Мы взяли игры с пасхальным яйцом. В старину в таких играх
использовали настоящее крашеное яйцо. Естественно из гигиенических
соображений мы использовали яйца из крупных киндер-сюрпризов. Игры
вводились постепенно, а потом дети играли самостоятельно.
Игра “Катание яиц”. В ряд выставляются яйца на небольшом расстоянии
друг от друга. Маленький мяч скатывается с горки, если мяч задел яйцо,
вы забираете его себе. Если мяч не задел яйцо, то ход переходит к
другому игроку.
Игра “Раскручивание яиц”. Игроки одновременно закручивают яйца. Чьё
яйцо дольше прокрутится – тот и победил.
Игра “Забрось яйцо в сачок”. Водящий держит сочок. У игроков
одинаковое количество яиц. Тот игрок, который забросит большее
количество яиц в сочок, - выигрывает. Проигравший игрок меняет
водящего с сочком.
Эстафета “Перенеси яйцо в ложке”. Играющие делятся на две команды.
По одному игроку от каждой команды с ложкой, в которой лежит яйцо, по
сигналу бегут до конусов. Возвращаются и передают ложку с яйцом
другому игроку.
Игра ”Кто больше найдёт яиц”. В эту игру могут играть один или несколько
человек. В группе прячется несколько яиц. Задача играков - найти все
яйца. Кто быстрее найдёт, тот и победит. Усложнение: для нахождения
яиц игрокам даётся определённое время. Игра“В
какой руке”. Двое игроков, у одного в руке яйцо. Он прячет руки за
спиной. Второй игрок угадывает, в какой руке яйцо. Если угадал, то ход
переходит к нему.
Игра”Прокати яйцо с горки”. В игре используют небольшие горочки. Их
можно сделать из картона. Игроки скатывают яйца с горок. Чьё яйцо
дальше укатиться, тот и победил.
В процесс реализации проекта были вовлечены родители детей. Семьям
было дано задание – найти пасхальные открытки. Эта поисковая
деятельность увлекла большее число семей. Из собранных открыток
получилась отличная коллекция.
Проект дети восприняли на ура! Изначально их очень заинтересовали
пасхальные иллюстрации. Ребята задавали много вопросов, они
интересовались деталями и т. д. Дети часто использовали трафареты яиц
для рисования и самостоятельно придумывали узоры для росписи.
Подарками-рисунками были обеспечены все их родственники: бабушки и
дедушки, братья и сёстры, тёти и дяди. Родители говорили, что приходя
домой, дети заставляли их играть в пасхальные игры, которым они
научились в детском саду. Мамы и папы (по их словам) с огромным
интересом включились в поиск открыток так, как раньше никогда ими не
интересовались. Я как педагог тоже получила огромное удовлетворение
от своей работы.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и
эстетического развития детей. Особую роль в приобщении дошкольников
к народной культуре играют традиционные и обрядовые праздники.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил об использовании
культурного наследия России в общественном воспитании. В своей статье
“О народности в общественном” он писал “Воспитание, созданное самим
народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную
силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа”.