Литературно – образовательный проект "Читаем наши любимые сказки" с детьми первой младшей группы
Автор: Воеводина Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" Населённый пункт: ЯНАО г. Надым Наименование материала: Методическая разработка Тема: Литературно – образовательный проект "Читаем наши любимые сказки" с детьми первой младшей группы Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
Г. НАДЫМА»)
ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00; телефон: 56-87-98
E-mail: elochka-ds@mail, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001
Литературно – образовательный проект
«Читаем наши любимые сказки»
с детьми первой младшей группы
Автор:
Воеводина Ирина Ивановна
воспитатель
г. Надым, 2015 г.
Литературно – образовательный проект
«Читаем наши любимые сказки»
Интеграция
образовательных
областей: «Художественно-эстетическое
развитие»,
« Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие», «Речевое развитие».
Руководитель проекта : Воеводина Ирина Ивановна
Возраст участников проекта : дети от 2 до 3 лет.
Состав
проектной
группы :
воспитанники
и
их
родители,
педагоги
и
сотрудники ДОУ.
Тип проекта : Короткосрочный (1 месяц), групповой, творческий.
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.
Задачи:
1.
Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
2.
Развивать
звуковую
культуру
речи
детей
и
познавательные
способности
ребенка
(любознательность,
творческое
воображение,
память, фантазию).
3.
Воспитывать у детей любовь к сказкам.
Актуальность проекта:
Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть
времени у телевизора и компьютера, и все реже читают книги.
Но, истина не требующая доказательства заключается в следующем:
воспитание
читателя
начинается
в
раннем
детстве.
Роль
сказок
в
воспитании
нравственных
чувств
у
детей
–
дошкольников
очень
велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы
родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в
них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.
Актуальность
Ни
для
кого
не
секрет,
что
проблема
приобщения
ребенка
к
чтению
в
современном обществе стоит очень остро.
Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть времени у
телевизора и компьютера, и все реже читают книги.
Но
истина,
не
требующая
доказательства
заключается
в
следующем:
воспитание читателя начинается в раннем детстве. Известно, что дошкольное
детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до шести
лет
ребенок
с
интересом
познает
мир,
«напитывается»
разными
впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том
числе
героям
книг.
В
результате
приобщения
к
книге
облагораживается
сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью –
ключом
к
познанию
окружающего
мира
природы,
вещей.
Человеческих
отношений.
Но
дошкольник
не
способен
самостоятельно
приобщиться
к
чтению.
Поэтому воспитатели и родители должны приобщить ребенка к чтению,
развить
у
него
устойчивый
интерес
к
литературе,
дать
начальные
представления о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы приобщения к
чтению художественной литературы.
Проект
предполагает
системную
разноплановую
работу,
использование
творческих форм и методов обучения и воспитания детей; самообразование,
просвещение
родителей
по
данной
теме,
сотрудничество
с
библиотекой;
создание условий для привития детям устойчивого интереса к книге.
Свою работу по реализации проекта мы начали с детьми первой младшей
группы. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном
дошкольном
воспитании,
как
общая
основа
воспитания
и
обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо
развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,
испытывают затруднения при пересказе литературного произведения.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению со
сказками, с русских народных сказок. Так как считаем, что сказки прочно
вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает
природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.
Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников
очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы
родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них
дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок
–
и
положительные
и
отрицательные
–
прочно
входя
в
жизнь
детей,
раскрывают
перед
ними
в
доступной
форме
понятия
добра
и
зла,
воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных
событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие
моральные
идеи.
Они
учат
доброму
отношению
к
людям,
показывают
высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и
в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту
дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться
радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В
современных
условиях
жизни
у
детей
наблюдается
снижение
читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его
содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту
литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения
и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание
литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не
всегда
понимают,
что
книга
является
особым
художественным
способом
познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и
социальных
ценностей.
Исходя
из
этого
у
дошкольников
недостаточные
знания о сказках.
Предполагаемый результат:
Знать, понимать и уметь драматизировать с помощью взрослого русские
сказки.
Организация выставки рисунков.
«В гостях у сказки» (с привлечением
родителей).
Развитие творчества – рисование, лепка, аппликация.
Методы проекта:
Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные
игры.
Содержание образовательных видов деятельности:
Познавательно-речевое развитие:
Знакомство с творчеством писателя-сказочника.
Чтение
русских
народных
сказок
«Колобок»,
«Теремок»,
«Заюшкина
избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Маша и медведь» и др. А так
же прослушивание сказок в записи.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Художественно-эстетическое развитие:
Театрализованные представления – драматизация сказок.
Животные в сказках (рисование).
Настольный театр по сказке «Заюшкина избушка».
Выставка иллюстраций, наши любимые сказочные герои.
Выставка книг «Наши любимые сказки».
Выставка детских работ (совместно с родителями)
Социально-личностное развитие:
Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» и т.д.
Сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации и т.д.
Работа с родителями:
Выставка детско-взрослых рисунков и детских книг «По страницам сказок»,
Результат проекта:
Сформируется интерес к книге, умение внимательно слушать.
Появится опыт общения с книгой; первые представления о литературных
жанрах.
Начнут формироваться предпосылки анализа художественного произведения.
Желание
воплощать
образ
героя
сказки
в
игре,
изобразительной
деятельности.
Повышение активности родителей в приобщение детей к чтению.
Реализация проекта:
Чтобы выполнить поставленные задачи, нам необходимо было создать в
группе развивающую среду. Был создан уголок книги, в котором в течении
года выставлялись книги сказок.
Дети самостоятельно рассматривали книги, рассказывали знакомые сказки. А
также все книги книжного уголка были прочитаны детям в свободное время.
В группе создан театральный уголок, который включает в себя: кукольный
театр, варежковый театр, настольный театр, уголок ряженья.
С
детьми
проводились
театрализованные
представления,
организованные
педагогом, а также дети самостоятельно играли в «театр».
Для детей были подобраны дидактические игры: «Назови сказку». «Собери и
назови, что это за сказка». Кубики по мотивам сказок, пазлы.
Вместе
с
детьми
устраивали
«Книжкину
больницу»,
где
чинили
книги,
прививали бережное отношение к книги.
Проводились с детьми викторины по прочитанным сказкам: «Угадай сказку».
Развитие
интереса
к
сказкам
проводилось
в
непо средственной
образовательной деятельности.
Проводилась
работа
с
родителями:
помогали
организовывать
выставки,
изготовляли книги-самоделки, приносили рисунки по сказкам. Для родителей
была подготовлена консультация «Время читать книги».
Вывод: вся проделанная работа привила к тому, что дети с удовольствием
слушали
чтение
сказок.
Активно
участвовали
в
драматизации
сказок,
викторинах. Самостоятельно рассматривали книги, при этом «обсуждали»
иллюстрации.
Проявляли
большой
интерес
к
играм
по
сказкам,
как
дидактическим, так и играм с использованием кукольного театра.
Родители откликались на просьбу помощи в организации выставки. Проявили
интерес к теме проекта.
Мы надеемся, что работа над проектом продолжиться и дальше.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий
Литературный-развлекательный досуг «Ай, да репка!»
с детьми младшего дошкольного возраста
Автор:
Воеводина Ирина Ивановна
Воспитатель
г. Надым,
2014 г.
Ай, да репка!
Сценарий развлечения для первой младшей группы
Воспитатель говорит детям в группе, что они приглашены в гости к
бабушке и дедушке, которые их ждут в зале.
Под музыку дети заходят в зал. Их встречает бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, ребята, проходите будьте гостями.
Рассаживайтесь! (Деду): Дед, дед, где ты там? Ведь гости у нас!
Дед (выходит из домика): Здравствуйте, милые ребятки!
А я вот вас ждал, да и задремал немного, хорошо, бабушка разбудила.
А мы ведь с ней не одни живём, есть у нас помощники, хотите с ними
познакомиться? (-Да!) Барсик! Кис-кис-кис!
(в окне домика появляется кот, мяукает)
Дед: Вот он, наш первый помощник, он мышей ловит и нам с бабушкой
песни поёт. А ещё он у нас очень молоко любит. Давайте угостим его
молочком и песенку споём про серенькую кошечку.
Песня «Серенькая кошечка»
Бабушка: У нас ещё есть помощник, он дом и огород стережёт.
Вот он, знакомьтесь. Наш сторож – Жучка.
(появляется игрушка в окне домика).
Бабушка: Это наша собачка. Ребята, покажите как собачка бегает.
Дети бегают под музыку, затем садятся на свои места.
Дед: Перестали птички петь,
Солнышко не греет.
А на улице теперь
Стало холоднее.
Мелко дождик поливает.
Когда это бывает? (-Осенью).
Бабушка: Ребята, давайте споем песенку об осени?
Песня «Осень»
Дед: А ещё осенью дует сильный ветер, срывает листочки с деревьев.
Покажите, как ветер дует. (Дети показывают)
Бабушка: Вот сколько листьев ветер нам принёс: жёлтые и красные,
красивые, разные…
Будем весело гулять,
С листиками танцевать (раздаёт листочки детям).
Танец с листочами
Дед: Осенью часто бывает дождик. Я уже слышу, как весело капельки звенят.
Какие весёлые капельки! Так и хочется с ними поиграть!
Игра «Солнышко и дождик».
Бабушка: Ну и молодцы, ребятки! Шустрые и весёлые! Присаживайтесь.
(Дед подходит к репке).
Дед: А пока мы с вами здесь веселились, у нас с дедом на огороде выросла
большая репка! (тянет) О! Сидит крепко! Пора репку тянуть да
гостей угощать! (тянет репку, вытянуть не может).
Бабка, а бабка! Помоги репку тянуть!
Оба: Тянем – потянем, вытянуть не можем!
Бабушка: Пойду внучку поищу (надевает девочке косынку, приговаривает).
Держись, внучка, за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…тянем-
потянем, вытянуть не можем!
Дед: Пойду, поищу Жучку (надевает шапочку собаки на ребёнка). Жучка
за внучку, внучка за бабку…Тянем –потянем, вытянуть не можем!
Бабушка: Пойду я ещё помощника искать (выбирает кошку) Кошка за Жучку,
Жучка за внучку… Тянем-потянем, вытянуть не можем…
Дед: Я знаю, кто нам поможет! (ищет мышку) Мышка за кошку, кошка за
Жучку
Жучка за внучку …
Оба: Тянем, потянем - потянем
Вытянули репку!
Цель:
Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и
драматизировать сказку «Репка».
Задачи:
- Развитие интонационной выразительности речи (эмоциональность).
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей,
свободного общения с взрослыми и детьми.
- Способствовать развитию детского творчества в процессе
продуктивной деятельности.
Материал: Декорации для игры, атрибуты, характерные для каждого
персонажа сказки «Репка».
Предварительная работа: Чтение и рассказывание сказки «Репка», показ
сказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со
всеми персонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Персонажи: дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка, репка (дети).