Автор: Ермолаева Оксана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №13 с УИОП"
Населённый пункт: город Электросталь, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы"
Раздел: начальное образование
Автор: ЕРМОЛАЕВА ОКСАНА ЮРЬЕВНА
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №13 с УИОП» г.о. Электросталь
Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе
начальной школы
Одним из принципов государственной политики в области образования
является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с
этим среди основных задач современной общеобразовательной школы важное
место
занимает
разработка
эффективных
мер
по
сохранению
и
укреплению
здоровья детей школьного возраста.
Условием достижения цели общего образования является высокий уровень
состояния
здоровья
и
физической
подготовленности
учащихся,
желание
и
готовность вести здоровый образ жизни. В основе реализации этого условия
лежит эффективная организация учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем,
как
показывает
практика
и
исследования
ученых,
за
годы
обучения
в
общеобразовательных
школах
значительно
увеличивается
количество
детей
с
различными заболеваниями.
Формирование
в
школе
здоровьесберегающего
образовательного
пространства предполагает обеспечение таких условий обучения, воспитания,
развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся.
Педагогика
здоровья
реализует
приоритет
здоровья
в
учебно-воспитательном
процессе наряду с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества,
личностно
ориентированной
педагогикой
и
другими
аналогичными
педагогическими системами.
Технологиче скую
о снову
педагогики
здоровья
с о с т а в л я ю т
здоровьесберегающие образовательные технологии, которые представляют собой
систему методов, приемов и средств педагогической деятельности, направленную
на обучение, воспитание, развитие учащихся в рамках сохранения и укрепления
их здоровья.
В
связи
с
этим
актуальной
проблемой
является
организация
учебно-
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной
школе
на
основе
здоровьесберегающих технологий.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Уровни гигиенической рациональности урока
п/п Факторы урока
рациональный
недостаточно
рациональный
нерацио
нальный
1
Плотность урока
Не менее 60 % и не
более 75-80%
85-90%
Более
90%
2
Количество видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2
3
Средняя продолжительность различных
видов учебной деятельности
Не более
10 мин
11-15 мин
Более 15
мин
4
Частота чередования различных видов
учебной деятельности
Смена не позже
чем через 7—10
мин
Смена через 11-15
мин
Смена
через 15-
20 мин
5
Количество видов преподавания
Не менее трех
2
1 '
6
Чередование видов преподавания
Не позже чем
через 10-15 мин
Через 15-20 мин
Не
череду-
ются
7
Наличие эмоциональных разрядок
(кол-во)
2-3
.
1
Нет
8
Место и длительность применения ТСО В соответствии с
гигиеническими
нормами
С частичным
соблюдением
гигиеническихнор
м
В произ-
вольной
форме
9
Чередование поз учащихся
Позы чередуются в
соответствии с
видом работы.
Учитель
наблюдает за
посадкой уча-
щихся
Имеются случаи
несоответствия по-
зы виду работы.
Учитель иногда
контролирует
посадку учащихся
Частые
не-
соответст-
вия позы
виду рабо-
ты. Поза
учащихся
не контро-
лируется
учителем
10
Наличие, место, содержание и
продолжительность физкультминуток
На 20-й и 35-й
минутах урока по
1 мин. Состоят из
трех легких
упражнений с 3-4
повторениями ка-
ждого
Одна физ-
культминутка с
неправильным
содержанием или
продолжи-
тельностью
Отсутств
у
ют
11
Психологический климат
Преобладают
положительные
эмоции
Имеются случаи
отрицательных
эмоций. Урок .
эмоционально
индифферентный
Преобла-
дают
отри-
цательные
эмоции
12
Момент наступления утомления
учащихся, определяемый по снижению
учебной активности
Не ранее чем на
40-й минуте
Не ранее, чем на
35 -37-й минуте
До 30-й
минуты
Комплексы упражнений.
1. Зрительная гимнастика.
1. Упражнения для глаз, которые можно выполнять в школе
1.В положении сидя, не двигая головой, медленно перевести взгляд с пола
на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (по 10—15 раз).
2.То же самое повторить с закрытыми глазами (10—15 раз).
3.Круговые движения глазами в одном и другом направлении (при этом
можно следить за большим пальцем руки; по 5 раз влево и вправо).
4.Стоя или сидя, расположить большой палец правой руки по средней
линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец
пальца 3-5 секунд; прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд,
убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 секунд. Затем то
же самое выполнить правой рукой с правым глазом.
5.Двумя глазами смотреть на кончик носа, затем на любую точку вдали (4-5
метров). Повторить 10 раз.
6.Частое моргание в течение 20 секунд.
7.Крепко зажмурить глаза, открыть их. (Повторить 10 раз.)
8.Круговой массаж глаз: по верхнему веку от виска к носу, по нижнему - от
носа к виску. (Повторить 10 раз.)
Примечание: упражнения 5, 6, 7 улучшают кровообращение.
9.Легко надавить на верхние веки пальцами, отпустить. (Повторить 10 раз.)
Примечание: данное упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной
жидкости.
10.«Пальминг». Закрыть глаза ладонями, стараться увидеть «бархатную
черноту».
Примечание: дома, помимо этих упражнений, дети могут выполнить
следующее упражнение.
На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром в 3-5
мм на расстоянии 30-35 ем от глаз. Затем найти за окном любой удаленный
предмет и переводить взгляд то на метку, то на предмет.
Для
укрепления
внутренних
мышц
глаза
очень
полезны
тренировки
смячом: броски в кольцо, в мишень и т. п.
2.Выполнение
тренажей
с
помощью
плаката-схемы
зрительно-
двигательных траекторий.
Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной
координации, можно использовать специально разработанную схему зрительно-
двигательных траекторий. Для этого на листе ватмана рисуют разным цветом
два
эллипса,
один
в
другом.
Внутри
эллипсов
располагается
восьмерка
(меньшего
размера
и
другого
цвета),
а
также
две
перпендикулярно
расположенные линии - вертикальная и горизонтальная, перекрещивающиеся в
центре листа. Дети следят за указкой учителя, конец которой плавно следует по
наружному эллипсу в одну сторону 10 15 раз, по внутреннему эллипсу в другую
сторону 1015 раз, затем по восьмеркообразной линии 10-15 раз, по вертикально
расположенной линии - от центра вверх и вниз, и, наконец, по горизонтальной -
из центра вправо-влево 10—15 раз.
Все это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание детей.
Упражнение выполняется стоя.
3.Специальная гимнастика для глаз.
В середине каждого урока в течение 2-3 мин предлагается следующая
гимнастика
для
глаз
в
физкультминутках,
разработанная
МНИИ
глазных
болезней им. Гемгольца.
Упражнения для учащихся 1-4 классов:
1.Исходное
положение
(и.
п.)
-
сидя,
откинувшись
на
спинку
парты.
Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
2.И.
п.
сидя,
откинувшись
па
спинку
парты.
Прикрыть
веки,
крепко
зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
3.И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки.
Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску в течение 2-
3 с. Поставить руку на парту перед собой так, чтобы; кончики пальцев были на
уровне глаз, на расстоянии 15-20 см от них; перевести взгляд на кончик пальца
и смотреть на него в течение 3-5 с, затем опустить руку. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки
вверх. Вдох. Выполняя упражнение, следовать взглядом за руками, не поднимая
головы. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
Примечание: гимнастику для глаз следует делать не менее двух раз в
день или каждый час по 3- 5 минут.
2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнения для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)
1.Поставить руки на парту, вращать кисти рук в разных направлениях.
2.Сложить ладони и разводить пальцы рук.
3.Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на
первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
5.С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
6.По очереди вращать в разные, стороны пальцы рук.
7.Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп
упражнения
постепенно
увеличивается
до
максимального,
затем
вновь
снижается.
8.Постукивание согнутыми пальцами рук по парте, вначале совместное, в
дальнейшем каждым пальцем в отдельности.
9.Быстрое
поочередное
загибание
пальцев
одной
руки
указательным
пальцем другой руки.
10.Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки
пальцами Другой руки.
3. Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика (по Александре Стрельниковой)
1.Упражнение «Ладошки» (разминочное).
Встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки
далеко от тела не уводить. Сделать короткий шумный, активный вдох носом и
одновременно
сжать
ладошки
в
кулачки
(хватательное
движение).
Руки
неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха
выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки
разжимаем.
Примечание: следует сделать 4 вдоха и 4 выдоха. Через 3-5 секунд
повторить.
2.Упражнение «Погончики».
Встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент
короткого
шумного
вдоха
носом
с
силой
толкнутькулаки
к
полу,
как
бы
отжимаясь от него или сбрасывая что-то с рук. При этом во время толчка кулаки
разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну
(тянутся
к
полу),
пальцы
рук
широко
растопыриваются.
На
выдохе
возвращаемся в исходное положение: кисти рук на поясе, пальцы сжаты в
кулаки.
Примечание: подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки,
затем отдых 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.
3.Упражнение «Насос» («Накачивание шины»).
Встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, к полу: спина
круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не
напрягать, руки опущены вниз). Сделать короткий шумный вдох в конечной
точке поклона. Затем слегка приподняться, но не выпрямляться полностью.
Упражнение повторить 8 раз, отдохнуть 3-5 секунд и опять повторить.
Примечание: это упражнение напоминает накачивание шины, нужно
постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.
4.Упражнение «Обними плечи».
Встать прямо. Руки согнуть в локтях и поднять на уровне плеч кистями
друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросить руки навстречу
друг Другу, как бы обнимая себя за плечи.
Примечание:
важно,
чтобы
руки
двигались
параллельно,
а
не
крест-
накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой - все
равно. Главное - помнить, что в течение всего упражнения положение рук
менять не следует. Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в
стороны (но не до исходного положения). В момент вдоха локти сошлись на
уровне груди - образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся -
получился квадрат.
Физкультпаузу
проводят
преподаватели
или
физорги
класса.
Она
способствует
укреплению
склеры
глаз,
повышению
работоспособности
цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у
школьников,
улучшает
кровообращение
глаз.
Предлагается
использовать
следующие комплексы упражнений.
Комплекс 1
1.И. п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок; на счет 1-2 — отводя руки и
голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - вернуться в и. п. - выдох. Повторить 4-6
раз.
2.И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с.
3.И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону.
Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4.И. п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не
изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз:
5.И. п. - стоя. На счет 1 - полуприсед; на счет 2 - и. п. Повторить 10—12
раз.
6.И.
п.
-
стоя,
палец
держать
перед
носом
на
расстоянии
25-30
см.
Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в
течение 30-40 с. Выполнять медленно.
Комплекс 2
1.И. п. - стоя. На счет 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -
вдох; 2 - руки перевести вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10
раз.
2.И. п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 с, затем открыть
глаза. Повторить 8—10 раз.
3.И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону.
Повторить 6-8 раз каждой рукой.
4. И. п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и другую сторону.
Повторить 10-15 раз в каждую сторону,
5. И. п. - стоя, ноги врозь. На счет 1-3 наклон туловища вправо, затем
вернуться в и. п. Наклон влево. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
6. И. п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на
расстоянии 25-30 см. Смотреть на палец в течение 4-6 с, затем закрыть левый
глаз ладонью левой руки на 4-6 с. Смотреть на палец правым глазом, затем
открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но
закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 3
1.И. п. стоя, кисти к плечам. На счет 1 - отвести локти назад, вдох; 2 - локти
вперед, выдох. Смотреть' вперед. Повторить 8-10 раз.
2.И. п. - стоя. Частые моргания в течение-10-15 с.
3.И. н. - стоя. На счет 1-2 — разогнуться, голову отвести назад - вдох; 3-4 -
слегка наклониться вперёд - выдох. Повторить 6-8 раз.
4.И. п. - стоя, голову держать прямо, переводить взгляд вверх и направо,
после чего вниз и налево; затем переводить взгляд по другой диагонали: вверх -
налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
5.И. н. - кисти на затылок. На счет 1, 2, 3 - пружинистые повороты
туловища в сторону, на 4 - в и. п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
6.И. п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30
см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с Дальнего предмета (смотреть в
окно) на палец и обратно в течение 10-15 с, поочередно закрывая глаза.
Упражнение «Метка на стекле». В классе во время физкультминуток
может использоваться следующий вариант данного упражнения. К оконному
стеклу приклеить кружок диаметром 7 см на уровне глаз стоящего ребенка.
Учитель дает команду: "Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 с). Теперь
давайте посмотрим на то дерево (здание и т. д.), которое вы видите вдали (3-
4 с). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле". Повторить
упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки
на
стекле
на
удаленные
объекты,
видимые
из
окна.
Упражнение
можно
выполнять из исходных положений сидя и стоя.
Для детей с близорукостью это упражнение проводится для профилактики
прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или назначается в
виде домашнего задания. Ребенок (в назначенных ему очках) встает у окна на
расстоянии 30-35 смотрового оконного стекла. На этом стекле на уровне его
глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3-5 мм красного цвета. Вдали от
линии взора, проходящей через эту метку, он намечает; какой- либо предмет для
фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот
предмет. Упражнения проводятся два раза в день в течение 15-20 дней. При
отсутствии стойкой Нормализации аккомодационной способности глаза такие
упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые
два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин,
последующие два дня 5 мин, в остальные дни - 7 мин.
При работе с видеодисплейными терминалами и персональными ЭВМ с
целью
снижения
утомления
зрительного
анализатора
целесообразно
через
каждые 20-25 минут (во время регламентированных перерывов) выполнять
комплексы
упражнений,
которые
следует
менять
1
раз
в
2-3
недели.
Упражнения выполняются сидя или стоя, спиной к экрану (при ритмичном
дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз).
Вариант I
1.На счет 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Открыть
глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 5 6. Повторить 4 5 раз.
2.Посмотреть на переносицу и задержать на ней взгляд на счет 1-4. До
усталости глаза не доводить. Затем поднять глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
3.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4; затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, ввёрх и вниз. Повторить
3-4 раза.
4.Быстро перевести взгляд по диагонали: направо вверх - налево вниз;
потом посмотреть прямо на счет 1-6; затем налево - вверх - направо - вниз и
посмотреть прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2
1.На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы; широко раскрыть
глаза и посмотреть прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.На счет 1--4 посмотреть на кончик носа, а потом перевести взгляд вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.Не поворачивая головы (глаза смотрят прямо), делать медленно круговые
движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх -
влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4.При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счет 1-4
вверх, На счет 1-6 - прямо; после чего аналогичным образом смотреть вниз -
прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну
и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3
1.Голову держать прямо. Поморгать в течение 10-15 с.
2.Не поворачивая головы (голова - прямо, глаза закрыты), на счет 1-4
перевести глазные яблоки направо, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6.
Перевести глазные яблоки вверх на счет 1-4у опустить вниз на счёт 1-4 и
перевести прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-
30 см, на счет 1—4; перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же - в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Специальные упражнения для физкультминуток
Для
снятия
статического
утомления
мышц
спины
и
профилактики
нарушений осанки целесообразно включать, в физкультминутки, проводимые
на уроке, следующие упражнения.
Комплекс I (сидя за партой).
1.И. п. - руки на краю парты. Встать, сесть.
2.И. п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать
до спинки сиденья, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
3.И.
п.
-
руки
над
головой,
локти
вперед.
Развести
локти
в
стороны,
прогнуться, вернуться в и. п.
Комплекс II (сидя за партой).
1. И. п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться в и. п.
2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперёд, стараясь достать
руками пола, вернуться в исходное положение.
3. И. п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание.
Комплекс III (стоя за партой).
1.И. п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе. Прогнуться назад,
руки вверх, вернуться в и. п.
2.И. п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в И. п. То
же в другую сторону.
3.И. п. - руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в
и. п. То же в другую сторону.
Комплекс IV (стоя за партой).
1.И. п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Прогнуться назад,
вернуться в и. п.
2.И. п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо. Вернуться в и. п.
То же в левую сторону.
3.И. п. - руки за спиной.Сделать полуприседание, вернуться в и. п.
Каждое упражнение повторить 6-8 раз.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук при
работе с ВДТ и ПЭВМ
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления
отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение,
снижают напряжение.
Вариант 1
1.И. п. - о. с. (стоя прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища). 1 - поднять
плечи, 2 - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить
мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2.И.
п.
—
руки
согнуты
в
локтях
перед
грудью.
На
счет
1-2
-
два
пружинящих рывка назад локтями, 3-4 - то же прямыми руками. Повторить 4-6
раз. Темп средний.
3.И. п. - стойка ноги врозь. 1-4 - выполнить четыре последовательных
круга прямыми руками назад. 5-8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище
не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
Вариант 2
1. И. п. - о. с., кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И. u. - о. с. 1-4 - дугами в стороны поднять руки вверх, одновременно
делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 - руки расслабленно
опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз,; Темп средний.
3 . И. п. - руки на поясе, кисти тыльной стороной направлены внутрь. На
счет 1-2 локти свести вперед, голову наклонить вперед, на 3- 4 локти отвести
назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и расслабленно
потрясти. Темп медленный.
Вариант 3
1.И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху.
1-
дугой
кверху
перевести
правую
руку
влево
и
хлопнуть
в
ладони,
одновременно поворачивая туловище налево. 2 - и. п. 3-4 - выполнить то же
упражнение
в
другую
сторону,
не
напрягая
рук.
Повторить
6-8
раз.
Темп
средний.
2.И. п. - о. с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2-4 - зигзагообразными
Движениями развести руки в стороны. 5-6 - руки перевести вперед. 7-8 -
расслабленно опустить руки вниз, Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3.И.
п.
-
о.
с.
1
-
руки
свободно
махом
развести
в
стороны,
слегка
прогнуться назад, 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и
приподнять их, скрестив перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног при работе
с ВДТ и ПЭВМ
Физические
упражнения
для
мышц
ног,
,живота
и
спины
усиливают
венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению
застойных
явлений
крово-
и
лимфообращения,
отечности
в
нижних
конечностях.
Вариант 1
1. И. п. - о. с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться.
2. И. п. 3—4 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2.И. п. — стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и. п. 3 - наклон вперед,
руки впереди. 4 - и. п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.-.
3.И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в
одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки опустить вниз и
расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Вариант 2
1.И. п. - руки скрестить перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону,
руки развести в стороны. 2 - и. п. 3-4 - то же в другую сторону. Повторить 6-8
раз. Темп средний.
2.И. п. - стойка ноги врозь, руки вверх - в стороны. 1 - полуприсед. на
правой ноге. Левую ногу согнуть и повернуть коленом внутрь, держа руки на
поясе. 2 - и. п. 3-4 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3.И. п.- выпад левой ногой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом
туловища направо. 2 — мах руками налево с поворотом туловища налево.
Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом
правой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Вариант 3
1.И. п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь,
опустить
руки
махом
вниз.
Разгибая
правую
ногу,
выпрямляя
туловище
и
перенося тяжесть тела на левую ногу, выполнить мах руками влево, 2 - то же в
другую сторону. Элементы упражнения выполняются непрерывно. Повторить
4-6 раз. Темп средний.
2.И. п. - руки в стороны. 1-2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 -
выпрямляя
ноги,
наклониться
вперед,
руками
коснуться
пола.
4
-
и.
п.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3.И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо.
2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс остается
неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Комплексы упражнений для физкультурных пауз
Физкультурная
пауза
повышает
двигательную
активность,
стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем,
снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Вариант 1
Ходьба на месте в течение 20-30 секунд. Темп средний.
1.И. п. - о. с. 1 - вытянуть руки вперед ладонями книзу. 2- руки в стороны,
ладони кверху. 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - и. П. Повторить
4-6 раз. Темп медленный.
2.И. п. - стойка ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 - наклон назад, руки за
спину. 3-4 — и. п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3.И. п. - стойка ноги врозь на ширине плеч. 1 - руки за голову, поворот
туловища направо. 2 - вернуться в и. п. Отводя руки в стороны, наклониться
вперед,
слегка
прогнувшись.
3—
выпрямиться,
завести
руки
за
голову
и
повернуть туловище налево. 4 - и. п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6
раз. Темп средний.
4.И. п. - руки к плечам. 1 - выпад вправо, руки в стороны. 2 - и. п. 3 -
присесть, руки вверх. 4 - и. п. 5-8 - то же, но с выпадом в другую сторону.
Повторить 6 раз. Темп средний.
Вариант 2
Ходьба на месте в течение 20-30 с. Темп средний.
1.И. п. - о. с. Руки за голову. 1-2 - встать на носки, прогнуться, отвести
локти назад. 3-4 - опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти
вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2.И. п. - о. с. 1 - шаг правой ногой в сторону, руки в стороны. 2 - повернуть
кисти ладонями вверх. 3 — приставить левую ногу, руки вверх. 4 - опуская руки
в стороны, свободным махом скрестить их перед грудью. 5-8 - то же влево.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
правой Ноге, хлопок в ладони. 2 - и. п. 3-4 — то же, но с наклоном к левой
ноге. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4.И. п. - стойка ноги врозь, левая нога впереди, руки в стороны или на
поясе. 1-3 - три пружинистых полуприсед. на левой ноге. 4 - переменить
положение ног. 5-7 - то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз.
Перейти на ходьбу (20- 25 с). Темп средний. .
5.И. и. - стойка ноги врозь шире плеч. 1 — поворачивая туловище влево,:
наклониться назад, отвести руки назад. 2-3 - сохраняя положение туловища в
повороте, пружинисто наклониться вперед, руки вперед. 4 - и. п. 5-8 - то же, но
с поворотом туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп
медленный.
6.И. п. - придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой
голень пониже колена. 1 - вставая на левый носок, выполнить мах правой ногой
назад, отводя Правую руку в сторону и назад. 2 - и. п. 3-4 - то же, но согнуть
левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7.И. п. - о. с. 1 - отвести руки назад и в стороны ладонями наружу, голову
наклонить назад. 2 - руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз.
Темп медленный.
Вариант 3
Ходьба на месте в течение 20-30 с. Темп средний.
1.И. п. - о. с. 1 - с шагом вправо развести руки в стороны ладонями кверху.
2 - поворачивая туловище направо, перевести левую руку вправо и хлопнуть в
ладоши. 3 - выпрямиться. 4 - и. п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8
раз. Темп средний.
2.И. п. - стойка ноги врозь. 13 - развести руки в стороны, наклониться
вперед и выполнить три размашистых поворота туловища в стороны. 4 - и. ц.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3.И. п. - о. с. 1-2 - присед, колени врозь, руки вперед. 3-4 - встать, правую
руку вверх, левую за голову. 5-8 - то же, но поменяв руки. Повторить 6-10 раз.
Темп медленный.
4.И.
п.
о.
с.
1
-
выпад
влево,
руки
в
стороны.
2-3
руки
вверх,
два
пружинистых наклона вправо. 4 - и. п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить
4- 6 раз. Темп средний.
5.И. п. - правая рука на поясе, левая держится за опору. 1 - выполнить мах
правой ногой вперед. 2 - мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же
проделать левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой. Темп средний. ,
6.И. п. - о. с. 1-2 - отставить правую ногу назад на носок, руки слегка
отвести назад с поворотом .ладоней наружу.; голову наклонить назад. 3-4 - ногу
приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5-8 - то же,
отставляя левую ногу назад. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Методика мышечной релаксации.
Для
наиболее
эффективного
и
быстрого
снятия
эмоционального
напряжения во время перемены педагог может применить методику релаксации,
то
есть
мышечного
расслабления;
Предполагается,
что
расслабляя
определенные
группы
мышц,
можно
добиться
состояния
психической
стабильности,
успокоения
и
отдыха.
Релаксация
достигается
следующим
образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают ниж-
нюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все
мышцы
лица
(«лицо
релаксанта»),
ни
о
чем
не
думать
и
вызвать
у
себя
ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3 -4
мин и повторяется 4 -5 раз в день.
«Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого
пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите: в руках (ногой, на плече)
тяжелые
гири;
поднимаете
над
головой
тяжелую
корзину
с
яблоками;
отжимаете
штангу;
удерживаете
ногой
закрывающуюся
дверь,
раздвигаете
руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони - чашечки весов.
-
При
необходимости
можно
реально
«нагрузить»
весы,
надавливая
собственной рукой или кладя на них какой- либо «груз».
Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены
навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос,
задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.
Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть
на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз,
пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой «чашечке весов» лежит «груз».
Медленно
выдохнуть,
расслабиться.
Повторить
упражнение,
изменив
положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, «весами»
при этом становятся ноги.
«Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на
пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка
наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не
коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не м:еняя
положения
туловища,
потянуть
руки
по
полу
еще
дальше
вперед).
Ветер
стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в
исходное положение, потянуться вверх).
«Раскачивающееся
дерево».
Строится
аналогично
предыдущему
упражнению (корни - ноги, ствол — туловище, крона - руки и голова). Может
выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил
себя «Своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на
ветерок, начало бури и ураган.
«Парусник».
Ребенок
изображает
лодку
с
парусом:
встать
на
колени,
носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены;
сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной,
зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился,
надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову
откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как
можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.
«Дракон».
Ребенок
изображает
дракона,
облетающего
дозором
свои
владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт
рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать»
хвостом море.
Двигательный репертуар.
Детям
предлагается
свободно
двигаться
по
комнате
самыми
разнообразными
способами,
не
касаясь
друг
друга
я
сосредоточившись
на
ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью:
медленно, максимально быстро, максимально медленно, чуть медленнее и т. п.;
с
различным
уровнем
напряжения
(максимально
напряженно,
чередуя
напряжение и расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В
ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные
ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в
спину
и
т.
п.
Эти
и
следующие
упражнения
направлены
на
расширение
диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие
- жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые,
свободные - с сопротивлением.
«Огонь и лед». Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!»
дети
начинают
интенсивные
движения
всем
телом.
Плавность
и
степень
интенсивности движений каждый выбирает произвольно. По команде «Лед!»
дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все
тело.
Преподаватель
несколько
раз
чередует
обе
команды,
меняя
время
выполнения той и другой.
«Рыбки
и
водоросли».Упражнения
со
сменой
ролей:
плавные,
легкие
движения «водорослей» - на месте, а «рыб» - с передвижением «в воде».
«Страна
кукол».
Учитель. Когда-нибудь
все
люди
вырастают
и
забывают, что были детьми. Однако игрушки, которые мы так любили в
детстве, не исчезают бесследно; Они просто уходят в свою страну, куда мы
сегодня и отправляемся, став ненадолго разными куклами.
«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет
ребенок. «Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело полностью
расслаблено (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряжённое тело,
законченные движения. «Марионетка»: кукла, которую «кукловод»- учитель
или другой ребенок - приводит в движение при помощи «нитей», привязанных к
различным частям ее тела, Это упражнение направлено на осознавание центров
движения,
«Росток». И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их
руками.
Учитель. Представь
себе,
что
ты
-
маленький
росток,
только
что
показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и
устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».
Называется
часть
тела,
которая
активизируется
в
данный
момент,
при
абсолютной пассивности других. На счет 1 медленно выпрямляются ноги; 2 -
ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»;
3
-
осторожно
выпрямляется
позвоночник
(от
поясницы
к
плечам);
4
-
выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на
«солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, учитель может увеличивать
этапы «роста» до 10-20.
«Репка». И. п. — на корточках, колени разведены в стороны, плотно
сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения
«репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони
медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и
поднимаются в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.
«Потянулись - сломались». И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх
(пятки от пола не отрывать).
Педагог. Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем
пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу) ...А теперь
представьте, что наши кисти сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь
руки «сломались» в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова
(хлопок),
вы
«сломались»
в
талии
(хлопок),
подогнулись
колени
(хлопок),
опустились (хлопок), упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно...
Прислушайтесь к себе.
Игры психотерапевтической направленности
Игра является важнейшим условием правильного, гармоничного развития
ребенка, в том числе формирования у него воображения, самостоятельности,
навыков
адаптированного
взаимодействия
с
людьми.
Некоторые
примеры
использования игровых методов в здоровьесберегающей деятельности.
«Найди отличие».
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок
рисует
любую
несложную
картинку
(котика,
домик
и
др.)
и
передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько
деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в
рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно
проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске
какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не
ограничивается).
Взрослый
дорисовывает
к
каждому
рисунку
несколько
деталей.
Дети,
взглянув
на
рисунки,
должны
сказать,
какие
изменения
произошли.
«Разговор с руками».
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль,
можно поиграть с ним в такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.
Затем
предложите
ему
оживить
ладошки
-
нарисовать
им
глазки,
ротик,
раскрасить
цветными
карандашами
пальчики.
После
этого
можно
затеять
беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?»,
«Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору,
проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они
многое
умеют
делать
(перечислите,
что
именно),
но
иногда
не
слушаются
своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и
их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего
вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого
промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела - мастерить,
здороваться, играть - и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на
такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо
снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок,
похвалив послушные руки и их хозяина.
«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите
детям
следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и
сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я
дам команду «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?
Говори!»
«Кричалки-шепталки-молчалки».
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой
регуляции.
Из
разноцветного
картона
надо
сделать
3
силуэта
ладони:
красного,
желтого, синего цвета. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную
ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь -
«шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» —
синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует «молчалками».
«Морские волны».
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на
другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу
«Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики,
сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за
вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних
парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие
первыми (за первыми партами), садятся. И т. д. По сигналу учителя «Шторм»
характер действий и последовательность их выполнения повторяются, с той
лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.
Закончить игру надо командой «Штиль».
«Ловим комаров».
Цель:
снять
мышечное
напряжение
с
кистей
рук,
дать
возможность
гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла,
форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде
«Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном или
среднем;
темпе
делает
хаотичные
движения
руками
в
воздухе,
сжимая
и
разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок
будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, Не задевая тех, кто
сидит рядом. По команде «Стой!» дети должны сесть. Педагог показывает, как
именно
надо
сесть
(на
свое
усмотрение).
«Готовы?
«Начали!».
«Стоп!»...
Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните
несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!»
«Ласковые лапки».
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности,
развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и
взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек
меха, Кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на
стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что
по
руке
будет
ходить
«зверек»
и
касаться
ее
ласковыми
лапками.
Надо
с
закрытыми
глазами
угадать,
какой
«зверек»
прикасался
к
руке
-
отгадать
предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно
поменяться с ребенком местами.
«Гвалт».
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из детей (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.
Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни,
которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит
водящий,
и
игроки
все
одновременно,
хором,
начинают
громко
повторять
каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее но
словечку.
Желательно, чтобы до того как, войдет водящий, каждый ребенок повторил
вслух доставшееся ему слово.
Функциональная музыка
Для
снижения
эмоционального
напряжения
эффективным
средством
является
функциональная
музыка.
Она
может
сопровождать
основные
режимные
моменты:
подготовку
учащихся
утренней
гимнастике,
начало
и
окончание урока (вместо традиционного звонка), физкультминутки, игры на
переменах,
отход
ко
сну
и
подъем.
Основным
критерием
подбора
музыки
является соответствие ее темпа и ритма функциональному состоянию ребенка.
Так,
в
период
засыпания
должна
звучать
тихая
мелодия,
например,
колыбельная; при подъеме - бодрая музыка с нарастающим темпом. Ритмичная,
маршевая
мелодия
возбуждает,
повышает
эмоциональный
тонус,
позволяет
быстрее
сбросить
напряжение
урока.
Медленная
мелодичная
музыка
успокаивает, заставляет расслабиться. Выбрать музыку в соответствии с этими
принципами может педагог вместе с врачом и музыкальным работником.
На
утренней
зарядке
музыка
звучит
как
сигнал
к
сбору,
мобилизует,
повышает
настроение.
Это
может
быть
песенка
«Юные
спортсмены»,
маршевые,
спортивные
мелодии.
Прослушивается
все
музыкальное
произведение целиком.
Традиционный звонок на урок может быть заменен песней «Чему учат в
школе» - мелодия должна звучать во время построения перед уроком (2-3
минуты). На первой физкультминутке при выполнении упражнения для снятая
зрительного
напряжения
рекомендуется
в
течение
2-3
минут
использовать
мелодию вальса. Вторая физкультминутка может сопровождаться ритмичной
музыкой, например, песнями «Калинка», «Гиподинамия» и т. д.
Звонок на перемену может быть заменен песенкой «Веселая переменка».
Игры
на
перемене
рекомендуется
сопровождать
веселой,
но
не
слишком
громкой мелодией, например, песенкой «Солнышко смеется».
Сигналом к дневному сну может быть любая колыбельная мелодия или
спокойная
музыка,
способствующая
снятию
напряжения,
облегчению
засыпания, например, «Ностальгия».
Продолжительность
звучания
музыки
составляет
3-5
минут.
Подъем
рекомендуется
сопровождать
бодрой,
в
постепенно
нарастающем
ритме
мелодией, например, «Проснулся день» или «Крылатые качели».
Хороший расслабляющий эффект может быть получен при использовании
медленной
спокойной
мелодии,
имитирующей
звуки
природы:
шум
моря,
журчание
ручья,
шелест
листвы,
пение
птиц
и
другие.
Такая
музыка
рекомендуется во время проведения упражнений мышечной релаксации или
занятий аутотренингом.
Изучен
оздоровительный
эффект
классической
музыки.
Так,
мелодия
некоторых
произведений
И.-С.
Баха
позволяет
получить
расслабляющий
эффект. В частности, установку на состояние покоя может создать Прелюдия №
1 (2 мин), расслабление мимических мышц - Прелюдия № 8 (4 мин 30 с), мышц
рук
-
Хор
(3
мин
30
с).
Произведения
Ф.
Шопена
позволяют
ощутить
расслабление мышц туловища - Прелюдия № 4 (2 мин 5 с), мышц ног -
Прелюдия
№
13
(4
мин
35
с).
Некоторые
его
произведения
способствуют
нормализации регуляторных функций: регуляции ритма сердечных сокращений
и дыхания - Прелюдия № 15 (2 мин 20 с), общей активации - Прелюдия № 17 (3
мин 45 с). Мобилизации физического и психического тонуса при выходе из
состояния расслабленности способствует произведение К. Глюка «Мелодия» (4
мин 5 с). Формированию состояния уверенности помогают произведения М.
Таривердиева
«Мгновение»
(1
мин
10
с),
Ж.
Бизе
-
Р.
Щедрина
на
тему
«Тореадор» (1 мин 45 с).
ПАКЕТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
1. Для уменьшения
раздражительности
Бах. «Кантата № 2»; Бетховен. «Лунная соната»;
Прокофьев. «Соната «Ре»; Франк. «Симфония реминор»
2. Для уменьшения
чувства тревоги,
неуверенности
Шопен. Мазурка и прелюдии; Штраус. Вальсы;
Рубинштейн. «Мелодия»
3. Для общего успо-
коения, умиротворе-
ния
Бетховен. «6-я симфония» (ч. 2); Брамс. «Колыбельная»;
Шуберт. «Аве Мария», «Анданте из . квартета»; Шопен.
«Ноктюрн соль минор»; Дебюсси. «Свет луны»
4. Для уменьшения
агрессивности
Бах. «Итальянский концерт»; Гайдн. «Симфония»;
Сибелиус. «Финляндия»
5. Для снятия эмо-
ционального напря-
жения в отношениях
с другими людьми
Бах. «Концерт ре-минор для скрипки»; Барток. «Соната для
фортепьяно», «Квартет № 5»; Брукнер. «МесСа ми-минор»;
Бах. «Кантата №21»
6. Для уменьшения
головной боли, свя-
занной с эмоциональ-
ным перенапряжени-
Бетховен. «Фиделио»; Моцарт. «Дон Жуан»; Лист.
«Венгерская рапсодия № 1»; Хачатурян. «Сюита
«Маскарад»; Гершвин. «Американец в Париже»
7. Для улучшения
настроения
Шопен. «Прелюдия»; Лист. «Венгерская рапсодия №2»
Музыкальные произведения, используемые для коррекции
эмоционального состояния
Развитие самопознания: А. Бородин. Ноктюрн из струнного квартета;
Ф. Шопен. Концерт № 1 для фп. сорк., II часть; Л. Бетховен. Концерт № 3 для
фп. сорк., II часть. (Используется одно из произведений на выбор.)
Снижение тревоги: П. И. Чайковский. Первая симфония. II часть -
«Угрюмый край»; Шестая симфония. I часть, фрагмент разработки; IV часть
(финал); III часть - «Марш».
Преодоление чувства неуверенности: И. Брамс. Четвертая симфония, I
часть;
И.-С.
Бах.
Бранденбургские
концерты
(медленные
части);
Ф.
Лист.
Прелюды (финал).
Преодоление раздражительности: Д. Шостакович. Романс из фильма
«Овод»,
Восьмая
симфония,
III
часть;
В.-А.
Моцарт.
«Маленькая
ночная
серенада» (финал); Ж. Бизе, Юношеская симфония (финал); танцевальная
музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.
Уровень физического развития
Можно
произвести
оценку уровня физического развития и состояния
здоровья школьников с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим
некоторые из них.
-Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы
в
килограммах.
Чтобы
определить
нормальную
массу
взрослого
человека
нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 - при росте
165-175 см и 110 при более высоком росте.
-Весо-ростовой
показатель
вычисляется
делением
массы
тела
(в
граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин - 360-
405-г/см, а для мужчин - 380-415 г/см.
-Жизненный
индекс
определяется
делением
цифры,
обозначающей
жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах).
Показатель
ниже
65-
70
мл/кг
у
мужчин
и
55-60
у
женщин
свидетельствует
о
недостаточной
жизненной
емкости
легких
либо
об
избыточной массе.
-Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной
клетки. Вычисляется так: окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе
умножается на 100 и делится на величину роста в сантиметрах. В норме этот
индекс ~ 50 -55%. Силовой индекс - это отношение силы кисти более сильной
руки (в килограммах) к массе тела. В среднем силовой индекс у мужчин =
0,70-0,75, а у женщин = 0,50-0,60.
Пропорциональность
между
ростом
и
шириной
плеч
определяется
отношением ширины плеч к росту (в сантиметрах) и выражается впроцентах:
для мужчин - 22%, для женщин - 21%.
-Индекс пропорциональности развития грудной клетки - эго разность
между окружностью грудной клетки (в- паузе) и половиной длины тела. Если
разница =5-8 см для мальчиков (мужчин) и З—4 см для девочек (женщин) или
превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной
клетки.
Если
она
ниже
указанных
значений
или
имеет
отрицательное
значение, то грудная клетка развита слабо.
-Показатель крепости телосложения отражает разницу между длиной
тела, суммой массы тела и окружностью грудной клетки на выдохе. Например,
при
росте
181
см,
массе
80
кг,
окружности
грудной
клетки
90
см
этот
показатель будет = 181 - (80 + 90) = 11. У взрослых разность меньше 10 можно
оценивать как крепкое телосложение; от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 -
как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 46 - как очень слабое.
Для
оценки
здоровья
не
менее
важны
физиологические
показатели,
главным среди которых являются пульс.
Чтобы оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы,
у занимающихся определяют частоту сердечных сокращений.
Частота сердечных сокращений - важный интегральный показатель
функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать
регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром,
после пробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении
сидя. Измерять лучше всего по сердечному толчку, который ощущается ниже
левого соска, или пульсу на шее (в области сонной артерии под нижней
челюстью).
Пульс - это периодические толчкообразные колебания стенки артерии,
возникающие
вследствие
выброса
крови
из
сердца
при
его
сокращении.
Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может
подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту.
Частота пульса в норме у взрослого человека составляет 60-80 ударов в
минуту. С возрастом частота пульса падает (у новорожденного 130-140 ударов
в минуту, у детей 5-6 лег 100-120, в 7-10 лет 90-100, в 11-14 лет 75-80, в 15-18
лет 65-70 ударов в минуту).
Средняя частота пульса в покое (уд/мин)
Возраст, лет
Мальчики,
Девочки, девушки
7
86
87
8
83
85
9
80
83
10
76
79
11
75
79
12
73
76
13
73
76
14
73
74;
15
72
75
16
70
75
17
68
73
18
62
70
Внедрение
в
практику
школы
модели
организации
учебно-воспитательного
процесса
на
основе
здоровьесберегающих
технологий
позволило
выделить
педагогические
условия,
повышающие
эффективность
организации
здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в начальной школе и
способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся и формированию
у них потребности в здоровом образе жизни, а именно:
-внедрение в практику работы школы программы организации учебно-
воспитательного
процесса
на
основе
здоровьесберегающих
технологий,
системообразующим
началом
которой
является
образовательная
программа
содействия здоровью;
-организация службы здоровья, функционирующая на основе интеграции
деятельности
учителей
физической
культуры,
медицинских
работников,
педагогов-
психологов
и
социальных
педагогов,
теоретически
и
практически
подготовленных к работе в условиях реализации этой программы;
-осуществление координации в деятельности администрации и научно-
методического совета школы по проблемам сохранения и укрепления здоровья
учащихся.
Анализ
и
сопоставление
результатов
педагогического
эксперимента
в
целом
подтвердили
эффективность
организации
учебно-воспитательного
процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами,
специалистами,
родителями,
направленная
на
формирование
ценности
здоровья и здорового образа жизни, повышения знаний учащихся и родителей
по проблемам охраны и укрепления здоровья.
Просветительская работа с родителями направлена на повышение уровня
знаний
родителей
по
проблемам
охраны
и
укрепления
здоровья
детей.
В
программе представлены виды и формы работы с родителями, обеспечивающие
личностные планируемые результаты по формированию культуры здорового и
безопасного
образа
жизни
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования. При этом программой предусматриваются и результаты работы с
родителями
обучающихся
как
необходимое
условие
формирование
у
обучающихся понимания и принятия ценности здоровья.
Система
работы
по
данному
направлению
включает
следующие
мероприятия:
•при
формировании
первых
классов
родители
информируются
о
существовании программы;
•совместное
участие
детей
и
родителей
в
спортивно-оздоровительных
мероприятиях;
•родительские собрания с участием приглашенных специалистов;
•родительский лекторий: «Основы правильного питания», «Гигиенические
основы режима дня школьника», «Физическая культура и здоровье», «Здоровый
образ
жизни»,
«Почему
ребенок
не
любит
читать»,
«Десять
заповедей
для
родителей»;
•практикум
для
родителей:
«Уметь
отказаться»,
«Я
и
здоровье»,
«Что
делать, если...», «Профилактика острых и кишечных заболеваний»;
•групповые
и
индивидуальные
приемы
и
консультации
родителей
специалистами различного профиля по вопросам роста и развития ребенка;
•цикл
занятий
по
формированию
здорового
образа
жизни
в
курсах
«Окружающий мир».
•уроки правил дорожного движения (ПДД) и правил противопожарной
безопасности
(ППД),
утренники
ПДД
и
ППД,
конкурсы
детских
рисунков,
посвященные этим темам;
•утренники
здоровья,
классные
часы,
посвященные
здоровому
образу
жизни; конкурсы рисунков, посвященных теме правильного питания.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
I. Контроль навыков ведения ЗОЖ
высокий
достаточный недостаточный
низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
6%
12%
62%
20%
32%
48%
20%
0%
4-е классы
1-е классы
Рис. 1. Сравнительная характеристика ведения ЗОЖ в 1-4 классах
Как видно из рис. 1. 18% учащихся первых классов имеют высокую и
достаточную осведомленность о ведении здорового образа жизни. 82% учащихся
нуждаются
в
дополнительной
работе
по
формированию
навыков
по
здоровьесбережению. 80% учащихся 4-х классов имеют высокую и достаточную
осведомленность о ведении здорового образа жизни, 20% учащихся нуждаются в
дополнительной работе по формированию навыков по здоровьесбережению.
Таким образом, можно сказать, что в процессе воспитания ценностного
отношения к своему здоровью младших школьников была сформирована стойкая
мотивация
к
ЗОЖ,
осознание
ценности
своего
здоровья,
его
приоритета
в
организации своей жизнедеятельности.
Для формирования у младших школьников потребности к сохранению и
укреплению
своего
здоровья
необходимо
обеспечить
сознательное
триединое
взаимодействие всех участников процесса: дети-родители-учитель, организовать
такую деятельность, которая бы обеспечивала усвоение учениками необходимых
знаний и давала возможность применять их на практике.
I.
Изучение
психофизиологических
основ
эффективной
организации
учебного процесса в начальной школе.
1. Изучение степени функционального напряжения организма ребенка
по косвенным показателям
Данное исследование позволяет выяснить в сравнительной характеристике
функциональную напряженность в 1-х и 4-х классах.
1-е классы
4-е классы
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
24%
32%
38%
48%
38%
20%
значительное напря-
жение
умеренное напряжение
отсутствие напряжения
Рис.2. Исследование напряженности адаптации в 1-х и 4-х классах
Как видно из рис.2., в 1-х классах количество учеников с отсутствием
напряжения и умеренным напряжением 62% учащихся, а в 4-х оно уже составляет
80% учащихся. Данное исследование позволило определить детей, нуждающихся
в помощи смежных специалистов.
При
сравнении
уровня
напряженности
(по
комплексной
программе
сохранения и укрепления здоровья младших школьников и детей 1-го класса)
меньший
уровень
напряженности
был
выявлен
в
классах
обучающихся
по
комплексной программе.
2. Анализ общего режима дня и внеучебных занятий в сопоставлении с
нормативами.
Был изучен и проанализирован режим дня учащихся начальных классов
методом анкетирования и беседы с родителями учащихся.
В целом организация режима в классах такова:
1.
Количество сна в сутки в целом соответствует возрастным нормативам
(10,5 часов в сутки). Процент детей, норматив сна которых отличается от нормы на
0,5-1 час, относительно невелик.
2.
Приготовление
домашних
заданий
составляет
1,5-2
ч
ежедневно
в
будние дни и около часа по выходным.
3.
Занятия в школе составляют 4 часа в сутки (25 учебных часов при
пятидневной рабочей неделе при 35-минутном уроке) и в 4 классе 4-5 часов при
шестидневной рабочей неделе при 45-минутном уроке (26 учебных часов).
4.
Занятия иностранным языком - 3 раза в неделю по 45 мин.
5.
Каждый ребенок проводит в среднем 2-3 часа перед компьютером или
телевизором.
Явное
предпочтение
этого
вида
деятельности
прогулкам.
Часто
родители
«оправдывают»
времяпрепровождение
перед
компьютером
наличием
развивающих программ.
6. Чтение - от 45 мин до 1 часа в день.
7. Прогулки - от 30 мин до 1 ч в день.
8. Определить время, отводимое на работу по дому и сельскохозяйственный
труд,
оказалось
труднее
всего.
Дети
занимаются
этим
видом
деятельности
по
просьбе родителей или в свободное от остальной работы время.
9. При организации свободного от учебы и приготовления домашних заданий
времени учащиеся уделяют внимание чтению (45 мин - 1 ч), компьютерным играм и
просмотру телепередач (в среднем около 1,5 ч ежедневно).
Таким
образом,
основными
проблемами
при
организации
режима
являются:
Резкое ограничение времени, уделяемого прогулкам (1- 1,5 ч вместо 3,5 по
нормативу).
5 0 % детей готовят домашние задания или поздно вечером перед сном,
или же сразу после прихода из школы.
Нерациональная
организация
времени
для
выполнения
домашних
заданий.
Проанализировав
полученные
данные,
был
выработан
комплекс
рекомендаций учителям и родителям для корректировки организации режима дня
учеников начальной школы.
Таблица 1. Организация режима дня школьников начальных классов
Средние данные за неделю, час
% учащихся
Продолжительность
сна
Соответствует возрастным нормативам
29%
Недосыпание от 0,5 до 1 часа
42%
Недосыпание более часа
21%
Недосыпание более 2 часов
8%
Продолжительность
п р о г у л к и
н а
с в е ж е м
воздухе
Соответствует возрастным нормативам
5%
Меньше нормы на 1 час
13%
Меньше нормы на 2 часа
63%
Вообще не гуляет
21%
Просмотр
телепередач
1 час
38%
2 часа
38%
3 и более часов
24%
Работа за компьютером
1 час
42%
2 часа
50%
3 и более часов
8%
4,90%
12,75%
61,76%
20,59%
норма
меньше
нормы на 1ч
меньше
нормы на 2
ч
вообще не
гуляет
29,00%
42,00%
21,00%
8,00%
норма
недосы-
пание 0.5-
1ч
недосыпа-
ние более 1ч
недосыпа-
ние более 2ч
Рис. 3. Продолжительность сна Рис.4 Продолжительность прогулок
учащихся начальной школы на свежем воздухе
38,00%
38,00%
24,00%
1ч
2ч
3 и более
часов
42,00%
50,00%
8,00%
1 час
2 часа
3 и более
часов
Рис. 5. Продолжительность просмотра Рис. 6. Продолжительность работы
телепередач на компьютере
Советы и рекомендации об организации учебной нагрузки и режиме дня.
Родителям:
1. Увеличить время пребывания ребенка на свежем воздухе (не лишать детей
прогулки в наказание за плохие оценки).
2. Точно
отрегламентировать
время
и
продолжительность
подготовки
домашних заданий. Для обучающихся во 2-ю смену - это утренние часы.
3. Во
время
выполнения
домашних
заданий
так
же,
как
и
в
школе,
необходимо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз.
4. Урегулировать продолжительность ночного сна со строго установленным
временем
подъема
и
отхода
ко
сну.
Не
менять
точно
установленное
время
в
зависимости от внешних факторов (особенно из-за просмотра телепередач).
5. Организовать
времяпрепровождение
ребенка
перед
сном.
Ограничить
просмотр телепередач и компьютерные игры, не играть в шумные и азартные игры.
6. Обязательное проведение хотя бы кратковременной утренней гимнастики.
7. Организовать
досуг
ребенка
в
выходные
дни.
Использовать
дополнительный
выходной
день
не
для
просмотра
телепередач
и
игр
за
компьютером, а для прогулок, выполнения домашних заданий, посещения музеев и
экскурсий.
8. Необходимо, чтобы у каждого ребенка были ежедневные обязанности по
дому, на выполнение которых должно быть отведено не менее получаса, и еще час -
на занятия ручным трудом и рисованием. Каждый день родители должны общаться
с ребенком не меньше 30 минут, а то и часа помимо совместного выполнения
домашних заданий.
9. Соблюдать режим дня точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку
определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка.
Учителям:
1. Уделить
внимание
формированию
у
детей
навыков
самостоятельной
работы,
поскольку
очень
часто
время
приготовления
домашних
заданий
затягивается по этой причине.
2. Включить в повестку родительского собрания вопрос об организации и
пользе режима дня учащихся.
3. Рассмотреть
вопрос
о
переполненности
классов,
что
оказывает
определенное влияние на повышенную утомляемость учащихся.
4. Во
внеурочной
деятельности
больше
внимания
должно
уделяться
движению и групповым играм.
3.Напряженность адаптации учащихся начальных классов
Школьная
дезадаптация
–
невозможность
обучения
и
адекватного
взамодействия
ребенка
с
окружением
в
рамках
конкретного
образовательного
учреждения. Школьная дезадаптация бывает легкой, средней и тяжелой, поэтому
так
важно
на
первом
этапе
ее
развития
выявить
учеников,
нуждающихся
в
дополнительной помощи.
1-е классы
4-е классы
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
14%
32%
38%
46%
48%
22%
Выраженное напря-
жение адаптации
Напряжение адаптации
благоприятная адаптация
Рис.7. Напряженность адаптации в 1-х и 4-х классах начальной школы
Были рассмотрены основные параметры оценки школьной адаптации. У тех
детей,
у
которых
в
результате
исследования
в
первых
классах
выявилось
напряжение адаптации, был проанализирован режим дня, нагрузки, трудности,
состояние
здоровья,
рассмотрены
варианты
щадящего
режима,
результаты
обсуждены
с
родителями.
В
результате
проведенной
работы
(рис.
7),
удалось
поправить
создавшуюся
негативную
ситуацию
(в
первых
классах
выраженное
напряжение адаптации составляло 48% от общего числа учащихся, а в четвертых
уже 22%).
III. Уровень физического развития.
Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных
причин
недостаточности
адаптационных
ресурсов
организма
городских
школьников, пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у
компьютера, отдых у телевизора. Передвижение в транспорте - все эти формы
времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Синдром гиподинамии
является
одним
из
условий
развития
многих
недугов
(сердечно-сосудистая
патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.).
Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. И только
единичными
уроками
физкультуры
и
прогулками
после
уроков
этот
объем
нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна
быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не
приводить к переутомлению.
Анализ проводился путем сравнения полученных результатов на уроках
физкультуры учащихся 1-4 классов с необходимыми нормативами характерными
для этого возраста.
б
е
г
3
0
м
ч
е
л
н
о
ч
н
ы
й
б
е
г
п
р
ы
ж
к
и
в
д
л
и
н
у
п
р
ы
ж
о
к
в
в
ы
с
о
т
у
п
р
ы
ж
о
к
ч
е
р
е
з
с
к
а
к
а
л
к
у
б
е
г
6
0
м
п
о
д
т
я
г
и
в
а
н
и
я
п
р
е
с
с
п
р
и
с
е
д
а
н
и
я
"
"
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
140%
160%
180%
65%
35%
37%
53%
70%
52%
25%
64%
74%
28%
89%
54%
64%
88%
93%
84%
50%
85%
96%
55%
4-е классы
1-е классы
Рис.8.
Процентное
соотношение
выполнения
заданий
на
уроках
физкультуры,
соответствующие
нормативным
показателям
(или
выше
нормы)
учащихся начальной школы.
Таким образом, из рис.8 видно, что по всем нормативным показателям
произошло увеличение количества ребят, справившихся с возрастной нормой.
IV. Эмоциональное состояние.
н
е
с
в
о
й
с
т
в
е
н
н
о
н
о
р
м
а
н
е
с
к
о
л
ь
к
о
п
о
в
ы
ш
е
н
н
ы
й
я
в
н
о
п
о
в
ы
ш
е
н
н
ы
й
о
ч
е
н
ь
в
ы
с
о
к
и
й
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
0%
21%
42%
29%
8%
0%
28%
48%
20%
4%
4-е классы
1-е классы
нализировался уровень тревожности учащихся. Использовался детский вариант
шкалы явной тревожности (в адаптации А.М. Прихожан).
Рис.9.
Сравнительная
характеристика
уровней
тревожности
учащихся
начальной школы.
Сравнивая результаты 1 и 4 классов (рис. 9) можно сказать, о снижении
уровня
тревожности
у
учащихся.
Это
можно
объяснить
систематически
проводимой работой психолога в урочной и внеурочной деятельности, а также
работой
классного
руководителя
с
родителями
форме
индивидуальных
консультаций и групповых тренингов.
V. Психологический климат.
1-е классы
4-е классы
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
25%
37%
50%
53%
25%
10%
высокий
средний
низкий
1-е классы
4-е классы
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
18%
34%
42%
46%
40%
20%
высокий
средний
низкий
Определение
п с и хо л о г и ч е с ко го
климата
(
методика:
«Исследование
психологического
климата
классного
коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)») проводилось по трем критериям -
эмоциональному, моральному и деловому (рис.10, рис.11, рис.12).
Рис. 10. Исследование психологического Рис. 11. Исследование
психологического
климата по эмоциональному критерию климата по моральному
критерию
1-е классы
4-е классы
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
10%
34%
50%
56%
40%
10%
высокий
средний
низкий
Рис.12. Исследование психологического климата по деловому критерию
Таким
образом,
проанализировав
полученные
данные
можно
сделать
вывод,
что
по
трем
критериям
эмоциональному,
моральному
и
деловому
психологический климат первых классов можно охарактеризовать, как средний.
Ситуация
в
четвертых
классах
начинает
меняться.
По
эмоциональному
и
моральному критерию ребята оценивают коллектив высоко: их волнуют успехи и
неудачи
друг
друга,
большинство
готово
прийти
на
помощь
друг
другу,
но
считают,
что
недостаточно
ответственно
все
относятся
к
учебе.
Необходимо
провести
работу
по
повышению
мотивации
ребят
к
учебному
процессу.
Возможно, часто акцентируется внимание на недостаточной подготовленности
ребят
к
урочной
деятельности,
что
может
в
дальнейшем
привести
к
формированию заниженной самооценки у некоторых учащихся в целом.
Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что
при
практической
реализации,
разработанной
нами
модели
и
программы
по
организации
здоровьесберегающего
учебно-воспитательного
процесса,
обеспечиваются педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья
учащихся,
развивается
их
познавательная
активность;
осваиваются
ценности
культуры; формируются нравственные позиции, навыки здорового и безопасного
образа жизни.