Напоминание

"Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр."


Автор: Крылова Наталия Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей

младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Для творчества детей , как и для любой творческой деятельности,

огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок

должен узнать название предмета или явления, его назначение,

внешний вид (форму, величину, цвет и т. Д.), определить, какие его

признаки являются главными, а какие- второстепенными.

Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку.

Часто он обращает внимание на яркое, необычное, не выделяя

существенное детали. Задача педагога- научить ребенка видеть, т.е.

воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,

вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном

детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее

благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире.

Несмотря на многочисленные исследования по сенсорному воспитанию

и развитию детей дошкольного возраста на практике педагоги часто

встречаются с тем, что дети не только в младшем возрасте, но и в

среднем дошкольном возрасте не всегда ориентируются в свойствах

предмета, это может создавать затруднения в дальнейшем познании ими

свойств объектов окружающего мира. В связи с этим существует

необходимость более детального исследования условий,

способствующих эффективному формированию сенсорных эталонов у

детей младшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что включение дидактических игр в педагогический

процесс будет способствовать развитию восприятия формы и величины

у детей 3-4 лет. Для подтверждения гипотезы был организован

эксперимент на базе МБДОУ Детский сад №27 «Рябинка»

г.Новочебоксарска. В исследовании приняли участие 20 детей 3-4 лет.

На констатирующем этапе исследования была проведена оценка уровня

развития восприятия формы и величины у испытуемых с помощью

методик «Пирамидка», «Коробка форм». Обобщенные результаты

констатирующего этапа эксперимента показали, что половина детей

(55%) выполнили задания «Пирамидка» в соответствии со средним

уровнем, 30% испытуемых имели высокий уровень и 15%- низкий

уровень развития восприятия величины.

Высокий уровень сформированности восприятия форм был характерен

30% испытуемым, 50% имели средний уровень и 20% -низкий уровень

сформированности восприятия форм.

Проанализировав результаты данного исследования, мы видим, что

необходима целенаправленная работа по формированию восприятия

формы и величины предметов у детей данной возрастной группы.

Нами был подобран комплекс дидактических игр, которые

использовались в блоках специально организованной деятельности и

совместной деятельности. Работа включала 3 этапа.

Подготовительный этап проводился с целью решения следующих задач:

установления положительного настроя в группе, снятия напряжения,

развития интереса к фигурам. На этом этапе были использованы игры

« Какие бывают фигуры?», «Три квадрата» (Л.А.Венгер).

Ведущая цель основного этапа состояла в том, чтобы познакомить детей

с фигурами в отдельности и закрепить их различие. Были использованы

игры : «Большой и маленький», «Треугольник», «Башня», «Лесенка».

На заключительном этапе проводилась работа по формированию

умения различать и называть фигуры и их величины, подбирать сходные

по образцу предметы, закреплении представлений о форме и величине в

дидактических играх: «Что лежит в мешочке?», «Подбери форму»,

«Сбор фруктов» (Л.А.Венгер).

В завершении реализации разработанной системы занятий с детьми по

развитию восприятия формы и величины предметов мы провели

повторное диагностическое исследование по выше перечисленным

методикам. Контрольный срез показал, что в группе, занимавшейся по

экспериментальной программе, увеличилось количество детей с

высоким средним уровнем развития восприятия формы и величины.

Таким образом, подобранная нами система дидактических игр является

эффективным средством развития восприятия формы и величины

предметов.



В раздел образования