Автор: Крылова Наталия Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр."
Раздел: дошкольное образование
Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей
младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Для творчества детей , как и для любой творческой деятельности,
огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок
должен узнать название предмета или явления, его назначение,
внешний вид (форму, величину, цвет и т. Д.), определить, какие его
признаки являются главными, а какие- второстепенными.
Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку.
Часто он обращает внимание на яркое, необычное, не выделяя
существенное детали. Задача педагога- научить ребенка видеть, т.е.
воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,
вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном
детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.
Несмотря на многочисленные исследования по сенсорному воспитанию
и развитию детей дошкольного возраста на практике педагоги часто
встречаются с тем, что дети не только в младшем возрасте, но и в
среднем дошкольном возрасте не всегда ориентируются в свойствах
предмета, это может создавать затруднения в дальнейшем познании ими
свойств объектов окружающего мира. В связи с этим существует
необходимость более детального исследования условий,
способствующих эффективному формированию сенсорных эталонов у
детей младшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что включение дидактических игр в педагогический
процесс будет способствовать развитию восприятия формы и величины
у детей 3-4 лет. Для подтверждения гипотезы был организован
эксперимент на базе МБДОУ Детский сад №27 «Рябинка»
г.Новочебоксарска. В исследовании приняли участие 20 детей 3-4 лет.
На констатирующем этапе исследования была проведена оценка уровня
развития восприятия формы и величины у испытуемых с помощью
методик «Пирамидка», «Коробка форм». Обобщенные результаты
констатирующего этапа эксперимента показали, что половина детей
(55%) выполнили задания «Пирамидка» в соответствии со средним
уровнем, 30% испытуемых имели высокий уровень и 15%- низкий
уровень развития восприятия величины.
Высокий уровень сформированности восприятия форм был характерен
30% испытуемым, 50% имели средний уровень и 20% -низкий уровень
сформированности восприятия форм.
Проанализировав результаты данного исследования, мы видим, что
необходима целенаправленная работа по формированию восприятия
формы и величины предметов у детей данной возрастной группы.
Нами был подобран комплекс дидактических игр, которые
использовались в блоках специально организованной деятельности и
совместной деятельности. Работа включала 3 этапа.
Подготовительный этап проводился с целью решения следующих задач:
установления положительного настроя в группе, снятия напряжения,
развития интереса к фигурам. На этом этапе были использованы игры
« Какие бывают фигуры?», «Три квадрата» (Л.А.Венгер).
Ведущая цель основного этапа состояла в том, чтобы познакомить детей
с фигурами в отдельности и закрепить их различие. Были использованы
игры : «Большой и маленький», «Треугольник», «Башня», «Лесенка».
На заключительном этапе проводилась работа по формированию
умения различать и называть фигуры и их величины, подбирать сходные
по образцу предметы, закреплении представлений о форме и величине в
дидактических играх: «Что лежит в мешочке?», «Подбери форму»,
«Сбор фруктов» (Л.А.Венгер).
В завершении реализации разработанной системы занятий с детьми по
развитию восприятия формы и величины предметов мы провели
повторное диагностическое исследование по выше перечисленным
методикам. Контрольный срез показал, что в группе, занимавшейся по
экспериментальной программе, увеличилось количество детей с
высоким средним уровнем развития восприятия формы и величины.
Таким образом, подобранная нами система дидактических игр является
эффективным средством развития восприятия формы и величины
предметов.