Напоминание

Внеурочное занятие урока математики "Человек и его возраст"


Автор: Лыхина Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Кстинино
Населённый пункт: Кирово-Чепецкий район, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие урока математики "Человек и его возраст"
Раздел: полное образование





Назад




ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВОЗРАСТ

ЗАДАЧА:

ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕБЯ С

ДРУГИМИ, УМЕНИЯ СТРОИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И

1.ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ, ЛЮДЬМИ И САМИМ СОБОЙ.

ЦЕЛИ:

1. Раскрыть и осмыслить содержание понятий ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ,

ЗРЕЛОСТЬ, СТАРОСТЬ

2. Выявить наиболее существенные тенденции развития; трудности,

проблемы и противоречия каждого возраста человека

3. Способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого

и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям,

воплощённым в культуре, веротерпимости и готовности к диалогу с

представителями различных поколений, отрицательному отношению к

духовной изоляции, вражде.

Ты не почитай себя стоящим

Только здесь вот, в сущем, в настоящем,

А вообрази себя идущим

По границе прошлого с грядущим( Л. Мартынов)

НЕДЕЛЯ

( страстная

неделя)

ДЕНЬ

( 100 - летие

со дня рожде-

ния Э. Фром-

ма)

ЧАС

( ЧАС УЧЕ-

НИ

ЧЕСТВА)

МГНОВЕНИЕ

( ИЗ МГНОВЕ-

НИЙ РОЖДА-

ЕТСЯ ВЕЧ-

НОСТЬ)

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно - человечно. ( А.А. Фет)

ДЕТСТВО

ЮНОСТЬ

ЗРЕ-

ЛОСТЬ

СТАРОСТЬ

...в этом

чистом

взоре

Отображён

весь мир

Хочу всего,

без грани

и без меры,

Опасных

Только лю-

бовь

открывает

сердца,

Ведаю тихую

радость одну -

Словно хожу

по цветистому

до самого

конца

битв и роко-

вой любви!

Лишь

перед ней

отступает

горе

лугу -Но ни

травы, ни цве-

тов уж не мну

Молодые строптивы, без послушания и

уважения к старшим. Истину отброси-

ли, обычаев не признают. Никто их не

понимает, и они не хотят, чтобы их

понимали. Несут миру погибель и ста-

нут последним его пределом. ( надпись

на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.

э.)

К старости недостатки ума становятся

всё заметнее, как и недостатки внеш-

ности.

Нет ничего безобразнее старика, кото-

рый не имеет других доказательств

пользы его продолжительной жизни,

кроме возраста.

Ф. Ларошфуко, Сенека

1. Пролог.

На внешней стороне доски - лица разного возраста (под каждым из высказываний, в том числе и мне-

ниями родителей и учеников. Кто мог бы произнести такие слова?)

Отличие между нами в том, что...

Хотелось бы изменить в них ...

Они не понимают нас, когда...

Перед нами - два высказывания. Вы заранее попытались определить, кто из этих людей мог быть их

автором. Получились две разные по возрасту группы. Кроме того, дома вы вместе с родителями обсу-

дили и дополнили данные суждения. Выяснилось, что между поколениями существовали и существу-

ют разногласия, конфликты, непонимание.

Получилась довольно грустная картина. Вот и Л. Сергеев добавляет к ней свой штрих.

Неужели всё так печально и выхода нет?

Попробуем на сегодняшнем занятии выяснить, что нужно для того, чтобы противоречий и разобщён-

ности между людьми было меньше, разобравшись при этом в особенностях каждого человеческого

возраста.

Понять другого - представить себя на его месте. Я предлагаю вам перевоплотиться в тех людей, фото-

графии которых находятся сейчас перед нами. Таким образом, у нас есть 4 возрастные группы - ДЕТ-

СТВО, ЮНОСТЬ, ЗРЕЛОСТЬ, СТАРОСТЬ. Можно сказать, что представлены все периоды человече-

ской жизни (доска открывается). Наша задача - наполнив содержанием круг каждого возраста, объеди-

нить их в единое целое.

2. Этюд.

Жизнь человека пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой

путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. На все наши открытия и свершения,

культурные подвиги, страсти, приобретения и утраты нам отмерен небольшой отрезок времени,

каждому - свой, и в его рамках умещается всё личностное богатство, весь спектр впечатлений и

деяний. Вряд ли, используя только свой личный жизненный опыт, мы могли бы решить проблемы вза-

имоотношений между поколениями. Как расширить временной кругозор человека?

Воспользуемся высшей формой непрерывности времени - чувством преемственности времён, когда

источники и результаты собственных свершений человек видит в историческом прошлом и будущем.

“Человеку свойственно теряться, когда он не находит способа привести себя в связь с тем, что ему

предшествует и с тем, что за ним следует. Он лишается тогда всякой твёрдости, всякой уверенно-

сти. Не руководимый чувством непрерывности, он видит себя заблудившимся в мире”.(П. Я. Чаада-

ев)

Соединяя события, разделённые порой столетиями, можно осознать культурно - историческую значи-

мость собственных идей, действий, поступков.

Может быть, мы сможем

НАПОЛНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ ( и ответить на вопросы, стоящие перед нами сегодня) - ОТЫСКАВ ИС-

ТОКИ В МИНУВШЕМ

Движение времени отражает КАЛЕНДАРЬ, который давал нашим предкам наставления на все случаи

жизни. Может быть, и КАЛЕНДАРЬ сегодняшнего занятия нам поможет.

Первый его лист - НЕДЕЛЯ - и наши предки, и мы называем её Страстной - это последняя седмица

перед Пасхой. Весь православный мир вспоминает крестные страдания Спасителя. Для вас, учеников

9 класса, эта неделя связана с некоторым событием - ? - закончили просмотр фильма “Страсти по

Андрею” Андрея Тарковского. Попытаемся соприкоснуться с внутренним миром Андрея Рублёва, его

помыслами, претворёнными в самой известной иконе - ?.

При просмотре видеосюжета об иконе Андрея Рублёва “Троица” попытайтесь определить, в чём её

этический СМЫСЛ ,

- В какой период создавалась икона?

- Каков смысл Троицы?

- Что является символом вечности и нераздельности в иконе?

ЕДИНСТВО, СОГЛАСИЕ, ЛЮБОВЬ

КРУГ - СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ, ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЗАВЕРШЁННОСТИ

Время создания иконы подсказывает нам один из её этических смыслов - призыв к единению, согла-

сию, дружбе. Свою икону Рублёв посвятил Сергию Радонежскому. То было время, отмеченное идеей

объединения разрозненных княжеств перед лицом векового врага.

Все три ангела погружены в свои собственные мысли, но находятся между собой в гармоническом

согласии. И мы верим, что их безмолвная беседа, согласие между собой знаменуют истинное едине-

ние. Удивительное единство царит в их гармоничном мире. Единство согласия и любви.

Средство художественного выражения единства ангелов - мотив кругового движения.

Исследователи подчёркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в ко-

торый лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселен-

ной, мира, единства, объемлющего собою множественность.

Основная мысль, владевшая Рублёвым при создании иконы - мысль о благодатности союза, основан-

ного на доверии людей. Взирая на Пресвятую Троицу, и мы , должны стремиться жить с окружаю-

щими нас людьми - к какому бы поколению они не принадлежали - в единении и любви.

3. Экспликация.

Стремиться на протяжении всей собственной жизни. Каждый жизненный путь - самоценен, каж-

дая конкретная жизнь - уникальный момент бытия, сколь быстро ни сменился бы он другими жизня-

ми и судьбами. Каждый из нас шаг за шагом проходит свою собственную индивидуальную историю,

единственную в своём роде, не похожую на все остальные, каждый видит общий для всех мир только

со своей точки зрения.

В каком-то смысле человек проживает свою жизнь в глубоком одиночестве, складывая из мыслей и

поступков именно свою, протянувшуюся во времени судьбу.

Как добиться преодоления одиночества при условии сохранения индивидуальности?

Следующий лист нашего календаря - ДЕНЬ. Это значит, что 2000

- 100 летие со дня рождения нем. - американского философа Э. Фромма.

Познакомимся со статьёй Э. Фромма “Искусство любить”.

Вопросы:

сила, объединяющая человека с другими - ...

- ..., а не ...

четыре составляющих ... - 1. ... 2. ...3. ... 4...

Заботиться, нести ответственность, уважать, знать.

Чем старше человек, тем больше он отдаёт, чем моложе - тем больше получает любви.

В любви связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей - это основа, на кото-

рой стоит человечество.

4. Коррекция.

Попробуем раскрыть содержание этих понятий для каждого возрастного периода. Для этого обра-

тимся к следующему листу нашего КАЛЕНДАРЯ - это ЧАС ученичества.

Жизнь длится, тянется, течёт, и на каждом её этапе человек становится несколько иным, и вме-

сте с тем остаётся самим собой. Суть общая - память. Единство нашего жизненного пути со-

здаётся за счёт единства воспоминаний, объединяющих в нерасторжимую целостность и младенца,

и старика. И ещё есть чувство Я, не изменяющееся в ходе жизни.

У каждого возраста - свои преимущества и утраты. Вглядитесь в вашу фотографию. Сейчас вы по-

можете нам УЗНАТЬ некоторые знаменательные факты вашей жизни

* Знание:

*Лента судьбы - заполнить ячейки - предложенными событиями, условия: гармоническое сочетание

деловой, семейной, духовной сфер;; своевременность наиболее характерных событий) - и ощущений

детство

самая интересная встреча,

первая прочитанная сказка, первый день в школе

юность

привязанность домашнего животного

первая любовь, поступление в институт

зрелость

открытие красоты природы

начало трудовой деятельности, рождение первого ребёнка

старость

семейное торжество

рождение первого внука, торжественные проводы на пенсию

* В прошлом ...

В настоящем ...

В будущем ...

Всему своё время, и время всякой вещи под небом;

Время рождаться и время умирать;

Время насаждать, и время вырывать посаженное;

Время убивать, и время врачевать;

Время разрушать, и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время сетовать и время плясать;

Время разбрасывать камни, и время собирать камни;

Время обнимать, и время уклоняться от объятий;

Время искать , и время терять;

Время сберегать, и время бросать;

Время раздирать, и время сшивать;

Время молчать, и время говорить;

Время любить, и время ненавидеть

Екклезиаст, 15, 3, 1-8. автор одной из книг Ветхого Завета)

Любовь ещё и УВАЖЕНИЕ.

* Уважение:

Уважение к человеку, к чужому мнению, вкусу, труду, возрасту. Каждый возраст - это особый челове-

ческий мир.

Чем заполнен этот мир? Стихотворные строки помогут вам определить, что входит в круг жизни ва-

шего возраста, каковы его преимущества и недостатки.

Ответить стихами?

* Что мы увидим, если посмотрим на мир взглядом ребёнка?

* Что вы можете рассказать о себе? ( Юноши и девушки)

* Взрослые, хотели бы вы снова стать семнадцатилетними?

* Какое событие изменило вашу жизнь?

* Что для вас является необходимым?

* Пожилые, что служит для вас утешением?

* Что мы увидим, если посмотрим на мир взглядом пожилого человека?

положительные черты

отрицательные черты

детство

Я- САМ, Я - БОЛЬШОЙ,

Я - КАК ПАПА

открытие мира

непосредственность вос-

приятия

вера в необычайное

склонность к познанию

неуправляемость

чрезмерная эмоциональ-

ность

эгоцентризм

БРАТЬ, А НЕ ОТДАВАТЬ

юность

Я - ВЗРОСЛЫЙ

открытие себя и других

людей в мире

открытие собственной

уникальности

открытие таинственности

другого Я

мечтательность

критика несовершенства

мира

зависимость от родителей

чувство неполноценности

зрелость

ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО?

ЕСЛИ НЕ СЕЙЧАС, ТО

КОГДА?

адаптация к миру; фор-

мирование индивидуаль-

ности

жизненная активность

социально - профессио-

нальный расцвет

свобода

зависимость от социаль-

ной обстановки

“расколдование” мира

прагматизм

ОТДАВАТЬ, А НЕ БРАТЬ

старость

НЕ ЧЕГО Я ХОЧУ, А

ЧЕГО ТЫ

созерцание мира

мудрость, опыт, цельность

интерес к миру, человече-

ству

наличие свободного вре-

мени

сосредоточенность на

смысле существования

свобода от игры страстей

физическое увядание

выпадение из “жизненных

бегов”

отсутствие временных

перспектив

Великие движения души, глубокие чувствования, божественные пожертвования самим собою, силь-

ные страсти и возвышенные мысли принадлежат молодости, деятельность - зрелым летам, старо-

сти - воспоминания и любовь к жизни.

К. Батюшков

* Нести ответственность

Тот, кто любит, ОТВЕЧАЕТ. Он чувствует себя так же ответственным за своих собратьев, как за себя.

Это относится прежде всего не только физическим, но и душевным нуждам другого.

Попробуем определить, в чём же нуждается каждый из вас. Помогут вам собраться с мыслями репро-

дукции картин русских художников с портретами ваших ровесников.

( На обратной стороне доски - вопросы - рядом с репродукциями)

По-моему, в жизни

самое приятное ...

что самое приятное достичь того, чего желаешь - Фалес

самое трудное...

что трудно познать себя - Фалес

самое утомительное...

что утомительно праздность Фалес

самое прекрасное...

что самое прекрасное Гармония Пифагорейцы

* Забота

ЗАБОТА скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет

разных людей. Забота сопутствует нам от рождения и до последнего дня.

Забота - вот что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком в будущее.

* приятные находки - натолкнут на воспоминания некоторые предметы

Понятие ЗАБОТА связано для меня с этим предметом, потому что напоминает мне ...

( книга, цветок, игрушка, пустышка, очки, - или клубок вязальный, мячик, обручальное кольцо, руч-

ка,)

5. Рефлексия:

Завершился ЧАС ученичества сегодняшнего занятия. Надеюсь, учиться Любви, объединяющей лю-

дей, т. е. уважению, знанию, ответственности и заботе вы не перестанете всю жизнь, каждое её

МГНОВЕНИЕ. Из мгновений рождается вечность - это заключительный лист нашего КАЛЕНДАРЯ.

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ВЕЧНОСТИ, ИБО ОН НЕ ВЕЧЕН.

ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ ВЕЧЕН, ТО МОГ БЫ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РОСКОШЬ ЖИТЬ

ПО ЗАКОНАМ МГНОВЕНИЯ. Е. БОГАТ

Что нас объединяет?( национальность, место, время, кровь, язык, желание жить счастливо, ...)

Я бы хотел изменить в себе…

Я бы хотел поделиться такой мудростью…

Вот и объединился в единое целое круги каждого возраста. Мы - не дети, юные, взрослые и старики,

мы - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Человечность заключается в способности отнестись к любым рамкам, любой иерархии как к чему-то

условному и увидеть в другом не представителя какой-то враждебной группировки, а человека.

Завершился круг нашего занятия. Ещё несколько мгновений - и прозвенит звонок. Но жизнь движется

дальше. Человечество - единый и непрерывный организм - на протяжении всей своей истории ничего

не замыкает и ничего не оканчивает. Ведь очень важно каждому чувствовать себя не случайным че-

ловеком на земле, а продолжателем и одновременно продолжением - национальным продолжением

своего народа. И чувство это не может прийти само по себе - оно опирается на те деяния, которые

совершены были его нацией на протяжении всей истории своего развития. Наш КАЛЕНДАРЬ не за-

кончен, его продолжает эта фотография, на которой - Свято-Троицкий храм с. Кстинино - будет

для нас напоминанием о дороге, которую прошли поколения живущих до нас людей и пройдём мы.

Песня Ж. Бичевской - черпай на протяжении всего времени своей жизни силы из родника любви, ко-

торую дают тебе люди, отдалённые от тебя во времени и пространстве и живущие рядом, постарайся

быть для других таким же чистым родником.



В раздел образования