Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Кустова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №22 "Солнышко"
Населённый пункт: Иркутская область, город Саянск
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни

общества,

одним

из

центральных

направлений

работы

с

подрастающим

поколением

становится

патриотическое

воспитание.

Сейчас,

в

период

нестабильности

в

обществе,

возникает

необходимость

вернуться

к

лучшим

традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как

род, родство, Родина.

Работа по воспитанию гражданского

и патриотического сознания очень

актуальна и сложна, в молодых семьях вопросы воспитания гражданственности

и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Ведь воспитание самих родителей как граждан своей страны пришлось на самые

безыдейные

90-е

годы,

когда

были

утрачены

идеалы

гуманизма,

лучшие

национальные ценности и традиции, а чувство гордости за страну заменилось на

чувство стыда и боли. Верх одержало социальное расслоение общества, желание

разбогатеть

любой

ценой,

стремление

к

личному

благополучию,

агрессия,

нетерпимость друг к другу. Теперь дети «потерянного поколения» учатся в школе,

ходят в детский сад.

Наше дошкольное учреждение осуществляет воспитание и обучение детей по

программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой, в соответствии с требованиями ФГОС. Тематический принцип

построения

образовательного

процесса

дает

возможность

плодотворно

осуществлять задачи воспитания гражданской принадлежности и патриотических

чувств

в

детях.

В

полной

мере

соответствуют

задачам

гражданского

и

патриотического воспитания такие темы, как: «Я в мире человек», «Мой город,

моя страна, «День защитника Отечества», «Знакомство с народной культурой и

традициями», «День Победы», «День народного единства». Осуществление задач

патриотического воспитания предусмотрено и через организацию культурно -

досуговой деятельности детей: отдых (умение любоваться красотой природных

явлений), развлечения (интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с

традициями

и

обычаями

народа,

истоками

культуры,

осуществление

патриотического

и

нравственного

воспитания,

приобщение

к

художественной

культуре

своего

народа),

праздники

(приобщение

к

праздничной

культуре

русского народа, формирование чувства сопричастности к событиям, которые

происходят в детском саду, городе, стране, воспитание любви к Родине…)

На решение

задач гражданского и патриотического воспитания в той или

иной мере нацелена каждая из пяти образовательных областей, заложенных в

программе.

Воспитание патриотического чувства является одной из главных целей при

знакомстве с произведениями художественной литературы. Слушая песни и стихи

о

Родине,

о

подвигах,

о

природе,

о

труде,

дети

способны

радоваться

или

печалиться, ощущать свою причастность к окружающей жизни, к истории родного

края, к местным общественным событиям.

Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное

направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям -

дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный

курс истории - это задача школы. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,

необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные

представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы

проявляем

корректность

в

отборе

познавательного

материала,

учитываем

возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Большой потенциал для воспитания гражданских и патриотических чувств

содержат

произведения

художественной

литературы,

предлагаемые

для

ознакомления

с

ними

детей.

В

первую

очередь

это

произведения

русского

фольклора.

Произведения устного народного творчества не только формируют

любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе

патриотизма.

Трудолюбие,

смелость,

верность

слову,

самопожертвование

как

нравственные

качества

присущи

многим

сказочным

персонажам,

но

по

силе

воздействия

на

воображение

и

чувства

детей

хочется

выделить

сказки,

по

сюжетам близкие к народным легендам и былинам. Это русская народная сказка

«Никита Кожемяка» и «Крупеничка», написанная Н. Телешовым.

Представления русского народа о силе и трудолюбии, мужестве и готовности

грудью встать на защиту слабых и обездоленных, во имя спасения русской земли

воплощены в сказке «Никита Кожемяка».

Содержание

произведений

литературы,

предлагаемых

в

рамках

таких

тематических

блоков,

как

«День

Защитника

Отечества»,

«День

Победы

предоставляет

большие

возможности

для

целенаправленной

работы

по

патриотическому воспитанию. Дети старшей и подготовительной группы уже

имеют

представления

об

армии:

называют

рода

войск,

военные

профессии,

качества,

необходимые

для

солдата

(сильный,

смелый,

ловкий,

умный

и

смекалистый). С неподдельным интересом смотрят слайды по истории русского

оружия, их впечатляют как картинки с изображением меча, топора, колчана со

стрелами, старинной пушки, так и современные зенитные и ракетные установки,

танки и самоходные машины пехоты. Эмоциональное восприятие, образность и

конкретность

мышления

дошкольников

служат

основой

для

становления

личности будущего гражданина и патриота. Знание истории своего народа, родной

культуры воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за

нее. Интеллектуальные и эмоциональные возможности старшего дошкольного

возраста

позволяю

использовать

в

воспитании

и

литературные

произведения:

например, рассказ Л.Кассиля «Памятник советскому солдату». Иллюстрациями к

рассказу служат фотографии памятника в Трептов-парке, картины художников –

баталистов

времен

Великой

Отечественной

войны.

Подготовленное

эмоциональное

состояние

ребенка

позволяет

глубоко

прочувствовать

напряженность эпизода, понять силу доброты русского человека. В апреле дети

участвуют в обсуждении темы «Моя страна. Сказочные герои». Каждое занятие

сопровождается

демонстрацией

картин

художников,

фотографиями

достопримечательностей города, края. С интересом слушают дети рассказ о том,

как жили славяне, как трудились и защищались от врагов, почему им нужно было

объединяться.

Формируются

первоначальные

представления

о

том,

что

такое

государство, что оно защищает своих маленьких граждан. Сообщаются сведения о

том, что у детей есть права, которые им обеспечивает наше государство. В честь

рождения

свободного

государства

Российской

Федерации

учрежден

государственный праздник

12 июня. Конечно, рассказывать детям о нашем

государстве необходимо постоянно и в школьном возрасте, но уже здесь, в стенах

детского сада, ребенок вполне способен ощутить свою сопричастность к жизни

огромной страны.

Русская

музыкальная

классика

это

тоже

богатейшая

сокровищница,

достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую

плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно,

и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном

воспитании дошкольников.

Примечательно,

что

вся

русская

классика

неразрывно

связана

с

русским

народным

музыкальным

творчеством,

она

пронизана

мотивами

музыкального

фольклора.

Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно

сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других

народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар произведения других

народов (сказки, музыку, стихи).

Формированию

гражданских

и

патриотических

чувств,

служит

участие

дошкольников

в

подготовке

и

проведении

государственных

и

народных

праздников. В организации гражданского и патриотического воспитания важно,

чтобы

обеспечивались

непрерывность

и

преемственность

процесса,

рациональное сочетание разных видов деятельности.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому

воспитанию

дошкольников

будет

фундаментом

для

воспитания

будущего

поколения,

обладающего

духовно-нравственными

ценностями,

гражданско-

патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и

настоящее России.



В раздел образования