Автор: Кустова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №22 "Солнышко"
Населённый пункт: Иркутская область, город Саянск
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества,
одним
из
центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится
патриотическое
воспитание.
Сейчас,
в
период
нестабильности
в
обществе,
возникает
необходимость
вернуться
к
лучшим
традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как
род, родство, Родина.
Работа по воспитанию гражданского
и патриотического сознания очень
актуальна и сложна, в молодых семьях вопросы воспитания гражданственности
и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Ведь воспитание самих родителей как граждан своей страны пришлось на самые
безыдейные
90-е
годы,
когда
были
утрачены
идеалы
гуманизма,
лучшие
национальные ценности и традиции, а чувство гордости за страну заменилось на
чувство стыда и боли. Верх одержало социальное расслоение общества, желание
разбогатеть
любой
ценой,
стремление
к
личному
благополучию,
агрессия,
нетерпимость друг к другу. Теперь дети «потерянного поколения» учатся в школе,
ходят в детский сад.
Наше дошкольное учреждение осуществляет воспитание и обучение детей по
программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А. Васильевой, в соответствии с требованиями ФГОС. Тематический принцип
построения
образовательного
процесса
дает
возможность
плодотворно
осуществлять задачи воспитания гражданской принадлежности и патриотических
чувств
в
детях.
В
полной
мере
соответствуют
задачам
гражданского
и
патриотического воспитания такие темы, как: «Я в мире человек», «Мой город,
моя страна, «День защитника Отечества», «Знакомство с народной культурой и
традициями», «День Победы», «День народного единства». Осуществление задач
патриотического воспитания предусмотрено и через организацию культурно -
досуговой деятельности детей: отдых (умение любоваться красотой природных
явлений), развлечения (интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с
традициями
и
обычаями
народа,
истоками
культуры,
осуществление
патриотического
и
нравственного
воспитания,
приобщение
к
художественной
культуре
своего
народа),
праздники
(приобщение
к
праздничной
культуре
русского народа, формирование чувства сопричастности к событиям, которые
происходят в детском саду, городе, стране, воспитание любви к Родине…)
На решение
задач гражданского и патриотического воспитания в той или
иной мере нацелена каждая из пяти образовательных областей, заложенных в
программе.
Воспитание патриотического чувства является одной из главных целей при
знакомстве с произведениями художественной литературы. Слушая песни и стихи
о
Родине,
о
подвигах,
о
природе,
о
труде,
дети
способны
радоваться
или
печалиться, ощущать свою причастность к окружающей жизни, к истории родного
края, к местным общественным событиям.
Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное
направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям -
дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный
курс истории - это задача школы. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,
необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные
представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы
проявляем
корректность
в
отборе
познавательного
материала,
учитываем
возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Большой потенциал для воспитания гражданских и патриотических чувств
содержат
произведения
художественной
литературы,
предлагаемые
для
ознакомления
с
ними
детей.
В
первую
очередь
это
произведения
русского
фольклора.
Произведения устного народного творчества не только формируют
любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе
патриотизма.
Трудолюбие,
смелость,
верность
слову,
самопожертвование
как
нравственные
качества
присущи
многим
сказочным
персонажам,
но
по
силе
воздействия
на
воображение
и
чувства
детей
хочется
выделить
сказки,
по
сюжетам близкие к народным легендам и былинам. Это русская народная сказка
«Никита Кожемяка» и «Крупеничка», написанная Н. Телешовым.
Представления русского народа о силе и трудолюбии, мужестве и готовности
грудью встать на защиту слабых и обездоленных, во имя спасения русской земли
воплощены в сказке «Никита Кожемяка».
Содержание
произведений
литературы,
предлагаемых
в
рамках
таких
тематических
блоков,
как
«День
Защитника
Отечества»,
«День
Победы
предоставляет
большие
возможности
для
целенаправленной
работы
по
патриотическому воспитанию. Дети старшей и подготовительной группы уже
имеют
представления
об
армии:
называют
рода
войск,
военные
профессии,
качества,
необходимые
для
солдата
(сильный,
смелый,
ловкий,
умный
и
смекалистый). С неподдельным интересом смотрят слайды по истории русского
оружия, их впечатляют как картинки с изображением меча, топора, колчана со
стрелами, старинной пушки, так и современные зенитные и ракетные установки,
танки и самоходные машины пехоты. Эмоциональное восприятие, образность и
конкретность
мышления
дошкольников
служат
основой
для
становления
личности будущего гражданина и патриота. Знание истории своего народа, родной
культуры воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за
нее. Интеллектуальные и эмоциональные возможности старшего дошкольного
возраста
позволяю
использовать
в
воспитании
и
литературные
произведения:
например, рассказ Л.Кассиля «Памятник советскому солдату». Иллюстрациями к
рассказу служат фотографии памятника в Трептов-парке, картины художников –
баталистов
времен
Великой
Отечественной
войны.
Подготовленное
эмоциональное
состояние
ребенка
позволяет
глубоко
прочувствовать
напряженность эпизода, понять силу доброты русского человека. В апреле дети
участвуют в обсуждении темы «Моя страна. Сказочные герои». Каждое занятие
сопровождается
демонстрацией
картин
художников,
фотографиями
достопримечательностей города, края. С интересом слушают дети рассказ о том,
как жили славяне, как трудились и защищались от врагов, почему им нужно было
объединяться.
Формируются
первоначальные
представления
о
том,
что
такое
государство, что оно защищает своих маленьких граждан. Сообщаются сведения о
том, что у детей есть права, которые им обеспечивает наше государство. В честь
рождения
свободного
государства
–
Российской
Федерации
–
учрежден
государственный праздник
12 июня. Конечно, рассказывать детям о нашем
государстве необходимо постоянно и в школьном возрасте, но уже здесь, в стенах
детского сада, ребенок вполне способен ощутить свою сопричастность к жизни
огромной страны.
Русская
музыкальная
классика
–
это
тоже
богатейшая
сокровищница,
достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую
плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно,
и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном
воспитании дошкольников.
Примечательно,
что
вся
русская
классика
неразрывно
связана
с
русским
народным
музыкальным
творчеством,
она
пронизана
мотивами
музыкального
фольклора.
Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно
сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других
народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар произведения других
народов (сказки, музыку, стихи).
Формированию
гражданских
и
патриотических
чувств,
служит
участие
дошкольников
в
подготовке
и
проведении
государственных
и
народных
праздников. В организации гражданского и патриотического воспитания важно,
чтобы
обеспечивались
непрерывность
и
преемственность
процесса,
рациональное сочетание разных видов деятельности.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому
воспитанию
дошкольников
будет
фундаментом
для
воспитания
будущего
поколения,
обладающего
духовно-нравственными
ценностями,
гражданско-
патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и
настоящее России.