Автор: Корнеенко Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС №38 "Домовёнок"
Населённый пункт: Ханты- Мансийский АО- Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: "С добром в маленькое сердце"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок»
Проект на тему:
«С добром в маленькое
сердце»
Подготовила:
Педагог –психолог
Корнеенко Екатерина Владимировна
г. Нижневартовск
Сердце волнуется,
Сердце клокочет,
К людям на встречу вырваться хочет.
Ты оглянись и однажды вокруг
Мир многогранно засветится вдруг…..
Аксентьева Е.И.
I. Информационная карта проекта.
Полное название проекта: «С добром в маленькое сердце»
Авторы проекта: Корнеенко Екатерина Владимировна, педагог-психолог
Продолжительность проекта: 2016-2018г.г.
Тип проекта: образовательный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, профильные
специалисты родители (законные представители).
II. Направление реализации проекта:
Повышение
качества
образовательного
процесса
в
дошкольных
образовательных
организациях
в
условиях
реализации
федерального
образовательного
стандарта
дошкольного образования.
III. Основная идея проекта:
В
современных
условиях
социальным
и
государственным
приоритетом
становится
воспитание
человека
-
гражданина.
Сущность
понятия
(гражданственность)
состоит
способности
убеждённо
и
ответственно
сознавать
свои
права
и
обязанности,
и
руководствуясь ими действовать на пользу Родине. Наиболее благоприятным периодом в
нравственном
становлении
личности
является
дошкольный
возраст.
В
этот
период
начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином
своей Родины.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать
себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо
чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только
с о в м е с т н ы м и
у с и л и я м и
к а ж д о г о
и з
е г о
ч л е н о в .
IV. Актуальность проблемы:
Дошкольный возраст, это прекрасная пора, когда ребенок развивается, растет и старается
идти в ногу со временем. Но как известно в наше нелегкое время, духовные ценности
уходят
на
второй
план,
над
ними
преобладают
материальные.
Такое
обстоятельство
приводит к искажению представлений о мире, как таковом, стираются границы между
добром и злом. Исчезает понятие милосердие и справедливость, даже понятие «настоящий
друг
и
дружба»
теряют
свой
смысл.
Стремительные
политические,
социально-
экономические
изменения,
происходящие
сегодня
в
обществе,
создали
условия
для
частичной
подмены
духовно-нравственных
ценностей
материальным
благополучием.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в
детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера
ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота
и
бережное
отношение
к
природе,
отзывчивость
и
милосердие.
Основным
мотивом,
побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить
милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное
воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки,
иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
V. Обоснование значимости предлагаемого проекта.
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим
факторам нравственного развития.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а
также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период
до
2020
года,
отнесены
к
числу
приоритетных
направлений
социальной
и
молодежной политики.
В
соответствии
с
целевыми
ориентирами
ФГОС
ДО,
духовно-нравственная
культура
складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что
все
люди
равны
вне
зависимости
от
их
социального
происхождения,
этнической
принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на
проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно
из ведущих направлений системы гражданского образования будущих школьников.
VI. Новизна проекта:
Состоит в том, что организация благотворительной и добровольческой деятельности
организуется
совместно
с
волонтерскими
организациями
г.
Нижневартовска
и
предполагается в условиях детского сада, целью которой является объединение активных,
творческих
педагогов,
заинтересованных
родителей
и
детей
старшего
дошкольного
возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
VII. Цель проекта:
Воспитание
духовно-нравственной
личности
ребёнка через
обретение
им
духовного
опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
Задачи:
1.
Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
2.
Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
3.
Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной
среды и этнической принадлежности;
4.
Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей,
педагогов, родителей (законных представителей);
5.
Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в
образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного
детства.
Ожидаемые результаты проекта:
1.
Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов
детского сада, родителей воспитанников;
2.
Приобщить
детей
и
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
к
общечеловеческим,
духовно-нравственным
ценностям
на
основе
изучения
традиций народа;
3.
Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям
независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
4.
Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
5.
Организовать преемственность с задачами начальной школы на этапе развития
дошкольного и школьного детства;
6.
Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности,
через
взаимосвязь поколений
-
дети,
взрослые
и
пожилые
люди,
совместно
с
волонтёрскими организациями г. Нижневартовска.
7.
Разработка
диагностического
инструментария,
методических
рекомендаций
по использованию волонтерской деятельности в ДОУ для педагогов и родителей и
размещение в сети Интернет.
Краткое содержание проекта:
1 этап Подготовительный
- вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
- анкетирование родителей;
- определение цели и задач данного направления в условиях дошкольной образовательной
организации;
- написание плана работы;
- подбор информации о волонтерском движении для родителей;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- разработка сценариев тематических выступлений.
2 этап. Основной
- реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;
- памятки для родителей «Развитие чувств эмпатии у ребенка дошкольного возраста»;
- занятия с детьми «Улыбнись и друг с другом подружись»;
- фотоотчет «Улыбка вокруг нас»;
-
организация праздничных мероприятиях для строителей города и ветеранов Великой
Отечественной войны;
– проведение Всероссийской Недели Доброты (Развлечение «Добрые дела беседа-тренинг
«Доброта в наше время», «Что такое добро», Изготовление стендов с использованием
пословиц о добре)
– участие в экологических акциях и проектах по проблеме утилизации бытового мусора в
городе как условия улучшения экологической обстановки, а значит и здоровья горожан;
– сбор макулатуры с целью сохранения природного богатства родного города.
3 этап. Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-укрепление отношений сотрудничества между Доу, родителями воспитанников;
-развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада;
-
повышение
правовой
и
педагогической
культуры
родителей
(папки
пенредвижки,
памятки рекомендации)
-представление материалов проекта на педсовете;
-составление рекомендаций.
Результат:
формирование
у
ребенка
активной
жизненной
позиции
гражданина,
неравнодушного и желающего оказать реальную помощь и поддержку кто в ней нуждается
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
интегративного
качества
личности
«Эмоционально
отзывчивый»
(в
соответствии
с
ФГОС
ДО)
Перспективу
работы
по
волонтерскому
движению
в
ДОУ
педагогический
коллектив
видит
в
разработке
творческого
проекта
«С
добром
в
маленькое
сердце!»,
с
целью
формирования
у
подрастающего поколения активной гражданской позиции через участие в практических
делах волонтерского движения.
Пояснительная записка
«Каждый,
кто
внес
свою
лепту
в
дело
процветания
страны
или
физическим
или
нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином».
Ян Чечот.
Хорошо
известно,
что
процесс
формирования
самосознания
ребенка
начинает
формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка
дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоение родной
культуры, воспитание гражданина своей страны. Исходя из этого, актуальным является
вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте,
который должен готовить к жизни. Важно, чтобы добровольческие инициативы людей
вырастали в профессиональное сообщество. Потому что волонтер — это профессия, это
больше,
чем
профессия.
Для
меня
это
не
хобби,
которым
мы
занимаемся
время
от
времени, это наша регулярная профессиональная деятельность. Один раз приехал к детям
— и дальше они ждут, ты уже не можешь сказать: «Мне надоело, займусь чем-нибудь
другим».
В заключении хотелось бы сделать следующие выводы.
В основе гражданственности лежит осознание человеком своего места и роли в
обществе, своей ответственности за будущее страны, своего города и пространства жизни.
Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности
населения, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтёр всегда сам принимает
решения, которые влияют и на него, и на общество. Само по себе волонтёрство способно
изменить мир, но ещё важнее, что оно помогает человеку становиться тем, кто способен
его менять.
Нормативно-организационное обеспечение проекта:
Всеобщая декларация прав человека (1948г.)
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Всеобщая Декларация Добровольцев (Амстердам, 2001г.)
Конституция Российской Федерации (1993г.)
Гражданский кодекс Российской Федерации (1994-2006г.)
Конвенция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в
Российской Федерации (2009г.)
Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995г.)
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений» (1995г.)
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015г.)
«Санитарно - эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений» 2.4.1.3049-13
ФГОС ДО (2013г.)
Устав ДОУ(2016г.)
Лицензия (2016г.)
Основная образовательная программа ДОУ
Приложение 1
«Акция в поддержку детей с синдромом аутизма»
Приложение 2
Акция «Добрые дела»