Автор: Черенок Наталья Алимовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: Филиал МБДОУ д/с "Березка" Зерноградского района - д/с "Колобок"
Населённый пункт: хутора Путь Правды Зерноградского района Ростовской области
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Помните! через года, через века, помните...!
Раздел: дошкольное образование
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского
сада «Березка» Зерноградского района – детский сад «Колобок»
Творческий проект
в старшей группе «Сказка»
«
Помните! Через года, через века – помните….».
Автор: Черенок Н.А.
Воспитатель старшей группы «Сказка» детского сада «Колобок»
Тип проекта: социальный, творческий.
По числу участников проекта: групповой.
Длительность: краткосрочный (3 недели: 16.04 – 09.05. 2018г.)
Проблема.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном
крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского
народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток
сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме
нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
Актуальность.
Воспитание патриотических чувств у людей – дело ответственное и важное.
Начинать его необходимо с самых ранних лет. Для этого подойдут разные
способы и методы, но важно помнить, что вырастить достойного человека,
гражданина не так просто – на это необходимо время. Воспитательная работа
должна быть выстроена таким образом, чтобы патриотические чувства
загорелись в ребёнке, появился интерес к своей стране и своему народу.
В последнее время, о патриотизме и гражданственности говорят много, но
единой системы воспитания патриотизма нет. Слабо развит в этом вопросе и
семейный институт, откуда он должен брать начало. Родители мало уделяют
внимание посещениям музеев и исторических мест, считая это обязанностью
школьных программ. Недостаточно интересуются соответствующей
литературой сами и не предлагают детям. Просмотрам кинофильмов и
телепередач, соответствующей тематики, отводят последнее место. Не
стесняются даже негативных высказываний о своей стране и народе.
Встречается и историческая неграмотность, искажение фактов или хроники
памятных событий, унижение авторитета выдающихся людей, прославивших
своё Отечество. Мало культивируются народные традиции и обычаи. Дети
просто не знакомы с культурой своих предков. Имена своих прабабушек и
прадедушек назовут немногие, а рассказать про них смогут единицы. В
семьях перестали появляться семейные традиции и храниться семейные
реликвии. Откуда же у детей будет любовь, уважение и гордость за Родину,
если нет настоящего примера и достойного героя для подражания? Как
известно, «без прошлого нет настоящего», а это значит, что в дальнейшем,
наши дети будут относиться к понятию «без рода и племени». Но ради этого
ли наши предки проживали свою жизнь и мечтали о лучшем для своих
потомков.
Я как педагог с большим стажем работы не могу остаться равнодушной к
данной проблеме, поэтому в своей воспитательной работе с детьми отвожу
много времени мероприятиям, которые помогают детям накапливать опыт
патриота. Стараюсь привлекать к этому и родителей, чтобы доказать всю
важность их вклада в становление будущих граждан.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провела блиц- опрос по
выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют
очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют
представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было
принято решение разработать и реализовать проект «Помните! Через года,
через века – помните!»».
Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников
формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного
достоинства, гордости за свою Родину.
Цель проекта:
Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду,
восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать
формированию убеждения о недопустимости повторения войны
Задачи проекта:
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне.
Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни,
стихотворения, монологи, диалоги о войне.
Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Предполагаемый результат:
Дети получат элементарные знания о Великой Отечественной войне.
Получат представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
Расширят представления о российской армии - надежной защитнице нашей
Родины.
Познакомятся с произведениями поэтов, писателей на военную тематику.
Пополнят словарный запас.
План работы.
Этапы работы:
1 этап: Накопительный
2 этап: Творческий
3 этап: Результат.
1 этап - накопительный:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Интервьюирование детей (выявление знаний детей о ВОВ)
Рассматривание иллюстраций о ВОВ.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и
поговорок о войне, празднике 9 мая, о мире.
Оформление выставки книг в книжном уголке в соответствии с тематикой
проекта.
2 этап - основной:
Проведение совместной деятельности.
Выставка художественной литературы о ВОВ.
Знакомство с художественной литературой о ВОВ (Е. Благина «Шинель»;
чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; А. Митяев
«Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги
«Твои защитники»).
Экскурсия к памятнику победителям в ВОВ.
Беседа «Вставай страна огромная…»; «Они сражались за родину».
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День
победы».
Заучивание стихотворения Е.Благиной «Шинель».
Рассматривание открыток «Города герои».
Составление рассказа «На параде».
3 этап - результат:
Проведение отчетного праздника в ДК поселка « И снова май! Салют,
Победа!».
Проведение обобщающего занятия «Этот день победы».
Изготовление лепбука «Великая Отечественная война»
Успешность проекта обеспечила предметно-развивающая среда, созданная
силами всех участников:
- картинки наградных документов и фотографии участников и ветеранов
Великой Отечественной войны;
- имитация «Вечного огня»;
- альбомы: «Дети – герои Великой Отечественной войны», Великая
Отечественная война в произведениях художников «Праздник со слезами на
глазах», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Ордена
и медали Великой Отечественной войны», «Города – герои».
- дидактические игры с патриотическим содержанием
- подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и
поговорок о войне, празднике 9 мая, о мире;
- изготовление лепбука о ВОВ
- подборка, разучивание и пение песен военных лет.
В рамках проекта использовались разнообразная тематика:
- Совместная и индивидуальная деятельность педагога с детьми по
лексической теме «9 Мая – День Победы». Проведены занятия и беседы:
«Праздник со слезами на глазах!», « «Земляки – фронтовики», «Великая
Отечественная война: лица победы, дети войны», «В нашей семье есть
герой».
- Проведены дидактические игры «Назови пословицу», «Защитники
Отечества», а также подвижные игры «Кто быстрее?» «Самый ловкий».
- Экскурсии в школьный музей, к мемориальной доске погибшим землякам и
вечному огню
- Выставки детских рисунков на темы войны, мира, 9 Мая.
- Подготовлен и проведен праздничный утренник, посвященный Дню
Победы, на котором присутствовали жители поселка, родители и ветераны
тыла Великой Отечественной войны.
Дети с удовольствием читали стихи, пели песни, танцевали.
По проекту накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам
ДОУ для использования в их работе с детьми:
- Альбомы: «Герои Великой Отечественной войны», Великая Отечественная
война в произведениях художников», «Военная техника времен Великой
Отечественной войны», «Города – герои».
- Пособие для воспитателей «Как знакомить детей с праздником 9 Мая».
(Занятия, беседы, дидактические игры, пословицы и поговорки).
- Стихи и песни о войне, о мире, о 9 Мая.
- Рекомендации родителям по лексической теме «9 Мая – День Победы».
Реализация проекта показала свою эффективность:
Дети: повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их
родителей об истории человечества через знакомство с легендарным
прошлым России в период Великой Отечественной войны.
Дети знакомы с символикой Российского государства
Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную
тематику.
Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство
гордости за свой народ.