Автор: Егорова Валентина Петровна
Должность: заведующая стационарным отделением
Учебное заведение: ГКУ РС Я "Вилюйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Кэнчээри""
Населённый пункт: город Вилюйск, Республики Саха Якутия
Наименование материала: распространение опыта
Тема: "Межведомственное взаимодействие Вилюйского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Кэнчээри" с образовательными учреждениями"
Раздел: среднее профессиональное
«Межведомственное взаимодействие Вилюйского социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних «Кэнчээри»
с образовательными учреждениями»
(2014 год)
Вилюйский район был образован 9 января 1930 года. Административным
центром является город Вилюйск. Территория района составляет 55,2 тыс. кв.
км.
В улусе 21 муниципальных образования, в них проживает 24 тысячи
человек. Из них детское население составляет 7 860 человек. Всего семей по
району – 6 397.
В ходе комплексной профилактической работы с семьями выявлено, что
дети, которые воспитываются в таких семьях, имеют множество проблем, в
о сновном,
это
–
педагогиче ская
запущенно сть,
низкий
у р о ве н ь
психологического,
интеллектуального
развития.
У
детей
наблюдается
низкая
самооценка,
высокий
уровень
тревожности,
конфликтные
отношения
со
сверстниками,
они отстают в учебе, что отрицательно влияет на состояние
ребенка в целом.
Для эффективной реабилитации таких детей очень важным
является создание воспитывающей среды, которая будет положительно влиять
на развитие ребенка.
В
своем
выступлении
я
хочу
рассказать
о
совместной
работе
с
учреждениями
образования
по
созданию
совместных
проектов
и
программ
социальной
профилактики
и
реабилитации
детей,
находящихся
в
трудной
жизненной ситуации.
Совместная
работа
с
данными
образовательными
учреждениями
организовано на основании договоров и соглашений.
1.
Вилюйский педагогический колледж имени Николая Гаврильевича
Чернышевского
– старейшая
кузница
педагогических
кадров
нашей
республики. Всего за годы существования колледж подготовил более 5 тысяч
специалистов. Сейчас на 5 отделениях учатся более 420 студентов.
Одним из направлений взаимодействия с колледжем является оказание
методической помощи
студентам в прохождении педагогической практики по
дополнительной
специализации
«Социальный
педагог».
Целью
практики
является
формирование
профессиональной
готовности
студентов
к
работе
социального
педагога,
овладение
видами
профессиональной
деятельности,
адаптация студентов к реальным условиям работы учреждения. Теоретические
знания,
будущие
социальные
педагоги
получают
во
время
обучения,
а
практическим
навыкам
и
умениям
обучаются
в
ходе
проведения
занятий
и
мероприятий с детьми.
Основная задача специалистов нашего Центра - создание условий для
прохождения
педпрактики.
Они
знакомят
студентов
со
спецификой
работы
учреждения,
функциональными
обязанностями
работников,
потенциальными
клиентами, помогают в решении сложных педагогических задач.
Преподаватели
дошкольного
отделения
педагогического
колледжа
взаимодействуют
с
воспитателями
Центра
по
другому
направлению. Они
проводят
мастер-классы
п о прикладному
творчеству,
обучают
технологии
изготовления
различных
поделок.
Такие
творческие
обучающие
встречи
1
проводятся 4-5 раз в год. Особенно интересными стали мастер-классы по темам:
«Тестопластика»,
«Цветы
из
бросового
материала»,
«Вазы
из
газетных
трубочек», «Новогодние игрушки своими руками», «Новогодний интерьер …».
Данные
технологии
используются
в
творческих
объединениях
Центра.
Творческие работы детей участвовали
на улусных выставках – конкурсах по
прикладному
творчеству
«Родной
мой
Вилюйск»,
на
научно-практической
конференции «Чиряевские чтения».
Третьим
направлением
работы
с
педагогическим
колледжем
является
проведение Коллективных творческих дел, праздников, досуговых мероприятий
для
детей
студентами
колледжа.
Такие
мероприятия
со
сказочными
театрализованными представлениями, самодельными призами, музыкальными
номерами вызывают огромный интерес и неподдельную радость детей. Студенты
приглашаются по плану Центра в календарные праздники: в День матери, на
Новый
год, в День защиты детей и т.д. Участие детей в этих мероприятиях
обеспечивает
их
вовлечение
в
социально-полезную
деятельность,
развитие
творческой активности, способствует гармонизации эмоционального состояния.
Мы
считаем,
что
проводимая
нами
работа
в
формате
практического
сотрудничества
Центра
и
Вилюйского
педагогического
колледжа
помогают
созданию благоприятных условий для адаптации и социальной реабилитации
ребенка,
способствуют
пополнению
культурного
багажа
и
педагогических
знаний будущих педагогов.
2.
Больше 5 лет Центр работает совместно с дошкольным образовательным
учреждением «Детский сад «Одуванчик»
Детский сад создан в 1990 году, имеет 2 группы разновозрастного состава
круглосуточного
содержания
детей:
младше
-
средняя
и
старше
–
подготовительная, общее количество мест – 30.
Взаимодействие
с
дошкольным
образовательным
учреждением
осуществляется
по
проекту
«Школа
«Счастливая
семья»»
на
основании
4-х
стороннего соглашения. Целью данного проекта является устройство детей из
семей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации,
в
дошкольное
образовательное учреждение для их полноценного содержания, воспитания, и
развития.
За 5 лет реализации программы «Школа «Счастливая семья» всего было
устроено
в
детский
сад
«Одуванчик»
53
ребенка
от
3
до
6
лет
из
семей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
92%
семей
состоят
на
профилактическом учете Центра.
В
настоящее
время
по
городу
Вилюйск
в
семьях,
состоящих
на
профилактическом учете учреждения, имеются 30 детей дошкольного возраста
от
полутора
до
пяти
с
половиной
лет.
Не
охвачены
дошкольными
образовательными
учреждениями
16
детей.
Из
12
детей,
посещающих
дошкольные учреждения, 8 детей устроены в детский сад «Одуванчик».
Совместная деятельность по проекту проводится по такой схеме:
Сначала
на
основании
Соглашения
Центр
осуществляет
подбор
и
комплектование
детьми
до
10
мест
в
ДОУ
«Одуванчик».
Подбор
детей
производится
на
основании
решения
консилиума
Центра
из
числа
семей,
2
находящихся в трудной жизненной ситуации, и состоящих на профилактическом
учете.
По списку, составленному Центром и
на основании личного заявления
родителя, при наличии медицинской справки о состоянии ребенка и путевки,
выданной
комиссией
по
комплектованию
улусного
управления
образования
детский сад зачисляет детей от 3 до 7 лет Режим посещения круглосуточного
детсада: пятидневная, с выходными днями в субботу и воскресенье.
Управление
образования
осуществляет
непосредственное
руководство
и
контроль
за
деятельностью
ДОУ,
проводит
тарификацию,
выдает
путевки,
производит компенсационные выплаты части родительской платы.
Центр взаимодействует с детским садом в оказании квалифицированной
методической
помощи
педагогам
учреждения
в
организации
воспитательной
работы с родителями, планирует и проводит совместные мероприятия.
Планирование
работы
с
родителями
на
учебный
год
производится
на
основе диагностики и анализа интересов и потребностей родителей. За 2013-
2014 учебный год по результатам опроса родителей в консультации специалиста
нуждаются:
психолога
–
55%,
педагога
-
44%,
логопеда
–
55%.
Самые
интересующие вопросы: развитие ребенка – 88%, воспитание ребенка – 33%,
здоровье ребенка – 33%., социальная поддержка семей - 22% родителей. Эти
запросы
определили
блоки
информационно
консультационной
помощи.
Для
оказания
консультационной
помощи
в
вопросах,
касающихся
воспитания,
развития
детей
дошкольного
возраста
и
социальной
поддержки
семей,
привлекаются
специалисты
Управления
социальной
защиты,
Центра
диагностики и коррекции, Центральной районной больницы, лекторы улусной
родительской академии «Тепло родительской любви». Используются и другие
формы
организации
школы:
круглые
столы,
практикумы,
психологические
тренинги, индивидуальные консультации, конкурсы, спортивные соревнования,
праздники.
В
организации
мероприятий
принимают
участие
общественные
организации:
улусный
женсовет,
общественная
организация
«Автоледи»,
городской союз женщин и т.д.
Центр
поддерживает
тесную
связь
с
данными
семьями,
контролирует
обеспечение родителями всеми нужными для полноценного содержания их детей
согласно перечню. Оказывает семьям в пределах своей компетенции содействие
в
трудоустройстве,
в
получении
материальной
помощи,
правовую,
психологическую, педагогическую помощь.
Учитывая
удаленное
расположение
детского
сада,
Центр
организует
перевозку
детей
транспортом,
соблюдая
охрану
жизни
и
здоровья
детей.
Оказывает помощь в организации питания – по заявке осуществляет доставку
продуктов питания.
В случае стойкой неуплаты отдельными родителями родительских взносов
по причине несостоятельности, центр выходит в Управление социальной защиты
населения с ходатайством о выделении материальной помощи.
3.
Детский
центр
«Кэскил» города
Вилюйска
как
учреждение
дополнительного образования детей реализует дополнительные образовательные
программы
по
3
направлениям:
художественно
–
эстетическая,
научно-
3
техническая, социально-педагогическая.
Всего в 20 объединениях Детского
Центра занимаются шестьсот детей.
Исходя из интересов, склонностей
воспитанники с большим интересом
посещают кружки Детского Центра. Индивидуальный подход, ситуация успеха,
атмосфера добра и уважения со стороны педагогов играют большую роль в
социализации
детей
в
другом
коллективе,
самоутверждении,
повышении
самооценки и является одной из форм реабилитации наших детей.
Ежегодно Детский Центр организует для воспитанников Центра новогодний
Бал-Маскарад с театрализованным представлением, играми и конкурсами. При
необходимости
всегда
предоставляет
помещения,
залы
для
проведения
городских, улусных семинаров, мероприятий по плану центра.
В
заключении,
хотелось
бы
отметить,
что
комплексная
работа,
осуществляемая совместными усилиями данных образовательных учреждений,
свидетельствует о том, что практическое взаимодействие, заинтересованность
коллективов
в
совместной
работе
дают
положительные
результаты
в
профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации детей.
2014 год
4