Напоминание

Реализация деятельностного подхода в обучении химии


Автор: Якина Елена Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 г.Бирска
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: статья
Тема: Реализация деятельностного подхода в обучении химии
Раздел: полное образование





Назад





РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

ХИМИИ
Якина Е.П., учитель химии МБОУ СОШ № 7 г. Бирск Деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельностный подход – это основа концепции развивающего обучения. Деятельностная технология обучения позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Задача учителя не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать детям, а в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования. Процесс обучения – это обучение деятельности. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, а также формировать у обучающегося умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и др.). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Используя основные принципы развивающего обучения, нужно по- другому выстраивать урок. На уроке выделяют следующие этапы: 1. Вызов  собственно вызов  актуализация знаний 2. Осмысление  постановка учебной задачи  открытие нового знания  составление алгоритма  первичное закрепление 3. Рефлексия  самостоятельная работа - самоконтроль  собственно рефлексия В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а используя различные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы. Это основная задача этапа урока «Вызов». Так, при изучении в 10 классе темы «Химические свойства алканов», в начале урока я предлагаю учащимся составить уравнения реакций с участием метана: 1) с хлором при облучении 2) с HNO3 (разб) 3) горение метана 4) разложение при 1200-1500 0 С 5) разложение при 1000 0 С 6) конверсия метана 7) взаимодействие с раствором KMnO 4 Учащиеся к моменту изучения данной темы уже знакомы с классификацией органических веществ, с основными типами химических
реакций в органической химии, поэтому они легко справляются только с частью заданий. Для написания остальных реакций у учащихся не хватает знаний, они не знакомы с механизмами химических реакций. Исходя из этого, они сами объявляют тему урока и определяют его цели. В конце урока на этапе рефлексии возвращаемся к вопросам и делаем выводы. Деятельностный подход позволяет изучать с учащимися основную часть нового материала на уроке. На уроке с применением деятельностного подхода высока активность учащихся, так как оценивается деятельность обучающихся на каждом этапе урока, а также его самооценка (рефлексия). Формы проведения рефлексии могут быть различными, например: 1. Вырази свое отношение к полученным знаниям. 2. Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала. 3. Тест «Я знаю (умею)», «Я не знаю (не умею)». 4. Составление кластера. Применение деятельностного подхода совместно с использованием электронного оборудования (интерактивная доска, цифровая лаборатория «Архимед», виртуальные опыты и виртуальные лаборатории) способствует повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов. Список литературы 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения// Педагогика М.: 2009 2. Н. Е. Дерябина «Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии» // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23. 3. С. В. Дмитриев «Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения» // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39. 4. С. В. Ярцева «Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии» // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.


В раздел образования