Реализация деятельностного подхода в обучении химии
Автор: Якина Елена Петровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 г.Бирска Населённый пункт: город Бирск Наименование материала: статья Тема: Реализация деятельностного подхода в обучении химии Раздел: полное образование
ХИМИИ
Якина Е.П., учитель химии
МБОУ СОШ № 7 г. Бирск
Деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего
образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на
развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие.
Деятельностный подход – это основа концепции развивающего
обучения. Деятельностная технология обучения позволяет превратить
ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного
субъекта учебно-познавательной деятельности. Задача учителя не в том,
чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать детям, а в
создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного
решения познавательных, коммуникативных, организационных,
нравственных и других проблем, составляющих содержание образования.
Процесс обучения – это обучение деятельности. Обучать деятельности –
значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно
ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, а также
формировать у обучающегося умения контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки.
Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой
подход является объединением системного подхода, который разрабатывался
в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.
Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В.Занков,
А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и др.).
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными
действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может
быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова
деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Используя основные принципы развивающего обучения, нужно по-
другому
выстраивать урок.
На уроке выделяют следующие этапы:
1. Вызов
собственно вызов
актуализация знаний
2.
Осмысление
постановка учебной задачи
открытие нового знания
составление алгоритма
первичное закрепление
3. Рефлексия
самостоятельная работа - самоконтроль
собственно рефлексия
В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не
сообщает, а используя различные методы и приемы, добивается от учащихся
формулировки темы и проблемы.
Это основная задача этапа урока «Вызов». Так, при изучении в 10 классе
темы «Химические свойства алканов», в начале урока я предлагаю
учащимся составить уравнения реакций с участием метана:
1) с хлором при облучении
2) с HNO3 (разб)
3) горение метана
4) разложение при 1200-1500
0
С
5) разложение при 1000
0
С
6) конверсия метана
7) взаимодействие с раствором KMnO
4
Учащиеся к моменту изучения данной темы уже знакомы с
классификацией органических веществ, с основными типами химических
реакций в органической химии, поэтому они легко справляются только с
частью заданий. Для написания остальных реакций у учащихся не хватает
знаний, они не знакомы с механизмами химических реакций. Исходя из этого,
они сами объявляют тему урока и определяют его цели. В конце урока на
этапе рефлексии возвращаемся к вопросам и делаем выводы.
Деятельностный подход позволяет изучать с учащимися основную часть
нового материала на уроке.
На уроке с применением деятельностного подхода высока активность
учащихся, так как оценивается деятельность обучающихся на каждом этапе
урока, а также его самооценка (рефлексия). Формы проведения рефлексии
могут быть различными, например:
1.
Вырази свое отношение к полученным знаниям.
2.
Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового
материала.
3.
Тест «Я знаю (умею)», «Я не знаю (не умею)».
4.
Составление кластера.
Применение деятельностного подхода совместно с использованием
электронного оборудования (интерактивная доска, цифровая лаборатория
«Архимед», виртуальные опыты и виртуальные лаборатории) способствует
повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших
результатов.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке
стандартов нового поколения// Педагогика М.: 2009
2. Н. Е. Дерябина «Системно-деятельностный подход к построению
курса органической химии» // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.
3. С. В. Дмитриев «Системно-деятельностный подход в технологии
школьного обучения» // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39.
4. С. В. Ярцева «Реализация системно-деятельностного подхода при
обучении химии» // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.