Автор: Королёва Лариса Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 27 компенсирующего вида
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников»
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда
снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Антон Чехов
Нравственное воспитание - одно из важнейших сторон общего развития ребенка.
Ориентиром
для
взрослого
при
формировании
индивидуального
нравственного
сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят
отражение
господствующие
в
обществе
идеалы,
нормы
и
правила,
которые
регулируют
поступки
людей.
Внутренним
механизмом,
побуждающим
людей
к
общественно
одобряемым
поступкам,
является
совесть,
чувство
справедливости,
честь, достоинство и т.д. Формирование этих нравственных качеств – длительный
процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей.
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни
является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со
взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно»,
«так нельзя».
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа,
помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения
знаний,
предполагающий
участие
обеих
сторон
-
воспитателя
и
воспитанников.
Предметом
беседы
чаще
всего
становятся
нравственные,
моральные,
этические
проблемы.
Цель
этической
беседы
-
углубление,
упрочнение
нравственных
понятий,
обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и
убеждений.
Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных
оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Беседу готовит, проводит и
направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для
обсуждения,
но
и
ищет
то
главное,
что
стимулирует
стремление
детей
думать,
высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой
можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог,
организуя этическую беседу.
Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого
возникают
личностные
отношения,
такие
как:
принятие
личности
собеседника,
умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять
собеседника, умение правильно выражать свои мысли.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:
постановки
понятных
детям
и
практически
важных
для
них
вопросов,
связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но
могут изменяться в зависимости от реакции детей;
подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников,
привлечь
их
внимание.
С
этой
целью
в
ходе
бесед
используются
художественные
произведения,
примеры
из
жизни.
Они
помогают
в
яркой
форме
донести
до
сознания
детей
нравственные
нормы.
Использование
в
процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не
сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать
пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой
целью
педагог
корректирует
высказывание
ребенка,
помогая
адекватно
выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные,
требующие аргументов).
Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает
и занимает детей. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к
общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости,
отвечая
на
вопросы
и
получая
одобрение,
особенно
если
педагог
обрисовывает
важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное
отношение
детей
к
беседе,
не
говорит
о
ее
важности,
появляется
опасность
формализации данного вида работы.
На
занятиях
по
развитию
речи,
ознакомлению
с
окружающим
миром,
изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять
отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети
учатся
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
дифференцировать
и
т. д.
На
эти
умственные
операции
воспитатель
ориентируется
в
процессе
этической
беседы,
только материалом для них служат нравственные ситуации.
Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека
(его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в
добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории
предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.
Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам,
которые
нужно
выполнять.
Мысль
о
необходимости
подчиняться
правилам
общежития,
помогающим
жить
в
согласии
с
окружающими
и
самим
собой,
осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании
дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в
этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок.
Сделать
такое
обобщение
помогает
воспитатель,
направляя
высказывания
детей,
отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.
Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо
подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы,
которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом
надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над
формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами
практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на
формирование нравственного сознания и поведения.
В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:
научить
детей
видеть
нравственную
сторону
воспринимаемых
действий,
событий, понимать их суть;
дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь
на
поступки
детей,
образы
художественной
литературы
и
других
видов
искусства;
способствовать
накоплению
и
обобщению
эмоционально
положительного
отношения к образам добрых героев и их поступкам;
формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других
людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»);
учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития
дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые
ставит перед ними педагог.
К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются
первоначальные
представления
о
нравственных
нормах,
нравственном
выборе
(каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить
товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими
умениями:
умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
правильно
используют
нравственные
понятия
(вежливый,
правдивый,
заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
могут
правильно
выбрать
слово
(из
предложенных),
наиболее
точно
характеризующее поступок героя;
при
работе
с
произведением
могут
подобрать
название,
изменить
конец
рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
объясняют смысл знакомых пословиц;
могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.
Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они
лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют
дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.