Напоминание

"Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников"


Автор: Королёва Лариса Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 27 компенсирующего вида
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников»

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда

снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Антон Чехов

Нравственное воспитание - одно из важнейших сторон общего развития ребенка.

Ориентиром

для

взрослого

при

формировании

индивидуального

нравственного

сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят

отражение

господствующие

в

обществе

идеалы,

нормы

и

правила,

которые

регулируют

поступки

людей.

Внутренним

механизмом,

побуждающим

людей

к

общественно

одобряемым

поступкам,

является

совесть,

чувство

справедливости,

честь, достоинство и т.д. Формирование этих нравственных качеств – длительный

процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни

является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со

взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно»,

«так нельзя».

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа,

помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения

знаний,

предполагающий

участие

обеих

сторон

-

воспитателя

и

воспитанников.

Предметом

беседы

чаще

всего

становятся

нравственные,

моральные,

этические

проблемы.

Цель

этической

беседы

-

углубление,

упрочнение

нравственных

понятий,

обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и

убеждений.

Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных

оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Беседу готовит, проводит и

направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для

обсуждения,

но

и

ищет

то

главное,

что

стимулирует

стремление

детей

думать,

высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой

можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог,

организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого

возникают

личностные

отношения,

такие

как:

принятие

личности

собеседника,

умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять

собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

постановки

понятных

детям

и

практически

важных

для

них

вопросов,

связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но

могут изменяться в зависимости от реакции детей;

подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников,

привлечь

их

внимание.

С

этой

целью

в

ходе

бесед

используются

художественные

произведения,

примеры

из

жизни.

Они

помогают

в

яркой

форме

донести

до

сознания

детей

нравственные

нормы.

Использование

в

процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не

сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать

пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой

целью

педагог

корректирует

высказывание

ребенка,

помогая

адекватно

выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные,

требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает

и занимает детей. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к

общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости,

отвечая

на

вопросы

и

получая

одобрение,

особенно

если

педагог

обрисовывает

важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное

отношение

детей

к

беседе,

не

говорит

о

ее

важности,

появляется

опасность

формализации данного вида работы.

На

занятиях

по

развитию

речи,

ознакомлению

с

окружающим

миром,

изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять

отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети

учатся

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

дифференцировать

и

т. д.

На

эти

умственные

операции

воспитатель

ориентируется

в

процессе

этической

беседы,

только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека

(его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в

добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории

предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам,

которые

нужно

выполнять.

Мысль

о

необходимости

подчиняться

правилам

общежития,

помогающим

жить

в

согласии

с

окружающими

и

самим

собой,

осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании

дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в

этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок.

Сделать

такое

обобщение

помогает

воспитатель,

направляя

высказывания

детей,

отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо

подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы,

которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом

надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над

формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами

практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на

формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

научить

детей

видеть

нравственную

сторону

воспринимаемых

действий,

событий, понимать их суть;

дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь

на

поступки

детей,

образы

художественной

литературы

и

других

видов

искусства;

способствовать

накоплению

и

обобщению

эмоционально

положительного

отношения к образам добрых героев и их поступкам;

формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других

людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»);

учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития

дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые

ставит перед ними педагог.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются

первоначальные

представления

о

нравственных

нормах,

нравственном

выборе

(каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить

товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими

умениями:

умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

правильно

используют

нравственные

понятия

(вежливый,

правдивый,

заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

могут

правильно

выбрать

слово

(из

предложенных),

наиболее

точно

характеризующее поступок героя;

при

работе

с

произведением

могут

подобрать

название,

изменить

конец

рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

объясняют смысл знакомых пословиц;

могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они

лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют

дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.



В раздел образования