Автор: Савцова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ №53
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Методы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития"
Раздел: начальное образование
Статья на тему:
« Методы коррекции эмоционально-волевой сферы
младших школьников с задержкой психического
развития»
Савцова Ольга Юрьевна
педагог-психолог
МАОУ НОШ №53
города Калининграда
г.Калининград
2018
Деятельность
педагога-психолога
в
образовательном
учреждении
–
это
ежедневное погружение специалиста в различные жизненные ситуации других
участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей. Чтобы
успешно справляться со своей работой, психологу необходимо регулярно повышать
свою профессиональную компетентность, быть в курсе современных подходов и
методов, владеть ситуацией в современной системе образования.
С
момента
вступления
в
силу
федерального
го суд а рс т ве нного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), прошло практически два
года,
однако,
вопрос
грамотной
организации
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся
с
особыми
образовательными
потребностями,
является
до
сих
пор
наиболее
обсуждаемым
среди
работников
системы
образования.
Среди
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
есть
определённая
категория
детей,
чей
процесс
адаптации
в
обществе
проходит
наиболее остро и долго – дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и
проявлениями
девиантного
поведения.
В
условиях
инклюзивного
образования
любой педагог может столкнуться с подобной ситуацией, поэтому данная тема
является одной из наиболее актуальных.
Поведенческие
особенности
и
эмоциональное
развитие
данной
категории
детей заслуживает особого внимания, поскольку оказывает значительное влияние
на процесс взаимодействия с окружающими. Особенностями поведения данной
категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
неадекватное
проявление
эмоций
в
различных
ситуациях
(похвала, замечание);
частая смена настроения;
чрезмерная
импульсивность
в
виде
гнева
и
агрессии
в
адрес
других детей и педагогов;
2
повышенная тревожность, склонность к страхам.
Целью
работы
педагога-психолога
по
данному
направлению
является
успешная социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
приобретение
ими
определённых
ценностей
и
общепринятых
норм
поведения,
необходимых для жизни в обществе.
Для
определения
состояния
эмоционально-волевой
сферы
обучающихся
используются следующие диагностические методики:
1.
Тест Рука.
2.
Контурный САТ-Н.
3.
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
ребёнка (СОМОР).
4.
Цветовой тест отношений(ЦТО).
5.
Различные рисуночные тесты.
С целью выявления особенностей взаимоотношений данного ребёнка в группе
сверстников применяются социометрические методики.
Коррекция эмоционально–волевой сферы у обучающихся — это комплексная
работа, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса
при условии тесного сотрудничества с родителями. Особое внимание уделяется
уменьшению
эмоционального
дискомфорта
у
детей,
за
счёт
созданию
психологически
комфортной
среды.
Важным
направлением
работы
является
коррекция самооценки и формирование эмоциональной устойчивости.
Одним
из
эффективных
методов
коррекции
эмоционально
–
волевых
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья являются игровые
методы.
Игра занимает особое место в жизни ребёнка на всех возрастных этапах
развития, поэтому метод игротерапии может быть использован как специалистами
дошкольных образовательных учреждений, так и применятся в школе. В процессе
игры
ребёнок
активно
взаимодействует
с
окружающим
миром,
формируя
различные
качества
личности.
Игры,
предлагаемы
педагогом-психологом,
направлены на раскрытие физических и психических качеств личности. Они учат
ребёнка подчиняться определённым правилам поведения, радоваться успехам и
мириться с неудачами, взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
3
Впервые игра как метод психотерапии детей была применена в середине 1920-
х годов А.Фрейд и М. Кляйн. Авторами было предложено два варианта игровой
терапии:
с
активным
участием
педагога
в
игре
ребенка
и
свободная
игра.
Наибольшую
заинтересованность
у
детей
вызывает,
по
моему
опыту,
именно
свободная игра, так как она позволяет более открыто выражать свои эмоции,
самостоятельно придумывать правила и воплощать их в игре.
Широко могут
использоваться
игры
с
песком,
которые
способствуют
снятию
эмоционального
дискомфорта ребенка.
Сюжетно-ролевые
игры
применяются
для
коррекции
самооценки
ребенка,
помогают
в
формирование
у
него
позитивных
отношений
со
сверстниками
и
взрослыми. Материал, эмоционально близкий для ребёнка, всегда прорабатывается
заранее. В процессе игры ведётся наблюдение за эмоциональными проявлениями
ребенка.
Следует
поочередно
менять
детей
ролями,
это
будет
способствовать
пониманию эмоций и внутреннего мира другого человека. Однако, эффективность
проведения сюжетно-ролевых игр зависит от множества факторов, в том числе и
ситуативных. Поскольку эмоциональных фон данной категории детей является
нестабильным, и поставленные перед занятием цели могут быть достигнуты не в
полном объёме, необходим полный анализ деятельности ребёнка в условиях игры,
и дальнейшая отработка задачи в другой ситуации.
Также
применима
игра
–
драматизация.
Сказка
должна
быть
обязательно
хорошо знакома детям, поступки и характеры героев обсуждаются заранее, чтобы
ребёнок
мог
лучше
прочувствовать
эмоциональное
состояние
персонажа.
Способность ребенка хорошо войти в роль — это залог того, коррекция поведения
будет иметь максимальный эффект. Наделяя отрицательными качествами личности
своего
персонажа,
у
ребёнка
появляется
возможность
посмотреть
на
своё
поведение со стороны и понять, что только он может его контролировать.
Результативность
коррекционной
работы
отслеживается
с
помощью
представленных
ранее
диагностических
методик.
В
рамках
комплексного
сопровождения,
тестирования
проводятся
не
реже
трёх
раз
в
год.
Результаты
индивидуальных диагностик и анализ социометрических исследований помогают
понять, что данная концепция в работе педагога-психолога является эффективной,
4
способствует уменьшению негативных эмоциональных проявлений и нуждается в
дальнейшей реализации.
Разумеется, высокий результат не может быть достигнут только игровыми
методами, так как данная категория детей имеет достаточно стойкие и серьёзные
отклонения
в
поведении.
В
связи
с
этим
они
нуждаются
в
регулярной
медикаментозной помощи и коррекционной работе по всем направлениям. Однако,
игровые приёмы занимают одно из ведущих мест в работе с данной категорией
детей, за счёт создания эмоционально комфортной и доверительной атмосферы.
5