Напоминание

"Методы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития"


Автор: Савцова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ №53
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Методы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему:

« Методы коррекции эмоционально-волевой сферы

младших школьников с задержкой психического

развития»

Савцова Ольга Юрьевна

педагог-психолог

МАОУ НОШ №53

города Калининграда

г.Калининград

2018

Деятельность

педагога-психолога

в

образовательном

учреждении

это

ежедневное погружение специалиста в различные жизненные ситуации других

участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей. Чтобы

успешно справляться со своей работой, психологу необходимо регулярно повышать

свою профессиональную компетентность, быть в курсе современных подходов и

методов, владеть ситуацией в современной системе образования.

С

момента

вступления

в

силу

федерального

го суд а рс т ве нного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

федерального

государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), прошло практически два

года,

однако,

вопрос

грамотной

организации

психолого-педагогического

сопровождения

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями,

является

до

сих

пор

наиболее

обсуждаемым

среди

работников

системы

образования.

Среди

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

есть

определённая

категория

детей,

чей

процесс

адаптации

в

обществе

проходит

наиболее остро и долго – дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и

проявлениями

девиантного

поведения.

В

условиях

инклюзивного

образования

любой педагог может столкнуться с подобной ситуацией, поэтому данная тема

является одной из наиболее актуальных.

Поведенческие

особенности

и

эмоциональное

развитие

данной

категории

детей заслуживает особого внимания, поскольку оказывает значительное влияние

на процесс взаимодействия с окружающими. Особенностями поведения данной

категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

неадекватное

проявление

эмоций

в

различных

ситуациях

(похвала, замечание);

частая смена настроения;

чрезмерная

импульсивность

в

виде

гнева

и

агрессии

в

адрес

других детей и педагогов;

2

повышенная тревожность, склонность к страхам.

Целью

работы

педагога-психолога

по

данному

направлению

является

успешная социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

приобретение

ими

определённых

ценностей

и

общепринятых

норм

поведения,

необходимых для жизни в обществе.

Для

определения

состояния

эмоционально-волевой

сферы

обучающихся

используются следующие диагностические методики:

1.

Тест Рука.

2.

Контурный САТ-Н.

3.

Исследование субъективной оценки межличностных отношений

ребёнка (СОМОР).

4.

Цветовой тест отношений(ЦТО).

5.

Различные рисуночные тесты.

С целью выявления особенностей взаимоотношений данного ребёнка в группе

сверстников применяются социометрические методики.

Коррекция эмоционально–волевой сферы у обучающихся — это комплексная

работа, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса

при условии тесного сотрудничества с родителями. Особое внимание уделяется

уменьшению

эмоционального

дискомфорта

у

детей,

за

счёт

созданию

психологически

комфортной

среды.

Важным

направлением

работы

является

коррекция самооценки и формирование эмоциональной устойчивости.

Одним

из

эффективных

методов

коррекции

эмоционально

волевых

нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья являются игровые

методы.

Игра занимает особое место в жизни ребёнка на всех возрастных этапах

развития, поэтому метод игротерапии может быть использован как специалистами

дошкольных образовательных учреждений, так и применятся в школе. В процессе

игры

ребёнок

активно

взаимодействует

с

окружающим

миром,

формируя

различные

качества

личности.

Игры,

предлагаемы

педагогом-психологом,

направлены на раскрытие физических и психических качеств личности. Они учат

ребёнка подчиняться определённым правилам поведения, радоваться успехам и

мириться с неудачами, взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

3

Впервые игра как метод психотерапии детей была применена в середине 1920-

х годов А.Фрейд и М. Кляйн. Авторами было предложено два варианта игровой

терапии:

с

активным

участием

педагога

в

игре

ребенка

и

свободная

игра.

Наибольшую

заинтересованность

у

детей

вызывает,

по

моему

опыту,

именно

свободная игра, так как она позволяет более открыто выражать свои эмоции,

самостоятельно придумывать правила и воплощать их в игре.

Широко могут

использоваться

игры

с

песком,

которые

способствуют

снятию

эмоционального

дискомфорта ребенка.

Сюжетно-ролевые

игры

применяются

для

коррекции

самооценки

ребенка,

помогают

в

формирование

у

него

позитивных

отношений

со

сверстниками

и

взрослыми. Материал, эмоционально близкий для ребёнка, всегда прорабатывается

заранее. В процессе игры ведётся наблюдение за эмоциональными проявлениями

ребенка.

Следует

поочередно

менять

детей

ролями,

это

будет

способствовать

пониманию эмоций и внутреннего мира другого человека. Однако, эффективность

проведения сюжетно-ролевых игр зависит от множества факторов, в том числе и

ситуативных. Поскольку эмоциональных фон данной категории детей является

нестабильным, и поставленные перед занятием цели могут быть достигнуты не в

полном объёме, необходим полный анализ деятельности ребёнка в условиях игры,

и дальнейшая отработка задачи в другой ситуации.

Также

применима

игра

драматизация.

Сказка

должна

быть

обязательно

хорошо знакома детям, поступки и характеры героев обсуждаются заранее, чтобы

ребёнок

мог

лучше

прочувствовать

эмоциональное

состояние

персонажа.

Способность ребенка хорошо войти в роль — это залог того, коррекция поведения

будет иметь максимальный эффект. Наделяя отрицательными качествами личности

своего

персонажа,

у

ребёнка

появляется

возможность

посмотреть

на

своё

поведение со стороны и понять, что только он может его контролировать.

Результативность

коррекционной

работы

отслеживается

с

помощью

представленных

ранее

диагностических

методик.

В

рамках

комплексного

сопровождения,

тестирования

проводятся

не

реже

трёх

раз

в

год.

Результаты

индивидуальных диагностик и анализ социометрических исследований помогают

понять, что данная концепция в работе педагога-психолога является эффективной,

4

способствует уменьшению негативных эмоциональных проявлений и нуждается в

дальнейшей реализации.

Разумеется, высокий результат не может быть достигнут только игровыми

методами, так как данная категория детей имеет достаточно стойкие и серьёзные

отклонения

в

поведении.

В

связи

с

этим

они

нуждаются

в

регулярной

медикаментозной помощи и коррекционной работе по всем направлениям. Однако,

игровые приёмы занимают одно из ведущих мест в работе с данной категорией

детей, за счёт создания эмоционально комфортной и доверительной атмосферы.

5



В раздел образования