Напоминание

"Формирование личностной успешности студентов через личностно- ориентированное обучение."


Автор: Павлова Галина Михацловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Арзамасский техникум строительства и предпринимательства"
Населённый пункт: город Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование личностной успешности студентов через личностно- ориентированное обучение."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование личностной успешности студентов через личностно-

ориентированное обучение.

Павлова Галина Михайловна, преподаватель математики

Преподавателю необходимо направить основное внимание на формирование

и максимальное развитие способностей обучающихся, чему способствует

личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая

индивидуальные способности обучающихся.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из

методических приёмов повышения качества обучения математике. В моем

докладе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении”

понимается такой подход, при котором преподаватель в процессе обучения

может контролировать качество полученных знаний каждого обучающегося и

в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося

совершенствовать их.

Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать

следующие методические подходы:

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование

его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного

опыта каждого обучающегося;

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении

заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых

способов освоения учебного материала.

Организация занятия предполагает включение следующих моментов:

- учёт личностных особенностей обучающихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта

ребёнка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога с

обучающимся, а также с группой;

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование обучающихся к выбору учебных заданий, форм и

способов их выполнения;

- использование обучающимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю,

что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.

1.2 Актуализация субъектного опыта учащихся

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность

действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка

использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания,

умения и навыки.

Эти нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

1) способствовать восприятию учащимися нового материала;

2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее

накопленным и новым опытом

1.3 Создание ситуации выбора на уроке

Одним из важнейших педагогических условий становления

индивидуальности обучающегося в процессе обучения является создание на

уроке ситуации выбора. Предлагая обучающемуся совершить осознанный и

желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою индивидуальность и

неповторимость.

1.4 Создание ситуации успеха

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае,

если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его

формирование? Для того чтобы сформировать интерес у обучающегося,

необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у обучающегося пропадает интерес к учёбе и учебным

занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для обучающегося

ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами,

подбадривающими словами.

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для

создания ситуации успеха

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

Помогает преодолеть неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого дела и оценки

окружающих.

“Мы все пробуем и ищем,

только так может что-то

получиться”.

“Контрольная работа

довольно легкая, этот

материал мы с вами

проходили”.

Помогает преподавателю выразить свою твердую

убежденность в том, что его обучающийся

обязательно справиться с поставленной задачей.

Это, в свою очередь, внушает подростку

уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно

получиться..”

“Я даже не сомневаюсь в

успешном результате”.

Помогает обучающемуся избежать поражения.

“Возможно, лучше всего

начать с…..”

Достигается путем намека, пожелания.

“Выполняя работу, не

забудьте о…..”

Показывает подростку ради чего, ради кого

совершается эта деятельность, кому будет хорошо

после выполнения.

“Без твоей помощи твоим

товарищам не

справиться…”

Обозначает важность усилий подростка в

предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу

доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я

не могу обратиться с этой

просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится

начать работу…”

“Так хочется поскорее

увидеть…”

Помогает эмоционально пережить успех не

результата в целом, а какой-то его отдельной

детали.

“Тебе особенно удалось то

объяснение”.

“Больше всего мне в

твоей работе

понравилось…”

“Наивысшей похвалы

заслуживает эта часть

твоей работы”.

Сейчас хочу рассказать, как осуществляется подход на уроках.

Свою работу по обучению обучающихся математике начинаю с входного

контроля. Данная работа позволяет своевременно выявить “пробелы”

знаний обучающегося в изучении математики;

На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и

навыков, каждого обучающегося и группы в целом по каждой изученной

теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым

обучающимся, и группой в целом. Всё это позволяет мне своевременно

оказать помощь обучающемуся в обучении, оперативно варьировать уровень

сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении

математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом

способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.

Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит

к заметной перегрузке более слабоуспевающих обучающихся. В этом случае

есть угроза потери интереса к предмету у обучающихся среднего и высокого

уровня развития. На первом курсе, когда взяла ребятишек, начала постепенно

вводить ситуации выбора в учебный процесс. Поэтому, на различных этапах

урока создаю ситуацию выбора.

Этап актуализации субъектного опыта.

Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую,

такие задания. Пример: “На доске записаны примеры и результаты этих

примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору

кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат”. Пример:

“Найди ошибку”. На доске записаны равенства, примерно 10. Обучающимся

предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких

заданий. Пример: Игра “Интеллектуальный марафон”. Обучающимся

предлагается решить пример или задачу. Данное задание можно оформить

наглядно, что вносит свою изюминку.

Этап изучения нового материала.

Предлагаю самостоятельно ознакомиться с темой по алгебре, геометрии

изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные

на доске, первого или второго варианта:

Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если

ответы на вопросы I варианта обучающиеся могут найти в тексте учебника,

то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности

Этап применения знаний.

Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно

выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом

учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней

сложности.

К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Ко II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми,

что были разобраны в классе.

К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к

математике. Пред началом выполнения, чётко поясняю каждое из

предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его

выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.

Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных

вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями

упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.

Этап проверки знаний.

На данном этапе использую различные тестовые задания. Использую

тестовые задания, как и на бумажном носителе (на компьютере).

Обучающимся и группе предоставляется выбор, с помощью какого источника

им удобней выполнить задание.

Обучающимся также предлагаю набор тестов, состоящий из трёх

видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их

:

В тестовых заданиях первого вида (Т-1) требуется установить

пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые

заменены многоточием

Тестовые задания (Т-2) предлагаю набор истинных и ложных

утверждений; обучающиеся должны установить, какие из них истинны,

какие ложны,

Тестовые задания третьего вида (Т-3) – это тесты с выбором

правильного ответа из числа предложенных.

Таким образом, предлагаемые тесты ставят подростка в ситуацию выбора

такого задания, с которым он обязательно справится, т.е. удовлетворение

потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех.

Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к

оцениванию самих обучающихся. Для этого, после выполнения тестов

обучающимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к

заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам

подросток поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не

выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить

тест.

Этап “Домашнее задание”.

При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа

творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить

несколько задач, аналогичных классным, и решить их.

Любой урок, как правило, начинаю с контроля домашнего задания. Один или

двое обучающихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего

задания на доске (на перемене). Если задание несложное, то проверяем устно.

Я во время проверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом,

оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы обучающихся и

даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить,

поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся

на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать

уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые

вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого

обучающегося.

Следующим видом работы обучающихся на каждом уроке является устный

счёт. Формы его проведения различны: арифметическая головоломка, игра

“Интеллектуальный марафон”, по программе, заданной блок-схемой

выполнить вычисления и расшифровать высказывание, решить примеры и

расположить их в порядке возрастания или убывания и расшифровать

название какого – либо понятия, такой материал можно использовать при

изучении любой темы «Развитие понятия о числе», или «Многогранники»;

игра “Своя игра” (Из предложенных логарифмических уравнений и

неравенств каждому ряду надо как можно быстрее и больше представить их

на доске). Все задания для устного счёта стараюсь брать занимательного

характера, оформляю наглядно, красочно. Такие задания развивают

воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе

элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у студентов к

предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения.

Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным

материалом и способствующие усвоению и закреплению его обучающимися.

Для проведения устного счёта стала привлекать самих детей. Самое “ценное”

для меня то, что ребята сами составляют задания по теме для устного счёта.

И на уроке “автор” сам проводит устный счёт.

При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском

решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие,

прочные и, главное, осознанные знания могут получить все обучающиеся,

если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.

Важным и значимым становятся математические сведения (сообщения,

доклады), если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и

личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-

значимую, а учебная информация – в событие самого подростка. Задачи

решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят

понятия на прямую связаны с профессией, специальностью

(производительность труда, прибыль, кредит, проценты, параллельность,

перпендикулярность площадь, длина, объемы тел).

Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю

заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к

любой теме курса математики. Если обучающиеся способны составлять

обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят

взаимосвязь компонент. При закреплении решаем задачи, составленные

самими обучающимися с использованием профессионального компонента.

Задач с профессиональным компонентом мало в учебнике и обучающиеся их

составляют сами, планируем выпустить сборник таких задач. С темой

“Составление задач с использованием профессионального компонента” и

“Моя профессия в задачах” выступали на научно-практической

конференции, где работы обучающихся были отмечены Благодарственными

письмами (Саакян Луиза группа СЭЗС-15).

При проверке знаний учащихся, кроме перечисленных выше методов (тесты,

карточки на выбор), выясняю степень усвоения материала обучающимися с

помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных

вопросов по изучаемой теме. Обучающиеся отвечают на вопросы друг другу

по очереди и взаимно оценивают друг друга.

Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый

обучающийся, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки,

ведущие к новым знаниям. В диалоге с обучающимися не просто

повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь

изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого

удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством,

утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”, “Что

можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми

встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему

учились на уроке? Что помогало при этом?”.

Внеаудиторная самостоятельная работа помогает ребятам самостоятельно

искать материал для кроссвордов, докладов, сообщений, рефератов,

исследовательских работ («Влияние автотранспортных средств на

окружающую среду»).

В рамках недели математики обучающиеся выпускают газеты, участвуют в

играх, конференциях.

Внеаудиторная самостоятельная работа нацеливает обучающих искать

материал для кроссвордов, докладов, сообщений, рефератов,

исследовательских работ.

Всё вышеперечисленное повышает у обучающихся не только интерес к

предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный

обучающимся, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым

выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и

поощрять малейшие продвижение подростка вперёд, постоянно анализирую

причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении

успехов обучающегося подчеркиваю его организованность, собранность при

решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.

В ходе освоения личностно-ориентированного подхода при обучении

математики приобретают и совершенствуют свой опыт: самостоятельной

работы с источниками информации, обобщения и систематизации

полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведения

доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов

в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других

участников.

Опыт работы показывает, что если в основу процесса обучения математики

положить личностно-ориентированный подход к обучающимся и на его

основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля

качества знаний, то это позволит обучающимся на качественном уровне

осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и

умений в другие научные области.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими

материалами, не традиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества,

создают условия для развития индивидуальности подростка, формирования

положительной мотивации учения у обучающихся, искоренения

неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.



В раздел образования