Напоминание

"Логопедическое занятие. Технологическая карта."


Автор: Сенич Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
Населённый пункт: город Надым
Наименование материала: Лучший конспект занятия.
Тема: "Логопедическое занятие. Технологическая карта."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ф.И.О учителя-

логопеда

Сенич Анна Николаевна

Группа

(логопедическое

заключение)

Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия»

Тема занятия,

вид занятия.

Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш.

Тип занятия

Повторение и систематизация знаний

Используемые

технологии

на основе деятельностного подхода:

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

речевая исследовательская деятельность

информационно-коммуникативная технология

игровая технология

здоровьесберегающие технологии

Цель занятия

Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Развитие социально-

коммуникативных навыков.

Воспитание звуковой культуры

речи - четкое и ясное

произнесение звуков родного

языка, умелое использование

интонационных средств

Создать условия для положительного эмоционального и

психофизиологического состояния детей.

Предполагается, что к окончанию занятия дети будут

уметь

дифференцировать гласные и согласные звуки по

акустическим признакам;

применять тактильные приемы распознавания звонких и

Воспитывать навыки

доброжелательного общения и

взаимодействия со

сверстниками и взрослыми,

развивать умение согласовывать

и координировать свою

деятельность с другими

выразительности;

формирование правильного

речевого дыхания.

Воспитание слухового

внимания и фонематического

слуха.

Развитие речевого творчества

через практическую

деятельность.

глухих согласных звуков;

составлять последовательную характеристику звука со

зрительной опорой;

воспроизводить слоговые цепочки в заданной

последовательности;

распознавать звук в слогах и словах;

определять позицию звука в слове;

делить слова на слоги;

контролировать произношение звука ш;

использовать приобретённые знания и умения в речевой

практике.

участниками коммуникации.

Способствовать становлению

самостоятельности и

саморегуляции собственных

действий.

Формировать установки на

здоровый образ жизни и

реализацию в реальном

поведении.

Создание

предпосылок

универсальных

учебных

действий

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

развивать способность

самоуважения и

объективной

оценки своей

деятельности;

способствовать

формированию

положительного

морально-

этического опыта;

развивать и

стимулировать

познавательный

интерес

формировать умение

прогнозировать

предстоящую работу;

оценивать игровые

действия в

соответствии с

поставленной задачей;

формировать умение

осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию;

формировать способы

самоконтроля и

развивать умение слушать и

вступать в диалог;

интегрироваться в группу

сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

формировать умение высказывать

собственное мнение и

внимательно относиться к мнению

других, проявлять толерантность

развивать умения ставить

проблему и формулировать цель;

получать неизвестную

информацию путем

использования имеющихся

знаний;

совершенствовать умения

обобщать и аргументировать

необходимость полученных

навыков

взаимоконтроля

Особенности

логопедического

занятия

Виды деятельности на занятии с:

учётом психолого-логопедического заключения;

учётом возрастных особенностей развития в подгруппе.

Действия для осуществления деятельности:

формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития;

планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».

Средства ИКТ,

материалы,

аппаратное

обеспечение,

наименование

Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши, карточки-

символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких, твердых- мягких), карандаши, чистые листы бумаги, документ-

камера, программно-дидактический комплекс «Логомер 2», видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы

бибабо, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к песенке с

чистоговорками, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения.

Организационная структура логопедического занятия

Этап

логопедического

занятия

Длительность

этапа

Задачи

Методы и

приёмы работы

Формы

организации

деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Контроль

результатов

деятельности

I этап -

мотиваци

я

2 мин

Психологически

й настрой

учащихся.

Создание

благоприятной

эмоциональной

обстановки.

Создание

условий для

возникновения у

детей

внутренней

потребности

включения в

деятельность.

Словесный

метод: беседа,

уточняющие

вопросы.

Практический

метод:

игровой приём

(звонок

телефона и

аудио

сообщение)

Наглядный

прием: на

экране (ИКТ

технологии)

изображение

сказочного

персонажа.

подгруп

повая

С о з д а н и е

м о т и в а ц и и

н а

предстоящую деятельность.

Вызвать интерес к предстоящей

деятельности.

- Здравствуйте, ребята. У вас

хорошее настроение? У меня тоже.

Давайте улыбнемся друг другу.

Скажите, друзья, а вы любите

сказки? Какие сказки вы знаете?

(Дети перечисляют разные сказки.)

А вы хотите побывать в сказке? В

свою сказку нас приглашает Маша.

(Слайд 1. Картинка с Машей.)

Звучит звонок с голосом Маши.

(«Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я

высла на опуску леса, а потом всё

сла, сла и к мыске присла. Я

спрасываю у мыски, как дойти до

Миски, а она мне ничего не говорит.

Сто мне делать?»)

Ребята, мы можем помочь Маше. Вы

поняли, что хочет Маша?

Приветствуют друг друга.

Высказывания детей из

личного опыта. Умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации.

Ключевой

вопрос

педагога:

- Ребята, мы

сможем помочь

Маше? Ответы

детей: «Да,

можем!»

(подтверждение

желания детей

участвовать в

предстоящей

деятельности).

Постано

вка темы

и цели

занятия

3 мин

Включение в

деятельность

Игровой

метод:

создание

проблемной

игровой

ситуации

подгрупп

овая

Создание проблемной ситуации и

формулировка темы.

- Почему не все поняли, что

произошло с Машей?

- Как вы думаете, почему мышка не

поняла Машу?

- Какой звук не умеет произносить

Маша?

- Что нужно сделать Маше, чтобы

мышка поняла ее и помогла найти

дорогу к Мише?

- А как же мы сможем научить

Машу правильно произносить звук

Ш?

Развитие

мыслительных

операций

Ответы детей с опорой на

личный опыт.

Умение ориентироваться

в своей системе знаний

и осознавать

необходимость

закрепления знания.

Дети самостоятельно

формулируют тему и цель

занятия.

Ответы детей:

«Маша не умеет

произносить звук Ш».

«Нужно научить Машу

произносить звук Ш».

«Мышка сможет понять

Машу и покажет дорогу к

Мише».

Активность

участия

воспитанников в

диалоге.

Разнообразие

ответов детей.

II этап -

ориентир

овочный

этап

(актуализ

ация

знаний)

4 мин

С помощью

целенаправленно

организованной

беседы,

актуализировать

мыслительные

операции,

знания и опыт

детей.

Словесный

метод:

уточняющие

вопросы.

Наглядный

метод:

введение

карточек-

символов

Практический

метод: приемы

дифференциац

ии звуков по

признакам:

гласный-

согласный,

звонкий-

глухой.

ИКТ

технологии –

использование

документ-

камеры для

контроля

выполненной

работы.

парная

индивид

уальная

индивид

уальная

Педагог предлагает детям вспомнить

известную информацию о

характерных признаках звука Ш:

согласный, глухой, твердый. С

помощью символических

обозначений выбрать карточки,

которые характеризуют звук

(изображения клоунов). Работаем в

паре, обсуждаем, приходим к

общему мнению.

Педагог предлагает детям ответить

на вопрос:

«Что нам нужно показать Маше,

чтобы она научилась правильно

произносить звук Ш?»

Детям предлагается показать

карандашами на листочках

артикуляцию звук Ш по основным

характеристикам.

Дети выкладывают

необходимые символы на

слоговую дорожку и

подтверждают свой выбор,

доказывая

принадлежность звука к

классу согласных – по

признаку «преграда

воздуха на пути

произнесения звука»; к

классу глухих согласных –

на основе тактильной

чувствительности голоса;

к классу твёрдых – «сказка

о королеве в замке синих

согласных звуков».

Дети показывают

положение губ, языка и

направление воздушной

струи при произнесении

звука Ш перед зеркалом.

Каждый ребенок

произносит звук с опорой

на зрительный образ (в

зеркале).

На листочках дети

показывают с помощью

символов

положение губ – «круг»,

«стрелочка вверх» –

положение языка,

«солнышко» – теплая

воздушная струя.

Обобщение и

систематизация

знаний о

дифференциации

звуков по

различным

акустическим

признакам.

Ключевой вопрос:

«Какую

характеристику

мы можем дать

звуку Ш».

Правильное

произношение

изолированного

звука.

Самоконтроль

детей за

выполнением

задания с опорой

на документ-

камеру.

IIIэтап –

поисково

-

исследов

ательски

й

4 мин

Выявление новой

информации

путем

использования

имеющихся

знаний,

творческий

подход к

реализации цели

занятия.

Словесный

метод:

уточняющие

вопросы,

противоречива

я информация.

Практический

метод:

использование

интерактивно

й гимнастики

и

интерактивно

й игры по

укреплению

речевого

выдоха.

Наглядный

метод: аудио

материал с

игровым

персонажем

(Машей).

подгрупп

овая

индивид

уальная

Педагог предлагает ответить на

вопрос: «Скажите, а теперь Маша

сможет произнести правильно звук

Ш?» (Педагог показывает, что у

Маши не получается. Включается

аудиоматериал - предложение:

«Меня зовут Маса».)

-Как вы думаете, почему у Маши не

получилось?

Педагог соглашается с ответами

детей и выбирает правильный:

«Нужно тренировать язычок, губы и

дыхание».

Детям предлагается выполнить

перед зеркалом 2 упражнения для

губ: «Лягушка»- «Слоник». 4

упражнения из интерактивной

артикуляционной гимнастики

(программно-дидактический

комплекс «Логомер 2») – «Часики»,

«Качели», «Чистим зубки»,

«Чашечка». Закрепить правильный

речевой выдох в интерактивной игре

«Подними вертолет в небо»

(программно-дидактический

комплекс «Логомер 2»).

Педагог включает аудиозапись с

правильным произношением звука

Ш.

Рассуждения детей с

опорой на личный опыт.

Возникает затруднение

детей в однозначном

ответе на поставленный

вопрос, дети предлагают

противоположные мнения

(либо испытывают явное

затруднение в ответе на

вопрос).

Дети сами находят ответ

на проблемный вопрос.

Выполняют упражнения

для губ, языка и речевого

дыхания.

Интерактивные

упражнения и игра

«Подними вертолет в

небо».

Дети слушают запись

голоса Маши с

правильным

произношением: « Меня

зовут Маша, я хочу к

Мише. Я вышла на опушку

леса, а потом всё шла, шла

Самоконтроль за

выполнением

упражнений перед

зеркалом,

результат

правильного

выдоха в

интерактивной

игре - подъём

вертолета в небо.

Ключевой вопрос:

Почему мышка

сразу стала

понимать Машу и

помогла найти

дорогу к Мише?

Педагог предлагает ответить на

вопрос: «Теперь Мышка сможет

понять Машу?»

Педагог напоминает детям о

мотивации занятия: «Помочь Маше

добраться до Миши».

- А кто научил Машу правильно

произносить звук Ш?

Педагог включает на экране видео

картинку Маши и Медведя с

музыкой, как Маша смеется и

танцует с Мишей.

- Маша благодарит вас за помощь и

очень хочет с вами весело поиграть.

и к мышке пришла. Я

спрашиваю у мышки, как

дойти до Мишки, а она

мне ничего не говорит. Что

мне делать?»

Ответы детей: «Да, теперь

мышка сможет помочь,

потому что она поняла

Машу».

Ответы детей.

Дошкольники

самостоятельно

делают вывод о

том, что, если

правильно

говорить, то все

окружающие

будут тебя

понимать.

Совпадение

«взрослой» и

«детской» цели.

IV этап -

практиче

ский

10 мин.

Закрепление

новых знаний в

разных видах

деятельности

(игровой,

коммуникативно

й, познавательно-

исследовательско

й, музыкальной)

Игровой

метод: прием -

воображаемая

ситуация с

ролями.

Наглядный:

предметные

парная

Педагог предлагает детям выбрать

кукол бибабо и голосами героев

повторить слоговые цепочки

попарно (каждый герой передает

свою цепочку слогов

последующему).

Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-

Дети с помощью

театральных кукол бибабо

задают слоговые цепочки

для повторения своему

соседу.

Правильное

произношение

звука Ш на этапе

автоматизации в

прямых открытых

слогах.

картинки,

картинки с

изображением

поезда с

одним, двумя

и тремя

вагонами,

видеозапись

песенки с

чистоговоркам

и.Практически

й метод -

моделировани

е: слоговые

дорожки с

символами

звука Ш

(синие

квадраты).

индивид

уальная

парная

подгрупп

овая

ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-

шу-шо.

Педагог предлагает детям поиграть в

игру «Подари слово Маше со звуком

Ш».

Детям предлагается выбрать из трех

картинок только одну со словом, в

котором есть звук Ш, найти нужный

поезд (по слоговому составу слова –

с одним вагоном (один слог), с

двумя – два слога, с тремя – три

слога) и на слоговой дорожке

показать место звука в слове

(начало, середина, конец).

Педагог предлагает проверить

своего соседа. Взаимоконтроль.

Педагог обращает внимание детей

на имя Маши, в котором тоже есть

звук Ш.

Детям предлагается сочинить

чистоговорку про Машу.

- Я начну, а вы продолжите:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ши-ши-ши- это наши малыши.

Педагог спрашивает у детей:

Дошкольники

рассматривают картинки,

анализируют звуковой

состав слов и выбирают

картинку со словом, в

котором есть звук Ш,

определяют слоговой

состав и место звука в

слове.

После выполнения задания

дети проверяют

правильное выполнение

задания у своего соседа.

Дети слушают начало

чистоговорки и стараются

продолжить каждую в

рифму.

Ответы детей.

Исполнение песенки под

музыку и желание

Самоконтроль и

взаимоконтроль

выполнения

задания по

трехступенчатой

инструкции.

Речевое

творчество детей,

с закреплением

правильного

произношения

звука Ш.

Правильное

произношение

звука в песенке.

Желание

произносить звуки

правильно.

«У вас хорошее настроение?»

А когда хорошее настроение, то

хочется петь. Давайте споем песенку

Маше со звуком Ш (на экране

появляется видео монтаж к

песенке):

Ши-ши-ши – как конфетки хороши.

Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.

Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.

подарить радость герою и

окружающим.

Vэтап –

рефлекси

вно-

оценочн

ый

2 мин

Соотнесение

поставленных

задач с

достигнутым

результатом,

постановка

дальнейших

целей,

самооценка.

фронтал

ьная

Побуждает к высказыванию своего

мнения. Обеспечивает

положительную реакцию детей.

Чему мы научились? Что мы сегодня

с вами поняли? Как мы помогли

сегодня Маше? Что нам помогло

выполнить нашу задачу? Для чего

нам нужно правильно произносить

звук Ш? А пригодится нам умение

правильного произношения звука

Ш? Где нам это пригодится?

Каждый из вас сейчас выберет свой

символ после занятия. Это будет

смайлик с улыбкой или грустный.

Дошкольники

анализируют свою работу,

высказывают впечатления

от занятия, делают

предположения,

оценивают свою работу

Выбор

дошкольниками

символов

эмоционального

состояния в

результате

выполненной

деятельности.



В раздел образования