Автор: Сенич Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
Населённый пункт: город Надым
Наименование материала: Лучший конспект занятия.
Тема: "Логопедическое занятие. Технологическая карта."
Раздел: дошкольное образование
Ф.И.О учителя-
логопеда
Сенич Анна Николаевна
Группа
(логопедическое
заключение)
Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия»
Тема занятия,
вид занятия.
Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш.
Тип занятия
Повторение и систематизация знаний
Используемые
технологии
на основе деятельностного подхода:
личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
речевая исследовательская деятельность
информационно-коммуникативная технология
игровая технология
здоровьесберегающие технологии
Цель занятия
Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике
Задачи
Общеобразовательные
Коррекционно-развивающие
Воспитательные
Развитие социально-
коммуникативных навыков.
Воспитание звуковой культуры
речи - четкое и ясное
произнесение звуков родного
языка, умелое использование
интонационных средств
Создать условия для положительного эмоционального и
психофизиологического состояния детей.
Предполагается, что к окончанию занятия дети будут
уметь
дифференцировать гласные и согласные звуки по
акустическим признакам;
применять тактильные приемы распознавания звонких и
Воспитывать навыки
доброжелательного общения и
взаимодействия со
сверстниками и взрослыми,
развивать умение согласовывать
и координировать свою
деятельность с другими
выразительности;
формирование правильного
речевого дыхания.
Воспитание слухового
внимания и фонематического
слуха.
Развитие речевого творчества
через практическую
деятельность.
глухих согласных звуков;
составлять последовательную характеристику звука со
зрительной опорой;
воспроизводить слоговые цепочки в заданной
последовательности;
распознавать звук в слогах и словах;
определять позицию звука в слове;
делить слова на слоги;
контролировать произношение звука ш;
использовать приобретённые знания и умения в речевой
практике.
участниками коммуникации.
Способствовать становлению
самостоятельности и
саморегуляции собственных
действий.
Формировать установки на
здоровый образ жизни и
реализацию в реальном
поведении.
Создание
предпосылок
универсальных
учебных
действий
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
развивать способность
самоуважения и
объективной
оценки своей
деятельности;
способствовать
формированию
положительного
морально-
этического опыта;
развивать и
стимулировать
познавательный
интерес
формировать умение
прогнозировать
предстоящую работу;
оценивать игровые
действия в
соответствии с
поставленной задачей;
формировать умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию;
формировать способы
самоконтроля и
развивать умение слушать и
вступать в диалог;
интегрироваться в группу
сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
формировать умение высказывать
собственное мнение и
внимательно относиться к мнению
других, проявлять толерантность
развивать умения ставить
проблему и формулировать цель;
получать неизвестную
информацию путем
использования имеющихся
знаний;
совершенствовать умения
обобщать и аргументировать
необходимость полученных
навыков
взаимоконтроля
Особенности
логопедического
занятия
Виды деятельности на занятии с:
учётом психолого-логопедического заключения;
учётом возрастных особенностей развития в подгруппе.
Действия для осуществления деятельности:
формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития;
планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».
Средства ИКТ,
материалы,
аппаратное
обеспечение,
наименование
Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши, карточки-
символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких, твердых- мягких), карандаши, чистые листы бумаги, документ-
камера, программно-дидактический комплекс «Логомер 2», видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы
бибабо, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к песенке с
чистоговорками, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения.
Организационная структура логопедического занятия
Этап
логопедического
занятия
Длительность
этапа
Задачи
Методы и
приёмы работы
Формы
организации
деятельности
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность учащихся
Контроль
результатов
деятельности
I этап -
мотиваци
я
2 мин
Психологически
й настрой
учащихся.
Создание
благоприятной
эмоциональной
обстановки.
Создание
условий для
возникновения у
детей
внутренней
потребности
включения в
деятельность.
Словесный
метод: беседа,
уточняющие
вопросы.
Практический
метод:
игровой приём
(звонок
телефона и
аудио
сообщение)
Наглядный
прием: на
экране (ИКТ
технологии)
изображение
сказочного
персонажа.
подгруп
повая
С о з д а н и е
м о т и в а ц и и
н а
предстоящую деятельность.
Вызвать интерес к предстоящей
деятельности.
- Здравствуйте, ребята. У вас
хорошее настроение? У меня тоже.
Давайте улыбнемся друг другу.
Скажите, друзья, а вы любите
сказки? Какие сказки вы знаете?
(Дети перечисляют разные сказки.)
А вы хотите побывать в сказке? В
свою сказку нас приглашает Маша.
(Слайд 1. Картинка с Машей.)
Звучит звонок с голосом Маши.
(«Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я
высла на опуску леса, а потом всё
сла, сла и к мыске присла. Я
спрасываю у мыски, как дойти до
Миски, а она мне ничего не говорит.
Сто мне делать?»)
Ребята, мы можем помочь Маше. Вы
поняли, что хочет Маша?
Приветствуют друг друга.
Высказывания детей из
личного опыта. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Ключевой
вопрос
педагога:
- Ребята, мы
сможем помочь
Маше? Ответы
детей: «Да,
можем!»
(подтверждение
желания детей
участвовать в
предстоящей
деятельности).
Постано
вка темы
и цели
занятия
3 мин
Включение в
деятельность
Игровой
метод:
создание
проблемной
игровой
ситуации
подгрупп
овая
Создание проблемной ситуации и
формулировка темы.
- Почему не все поняли, что
произошло с Машей?
- Как вы думаете, почему мышка не
поняла Машу?
- Какой звук не умеет произносить
Маша?
- Что нужно сделать Маше, чтобы
мышка поняла ее и помогла найти
дорогу к Мише?
- А как же мы сможем научить
Машу правильно произносить звук
Ш?
Развитие
мыслительных
операций
Ответы детей с опорой на
личный опыт.
Умение ориентироваться
в своей системе знаний
и осознавать
необходимость
закрепления знания.
Дети самостоятельно
формулируют тему и цель
занятия.
Ответы детей:
«Маша не умеет
произносить звук Ш».
«Нужно научить Машу
произносить звук Ш».
«Мышка сможет понять
Машу и покажет дорогу к
Мише».
Активность
участия
воспитанников в
диалоге.
Разнообразие
ответов детей.
II этап -
ориентир
овочный
этап
(актуализ
ация
знаний)
4 мин
С помощью
целенаправленно
организованной
беседы,
актуализировать
мыслительные
операции,
знания и опыт
детей.
Словесный
метод:
уточняющие
вопросы.
Наглядный
метод:
введение
карточек-
символов
Практический
метод: приемы
дифференциац
ии звуков по
признакам:
гласный-
согласный,
звонкий-
глухой.
ИКТ
технологии –
использование
документ-
камеры для
контроля
выполненной
работы.
парная
индивид
уальная
индивид
уальная
Педагог предлагает детям вспомнить
известную информацию о
характерных признаках звука Ш:
согласный, глухой, твердый. С
помощью символических
обозначений выбрать карточки,
которые характеризуют звук
(изображения клоунов). Работаем в
паре, обсуждаем, приходим к
общему мнению.
Педагог предлагает детям ответить
на вопрос:
«Что нам нужно показать Маше,
чтобы она научилась правильно
произносить звук Ш?»
Детям предлагается показать
карандашами на листочках
артикуляцию звук Ш по основным
характеристикам.
Дети выкладывают
необходимые символы на
слоговую дорожку и
подтверждают свой выбор,
доказывая
принадлежность звука к
классу согласных – по
признаку «преграда
воздуха на пути
произнесения звука»; к
классу глухих согласных –
на основе тактильной
чувствительности голоса;
к классу твёрдых – «сказка
о королеве в замке синих
согласных звуков».
Дети показывают
положение губ, языка и
направление воздушной
струи при произнесении
звука Ш перед зеркалом.
Каждый ребенок
произносит звук с опорой
на зрительный образ (в
зеркале).
На листочках дети
показывают с помощью
символов
положение губ – «круг»,
«стрелочка вверх» –
положение языка,
«солнышко» – теплая
воздушная струя.
Обобщение и
систематизация
знаний о
дифференциации
звуков по
различным
акустическим
признакам.
Ключевой вопрос:
«Какую
характеристику
мы можем дать
звуку Ш».
Правильное
произношение
изолированного
звука.
Самоконтроль
детей за
выполнением
задания с опорой
на документ-
камеру.
IIIэтап –
поисково
-
исследов
ательски
й
4 мин
Выявление новой
информации
путем
использования
имеющихся
знаний,
творческий
подход к
реализации цели
занятия.
Словесный
метод:
уточняющие
вопросы,
противоречива
я информация.
Практический
метод:
использование
интерактивно
й гимнастики
и
интерактивно
й игры по
укреплению
речевого
выдоха.
Наглядный
метод: аудио
материал с
игровым
персонажем
(Машей).
подгрупп
овая
индивид
уальная
Педагог предлагает ответить на
вопрос: «Скажите, а теперь Маша
сможет произнести правильно звук
Ш?» (Педагог показывает, что у
Маши не получается. Включается
аудиоматериал - предложение:
«Меня зовут Маса».)
-Как вы думаете, почему у Маши не
получилось?
Педагог соглашается с ответами
детей и выбирает правильный:
«Нужно тренировать язычок, губы и
дыхание».
Детям предлагается выполнить
перед зеркалом 2 упражнения для
губ: «Лягушка»- «Слоник». 4
упражнения из интерактивной
артикуляционной гимнастики
(программно-дидактический
комплекс «Логомер 2») – «Часики»,
«Качели», «Чистим зубки»,
«Чашечка». Закрепить правильный
речевой выдох в интерактивной игре
«Подними вертолет в небо»
(программно-дидактический
комплекс «Логомер 2»).
Педагог включает аудиозапись с
правильным произношением звука
Ш.
Рассуждения детей с
опорой на личный опыт.
Возникает затруднение
детей в однозначном
ответе на поставленный
вопрос, дети предлагают
противоположные мнения
(либо испытывают явное
затруднение в ответе на
вопрос).
Дети сами находят ответ
на проблемный вопрос.
Выполняют упражнения
для губ, языка и речевого
дыхания.
Интерактивные
упражнения и игра
«Подними вертолет в
небо».
Дети слушают запись
голоса Маши с
правильным
произношением: « Меня
зовут Маша, я хочу к
Мише. Я вышла на опушку
леса, а потом всё шла, шла
Самоконтроль за
выполнением
упражнений перед
зеркалом,
результат
правильного
выдоха в
интерактивной
игре - подъём
вертолета в небо.
Ключевой вопрос:
Почему мышка
сразу стала
понимать Машу и
помогла найти
дорогу к Мише?
Педагог предлагает ответить на
вопрос: «Теперь Мышка сможет
понять Машу?»
Педагог напоминает детям о
мотивации занятия: «Помочь Маше
добраться до Миши».
- А кто научил Машу правильно
произносить звук Ш?
Педагог включает на экране видео
картинку Маши и Медведя с
музыкой, как Маша смеется и
танцует с Мишей.
- Маша благодарит вас за помощь и
очень хочет с вами весело поиграть.
и к мышке пришла. Я
спрашиваю у мышки, как
дойти до Мишки, а она
мне ничего не говорит. Что
мне делать?»
Ответы детей: «Да, теперь
мышка сможет помочь,
потому что она поняла
Машу».
Ответы детей.
Дошкольники
самостоятельно
делают вывод о
том, что, если
правильно
говорить, то все
окружающие
будут тебя
понимать.
Совпадение
«взрослой» и
«детской» цели.
IV этап -
практиче
ский
10 мин.
Закрепление
новых знаний в
разных видах
деятельности
(игровой,
коммуникативно
й, познавательно-
исследовательско
й, музыкальной)
Игровой
метод: прием -
воображаемая
ситуация с
ролями.
Наглядный:
предметные
парная
Педагог предлагает детям выбрать
кукол бибабо и голосами героев
повторить слоговые цепочки
попарно (каждый герой передает
свою цепочку слогов
последующему).
Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-
Дети с помощью
театральных кукол бибабо
задают слоговые цепочки
для повторения своему
соседу.
Правильное
произношение
звука Ш на этапе
автоматизации в
прямых открытых
слогах.
картинки,
картинки с
изображением
поезда с
одним, двумя
и тремя
вагонами,
видеозапись
песенки с
чистоговоркам
и.Практически
й метод -
моделировани
е: слоговые
дорожки с
символами
звука Ш
(синие
квадраты).
индивид
уальная
парная
подгрупп
овая
ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-
шу-шо.
Педагог предлагает детям поиграть в
игру «Подари слово Маше со звуком
Ш».
Детям предлагается выбрать из трех
картинок только одну со словом, в
котором есть звук Ш, найти нужный
поезд (по слоговому составу слова –
с одним вагоном (один слог), с
двумя – два слога, с тремя – три
слога) и на слоговой дорожке
показать место звука в слове
(начало, середина, конец).
Педагог предлагает проверить
своего соседа. Взаимоконтроль.
Педагог обращает внимание детей
на имя Маши, в котором тоже есть
звук Ш.
Детям предлагается сочинить
чистоговорку про Машу.
- Я начну, а вы продолжите:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ши-ши-ши- это наши малыши.
Педагог спрашивает у детей:
Дошкольники
рассматривают картинки,
анализируют звуковой
состав слов и выбирают
картинку со словом, в
котором есть звук Ш,
определяют слоговой
состав и место звука в
слове.
После выполнения задания
дети проверяют
правильное выполнение
задания у своего соседа.
Дети слушают начало
чистоговорки и стараются
продолжить каждую в
рифму.
Ответы детей.
Исполнение песенки под
музыку и желание
Самоконтроль и
взаимоконтроль
выполнения
задания по
трехступенчатой
инструкции.
Речевое
творчество детей,
с закреплением
правильного
произношения
звука Ш.
Правильное
произношение
звука в песенке.
Желание
произносить звуки
правильно.
«У вас хорошее настроение?»
А когда хорошее настроение, то
хочется петь. Давайте споем песенку
Маше со звуком Ш (на экране
появляется видео монтаж к
песенке):
Ши-ши-ши – как конфетки хороши.
Шо-шо-шо- мойте руки хорошо.
Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу.
Ша-ша-ша-будем кушать не спеша.
подарить радость герою и
окружающим.
Vэтап –
рефлекси
вно-
оценочн
ый
2 мин
Соотнесение
поставленных
задач с
достигнутым
результатом,
постановка
дальнейших
целей,
самооценка.
фронтал
ьная
Побуждает к высказыванию своего
мнения. Обеспечивает
положительную реакцию детей.
Чему мы научились? Что мы сегодня
с вами поняли? Как мы помогли
сегодня Маше? Что нам помогло
выполнить нашу задачу? Для чего
нам нужно правильно произносить
звук Ш? А пригодится нам умение
правильного произношения звука
Ш? Где нам это пригодится?
Каждый из вас сейчас выберет свой
символ после занятия. Это будет
смайлик с улыбкой или грустный.
Дошкольники
анализируют свою работу,
высказывают впечатления
от занятия, делают
предположения,
оценивают свою работу
Выбор
дошкольниками
символов
эмоционального
состояния в
результате
выполненной
деятельности.