Инновационные формы работы ДОУ по экологическому воспитанию детей.
Автор: Попова Аксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №79 "Мечта" Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: Инновационные формы работы ДОУ по экологическому воспитанию детей. Раздел: дошкольное образование
Ребенок приходит в этот мир доверчивым и беззащитным. Он держит за руку взрослого, делает первые
шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это счастье.
Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.
Одна из важнейших информации, которую получает ребёнок — это экологическая. Она касается прежде
всего того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное
отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными,
необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не
нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей на планете Земля.
Обучение детей экологическим законам и правилам с раннего возраста даст возможность вырастить
поколение с новым мировоззрением и новым отношением к окружающей природе. Такие люди будут в
состоянии изменить ситуацию на планете и вывести человечество из экологического кризиса.
Показателями экологической воспитанности являются ярко выраженный интерес к окружающему миру,
природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие,
сопереживание животным и растениям, находящимся рядом. Работа по данному направлению невозможна
без привлечения родителей воспитанников.
Поэтому, необходимо организовать планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели:
совершенствование экологического образования детей путем внедрения инновационных технологий через
работу с родителями и социальными партнерами.
Приоритетными направлениями деятельности воспитателя являются:
• формирование у детей основ экологически грамотного, гуманного, нравственного поведения;
• организация природоохранной деятельности детей;
• воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни;
• повышение экологической культуры родителей.
В группе может быть создана специальная предметно — развивающая среда. Оборудована экологическая
зона, включающая «Уголок Природы» (аквариум, комнатные растения, природный материал, собранный в
разных странах мира; календарь метеонаблюдений, «Огород на подоконнике»), уголок энциклопедической
литературы, уголок для опытно-экспериментальной деятельности детей. В экологической зоне постоянно
необходимо осуществлять смену экспозиций в соответствии с временами года. С целью просвещения
родителей разработать обширный наглядно — методический материал.
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников может включать сотрудничество с
социальными партнерами — школами, городским музеем, детской библиотекой, и т. д.
Возможно провести семейный проект, цель которого — экологическое воспитание дошкольников, раскрытие
и поддержание талантов каждого ребёнка. Он будет способствовать самостоятельному творческому поиску в
решении поставленных задач, укреплению семейных связей через совместную деятельность и приобщение к
охране окружающей среды.
Совместные праздники, игры и творчество не только сближают детей, родителей и воспитателей,
организуют их досуг, но и способствуют духовно — нравственному воспитанию дошкольников, так как
основаны на уважении к родной истории и культуре, решают задачу возрождения духовности народа.
Совместно с родителями дети могут принимать участие в городских мероприятиях в рамках Дня защиты от
экологической опасности, для которых семьи подготовили бы плакаты на экологические темы: «Мы — за
чистую планету», «Здоровье планеты в наших руках».
По инициативе воспитателей можно организовать проект «Животные и птицы родного края», где семьи
совместно с воспитателем подготовит интересный материал о пернатых и животных, в которых сообщалось
об интересных фактах из их жизни, местах обитания, распространения, питания; подобрать пословицы,
загадки, чистоговорки, а также украсили проекты своими рисунками.
Таким образом, можно воодушевить педагогов на внесение эффективных изменений в свою работу, а
также и выстроить партнёрские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для
удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.