Автор: Кузьмина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 62
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Современная начальная школа: проблемы и перспективы
Раздел: начальное образование
"Современная начальная школа: проблемы и перспективы"
Кузьмина Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 62
Начальная школа - это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент всего воспитания
будущего Человека.
Это - возраст «почемучек», это - возраст зоркой и острой памяти. С какой радостью я каждый день
встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но
проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье. Именно в развитии детей
,их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации вижу свое предназначение как
педагога, учителя, наставника. "Плохой учитель преподносит истину, -хороший учит ее находить".
Этот афоризм Дистервега в своей педагогической работе я взяла за аксиому.
Процесс учения, разумеется, всегда сопряжен с трудностями, было бы педагогической ошибкой
пытаться установить их полностью из школьной жизни ученика. Больше того, суть развития именно
в преодолении трудности. Для того, чтобы обучение стало успешным надо, чтобы желание ученика и
цели обучения совпали, т. е предлагаемая учителем деятельность воспринималась и переживалась
ребенком как свободно выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию,
охотно вступает в сотрудничество с учителем и принимает его помощь, активно и заинтересованно
участвует в процессе своего обучения и воспитания.
Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его
полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок
должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все
более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для
ребенка, если оно управляется с его позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию,
самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.
Живому уму ребенка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять
и многое понять. Наша задача – научить его самостоятельно учиться, формировать у него
потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей
занимательным, продуктивным.
В последние годы происходят значительные изменения в отечественном образовании.
Модернизация начальной школы предполагает реализацию инновационных направлений, наряду с
бережным сохранением лучших педагогических традиций в деятельности общеобразовательных
учреждений.
В общеобразовательных учреждениях идет процесс обновления структуры, содержания начального
образования, интенсивно развивается вариативность образовательных и учебно-методических
комплектов.
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических
концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике,
которой соответствует методический аппарат всех учебников.
1
Целью современного образования становится развитие личности, ее познавательных и
созидательных способностей, навыков самообразования и самосовершенствования. Начальная
школа должна формировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений, навыков,
а также набор ключевых компетентностей.
Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения,
воспитания, развития. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами
воспитания призван учитель. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и
предоставлять малышам больше самостоятельности, инициативы, свободы. Следовательно,
сердцевина педагогического труда – управление всеми процессами, которые сопровождают
становление человека.
В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной
компетентности.
Личностно - ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально
новой проблемой. Как реально сделать школьников активными и сознательными участниками
учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в
самообразовании? Все эти вопросы задаёт себе каждый учитель - практик.
Современный этап педагогической практики - это переход от преимущественного использования
репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно - развивающим технологиям,
способствующим развитию личностных качеств. Важным становится не только усвоение знаний, но
и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и
творческого потенциала обучающегося.
Раскрытие личности обучающегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности -
учении, а урок - основная форма её организации.
Что такое урок? В педагогической науке преобладающим является мнение, согласно
которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и
развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в
определенный отрезок времени. (Скаткин М.Н.)
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его
конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в
достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель
была достигнута.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат
писать, читать и считать и это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы
деятельности, которые требуют развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска
необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых
объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Будущее
формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться
в это общество.
Получается, что современный урок – это проблема. Проблема в том, что надо обучающемуся
на данный отрезок времени, чтобы определить тему урока, цели урока и что надо взять из
предложенного учебником материала, чтобы обеспечить усвоение знаний конкретной темы.
2
Одним из путей решения этих проблем является применение различных информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и
средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся.
Применение новых информационных технологий в образовании обсуждается на страницах
всех методических газет и журналов. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна
целесообразность применения компьютеров для обучения.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют
создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями,
оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и школьника.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не
только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные,
творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными
источниками информации.
В заключении хочется сказать, что урок играет ведущую роль в развитии и формировании
личности. И каким бы мы не представляли себе современный урок, он все равно должен
соответствовать дидактическим требованиям образовательной системы, которая представляет собой
целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую
базу и максимально учитывающий возрастные особенности обучающихся. Урок требует постоянного
3