Автор: Брагина Надежда Валерьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ Лесозаводская ООШ
Населённый пункт: п.г.т. Пижма, Тоншаевский р-он
Наименование материала: Эффективные методы работы взаимодействия семьи и школы
Тема: Использование ИКТ во взаимодействии с семьей
Раздел: среднее образование
Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)
во взаимодействии с семьей
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого
или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный
процесс
образовательных
учреждений.
Последнее
время
компьютерные
технологии, активно внедряемые в общем образовании.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к
педагогу
образовательного
учреждения
и
его
профессиональной
компетентности.
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-
коммуникационных
технологий
и
распространение
их
во
все
сферы
жизнедеятельности
человека.
В
системе
образования
возникла
проблема
создания
новой
модели
образовательного
процесса
и
создания
образовательной среды, соответствующей запросам современного общества,
которая
может
быть
решена
посредством
внедрения
и
активного
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются
родители.
В
сложившихся
социальных,
культурных
и
экономических
условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к
стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного
учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных
образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к
организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен
поиск
эффективных
форм
взаимодействия
с
семьей.
Взаимодействие
родителей и педагогов в воспитании школьников – это взаимная деятельность
ответственных
взрослых.
Очевидно,
что
старые
формы
контактов
с
родителями постепенно изживают себя.
Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они
грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не
хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной
проблемой взаимодействия школы с семьей.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без
информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно
–
коммуникативные
технологии
–
это
технологии
доступа
к
различным
информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным,
людским)
и
инструментам
совместной
деятельности,
направленная
на
получение конкретного результата.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это
одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-
коммуникативных
технологий
помогают
педагогу
разнообразить
формы
поддержки
образовательного
процесса,
повысить
качество
работы
с
родителями обучающегося.
Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с
родителями:
•
минимизация
времени
доступа
к
информации
субъектов
коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта,
форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов.
Проблемы использования ИКТ:
• нет компьютеров у родителей;
• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;
• недостаточное материально-техническое обеспечение.
Можно
предположить,
что
целенаправленное
с и с т е м н о е
информационное
воздействие,
направленное
на
родительскую
общественность,
с
использованием
информационно-коммуникативных
технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия
школы и семьи, если использовать:
электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
информация изучается родителями в удобное для них время;
возрастают потоки информации;
индивидуализировать подачу информации;
консультирования родителей.
Можно
выделить
следующие
формы
работы
с
родителями
воспитанников с использованием ИКТ — это:
сайт школы;
сотовая связь;
электронная почта;
телемост;
использование личной веб-страницы,
телекоммуникационный проект;
дистанционные конференции.
Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей
при взаимодействии воспитывающих взрослых.
Совершенно
новый
потенциал
для
взаимодействия
родителей
и
педагога
несет
в
себе сайт
школы. На школьном сайте любой родитель
получает
возможность
познакомиться
с
особенностями
образовательно-
воспитательного
процесса
в
ОУ,
общешкольными
традициями,
узнать
последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих
в школе событий.
Сотовая
связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона
классного руководителя. Родители детей знают, что в любое время они могут
позвонить ему, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос
или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона
—
это
осуществление
живого
диалога
с
родителями,
оперативность
информации.
Электронная
почта предоставляет более широкие возможности для
общения
с
семьями
обучающихся.
По
электронной
почте
родителям
рассылается
текущая
информация:
срочные
новости
класса,,
результаты
диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия.
Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения
родителей
можно
доносить
огромный
объем
информации,
осуществить
индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице педагога в сети Интернет размещаются
преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в
развитии
детей:
возрастные
особенности,
советы
специалистов,
рекомендации педагогов.
Конечно,
в
процессе
использования
представленных
форм
ИКТ
существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и
недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же
данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия школы с
семьей,
повышению
компетентности
педагогов
и
родителей
в
вопросах
использования информационно – коммуникативных технологий, публичности
и
открытости
педагога
и
школы
в
целом.
Целенаправленное
системное
информационное
воздействие,
направленное
на
родительскую
общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить
эффективность взаимодействия щколы и семьи.
Современные
Интернет-ресурсы
позволяют
проводить телемост,
посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме
on-line между семьями разных групп.
Телекоммуникационный
проект
–
это
игра-соревнование
между
группами родителей с использованием электронной почты для связи.
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме
реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Успешность
педагогического
взаимодействия
образовательного
учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог
использует
в
своей
работе
новые
информационно-коммуникационные
технологии,
имеющие
огромный
потенциал,
призванный
заинтересовать
родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-
воспитательном процессе современного образовательного учреждения.