Напоминание

"Эффективные способы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями"


Авторы: Окулич Ольга Владимировна, Чугунова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель i категории, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные способы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ С

РОДИТЕЛЯМИ

Окулич О. В.

Воспитатель I категории

МБДОУ «ДС № 9 г. Челябинск»

Калининский район

Чугунова И. С.

Учитель–логопед

МБДОУ «ДС № 9 г. Челябинск»

Калининский район

Современные

родители

заинтересованы

в

получении

качественного

воспитания и образования, детский сад, в свою очередь заинтересован в этом

же. Парадоксально, но диалог при, казалось одинаковых целях, установить

бывает непросто.

Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу

«как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям

ребенка. Представление о том, что для воспитания детей нужны специальные

знания,

еще

не

укоренилось

в

сознании

некоторой

части

современных

родителей.

Между тем, семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное

рождение и становление как личности. Успешным воспитание в семье может

быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и

средства их осуществления.

«Надо

отдавать

себе

ясный

отчёт

относительно

своих

собственных

родительских

желаний»

отмечал

А. С. Макаренко.

Он

подчеркивал,

что

родители должны ясно представлять себе, кого они хотят воспитать из своего

ребёнка, какого человека, какими качествами наделить его.

Чтобы правильно воспитать ребёнка, надо хорошо знать и понимать его, а

для этого необходимы педагогические знания, которые помогут родителям в

правильном анализе поведения ребёнка, выборе успешных путей воспитания.

Для

этого

необходимы

пути

установления

единства

воспитательных

взаимодействий в семье и детском саду.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать

детям большое человеческое счастье» – говорил В. А. Сухомлинский. Поэтому

дошкольное

учреждение

и

семья

должны

стремиться

к

созданию

единого

пространства для успешного развития и воспитания ребенка.

Наш

детский

сад

в

течение

нескольких

лет

проводит

планомерную

целенаправленную

работу

с

родителями,

цель

которой

заключается

в

следующем: Создание единого образовательного пространства «Детский сад –

семья». В данном направлении решаются следующие задачи:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,

ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Поиск и внедрение эффективных форм работы с родителями.

4. Приобщение родителей к активной жизни детского сада.

В

рамках

нашей

группы

хотелось

бы

поделиться

опытом

работы

с

родителями.

Группа наших воспитанников – логопедическая (14 человек). Небольшой

коллектив

родителей

позволяет

создать

камерность

во

взаимоотношениях.

Чувствуется внимательное, а главное уважительное расположение к педагогам.

Со своей стороны мы проделали много усилий для этого. Каждое утро

встречаем детей и родителей с улыбкой. Всегда внимательны, интересуемся их

здоровьем, настроением. Вечером, рассказываем, как провёл ребёнок день, что

у него сегодня получилось, стараемся похвалить воспитанника за какой-либо

небольшой успех, преодоление чего-либо.

Мы понимаем как важно это для ребенка и его близких людей. Такой

способ

общения

с

родителями

позволяет

воспитателям

вызвать

к

себе

доверительное

отношение,

а

главное

настроить

на

созидательное

взаимодействие и совместную активность.

Одной

из

форм

повышения

педагогической

культуры

являются

родительские собрания, которым мы уделяем особое внимание.

В нашей

группе они проходят эффективно и интересно. В последние годы мы стали

включать

в

собрания

игровые

тренинги,

которые

помогает

провести

нам

психолог

детского

сада.

Игровые

упражнения

и

задания

дают

оценку

различным способам взаимодействия с ребёнком, помогают выбрать взрослым

более

удачные

формы

общения

с

ним.

В

таких

играх

родители

начинают

постигать новые истины. В этом году мы «проигрывали» следующие темы:

«Убираем

свои

игрушки»,

«Помогаем

маме»,

«Договариваемся

с

братом,

сестрой».

Чтобы привлечь родителей к творческой деятельности детей, на собрании

провели

мастер-класс

по

художественной

деятельности

с

использованием

нетрадиционных техник рисования. Родители с удовольствием окунулись в мир

детства и получили массу приятных эмоций.

На

следующий

день

многие

принесли

из

дома:

пуговицы,

камушки,

бусинки,

шишки,

оберточную

яркую

бумагу

и

т.д.

Весь

этот

материал

используется в творческой деятельности детей.

В нашей группе часто проводятся выставки совместного творчества. Они

бывают

посвящены

каким-либо

праздникам,

мероприятиям.

Мы

побуждаем

детей

к

созданию

совместных

с

родителями

композиций.

Они

проявляют

интерес, увлекаются, производят разнообразные совместные с детьми поделки,

участвуют в выставках.

Такие мероприятия, как правило, демонстрируют результаты совместной

деятельности

родителей

и

детей.

Это

важный

момент

в

построении

взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя

(повышение

активности

родителей

жизни

группы,

один

из

показателей

комфортности внутрисемейных отношений).

Активно взаимодействует с родителями и учитель – логопед нашей

группы,

она

проводит

регулярно

консультации

по

следующим

темам:

«Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Речевые игры

дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и другие.

Некоторые

консультации

включаются

в

повестку

родительских

собраний,

некоторые проводятся в индивидуальном порядке.

Для них она организовала семинар – практикум: «Как умелые ручки

языку помогали». Где рассказала о важности и необходимости развития мелкой

моторики рук. Логопед показала игры для развития мелкой моторики, которые

можно изготовить дома вместе с детьми. Игру «Бусы для мамы» она сделала

вместе с родителями на семинаре.

Ещё одна интересная и эффективная форма работы учителя – логопеда с

родителями – это фронтальные открытые занятия. Вначале педагог проводила

занятия,

а

родители

смотрели,

записывали

игры,

упражнения,

внимательно

следили за

методами и приёмами её

работы. Но с этого года, мы стали

привлекать

родителей

к

проведению

занятий.

Конечно,

с

ними

заранее

обговаривается тема занятия и задания.

После

таких

занятий

активность

родителей

во

взаимодействии

с

педагогами группы повысилась.

В настоящее время большой интерес вызывает такая форма работы с

родителями,

как

проектная

деятельность.

Она

направлена

на

сближение

и

улучшение

отношений

педагогов,

детей

и

родителей,

на

развитие

ответственности, инициативности всех участников процесса.

Осенью 2017 года у нас в группе осуществлялся проект «Моя любимая

игрушка». Дети вместе с родителями составляли рассказ о своей любимой

игрушке,

зарисовывали

её,

рассказывали

о

ней,

выступая

перед

всем

коллективом. Мамы принесли любимые игрушки своего детства и рассказали о

них

детям.

Ребята

были

удивлены,

в

каком

хорошем

состоянии

находятся

игрушки,

которыми

играли

более

20

лет

назад.

Мы

же

воспитатели

посоветовали

так

же

бережно

относиться

к

игрушкам,

чтобы

они,

будучи

родителями,

могли

прийти

в

детский

сад

к

своему

ребёнку,

показать

и

рассказать о своей любимой игрушке.

В течение года, у нас осуществляется совместный проект «Профессии

Южного

Урала».

С

профессиями

нашего

края

помогают

знакомить

детей

родители.

К

нам

в

гости

в

группу

приходила

мама

нашего

воспитанника,

рассказывала о своей профессии кондитера, показывала фотографии своего

кондитерского

цеха.

После

рассказа

она

предложила

раскрасить

печенье,

используя кондитерский декор, всё это она принесла с собой. Дети были в

восторге. А какое чувство гордости испытывал мальчик той мамы…. Конечно

же, творческий процесс декорирования печенья, настолько понравился детям,

что

многие

захотели

стать

кондитерами.

Этот

проект

у

нас

продолжается,

приглашать

родителей

мы

планируем

и

дальше,

для

знакомства

ребят

с

интересными

профессиями.

Такое

взаимодействие

помогает

обогатить

социальный мир ребёнка, сделать его более разнообразным и интересным.

В нашей группе проходит ещё один проект «Давайте поиграем!»

В

последнее время всё чаще родители предпочитают с ребёнком не «играть», а

«заниматься».

Конечно,

родителям

хочется

видеть

своих

детей

умными

и

развитыми. Вот только развитие познавательной сферы – не единственное, что

важно для детей в дошкольном периоде. Не менее полезно и нужно учить ребят

выражать

свои

эмоции,

общаться,

постигать

общечеловеческие

ценности

доброту,

дружбу,

принятие,

понимание,

прощение.

Одним

из

главных

проводников этого является игра – яркая, добрая, эмоциональная, понятная

ребёнку. А сделать игру такой помогает поддержка и участие самых близких

людей – родителей.

На участок группы приходили родители и играли с детьми в любимые

игры своего детства. Наши дети полюбили «Ручеёк», «Догонялки» и «Жмурки».

Родители тоже смогли почувствовать себя детьми, расслабиться, получить массу

позитивных впечатлений. В группе большинство мальчиков. Любимой их игрой

на прогулке является футбол. К этой замечательной коллективной игре стали

присоединятся и папы наших воспитанников. Играют все: дети, воспитатели,

родители. Игра объединяет и проходит очень эмоционально. Эти мероприятия

не занимают много времени у родителей, не требуют какой-то определённой

подготовки. Проводить такие игры можно в то время, когда родители приходят

за ребёнком. Конечно, заранее нужно обсудить с ними возможность их участие

в проекте. Такими действиями мы хотим напомнить родителям, как важно

находить немного времени для игры с ребёнком.

Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада

важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их

собственных детей.

Формы

такого

взаимодействия

помогают

менять

отношение

воспитывающих взрослых к своим детям, к детскому саду в лучшую сторону.

Дают

возможность

достичь

открытости

всем

участникам

педагогического

процесса. Искать новые пути общения и сотрудничества.

Таким образом, положительных, а главное эффективных результатов в

воспитании

детей

можно

достичь

при

умелом

внедрении

различных

форм

сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива

дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.



В раздел образования