Напоминание

Формы и методы формирования этнокультурной компетенции воспитанников средствами в объединении декоративно-прикладного творчества.


Автор: Замалиева Фарида Наилевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: г. Казань, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы формирования этнокультурной компетенции воспитанников средствами в объединении декоративно-прикладного творчества.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Формы и методы формирования этнокультурной компетенции

воспитанников средствами в объединении декоративно-прикладного

творчества.

Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного

воспитания детей являются как никогда актуальными и важными. Дети,

являясь по своей природе творцами, всегда способны отображать в разных

видах творчества всё многообразие окружающего мира через особенности

своего мировосприятия, поэтому в Центре дополнительного образования

детей «Заречье» Кировского района города Казани реализуется программа

обучения и воспитания «Вдохновение», ориентированная не только на

современное состояние развития этноса, но и на его историю.

В нашем объединении мы занимаемся народными промыслами.

Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей,

корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают

современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает

связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями,

обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае?

Возрождение традиций, промыслов помогает в решении этой

проблемы. Мы узнаём как можно больше о народном искусстве, возрождаем

и приумножаем полученные знания. Опираясь на национальное, народное

искусство мы помогаем приблизиться, а так же передаем традиции из

поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.

Наша задача сохранить традиционную культуру, через народные

промыслы, декоративно-прикладное искусство, воспитать в детях доброту,

толерантность, чувство патриотизма.

Основными методами работы формирования этнокультурной

компетенции при работе с детьми являются объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, исследовательский метод.

Из объяснительно-иллюстративного метода на уроках используется

беседа, объяснение, рассказ, демонстрация иллюстраций, слайдов,

репродукций, изделий народных мастеров, с помощью которых учащийся

должен воспринять, осмыслить, запомнить пройденную тему. Без этого

метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика.

Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях,

порядке и объекте действия.

Но не стоит забывать, что знания, полученные в результате объяснительно-

иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться

этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с

тем для достижения второго уровня усвоения знаний организуется

тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц,

выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров

или педагога.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления

детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,

свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и

наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного

искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов

декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов

формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о

предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны

потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком

соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому

пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие

способности детей при применении декоративно-прикладного искусства

развиваются в разных направлениях:

В предварительном создании эскизов на бумаге;

В продумывании элементов узора;

В расположении их на объемах;

В создании предметов декоративного характера;

Умения найти способ изображения и оформления предмета;

В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают

свойства разных материалов, возможности их преобразования и

использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной

росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки,

развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация

руки и глазомер.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от

умения детей работать с глиной, красками и соответствующими

инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих

умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что

достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно,

работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать

кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука,

а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию

таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь

детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и

словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-

прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь,

правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о

созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных

промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных

элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для

развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного

и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного

искусства важно знакомить их с самобытным творчеством и прикладным

искусством наших коренных национальностей .

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства

(типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи

содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и

жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать одни

виды орнаментов от других.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к

родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли

наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать,

уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов,

которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое

изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно

нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает

отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с

нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или

предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и

общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное

значение для нравственного воспитания детей. Общественная

направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками

для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к

праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство

ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше.

Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и

заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает

коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое

изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей

воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить

начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься,

преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей

воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о

выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение

действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою

часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности,

основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства -

одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и

развития его художественно-творческих способностей., и всестороннее

развитие

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и

то, что определенным потенциалом художественного развития обладает

каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в

воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского

изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б.

Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они

убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного

декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие

представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию

патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно

включать в педагогический процесс.

Главной задачей педагога дополнительного образования является

умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую

активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Миссия педагога -

пробуждение в ребенке веры в его творческие способности,

индивидуальность, неповторимость, веру в то, что необходимо творить

добро и красоту, приносить людям радость.

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается

необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и

направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на

развитие творческих способностей ребенка, формирования этнокультурной

осведомленности, реализацию себя в выбранной деятельности. Ребенок

находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими

детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что

способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных

условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному

самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка, а так же к

всестороннему развитию личности.

Успех формирования этнокультурной осведомлённости у детей

зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение нужно

отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют

многофункциональный характер, способствуют развитию у детей

познавательной активности и умения самореализации.

К таким формам относятся:

Беседы,

Видеопросмотры,

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной

тематикой,

Фольклорные концерты и театрализованные представления,

Целевые прогулки, экскурсии,

Посещение выставок, музеев и др. культурных объектов.

Одним из важных педагогических условий формирования

этнокультурной компетентности школьников является активное включение

родителей в эту деятельность.

Формы работы:

-родительские гостиные,

-совместные выставки детских работ;

-консультирование,

-опросы, анкетирование,

-участие в различных образовательных мероприятиях.

Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей

в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое,

эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций

народной культуры.

Работая в данном направлении, мы убедились в том, что дети успешнее

осваивают материал, связанный с народным творчеством, в ситуациях, когда

сами являются участниками творческого процесса. Таким образом,

этнокультурные технологии являются эффективным средством в обучении и

воспитании детей в условиях учреждения дополнительного образования.



В раздел образования