Автор: Замалиева Фарида Наилевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: г. Казань, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы формирования этнокультурной компетенции воспитанников средствами в объединении декоративно-прикладного творчества.
Раздел: дополнительное образование
Тема: Формы и методы формирования этнокультурной компетенции
воспитанников средствами в объединении декоративно-прикладного
творчества.
Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного
воспитания детей являются как никогда актуальными и важными. Дети,
являясь по своей природе творцами, всегда способны отображать в разных
видах творчества всё многообразие окружающего мира через особенности
своего мировосприятия, поэтому в Центре дополнительного образования
детей «Заречье» Кировского района города Казани реализуется программа
обучения и воспитания «Вдохновение», ориентированная не только на
современное состояние развития этноса, но и на его историю.
В нашем объединении мы занимаемся народными промыслами.
Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей,
корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают
современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает
связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями,
обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае?
Возрождение традиций, промыслов помогает в решении этой
проблемы. Мы узнаём как можно больше о народном искусстве, возрождаем
и приумножаем полученные знания. Опираясь на национальное, народное
искусство мы помогаем приблизиться, а так же передаем традиции из
поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
Наша задача сохранить традиционную культуру, через народные
промыслы, декоративно-прикладное искусство, воспитать в детях доброту,
толерантность, чувство патриотизма.
Основными методами работы формирования этнокультурной
компетенции при работе с детьми являются объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, исследовательский метод.
Из объяснительно-иллюстративного метода на уроках используется
беседа, объяснение, рассказ, демонстрация иллюстраций, слайдов,
репродукций, изделий народных мастеров, с помощью которых учащийся
должен воспринять, осмыслить, запомнить пройденную тему. Без этого
метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика.
Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях,
порядке и объекте действия.
Но не стоит забывать, что знания, полученные в результате объяснительно-
иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться
этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с
тем для достижения второго уровня усвоения знаний организуется
тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц,
выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров
или педагога.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного
искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов
декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов
формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны
потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком
соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому
пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие
способности детей при применении декоративно-прикладного искусства
развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают
свойства разных материалов, возможности их преобразования и
использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной
росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки,
развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация
руки и глазомер.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от
умения детей работать с глиной, красками и соответствующими
инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих
умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что
достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно,
работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать
кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука,
а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию
таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь
детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и
словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-
прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь,
правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о
созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных
промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных
элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для
развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного
и патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного
искусства важно знакомить их с самобытным творчеством и прикладным
искусством наших коренных национальностей .
Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства
(типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи
содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и
жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать одни
виды орнаментов от других.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к
родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли
наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать,
уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов,
которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое
изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно
нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает
отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с
нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или
предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и
общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное
значение для нравственного воспитания детей. Общественная
направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками
для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к
праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство
ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше.
Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и
заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает
коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое
изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей
воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить
начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься,
преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей
воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о
выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение
действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою
часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности,
основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства -
одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и
развития его художественно-творческих способностей., и всестороннее
развитие
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и
то, что определенным потенциалом художественного развития обладает
каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в
воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского
изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б.
Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они
убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие
представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно
включать в педагогический процесс.
Главной задачей педагога дополнительного образования является
умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую
активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Миссия педагога -
пробуждение в ребенке веры в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что необходимо творить
добро и красоту, приносить людям радость.
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается
необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и
направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на
развитие творческих способностей ребенка, формирования этнокультурной
осведомленности, реализацию себя в выбранной деятельности. Ребенок
находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими
детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что
способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных
условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному
самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка, а так же к
всестороннему развитию личности.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости у детей
зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение нужно
отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют
многофункциональный характер, способствуют развитию у детей
познавательной активности и умения самореализации.
К таким формам относятся:
•
Беседы,
•
Видеопросмотры,
•
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной
тематикой,
•
Фольклорные концерты и театрализованные представления,
•
Целевые прогулки, экскурсии,
•
Посещение выставок, музеев и др. культурных объектов.
Одним из важных педагогических условий формирования
этнокультурной компетентности школьников является активное включение
родителей в эту деятельность.
Формы работы:
-родительские гостиные,
-совместные выставки детских работ;
-консультирование,
-опросы, анкетирование,
-участие в различных образовательных мероприятиях.
Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей
в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое,
эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций
народной культуры.
Работая в данном направлении, мы убедились в том, что дети успешнее
осваивают материал, связанный с народным творчеством, в ситуациях, когда
сами являются участниками творческого процесса. Таким образом,
этнокультурные технологии являются эффективным средством в обучении и
воспитании детей в условиях учреждения дополнительного образования.