Автор: Мусина Фируза Хабировна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: п.Чернышевский Мирнинский р-н Республика Саха Якутия
Наименование материала: эссе
Тема: Современный урок французского языка
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Эссе
«Современный урок французского языка»
Мусина Ф.Х.,
учитель французского языка
П. Чернышевский
2018 г.
1. Пожалуй, самым интересным и необычным занятием в 2016- 17 учебном году
было внеклассное мероприятие, посвященное празднику «Дню Святого Валентина», и не
потому, что этот праздник с каждым годом становится все популярнее среди российской
молодежи, и в этом плане мои ученики совсем не отличаются от всех, а потому, что я как
учитель на этом занятии получила удовлетворе6ние и удовольствие, слыша и видя, как
мои воспитанники трепетно и нежно исполняют « Et si tu n'éxistais pas», чувственно
рассказывают «Pour toi mon amour” ( J. Prévert), с неподдельным интересом учатся
писать, говорить и правильно оформлять «валентинки». Тема- то очень интересная,
относится к разряду «запретного плода…». Но, так или иначе, готовясь и организуя
это занятие, учащиеся французской группы произвели большой фурор в школьной среде.
Всем присутствующим на уроке понравилось,
как дети выполняли самостоятельно
задания, вместе и оживленно обсуждали их в группах, рассказывали стихи, пели песни,
готовили презентации. И не смотря на то, что во время горячей дискуссии
в группах
звучала время от времени русская речь, ребята и все присутствующие пришли к выводу,
что французский язык- самый красивый язык, что это язык любви и поэзии. Кроме того,
учащиеся
расширили
словарный
запас,
приобщились
к
французскому
языку,
поэзии,
музыке, к культуре и традициям изучаемого языка,
познакомились
с историей Дня
Святого Валентина, повысили свою мотивацию к самостоятельному изучению языка.
Даже слабые учащиеся проявили свои личностные возможности, были востребованы в
группе,
испытывая
чувство
удовлетворения
и
уверенности.
И еще долго после этого
занятия, проходя по коридорам школы, я слышала то там, то здесь французский язык. Это
ли не мечта и цель каждого учителя ин. языка?!
2. Игра- один из приемов повышения интереса учащихся к иностранному языку.
В
игре
происходит
становление
элементов
произвольного
поведения,
развития
воображения.
Игра
требует
от
ребенка
сосредоточения
на
предметах,
включенных
в
игровую ситуацию, что ведет к запоминанию и качественному освоению им учебного
материала.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности
и радости, ощущение посильности выполняемых задач- все это дает возможность детям
преодолеть
стеснительность,
что
благотворно
сказывается
на
результатах
обучения.
Незаметно ребята усваивают языковой материал, у них возникает чувство удовлетворения
и уверенности.
Заучивание лексического материала- важнейший аспект в изучении иностранного
языка в школе. Объем вводимой лексики постоянно увеличивается, и усвоение новых слов
нередко становится скучным, а потому слова трудно запоминаются учащимся. Поэтому
обучение лексики неразрывно связано с использованием наглядности. Данный принцип
является весьма важным в игровом обучении. Так, для работы с незнакомой лексикой
очень хорошо подойдет игра «Зашифрованное слово». Ученики получают зашифрованный
список слов, где число обозначает порядковый номер буквы в алфавите. Задача-быстро и
правильно расшифровать слова:
21. 14. 1. 14. 1. 14. 1. 19. – Un ananas
21. 14. 5. 2. 1. 14. 1. 14. 5. – Une banane
21. 14. 6. 9. 12. 13. – Un film
В формировании фонетических навыков использую игру «Назови слово». Во время
игры бросаю мяч учащимся по очереди, называя при этом звук. Учащиеся, возвращая мяч,
называют слово с этим звуком:[Ɛ]- une chaise,
une maison,
une fraise,
une maîtresse,
le
franÇais и т.д.
Формирование навыка письма и орфографических умений также начинается с
первых
дней
овладения
иностранным
языком.
Использование
орфографических
игр
помогает тренировать обучающихся в написании французских слов. Большинство игр
можно использовать при проверке домашнего задания. На уроке французского языка
эффективен
дидактический
потенциал
такой
игры,
как
«Немой
диктант».
«Немой
диктант» может проводиться двумя способами:
- учитель показывает картинки, слова, обозначающие их названия известны детям. С
каждой картинкой дети знакомятся в течение 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают
слова по памяти в тетрадях.
-детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд
ребята должны запомнить слова. Затем карточки убирают, а дети должны записать слова
на
память.
Оба
вида
диктанта
хороши
тем,
что
они
снимают
напряжение
у
детей,
превращая диктант в увлекательную игру.
Лексические игры:
«Je connais cinq prénom des garҁons … », «Je sais cinq couleurs…»- идея
этой
«карманной »( т.е. не требующая особой подготовки)игры навеяна очень известным во
дворах развлечением девочек с мячиком: «я знаю пять имен и.т.д.». Ученики по цепочке
называют
5
слов
по
заданной
теме.
Игра
способствует
развитию
памяти,
внимания,
быстроте
реакции,
ориентирует
учащихся
на
целенаправленное
использование
информации.
Игра «Devinez par quelle lettre commence le mot?» ( «Догадайтесь с какой буквы
начинается слово?»). Учащиеся стоят полукругом перед французским алфавитом. Учитель
называет по- французски фрукты и овощи, а дети поочередно показывают указкой буквы,
с которых они начинаются. Такую же игру можно провести с игрушками, изображающие
ракету, самолет, машину, куклу и пр.
Игра: «Grenadine a caché»- ребята выучили много существительных на занятиях,
теперь они смогут поиграть с Grenadine в прятки.
Grenadine говорит: Fermez les yeux! J 'ai caché une gomme. Et vous? Ouvrez les yeux!
Ребята отвечают: J 'ai cache une trousse!
J 'ai cache un ballon!
J 'ai caché un cartable!
J 'ai caché un livre!
Grenadine повторяет с ребятами лексику и учит новую фразу «J 'ai caché».
Игры лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять
напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и,
кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация
детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
3.
Проведение
компетентностно-ориентированного
урока
требует
применять
систему
форм организации обучения, которые обеспечивают включение обучающихся в различные
виды
деятельности
и
общения,
что
в
свою
очередь
предполагает
использование
в
образовательном процессе активных и интерактивных форм обучения.
И
в
этой
ситуации
особую
значимость
приобретают
проблемы,
связанные
с
проектированием
новых
профессионально
ориентированных
образовательных
технологий, обеспечивающих достижение высокого качества обучения.
Необходимость
целенаправленного
рассмотрения
вопросов,
касающихся
образовательных технологий,
продиктовано тем, что сам
учитель
должен владеть
необходимыми
профессиональными
компетенциями
для
организации
развивающей
образовательной среды.
4.
Сделать
изучение
французского
языка
привлекательным
для
обучающихся,
помочь им почувствовать красоту языка, познакомить с культурой Франции, традициями
и обычаями народа этой страны- всему этому способствуют праздники. Организация
праздника-
один
из
способов
реализации
интерактивного
подхода
в
обучении
иностранному языку.
Неоспорима
воспитательная
и
информативная
ценность
праздника
«Фестиваль
Франкофонии»
(
для
учащихся
старших
классов),
основную
цель
которого
можно
обозначить следующим образом: социокультурное развитие в контексте европейской и
мировой
культуры
с
помощью
страноведческого
и
культуроведческого
материала,
развитие языковой компетенции учащихся, то есть готовность и способность учащихся
применять
языковые
знания(фонетические,
лексические,
орфографиче ские,
грамматические)
и
навыки
оперирования
ими
для
выражения
коммуникативного
намерения в соответствии с заданной темой.
«Noël»- ни один учитель не обойдет вниманием праздник Рождества- праздника
волшебства,
чудес
и
сказочных
ожиданий.
При
планировании
праздника
можно
обозначить основную цель для школьников младшего школьного возраста: ознакомить
учащихся
с
обычаем
празднования
Рождество
во
Франции,
научить
писать
поздравительные открытки. Праздник способствует формированию уважения к ценностям
других культур, что в свою очередь дает школьникам лучше понимать, осознавать и
ценить
свои
культурные
традиции.
Решение
образовательных
задач
соответствует
требованиям программы, расширяет и дополняет ее.
Разучиванию
стихов
уделяю
особое
внимание,
поскольку,
как
свидетельствует
опыт, при отсутствии языковой среды приобщение к стихам приобретает особое значение
для совершенствования фонетических навыков, в том числе и для развития устной речи.
Праздник-
конкурс,
посвященный
«La
poésie
de
Jacques
Prévert»,
очень
актуален.
Поскольку, это конкурс, то в нем могут принять участие все желающие учащиеся разного
возраста.
Основная цель конкурса: художественно- эстетическое развитие личности
обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала культурного наследия
творчества Ж. Преверта, совершенствование фонетических навыков,
отработка звуков,
интонации, ритма, популяризация французского языка среди обучающихся школы.
Совместная творческая работа является обязательным условием общего успеха и
индивидуального
саморазвития,
самовыражения,
формирования
культуры
общения.
Всякая творческая работа предусматривает свои этапы, но самое главное- это подведение
итогов,
результативность,
ощущение
роста,
успеха.
Выбор
той
или
иной
формы
проведения
творческой работы
зависит от возраста, психологических особенностей
каждого ребенка и группы в целом, от поставленных целей и задач, их реализации в
общей последовательности для ее реализации.