Автор: Агапова Дарья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1034
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях
Раздел: дошкольное образование
Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их
воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене
общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их.
Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие
родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи –
старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и
занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили
преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить
рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудие труда), а девочек
приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению
огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических
потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и
неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было
инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные
педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве
воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так,
например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует
обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В
соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка,
прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой,
приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной
ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.д.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие
меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в
воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети
принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а
мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей
ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей –
отцы.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое
соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к
старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и
дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен
был статус женщины – матери. Ее воспитательное воздействие признавалось
настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты
воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за
их поведение6. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет,
на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков
дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка,
дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу
отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного
воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее
реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по
необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие
мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на
физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных
способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в
крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по
воспитанию девочек – матери, а мальчиков – отцами.
Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания
по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться
воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом –
образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым
установленным порядкам, что является важным средством «социализации»
ребенка, приучение его к соблюдению этических норм, правил общежития.
Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто
попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети
не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся
ситуацию как должную.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои
излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным
средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте,
рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию
все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали
равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями
воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были
естественными оценками детского труда.
В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую
самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики
имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одной стороны, труд
девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому,
что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность.
С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника
родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его
душевном покое.
Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной,
вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная
компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и
ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета
свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и
мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над
веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами
труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с
использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем
оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в
рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это
связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что
когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что
дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть
черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен
глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли
в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской –
стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать
родители при рождении своего ребенка.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их
воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене
общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их.
Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие
родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей —
старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и
занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили
преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить
рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек
приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению
огня, собиранию растений).
Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических
потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и
неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было
инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные
педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве
воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так,
например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует
обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В
соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке
или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с
жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и
рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие
меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в
воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети
принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а
мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей
ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей –
отцы.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд
девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми,
уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и
под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в
прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве
помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать
лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты,
рыбалки.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое
соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к
старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и
дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен
был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось
настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты
воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за
их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на
который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков
дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка,
дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу
отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного
воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее
реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по
необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его.
Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры,
направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него
умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в
крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по
воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый
план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям
навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем
и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития, как
девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом
справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в
равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою
связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению
общепринятым установленным порядкам, что является важным средством
«социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм,
правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто
«водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом
все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и
принимали сложившуюся ситуацию, как должную.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои
излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным
средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте,
рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию
все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали
равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями
воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были
естественными оценками детского труда.
Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет
современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их
гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но в воспитании
подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону
равенства, демократизма и гуманизма.
До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что
воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций
привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и
поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути
возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов
различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к
ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских
традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта
традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о
«равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а
всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт
ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной
социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина
вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой
он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и
«нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что
формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором
пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией[1].
Вместе с тем, становится очевидным, что многое из опыта народной
педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и
родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии
воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач
является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку,
которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на
стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении
родительского собрания и т.п. Но современные родители не могут жить
только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе
современных тенденций.