Напоминание

"Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях


Автор: Агапова Дарья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1034
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их

воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене

общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их.

Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие

родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи –

старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и

занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили

преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить

рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудие труда), а девочек

приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению

огня, собиранию растений).

Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических

потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и

неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было

инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные

педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве

воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так,

например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует

обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В

соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка,

прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой,

приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной

ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.д.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие

меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в

воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети

принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а

мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей

ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей –

отцы.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое

соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к

старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и

дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен

был статус женщины – матери. Ее воспитательное воздействие признавалось

настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты

воспитания приписывались в первую очередь ей.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за

их поведение6. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет,

на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков

дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка,

дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу

отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного

воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее

реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по

необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие

мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на

физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных

способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в

крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по

воспитанию девочек – матери, а мальчиков – отцами.

Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания

по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться

воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом –

образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым

установленным порядкам, что является важным средством «социализации»

ребенка, приучение его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто

попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети

не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся

ситуацию как должную.

Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои

излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным

средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте,

рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию

все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали

равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями

воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были

естественными оценками детского труда.

В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую

самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики

имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одной стороны, труд

девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому,

что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность.

С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника

родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его

душевном покое.

Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной,

вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная

компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и

ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета

свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и

мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над

веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами

труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с

использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем

оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в

рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это

связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что

когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что

дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть

черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен

глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли

в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской –

стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать

родители при рождении своего ребенка.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их

воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене

общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их.

Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие

родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей —

старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и

занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили

преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить

рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек

приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению

огня, собиранию растений).

Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических

потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и

неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было

инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные

педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве

воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так,

например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует

обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В

соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке

или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с

жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и

рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие

меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в

воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети

принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а

мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей

ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей –

отцы.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд

девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми,

уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и

под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в

прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве

помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать

лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты,

рыбалки.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое

соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к

старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и

дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен

был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось

настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты

воспитания приписывались в первую очередь ей.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за

их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на

который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков

дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка,

дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу

отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного

воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее

реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по

необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его.

Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры,

направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него

умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в

крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по

воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый

план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям

навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем

и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития, как

девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом

справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в

равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою

связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению

общепринятым установленным порядкам, что является важным средством

«социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм,

правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто

«водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом

все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и

принимали сложившуюся ситуацию, как должную.

Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои

излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным

средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте,

рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию

все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали

равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями

воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были

естественными оценками детского труда.

Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет

современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их

гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но в воспитании

подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону

равенства, демократизма и гуманизма.

До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что

воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций

привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и

поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути

возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов

различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к

ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских

традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта

традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о

«равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а

всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт

ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной

социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина

вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой

он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и

«нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что

формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором

пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией[1].

Вместе с тем, становится очевидным, что многое из опыта народной

педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и

родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии

воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач

является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку,

которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на

стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении

родительского собрания и т.п. Но современные родители не могут жить

только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе

современных тенденций.



В раздел образования