Автор: Левкин Денис Юрьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ " Минусинская школа-интернат"
Населённый пункт: город Минусинск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование валеологической культуры учащихся с использованием современных здоровьесберегающих технологий"
Раздел: среднее образование
Формирование валеологической культуры учащихся с использованием
современных здоровьесберегающих технологий.
Левкин Денис Юрьевич, воспитатель
КГБОУ «Минусинская школа-интернат»
г. Минусинск.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает
состояние
здоровья
современных
школьников.
Это
объясняет
интерес
педагогической
общественности
к
идеям
здоровьесбережения,
предметом
которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи
выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Академик, хирург
Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он
совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень
здоровья вполне возможно». Понимание здорового образа жизни для детей с
ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие. Оно
рассматривается
как
«динамическое
состояние
сохранения
и
развития
биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной
трудоспособности
и
социальной
активности».
Ребенка
можно
назвать
здоровым, если он:
В
физическом
плане –
умеет
преодолевать
усталость,
его
здоровье
позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В
интеллектуальном
плане –
проявляет
хорошие
умственные
способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Дети с нарушением слуха имеют определенные трудности в общении со
слышащими
сверстниками,
психофизическом
развитии,
обусловленные
первичным
дефектом
–
нарушением слуха,
состоянием
компенсаторно-
адаптационных возможностей их организма. Со стороны физиологического
развития у многих детей с недостатками слуха имеются нарушения сердечно-
сосудистой системы, органов дыхания, наблюдаются сутулость и плечевая
асимметрия, искривление позвоночника, ослабленность и дискоординация
деятельности отдельных мышечных групп, утомляемость, неустойчивость
эмоциональной сферы. Поэтому каждому педагогу следует знать основные
факторы,
влияющие
на
развивающийся
организм,
на
формирование
здорового
образа
жизни,
а
также
наиболее
эффективные
методы
здравотворчества.
[2]
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник
должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в
дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может
быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики,
которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации
учебно-вспомогательного процесса без ущерба для здоровья школьников и
педагогов. Воспитатель, владея современными педагогическими знаниями, в
тесном
взаимодействии
с
учащимися,
родителями,
медицинскими
работниками, коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов
сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
[3]
Одной из основных задач программы развития школы, в которой я работаю,
является обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся за счет
создания
безопасных
и
комфортных
условий.
Работу
по
укреплению
здоровья,
формированию
навыков
ответственного
поведения
и
здоровых
установок,
развитие
личности
ребёнка
и
социальной
компетентности
я
осуществляю
через
реализацию
программы
валеологического
воспитания
«Здоровье» для учащихся 5-9 классов,
которая включает в себя
знания,
установки,
личностные
ориентиры
и
нормы
поведения,
обеспечивающие
сохранение
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья.
Данная
программа является комплексной программой по формированию культуры
здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному
развитию
ребенка,
достижению
планируемых
результатов
освоения
основного общего образования. Основная идея программы воспитательной
работы
по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Здоровье»
заключается
в
мотивации
обучающихся
и
воспитанников
на
ведение
здорового
образа
жизни;
в
освоении
правил
и
принципов
безопасного
поведения,
деятельности,
не
порождающей
источников
опасностей;
в
формировании
потребности
сохранения
физического
и
психического
здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности
человека.
Программа
«Здоровье»
включает
в
себя
следующие
разделы:
«Правила
личной
гигиены»,
«Режим
дня
и
питание»,
«Профилактика
употребления
психотропных
веществ»,
«Сохранение
жизни
и
здоровья
в
чрезвычайных
ситуациях».
Каждый
раздел
предусматривает
постепенное
расширение
изучаемого
материала,
увеличение
доли
самостоятельности,
саморегуляции,
самоконтроля.
В
разделе
«Правила
личной
гигиены»
рассматриваются
вопросы
личной
гигиены,
закаливания
организма,
утреннего
и
вечернего
туалета,
значения
осанки
для
здоровья
человека,
особенности
здоровья
юноши
и
девушки,
лечебной
гимнастики,
инфекционных заболеваний, уход за телом и другое. В разделе «Режим дня и
питание» рассматриваются: режим дня, особенности чередования режима сна
и
питания
для
растущего
организма,
значение
зарядки,
предупреждение
переутомления,
составление
распорядка
дня,
значение
двигательной
активности
в
режиме
дня,
гигиена
приготовления
пищи,
правила
профилактики
пищевых
отравлений. Раздел «Профилактика употребления
психотропных
веществ»
посвящен
превентивной
работе.
Стержнем
превентивного воспитания является формирование личной ответственности
учащегося за свои поступки и здоровье. Превентивное воспитание сочетает в
себе
овладение
детьми
знаниями
об
опасности
употребления
ПАВ
и
формирование
установки
на
здоровый
образ
жизни.
Оно
предполагает
формирование у школьника положительного образа «Я», навыков принятия
ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению
СМИ и сверстникам. Раздел «Сохранение жизни и здоровья в чрезвычайных
ситуациях» знакомит
учащихся
с
понятиями
«Экстремальные
или
чрезвычайные
ситуации».
В
разделе
рассматриваются
общие
подходы
характеристик
ЧС
природного
и
техногенного
характера,
возможные
причины
возникновения
экстремальных
ситуаций,
меры
по
их
предупреждению, изучаются правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Руководствуясь данной программой при проведении внеклассных занятий и
организации режимных моментов, я стремлюсь сформировать у учащихся
жизненно важные гигиенические умения, навыки, полезные привычки, учу
соблюдать
и
выполнять
режим
дня
и
питания,
воспитываю
желание
заниматься
физкультурой
и
спортом,
разъясняю
опасность
возможного
приобщения к наркотикам, формирую осознанное негативное отношение к
курению, алкоголю. Проводимые внеклассные занятия на такие темы как:
«Правила выбора доброкачественных продуктов», «Уход за кожей лица»,
«Правила
личной
гигиены
школьника»,
«Предметы
личной
гигиены,
сохраняющие здоровье», «Закаливание организма»,
«Курение»
помогают
учащимся:
знать
и
соблюдать
правила
личной
гигиены,
санитарно-
гигиенические требования, следить за сбалансированностью и разнообразием
своего
питания,
следить
за
чистотой
тела,
соблюдать
режим
дня,
вести
здоровый образ жизни. При проведении внеклассных занятий я использую
разнообразные
формы
работы:
информационные
часы,
правиловедческие
занятия,
встречи,
экскурсии,
просмотр
телепередач,
устные
журналы,
практические
занятия,
создаю
презентации
с
использованием
ИКТ.
Все
занятия строю в соответствии с основными современными требованиями с
комплексом
здоровьсберегающих
технологий.
Учитываю
рациональную
плотность занятий, чередую разнообразные виды учебной деятельности. В
содержательную часть занятия включаю вопросы, связанные со здоровьем
учащихся, которые способствуют формированию ценностей здорового образа
жизни и потребности в нем. Создаю благоприятный психологический климат,
ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как в недоброжелательной
о б с т а н о в ке
у том л е н и е
н а с ту п а е т
б ы с т р е е .
Д л я
у в е л и ч е н и я
работоспособности
и
подавления
утомляемости
провожу
двигательные
упражнения,
направленные
на
предупреждение
сколиоза
(« Волшебная
палочка»,
«Маленький
силач»,
«Ласточка»),
физкультминутки
-
игры
«Знаешь ли ты свой класс?», «Качели», «Косить траву», «Тащить канат» и
музыкальные динамические
паузы.
Все
это
в
целом,
позволяет
снизить
утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это,
в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья.
[1]
Сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями остается
основным направлением в воспитательной
работе школы, формирование
устойчивого
мировоззрения,
которое
в
течение
жизни
будет
основным
мерилом, жизненной позицией, предупреждающей все негативные моменты
утраты
собственного
здоровья.
И
успех
работы
по
реализации
здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в том
числе от:
активного участия в
этом процессе самих учащихся, создание
здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и
грамотности педагогов и совместной работе с родителями.
Библиографический список:
1.
Статья «Наше здоровье» Н. И. Козык, учитель высшей категории,
школа №9, г. Кинель. Ежемесячный научно - методический журнал
«Начальная школа» 2007г №7, стр. 51.
2.
Статья
«Уроки
здоровья»
Ф.
А.
Сулейманова,
старший
преподаватель, Арзамасского ГПИ им. А.П. Гайдара. Ежемесячный
научно - методический журнал «Начальная школа» 2004г №7, стр. 94.
3.
В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-
4 классы», Москва «ВАКО» 2004г. стр.8.