Напоминание

"Формирование валеологической культуры учащихся с использованием современных здоровьесберегающих технологий"


Автор: Левкин Денис Юрьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ " Минусинская школа-интернат"
Населённый пункт: город Минусинск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование валеологической культуры учащихся с использованием современных здоровьесберегающих технологий"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование валеологической культуры учащихся с использованием

современных здоровьесберегающих технологий.

Левкин Денис Юрьевич, воспитатель

КГБОУ «Минусинская школа-интернат»

г. Минусинск.

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает

состояние

здоровья

современных

школьников.

Это

объясняет

интерес

педагогической

общественности

к

идеям

здоровьесбережения,

предметом

которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи

выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Академик, хирург

Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень

здоровья вполне возможно». Понимание здорового образа жизни для детей с

ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие. Оно

рассматривается

как

«динамическое

состояние

сохранения

и

развития

биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной

трудоспособности

и

социальной

активности».

Ребенка

можно

назвать

здоровым, если он:

В

физическом

плане –

умеет

преодолевать

усталость,

его

здоровье

позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

В

интеллектуальном

плане –

проявляет

хорошие

умственные

способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Дети с нарушением слуха имеют определенные трудности в общении со

слышащими

сверстниками,

психофизическом

развитии,

обусловленные

первичным

дефектом

нарушением слуха,

состоянием

компенсаторно-

адаптационных возможностей их организма. Со стороны физиологического

развития у многих детей с недостатками слуха имеются нарушения сердечно-

сосудистой системы, органов дыхания, наблюдаются сутулость и плечевая

асимметрия, искривление позвоночника, ослабленность и дискоординация

деятельности отдельных мышечных групп, утомляемость, неустойчивость

эмоциональной сферы. Поэтому каждому педагогу следует знать основные

факторы,

влияющие

на

развивающийся

организм,

на

формирование

здорового

образа

жизни,

а

также

наиболее

эффективные

методы

здравотворчества.

[2]

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник

должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в

дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может

быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики,

которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации

учебно-вспомогательного процесса без ущерба для здоровья школьников и

педагогов. Воспитатель, владея современными педагогическими знаниями, в

тесном

взаимодействии

с

учащимися,

родителями,

медицинскими

работниками, коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов

сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

[3]

Одной из основных задач программы развития школы, в которой я работаю,

является обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся за счет

создания

безопасных

и

комфортных

условий.

Работу

по

укреплению

здоровья,

формированию

навыков

ответственного

поведения

и

здоровых

установок,

развитие

личности

ребёнка

и

социальной

компетентности

я

осуществляю

через

реализацию

программы

валеологического

воспитания

«Здоровье» для учащихся 5-9 классов,

которая включает в себя

знания,

установки,

личностные

ориентиры

и

нормы

поведения,

обеспечивающие

сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья.

Данная

программа является комплексной программой по формированию культуры

здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному

развитию

ребенка,

достижению

планируемых

результатов

освоения

основного общего образования. Основная идея программы воспитательной

работы

по

спортивно-оздоровительному

направлению

«Здоровье»

заключается

в

мотивации

обучающихся

и

воспитанников

на

ведение

здорового

образа

жизни;

в

освоении

правил

и

принципов

безопасного

поведения,

деятельности,

не

порождающей

источников

опасностей;

в

формировании

потребности

сохранения

физического

и

психического

здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности

человека.

Программа

«Здоровье»

включает

в

себя

следующие

разделы:

«Правила

личной

гигиены»,

«Режим

дня

и

питание»,

«Профилактика

употребления

психотропных

веществ»,

«Сохранение

жизни

и

здоровья

в

чрезвычайных

ситуациях».

Каждый

раздел

предусматривает

постепенное

расширение

изучаемого

материала,

увеличение

доли

самостоятельности,

саморегуляции,

самоконтроля.

В

разделе

«Правила

личной

гигиены»

рассматриваются

вопросы

личной

гигиены,

закаливания

организма,

утреннего

и

вечернего

туалета,

значения

осанки

для

здоровья

человека,

особенности

здоровья

юноши

и

девушки,

лечебной

гимнастики,

инфекционных заболеваний, уход за телом и другое. В разделе «Режим дня и

питание» рассматриваются: режим дня, особенности чередования режима сна

и

питания

для

растущего

организма,

значение

зарядки,

предупреждение

переутомления,

составление

распорядка

дня,

значение

двигательной

активности

в

режиме

дня,

гигиена

приготовления

пищи,

правила

профилактики

пищевых

отравлений. Раздел «Профилактика употребления

психотропных

веществ»

посвящен

превентивной

работе.

Стержнем

превентивного воспитания является формирование личной ответственности

учащегося за свои поступки и здоровье. Превентивное воспитание сочетает в

себе

овладение

детьми

знаниями

об

опасности

употребления

ПАВ

и

формирование

установки

на

здоровый

образ

жизни.

Оно

предполагает

формирование у школьника положительного образа «Я», навыков принятия

ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению

СМИ и сверстникам. Раздел «Сохранение жизни и здоровья в чрезвычайных

ситуациях» знакомит

учащихся

с

понятиями

«Экстремальные

или

чрезвычайные

ситуации».

В

разделе

рассматриваются

общие

подходы

характеристик

ЧС

природного

и

техногенного

характера,

возможные

причины

возникновения

экстремальных

ситуаций,

меры

по

их

предупреждению, изучаются правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Руководствуясь данной программой при проведении внеклассных занятий и

организации режимных моментов, я стремлюсь сформировать у учащихся

жизненно важные гигиенические умения, навыки, полезные привычки, учу

соблюдать

и

выполнять

режим

дня

и

питания,

воспитываю

желание

заниматься

физкультурой

и

спортом,

разъясняю

опасность

возможного

приобщения к наркотикам, формирую осознанное негативное отношение к

курению, алкоголю. Проводимые внеклассные занятия на такие темы как:

«Правила выбора доброкачественных продуктов», «Уход за кожей лица»,

«Правила

личной

гигиены

школьника»,

«Предметы

личной

гигиены,

сохраняющие здоровье», «Закаливание организма»,

«Курение»

помогают

учащимся:

знать

и

соблюдать

правила

личной

гигиены,

санитарно-

гигиенические требования, следить за сбалансированностью и разнообразием

своего

питания,

следить

за

чистотой

тела,

соблюдать

режим

дня,

вести

здоровый образ жизни. При проведении внеклассных занятий я использую

разнообразные

формы

работы:

информационные

часы,

правиловедческие

занятия,

встречи,

экскурсии,

просмотр

телепередач,

устные

журналы,

практические

занятия,

создаю

презентации

с

использованием

ИКТ.

Все

занятия строю в соответствии с основными современными требованиями с

комплексом

здоровьсберегающих

технологий.

Учитываю

рациональную

плотность занятий, чередую разнообразные виды учебной деятельности. В

содержательную часть занятия включаю вопросы, связанные со здоровьем

учащихся, которые способствуют формированию ценностей здорового образа

жизни и потребности в нем. Создаю благоприятный психологический климат,

ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как в недоброжелательной

о б с т а н о в ке

у том л е н и е

н а с ту п а е т

б ы с т р е е .

Д л я

у в е л и ч е н и я

работоспособности

и

подавления

утомляемости

провожу

двигательные

упражнения,

направленные

на

предупреждение

сколиоза

(« Волшебная

палочка»,

«Маленький

силач»,

«Ласточка»),

физкультминутки

-

игры

«Знаешь ли ты свой класс?», «Качели», «Косить траву», «Тащить канат» и

музыкальные динамические

паузы.

Все

это

в

целом,

позволяет

снизить

утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это,

в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья.

[1]

Сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями остается

основным направлением в воспитательной

работе школы, формирование

устойчивого

мировоззрения,

которое

в

течение

жизни

будет

основным

мерилом, жизненной позицией, предупреждающей все негативные моменты

утраты

собственного

здоровья.

И

успех

работы

по

реализации

здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в том

числе от:

активного участия в

этом процессе самих учащихся, создание

здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и

грамотности педагогов и совместной работе с родителями.

Библиографический список:

1.

Статья «Наше здоровье» Н. И. Козык, учитель высшей категории,

школа №9, г. Кинель. Ежемесячный научно - методический журнал

«Начальная школа» 2007г №7, стр. 51.

2.

Статья

«Уроки

здоровья»

Ф.

А.

Сулейманова,

старший

преподаватель, Арзамасского ГПИ им. А.П. Гайдара. Ежемесячный

научно - методический журнал «Начальная школа» 2004г №7, стр. 94.

3.

В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-

4 классы», Москва «ВАКО» 2004г. стр.8.



В раздел образования