Напоминание

"Использование упражнений для развития, как эффективное средство стимуляции речевой деятельности детей 2-3 лет".


Автор: Чалкина Наталья Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ развивающего вида д/с № 76
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Использование упражнений для развития, как эффективное средство стимуляции речевой деятельности детей 2-3 лет".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование упражнений для развития мелкой моторики, как

эффективное средство стимуляции речевой деятельности детей 2-3 лет.

Н.Э. Чалкина,

воспитатель

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения детского

сада общеразвивающего вида

№ 76 г. Белгород.

Аннотация: в

этой

статье

освещаются

проблемы

речевого

развития

у

младших

дошкольников.

Предлагается

краткий

обзор

средств

развития

мелкой моторики.

Ключевые

слова: младшие дошкольники, речь, речевое развитие, мелкая

моторика рук.

На

сегодняшний

день

вопрос

развития

речи

дошкольников

стоит

особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что средства технического

прогресса вытесняют живое общение людей друг с другом и родителей со

своими растущими детьми.

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития

речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает, что

это

очень

трудоемкая

и

ответственная

работа,

требующая

определенной

системы

и

терпения

со

стороны

воспитателя

к

подбору

наиболее

действенных средств и методов обучения. Одним из таких эффективных

методов развития речи младших дошкольников являются различные средства

развития мелкой моторики рук.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-

Фомина)

была

подтверждена

связь

речевого

развития

ребенка

и

мелкой

моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт,

что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для

развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного

мозга (3). Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое

стимулирующее

значение

двигательной

функции

руки.

Невропатолог

и

психиатр В.М. Бехтерев (1) писал, что движения рук и пальцев всегда были

тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Движения пальцев

руки и артикуляция слогов развиваются параллельно. Совершенствование

речевых

реакций

состоит

в

прямой

зависимости

от

степени

тренировки

движений пальцев. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта

зависимость: по мере совершенствования тонких движений пальцев развиты

в

соответствии

с

возрастом,

то

и

речевое

развитие

ребенка

в

пределах

возрастной

нормы

(2).

Поэтому

развитие

и

совершенствование

мелкой

моторики рук является главным стимулом развития центральной нервной

системы, а также всех психических процессов, и самое главное, речевого

развития.

В

младшем

дошкольном

возрасте

необходимо

выполнять

простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии

элементарных

навыков

самообслуживания:

застегивать

и

расстегивать

пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Давайте рассмотрим некоторые средства

развития мелкой моторики рук, которые влияют на речевое развитие младших

дошкольников.

Пальчиковая

гимнастика. «Пальчиковые игры» - это инсценировка

каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие

игры

требуют

участия

обеих

рук,

что

дает

возможность

детям

ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти

игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать

между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми

пальцами

обеих

рук

к

столу,

стараясь

при

этом

делать

вращательные

движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два

грецких

ореха

или

камешка,

пальцами

одной

руки

или

между

ладоней

шестигранный

карандаш.

Отлично

развивает

руку

разнообразное

нанизывание.

Рисование,

раскрашивание. Раскрашивание

это

один

из

самых

легких

видов

деятельности.

Вместе

с

тем,

оно

продолжает

оставаться

средством развития согласованных действий зрительного и двигательного

анализаторов

и

укрепления

двигательного

аппарата

пишущей

руки.

Необходимо

учить

детей

раскрашивать

детей

аккуратно,

не

выходя

за

контуры

изображенных

предметов,

равномерно

нанося

нужный

цвет.

В

процессе рисования у детей развиваются не только общие представления,

творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и

формируются элементарные графические умения, столь необходимые для

развития ручной ловкости, освоения письма.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Лепка – это один из

видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов

создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Лепка

– один из самых эмоциональных и продуктивных видов изобразительной

деятельности.

В

лепке

синхронно

работают

две

руки,

и

координируется

работа

двух

полушарий.

Лепка

из

пластилина

учит

малышей

быть

старательными, аккуратными, изобретательными. Можно делать единичные

детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить

мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим

колбаски,

колечки,

шарики;

режем

пластилиновую

колбаску

стекой

на

множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.

Шнуровки, скручивание лент, игры с прищепками, откручивание

и закручивание крышек и др. Сейчас в продаже встречается множество

разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько

видов.

Во-первых,

шнуровки

сюжетные.

Ребенку

предлагает ся

«Незаконченная

картина»

(изображение

ежика,

белочки,

елки,

вазы

с

букетом,

домика),

к

которой

нужно

пришнуровать

недостающие

детали:

грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй

вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные

из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых

проделаны отверстия для шнурков.

Игры с использованием песка или с элементами песочной терапии.

Податливость песка провоцирует создать из него миниатюру реального мира.

Созданная

ребенком

картина

из

песка

является

творческим

продуктом.

Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря

которому

на

бессознательно-символическом

уровне

происходит

выход

внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Можно найти большую коробку, заполнить ее наполовину промытым и

высушенным

речным

песком.

Показать

ребенку

игрушку,

которую

вы

запрячете в этом песке. Сделать это надо, когда он отвернется. Постепенно

можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Также можно предложить ребенку смоделировать песочную проекцию.

Например, в соответствии с имеющимся игровым опытом, попросите его

изобразить

зоопарк,

домашних

животных,

лес

и

т.д.

Пусть

ребенок

сам

отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Постановка знакомой сказки, где ребенок самостоятельно выбирает

реквизит по сюжету. Или же знакомый сюжет берется за основу, а ребенок

придумывает и доигрывает свое окончание сказки (4). Таким образом, работа

по развитию мелкой моторики рук в ДОУ и домашних условиях существенно

повышает мотивацию к речевой деятельности и общению у детей 2-3 лет. У

дошкольников

интенсивно

и

гармонично

происходит

развитие

познавательных

процессов

и

речи.

Игры

и

упражнения,

пальчиковые

разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают

детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички

и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из

глины и пластилина и т.д. Поэтому в нашем МБДОУ № 76, в группе № 1

работа

по

развитию

мелкой

моторики

рук

проводится

систематически.

Благодаря этой работе 80,2% дошкольников первой младшей группы владеют

активной речью и используют ее для коммуникаций с детьми и взрослыми.

Список используемой литературы:

1.

Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии.- М.: Просвещение,

2000.-338с.

2.

Жукова

О.А.

Развитие

руки:

просто,

интересно,

эффективно.-

Дошкольное воспитание.- 2006.- с.14-16.

3.

Кольцова

М.М.

Движение

и

развитие

сенсорной

речи.

–М.:

Просвещение, 2000. - 210с.

4.

Осипова Ж. П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с

нарушениями речи в условиях ДОУ (Электронный ресурс)//Фестиваль

педагогических идей «Открытый урок»: (сайт). – М., 2005-2006.



В раздел образования