Напоминание

Театрализованная игра по теме "Русские народные промыслы"


Автор: Лапина Инна Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Дом детского творчества им. Гроя России О. Визнюка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: "Путешествие в сказку"
Тема: Театрализованная игра по теме "Русские народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества им. Героя России О.Визнюка»

города Брянска

«Путешествие в сказку»

(Театрализованная игра по теме «Русские народные промыслы»)

Разработала:

Лапина Инна Васильевна

педагог дополнительного образования ДДТ

Среди

всех

дарований,

данных

человеку,

главным

можно

назвать

любознательность и воображение. Используя различные формы и методы

работы,

следует

стремиться

развивать

у

детей

интерес

к

творческой

деятельности.

Мероприятия

декоративно-прикладного

направления

позволяют привить школьникам не только практические трудовые навыки, но

и

воспитывают

у

них

художественный

вкус,

развивают

творческую

активность. А также открывают детям прекрасный мир народного искусства,

который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

На

подобных

мероприятиях

дети

знакомятся

с

историей

создания

русской

народной

игрушки,

с

наиболее

известными

художественными

промыслами, с национальными традициями отдельных областей.

Данный

сценарий

знакомит

детей

с

многообразием

русского

народного

творчества,

а

также

воспитывает

потребность

в

сохранении

богатств

традиций нашей культуры. Его можно использовать и как итоговое занятие в

кружке декоративно-прикладного творчества. А отдельные части данного

сценария можно включать на различных этапах теоретического знакомства

учащихся с многообразием народного творчества.

«Путешествие в сказку»

(театрализованная игра)

Цель:

духовно-нравственное,

художественно-эстетическое

развитие

личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры.

Задачи:

-

ознакомление детей с корнями русской народной культуры;

-

развитие

художественно-эстетического

вкуса

на

примере

народного

творчества;

воспитание нравственных устоев через приобщение и знакомство с

национальной культурой.

Оборудование: записи народной музыки; фонограммы детских песен и

песен

из

мультфильмов;

плакаты

с

нарисованными

на

них

окошками,

надписи:

«Дымково»,

«Семёново»,

«Гжель»,

«Павлов

Посад»,

«Палех»,

«Хохлома»; образцы дымковской игрушки, семёновской матрёшки, гжели,

палеха, хохломы или их иллюстрации; фломастеры и бумага; эскизы посуды

под

«гжель»;

воздушные

шары;

фартучки,

косыночки

(по

2

шт.);

музыкальные инструменты для шумового оркестра; магнитофон.

Звучит плавная народная мелодия.

Ведущий:

Сегодня мы с вами, ребята, совершим увлекательное

путешествие, путешествие в сказку, которую творят золотые руки народных

умельцев.

1-й чтец: Ремёсел очень много на земле русской есть,

И всех ремёсел нам сейчас не перечесть.

2-й чтец: И сегодня мы, ребята путешествовать пойдём

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.

Кто

живёт

там,

спросим,

рассказать

о

себе

попросим. И узнаем мы наверное что-то новое и

необыкновенное.

Все вместе:

(под мелодию песни «Мы в город изумрудный идём дорогой трудной»)

В деревню мы старинную идём дорогой длинною.

Идём дорогой трудной, дорогою крутой. Как много

есть в ней разного: хорошего, прекрасного, В деревне

той старинной, вон в той, что за горой!

Ведущий: Перед нами дом большой и красивый-то какой!

Кто же в доме том живёт?

Кто нам двери отопрёт?

(открывается окошко с надписью «Дымково»)

Чем же знаменито Дымково?

Все: Игрушкою своею!

Ведущий: Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка.

Там

отличные

глины

и

речной

песок,

пригодные

для

керамического

промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме полезных в

хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да детям на забаву

весёлые яркие игрушки.

3-й чтец: В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капелек росы, В ней сто-то

есть от радости, гремящей, как басы. Она глядит не

прянично - ликующе и празднично. В ней молодость-

изюминка, в ней удаль и размах!

Ведущий: В Дымково любили песни и пляски, в этом селе рождались

чудо - сказки. Длинными, зимними вечерами, когда работы в поле и на

огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы

лепили и обжигали в русской печке свои знаменитые игрушки. Все игрушки

непростые, а волшебно-расписные, белоснежные, как берёзки - кружочки,

ленточки, полоски - простой, казалось бы, бы узор, но отвести не в силах

взор. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и

столешницах: в пёстрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и

индюки, няни, кормилицы, женихи и невесты, бараны, кони, птички, весёлые

карусели.

(одновременно

с

рассказом

идёт

показ

либо

самих

игрушек,

либо

иллюстраций дымковской игрушки)

4-й чтец: И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду - удивительному чуду

Мы поклонимся не раз!

О древней дымковской игрушке мы споём сейчас частушки!

(Под частушки идёт перепляс дымковской игрушки перед кошком.)

«Дымковские частушки»

Наши руки

крендельком,

Щёки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки пасадские.

Дымковские барыни

Всех на свете краше.

А гусары-баловни -

Кавалеры наши!

За студёною водицей

Как лебёдушка плывёт,

Водоноска-молодица

Вёдра красные несёт.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Под берёзки, на лужки

Выбегают петушки:

Зелёные сапожки,

Красные серёжки.

Козоньки рогатые,

Козоньки богатые,

Ждем вас на дорожке,

Разомните ножки.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям.

Пришло время

расставанья, До свиданья!

До свиданья!

Ведущий: А теперь пойдём мы дальше, нужно много нам успеть.Надо, чтоб

увидел каждый чудеса, каких не счесть. Снова дом встречает нас, кто ж нас

ждёт на этот раз?

(открывается окошко с надписью «Семёнове»)

5-й чтец: Загорск, Семёново - старинное местечко.

Там есть и лес и рощица, поле, мостик,

речка...Там мастера решили матрёшку

сотворить, чтоб только радость людям она

могла дарить.

Ведущий: Матрёшка. Во всём мире славится ярко раскрашенная

деревянная игрушка. Раскроешь её - а там другая - поменьше, а в той - ещё

меньше и так до самой маленькой. В Государственном музее игрушки /г.

Загорск/ экспонируется 100-летнее деревянное яйцо, изготовленное в начале

XX века. Первая же матрёшка состояла из 8 кукол. Выточил их вручную

мастер игрушечных дел В.Звёздочкин, а расписал художник С.Малютин.

Наряжены первые куклы были в русский сарафан и платочек. Всем пришлась

по душе весёлая русская матрёшка.

(одновременно с рассказом идёт показ матрёшек)

Ведущий: Матрёшки русские по свету славятся. На них взгляните вы, чем не

красавицы? И сейчас я предлагаю вам попробовать создать свою игрушку, мы

поиграем в игру «Наряди матрёшку».

Игра «Наряди матрёшку».

Для участия в игре приглашаются две команды по 5-6 человек. Дети должны,

поочерёдно

подбегая

к

своей

матрёшке

(удлиненный

воздушный

шарик,

который держит один из участников команды), повязать то косыночку, то

фартучек, нарисовать (фломастером) глазки, губки, щёчки и т.п. Победит та

команда, у кого самая красивая «матрёшка».

Ведущий: Смелей ребята, мы дальше идём. И новых встреч на пути нашем

ждём. Чем смогут ещё удивить мастера? Узнать нам об этом, наверно, пора.

(открывается окошко с надписью «Гжель»)

6-й чтец: Ритмы сине-белых чудных красок;

Неба синь и белая метель.

Подмосковье - ты всегда прекрасно,

это наша сказочная Гжель!

Ведущий: Гжель, гжель, сказочная гжель - кто придумал это слово?

Жгелью раньше гжель звалась. Это название выводят из глагола жечь, т.е.

обжигать глину. Обожжённые изделия называли жгелью. Жгель - гжель -

поменялись местами две буквы, и вот, мы называем гжелью этот

удивительный промысел и его изделия. (идёт показ изделий)

Ведущий: Ребята, назовите основные цвета гжельских изделий.

(ответы детей)

Вам сейчас, друзья, предстоит сотворит чудо.

Игра «Сотвори чудо»

Для участия в игре приглашаются по 2 человека ( таких пар может быть

несколько). Каждой паре даётся эскиз кружки. Какая пара красивее и быстрее

других распишет свою кружку элементами гжельской росписи, та и победит.

Ведущий: А мы всё идём вновь вперёд и вперёд,

Дорога нас в Павлов Посад приведёт.

(открывается окошко с названием

«Павлов Посад»)

Что за чудо узор, что за краски вокруг!

Это поле, цветы, словно солнечный луг! Эту русскую

сказку каждый видеть тут рад, Эта сказка с названием

Павлов Посад! Мастера Павлова Посада изготовляют

чудные платки с прекрасными узорами. Каких только

цветов на них не увидишь. Да вы посмотрите сами!

Под русскую лирическую музыку девочки танцуют с платками.

Ведущий: Мы вновь идём вперёд. Куда ж нас дорога теперь

приведёт?

(открывается окошко с названием «Палех»)

7-й чтец: Ожили краски и в душу запали,

Русским напевом заслушался мир. Сколько

кудесников вырастил Палех! Сколько диковин

красою затмил!

Ведущий: В трехстах километрах от Москвы, за лесами, лугами и

перелесками раскинулось старинное русское село Палех. Здесь создаются

черные

лаковые

коробочки

из

папье-маше

с

тончайшей

миниатюрной

живописью,

сияющие,

как

ювелирная

драгоценность,

(одновременно

с

рассказом идёт показ изделий или иллюстраций) В чем же очарование

этого чуда? Эта своеобразная живопись имеет свой художественный стиль,

свою

технику.

Здесь

всё

необычно:

особые

краски,

диковинные

формы

растений, сказочность сюжета. Наверное, все мастера Палеха очень любят

сказки.

А вы. Ребята, любите сказки? Читаете их? (ответы детей)

Сейчас мы это проверим.

Сказочные викторины.

-

«Доскажи

словечко».

Ведущий

называет

первую

часть

имени сказочного героя, команда должна продолжить имя.

Сестрица -.. .(Алёнушка),

Братец -... (Иванушка),

Василиса - (Премудрая) и т.п.

-

«Сказочные предметы»

Скатерть - ...(самобранка),

Сапоги

-...

(скороходы),

Ковёр -... (самолёт) и т. п.

«Расшифруй название сказки» В названиях сказок буквы перепутались.

Расставьте буквы и отгадайте названия сказок. «ИВАКС - РАКУБ» («Сивка -

Бурка») «ВОЧКОМАЙДЮ» («Дюймовочка») и т.п.

Ведущий: И снова с друзьями идём мы вперёд, дорога нас опять зовёт.

(открывается окошко с названием «Хохлома»)

1-й чтец: Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости

жизни! Ты, как душа у народа,

красива! Ты, как и люди, служишь

Отчизне!

Ведущий: Золотая Хохлома! Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской

области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую

землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь

высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер

своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды

тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил

он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве,

которое

стало

бы

родным

всем,

как

простая

русская

песня

и

чтобы

отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские

чашки,

украшенные

пышными

цветами

и

тонкими

веточками.

Слава

о

великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы

полюбоваться на его мастерство. Многие рубили себе избы и селились рядом

с

мастером.

И

стали

появляться

на

свет

удивительные

вазы,

чаши,

сахарницы, солонки и ковши, сделанные из дерева и расписанные «золотом».

И с ними в дом пришла красота и радость, которые щедро дарят нам мастера

хохломского промысла.

(одновременно с рассказом идёт показ изделий и иллюстраций)

Сделав дело, не забывали люди и повеселиться: в игры поиграть, песни

попеть, да поплясать.

Игра «Водоносы» В игре участвуют две команды по 5-6 человек или

больше. Нужно деревянными ложками перенести воду от старта до финиша.

Игра

«Шумовой

оркестр»

Участникам

игры

выдаются

музыкальные

народные

инструменты

(дудочки,

трещётки,

бубен,

ложки,

и

др.).

В

сопровождении «шумового оркестра народных инструментов» исполняется

русская народная песня.. .(любая)

1-й чтец: Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Ведущий: Сегодня мы с вами, дорогие ребята, совершили

путешествие по городам и сёлам нашей России, в которых живут

удивительные люди, мастера своего дела, способные своими руками

сотворить настоящую сказку.

И мне хочется, чтобы наше путешествие запомнилось вам

надолго.

А

чтобы

пополнить

те

знания,

которые

вы

сегодня

получили,

создайте

дома,

в

школе,

в

классе

«Шкатулку

народного

творчества»

(показывает ярко раскрашенную коробочку, на которой написано «Шкатулка

народного творчества»).

В эту шкатулку складывайте материал о народном творчестве

и народных умельцах. И пусть день ото дня содержимое этой шкатулки

становится всё богаче и разнообразнее, а материал, который позволил наше

сегодняшнее

путешествие

сделать

ярким

и

интересным

пусть

является

первым драгоценным вкладом в «Шкатулку народного творчества».

До свидания, ребята, до новых встреч!

Литература

1-

Бедник Н. Хохлома. Ленинград, «Художник РСФСР», 1980.

2-

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Ленинград, «Художник

РСФСР», 1988.

3-

Жегалова С. Росписи Хохломы. М., «Детская литература», 1991.

4-

Жегалова С. Русская народная живопись. М., «Детская литература»,



В раздел образования