Автор: Лапина Инна Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Дом детского творчества им. Гроя России О. Визнюка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: "Путешествие в сказку"
Тема: Театрализованная игра по теме "Русские народные промыслы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества им. Героя России О.Визнюка»
города Брянска
«Путешествие в сказку»
(Театрализованная игра по теме «Русские народные промыслы»)
Разработала:
Лапина Инна Васильевна
педагог дополнительного образования ДДТ
Среди
всех
дарований,
данных
человеку,
главным
можно
назвать
любознательность и воображение. Используя различные формы и методы
работы,
следует
стремиться
развивать
у
детей
интерес
к
творческой
деятельности.
Мероприятия
декоративно-прикладного
направления
позволяют привить школьникам не только практические трудовые навыки, но
и
воспитывают
у
них
художественный
вкус,
развивают
творческую
активность. А также открывают детям прекрасный мир народного искусства,
который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
На
подобных
мероприятиях
дети
знакомятся
с
историей
создания
русской
народной
игрушки,
с
наиболее
известными
художественными
промыслами, с национальными традициями отдельных областей.
Данный
сценарий
знакомит
детей
с
многообразием
русского
народного
творчества,
а
также
воспитывает
потребность
в
сохранении
богатств
традиций нашей культуры. Его можно использовать и как итоговое занятие в
кружке декоративно-прикладного творчества. А отдельные части данного
сценария можно включать на различных этапах теоретического знакомства
учащихся с многообразием народного творчества.
«Путешествие в сказку»
(театрализованная игра)
Цель:
духовно-нравственное,
художественно-эстетическое
развитие
личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры.
Задачи:
-
ознакомление детей с корнями русской народной культуры;
-
развитие
художественно-эстетического
вкуса
на
примере
народного
творчества;
воспитание нравственных устоев через приобщение и знакомство с
национальной культурой.
Оборудование: записи народной музыки; фонограммы детских песен и
песен
из
мультфильмов;
плакаты
с
нарисованными
на
них
окошками,
надписи:
«Дымково»,
«Семёново»,
«Гжель»,
«Павлов
Посад»,
«Палех»,
«Хохлома»; образцы дымковской игрушки, семёновской матрёшки, гжели,
палеха, хохломы или их иллюстрации; фломастеры и бумага; эскизы посуды
под
«гжель»;
воздушные
шары;
фартучки,
косыночки
(по
2
шт.);
музыкальные инструменты для шумового оркестра; магнитофон.
Звучит плавная народная мелодия.
Ведущий:
Сегодня мы с вами, ребята, совершим увлекательное
путешествие, путешествие в сказку, которую творят золотые руки народных
умельцев.
1-й чтец: Ремёсел очень много на земле русской есть,
И всех ремёсел нам сейчас не перечесть.
2-й чтец: И сегодня мы, ребята путешествовать пойдём
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.
Кто
живёт
там,
спросим,
рассказать
о
себе
попросим. И узнаем мы наверное что-то новое и
необыкновенное.
Все вместе:
(под мелодию песни «Мы в город изумрудный идём дорогой трудной»)
В деревню мы старинную идём дорогой длинною.
Идём дорогой трудной, дорогою крутой. Как много
есть в ней разного: хорошего, прекрасного, В деревне
той старинной, вон в той, что за горой!
Ведущий: Перед нами дом большой и красивый-то какой!
Кто же в доме том живёт?
Кто нам двери отопрёт?
(открывается окошко с надписью «Дымково»)
Чем же знаменито Дымково?
Все: Игрушкою своею!
Ведущий: Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка.
Там
отличные
глины
и
речной
песок,
пригодные
для
керамического
промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме полезных в
хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да детям на забаву
весёлые яркие игрушки.
3-й чтец: В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы, В ней сто-то
есть от радости, гремящей, как басы. Она глядит не
прянично - ликующе и празднично. В ней молодость-
изюминка, в ней удаль и размах!
Ведущий: В Дымково любили песни и пляски, в этом селе рождались
чудо - сказки. Длинными, зимними вечерами, когда работы в поле и на
огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы
лепили и обжигали в русской печке свои знаменитые игрушки. Все игрушки
непростые, а волшебно-расписные, белоснежные, как берёзки - кружочки,
ленточки, полоски - простой, казалось бы, бы узор, но отвести не в силах
взор. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и
столешницах: в пёстрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и
индюки, няни, кормилицы, женихи и невесты, бараны, кони, птички, весёлые
карусели.
(одновременно
с
рассказом
идёт
показ
либо
самих
игрушек,
либо
иллюстраций дымковской игрушки)
4-й чтец: И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду - удивительному чуду
Мы поклонимся не раз!
О древней дымковской игрушке мы споём сейчас частушки!
(Под частушки идёт перепляс дымковской игрушки перед кошком.)
«Дымковские частушки»
Наши руки
крендельком,
Щёки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки пасадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары-баловни -
Кавалеры наши!
За студёною водицей
Как лебёдушка плывёт,
Водоноска-молодица
Вёдра красные несёт.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Под берёзки, на лужки
Выбегают петушки:
Зелёные сапожки,
Красные серёжки.
Козоньки рогатые,
Козоньки богатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Пришло время
расставанья, До свиданья!
До свиданья!
Ведущий: А теперь пойдём мы дальше, нужно много нам успеть.Надо, чтоб
увидел каждый чудеса, каких не счесть. Снова дом встречает нас, кто ж нас
ждёт на этот раз?
(открывается окошко с надписью «Семёнове»)
5-й чтец: Загорск, Семёново - старинное местечко.
Там есть и лес и рощица, поле, мостик,
речка...Там мастера решили матрёшку
сотворить, чтоб только радость людям она
могла дарить.
Ведущий: Матрёшка. Во всём мире славится ярко раскрашенная
деревянная игрушка. Раскроешь её - а там другая - поменьше, а в той - ещё
меньше и так до самой маленькой. В Государственном музее игрушки /г.
Загорск/ экспонируется 100-летнее деревянное яйцо, изготовленное в начале
XX века. Первая же матрёшка состояла из 8 кукол. Выточил их вручную
мастер игрушечных дел В.Звёздочкин, а расписал художник С.Малютин.
Наряжены первые куклы были в русский сарафан и платочек. Всем пришлась
по душе весёлая русская матрёшка.
(одновременно с рассказом идёт показ матрёшек)
Ведущий: Матрёшки русские по свету славятся. На них взгляните вы, чем не
красавицы? И сейчас я предлагаю вам попробовать создать свою игрушку, мы
поиграем в игру «Наряди матрёшку».
Игра «Наряди матрёшку».
Для участия в игре приглашаются две команды по 5-6 человек. Дети должны,
поочерёдно
подбегая
к
своей
матрёшке
(удлиненный
воздушный
шарик,
который держит один из участников команды), повязать то косыночку, то
фартучек, нарисовать (фломастером) глазки, губки, щёчки и т.п. Победит та
команда, у кого самая красивая «матрёшка».
Ведущий: Смелей ребята, мы дальше идём. И новых встреч на пути нашем
ждём. Чем смогут ещё удивить мастера? Узнать нам об этом, наверно, пора.
(открывается окошко с надписью «Гжель»)
6-й чтец: Ритмы сине-белых чудных красок;
Неба синь и белая метель.
Подмосковье - ты всегда прекрасно,
это наша сказочная Гжель!
Ведущий: Гжель, гжель, сказочная гжель - кто придумал это слово?
Жгелью раньше гжель звалась. Это название выводят из глагола жечь, т.е.
обжигать глину. Обожжённые изделия называли жгелью. Жгель - гжель -
поменялись местами две буквы, и вот, мы называем гжелью этот
удивительный промысел и его изделия. (идёт показ изделий)
Ведущий: Ребята, назовите основные цвета гжельских изделий.
(ответы детей)
Вам сейчас, друзья, предстоит сотворит чудо.
Игра «Сотвори чудо»
Для участия в игре приглашаются по 2 человека ( таких пар может быть
несколько). Каждой паре даётся эскиз кружки. Какая пара красивее и быстрее
других распишет свою кружку элементами гжельской росписи, та и победит.
Ведущий: А мы всё идём вновь вперёд и вперёд,
Дорога нас в Павлов Посад приведёт.
(открывается окошко с названием
«Павлов Посад»)
Что за чудо узор, что за краски вокруг!
Это поле, цветы, словно солнечный луг! Эту русскую
сказку каждый видеть тут рад, Эта сказка с названием
Павлов Посад! Мастера Павлова Посада изготовляют
чудные платки с прекрасными узорами. Каких только
цветов на них не увидишь. Да вы посмотрите сами!
Под русскую лирическую музыку девочки танцуют с платками.
Ведущий: Мы вновь идём вперёд. Куда ж нас дорога теперь
приведёт?
(открывается окошко с названием «Палех»)
7-й чтец: Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир. Сколько
кудесников вырастил Палех! Сколько диковин
красою затмил!
Ведущий: В трехстах километрах от Москвы, за лесами, лугами и
перелесками раскинулось старинное русское село Палех. Здесь создаются
черные
лаковые
коробочки
из
папье-маше
с
тончайшей
миниатюрной
живописью,
сияющие,
как
ювелирная
драгоценность,
(одновременно
с
рассказом идёт показ изделий или иллюстраций) В чем же очарование
этого чуда? Эта своеобразная живопись имеет свой художественный стиль,
свою
технику.
Здесь
всё
необычно:
особые
краски,
диковинные
формы
растений, сказочность сюжета. Наверное, все мастера Палеха очень любят
сказки.
А вы. Ребята, любите сказки? Читаете их? (ответы детей)
Сейчас мы это проверим.
Сказочные викторины.
-
«Доскажи
словечко».
Ведущий
называет
первую
часть
имени сказочного героя, команда должна продолжить имя.
Сестрица -.. .(Алёнушка),
Братец -... (Иванушка),
Василиса - (Премудрая) и т.п.
-
«Сказочные предметы»
Скатерть - ...(самобранка),
Сапоги
-...
(скороходы),
Ковёр -... (самолёт) и т. п.
«Расшифруй название сказки» В названиях сказок буквы перепутались.
Расставьте буквы и отгадайте названия сказок. «ИВАКС - РАКУБ» («Сивка -
Бурка») «ВОЧКОМАЙДЮ» («Дюймовочка») и т.п.
Ведущий: И снова с друзьями идём мы вперёд, дорога нас опять зовёт.
(открывается окошко с названием «Хохлома»)
1-й чтец: Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости
жизни! Ты, как душа у народа,
красива! Ты, как и люди, служишь
Отчизне!
Ведущий: Золотая Хохлома! Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской
области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую
землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь
высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер
своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды
тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил
он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве,
которое
стало
бы
родным
всем,
как
простая
русская
песня
и
чтобы
отразилась в нём красота русской земли. Так и появились первые хохломские
чашки,
украшенные
пышными
цветами
и
тонкими
веточками.
Слава
о
великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы
полюбоваться на его мастерство. Многие рубили себе избы и селились рядом
с
мастером.
И
стали
появляться
на
свет
удивительные
вазы,
чаши,
сахарницы, солонки и ковши, сделанные из дерева и расписанные «золотом».
И с ними в дом пришла красота и радость, которые щедро дарят нам мастера
хохломского промысла.
(одновременно с рассказом идёт показ изделий и иллюстраций)
Сделав дело, не забывали люди и повеселиться: в игры поиграть, песни
попеть, да поплясать.
Игра «Водоносы» В игре участвуют две команды по 5-6 человек или
больше. Нужно деревянными ложками перенести воду от старта до финиша.
Игра
«Шумовой
оркестр»
Участникам
игры
выдаются
музыкальные
народные
инструменты
(дудочки,
трещётки,
бубен,
ложки,
и
др.).
В
сопровождении «шумового оркестра народных инструментов» исполняется
русская народная песня.. .(любая)
1-й чтец: Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем есть!
Ведущий: Сегодня мы с вами, дорогие ребята, совершили
путешествие по городам и сёлам нашей России, в которых живут
удивительные люди, мастера своего дела, способные своими руками
сотворить настоящую сказку.
И мне хочется, чтобы наше путешествие запомнилось вам
надолго.
А
чтобы
пополнить
те
знания,
которые
вы
сегодня
получили,
создайте
дома,
в
школе,
в
классе
«Шкатулку
народного
творчества»
(показывает ярко раскрашенную коробочку, на которой написано «Шкатулка
народного творчества»).
В эту шкатулку складывайте материал о народном творчестве
и народных умельцах. И пусть день ото дня содержимое этой шкатулки
становится всё богаче и разнообразнее, а материал, который позволил наше
сегодняшнее
путешествие
сделать
ярким
и
интересным
пусть
является
первым драгоценным вкладом в «Шкатулку народного творчества».
До свидания, ребята, до новых встреч!
Литература
1-
Бедник Н. Хохлома. Ленинград, «Художник РСФСР», 1980.
2-
Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Ленинград, «Художник
РСФСР», 1988.
3-
Жегалова С. Росписи Хохломы. М., «Детская литература», 1991.
4-
Жегалова С. Русская народная живопись. М., «Детская литература»,