Автор: Местникова Александра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №51 "Кэскил"
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №51 «Кэскил» имени Е.Г.Корниловой городского округа «город Якутск»
677008 г. Якутск, ул. Ильменская 23, тел (факс) 36-47-82
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С РОДНЫМ ГОРОДОМ
В ы п о л н и л а : Местникова
Александра
Васильевна,
во спитатель
с
п е р в о й
квалификационной
категорией
детского
сада №51 «Кэскил» имени Е.Г.Корниловой.
Актуальность работы. О важности гражданского воспитания ребенка написано
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. При этом подчеркивается, что детям необходимо знать и
изучать
культуру
родного
края.
Именно
акцент
на
знании
истории
родных
мест,
культуры народа поможет в дальнейшем
с уважением относиться к культурным
традициям других народов.
Необходимость
воспитания
гражданственности
у
детей
отмечена
в
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Государственной
программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
на
2016-2020гг.»»,
которые
определяют основные пути развития системы гражданского воспитания, обосновывает
его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации этой
работы.
Цель
нашей
деятельности: изучение педагогических условий формирования
основ гражданственности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным
городом.
Задачи:
1) сделать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2)
выявить уровень сформированности гражданственности
у детей старшего
дошкольного возраста;
3) раскрыть педагогические условия формирования основ гражданственности у
старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.
Новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что оно раскрывает
теоретическое обоснование педагогических условий воспитания любви детей к родному
краю на региональном материале, выявляет особенности воспитательной работы в этом
направлении в условиях ДОО.
Практическая значимость состоит в особенностях разработки педагогических
условий
формирования
основ
гражданственности у
дошкольников
в
процессе
ознакомления с родным городом, содержащих краеведческий материал.
Содержание работы по формированию основ гражданственности
у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом
В основу нашего исследования легли следующие принципы:
1. Принцип личностно-ориентированного общения:
Предусматривает
индивидуально-личностное
формирование
и
развитие
морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные
формы общения педагога с детьми.
2. Принцип культуросообразности
«Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с
учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного
общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
3. Принцип свободы и самостоятельности.
Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к
культурным
истокам:
воспринимать,
подражать,
комбинировать,
создавать
и
т.п.;
самостоятельно
выбирать
цель,
определиться
в
мотивах
и
способах
действия,
в
дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
4. Принцип гуманно-творческой направленности.
Данный
принцип
обеспечивает,
с
одной
стороны,
обязательное
получение
ребенком
во
взаимодействии
с
культурной
средой
продукта,
характеризующегося
творческими
элементами:
воображение,
фантазия,
«открытие»,
«озарение»,
и
др.,
полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных
отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества
и др.)
5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация
принципа
интеграции
невозможна
без
«вполне
определенного
обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации,
предметно-развивающие условия организации (среду).
Работу
по
проектированию
культурно
–
образовательной
среды
группы
осуществляли
исходя
из
естественной
социокультурной
ситуации,
сложившейся
в
настоящее
время
в
регионе.
Отсюда
и
основное
требование
–
максимальная
представленность
всех
основных
элементов,
включая
как
природные,
так
и
культуросообразные
компоненты,
отражающие
современную
социокультурную
ситуацию.
1. Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим
подобран
материал
о
Якутске,
Республике
в
целом,
включающий
как
сведения
об
историческом
прошлом,
так
и
о
современном
культурном
облике
родного
края.
Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой
(художественной, справочно-информационной, детской).
2. Интегративность знаний – установление взаимосвязей о природном
и
социальном окружении. Реализация этого условия обеспечивает формирование у детей
целостной картины мира.
3. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка. Развитие ребенка в
деятельности.
В
группе
созданы
условия
для
проявления
детской
фантазии
и
инициативы, в том числе с применением различных технических средств.
Задачи формирующего этапа:
1) подбор материалов для повышения гражданственности детей;
2)
обогащение
содержания
воспитания
детей
введением
патриотического
познавательного материала.
Основной
формой
накопления
и
оформления
детского
опыта
является
образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их
надо
познакомить
и
оформить
собственный
социальный
опыт,
используя
комплекс
методов
и
приемов.
Значимой
формой
расширения
представлений
детей
о
родном
городе
являются
экскурсии
и
целевые
прогулки.
Экскурсионные
объекты
–
это
памятные
места
и
достопримечательности,
социальные
и
природные
объекты
ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - мини-музей группы. Мини- музей – это
место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории малой родины, к
реальной
жизни
его
коренных
жителей,
почувствовать
всю
грандиозность
происходящих
в
нем
событий,
испытать
эстетическое
наслаждение
от
творчества
народных умельцев и мастеров своего дела.
Большое значение имеет информационная насыщенность окружающего ребенка
образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группе
оформляется уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с
родным городом и родной страной.
Полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми в
программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального
опыта, педагогами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей
с родным городом.
Кроме
того,
предусмотрено обязательное
оформление
продуктов
детской
исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты,
выставки творческих работ, деятельность по благоустройству, охране природы.
Нами
разработана
система
и
установлена
последовательность
работы
по
воспитанию гражданственности детей старшего дошкольного возраста. С целью
углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родном
городе, мы создали модель детского сообщества, которое работает по проекту «Мой
город».
В своей работе используем различные технологии:
-
игровые,
-
информационные,
-
коммуникативные,
-
проблемные,
-
развивающего обучения,
-
консультативные,
-
визуальные,
-
проектные,
-
ИКТ.
Система и последовательность работы по воспитанию гражданственности детей:
Гражданственное воспитание начинается с элементарных представлений детей о
себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой
он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с
окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают
ребенка. Нашу деятельность можно отразить в схеме.
Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью:
я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна
Система работы по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из
следующих блоков:
-
Что я знаю о себе;
-
Я и моя семья;
-
Мой детский сад;
-
Моя улица, мой город, мой город отличается от других;
-
Мой край, его особенности (социальное и природное окружение).
Задачи
гражданского
воспитания
необходимо
решать
во
всех
видах
детской
деятельности:
Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он
практически
осуществляет
вычленение
правил
общественного
поведении
того
или
иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает
носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об
окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания
ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.
Система
планирования
сюжетно-ролевой
игры
в
дошкольном
возрасте
направлена на решение задач гражданского воспитания. Развитие сюжетно-ролевой
игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры,
игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и
игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических
чувств.
Исследовательская
деятельность
-
дает
возможность
ребенку
самостоятельно
находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная деятельность – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии
вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в
определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных
интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет
разнообразные
потребности
ребенка
в
эмоциональной
близости
с
взрослым,
в
его
поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает
объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная
–
дает
возможность
формировать
сложные
мыслительные
действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Полноценная
работа
по
воспитанию
патриотических
чувств
детей
через
ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом,
целенаправленном
подходе,
учитывая
возрастные
особенности
восприятия
детей.
Основой
же
должна
стать
личность
педагога,
любящего
свою
Родину,
чтобы
не
автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой
Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии
воспитателя, детей и родителей.
В работе с родителями используем разнообразные формы:
-
КВН;
-
Квест-игры;
-
«Круглый стол»;
-
семинары – практикумы;
-
конкурсы;
-
выставки;
-
походы;
-
игровые программы.
Положительного результата по формированию основ гражданственности достичь
только систематической работой, где нами использованы следующие формы работы:
1. Целевые прогулки и экскурсии;
2.
Наблюдения
(например,
позволяющие
видеть
трудовую
жизнь
горожан,
изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и
непосредственными наблюдениями детей;
4. Беседы с детьми;
5.
Использование
детских
художественных
произведений,
диафильмов,
репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение
сказок, прослушивание музыкальных произведений;
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью;
8.
Наблюдение
окружающего
мира,
стимулирующее
детское
художественное
творчество.
9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в
ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с
родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать
порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному
имуществу,
за
добросовестно
выполненные
поручения,
за
хорошее
поведение
в
общественных местах;
11.
Продуктивная
творческая
деятельность,
которая
включает
рисование,
аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате
занятий, бесед, и т. д., формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать
чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего
труда и труда других.
12.
Проектная
деятельность.
Через
проектную
деятельность
дети
имеют
возможность для самостоятельного овладения нормами культуры;
- разрабатываются совместные коллективные поиски решений данной проблемы;
- познают новое;
- самостоятельное использование полученных знаний;
- адаптация к социальной жизни;
13. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город
и
принимающего
активное
участие
в
общественной
жизни
(Важно
помнить,
что
мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый
сильнодействующий фактор воспитания.).
Работа
по
воспитанию
гражданственности
будет
более
эффективна,
если
установить
тесную
связь
с
родителями.
Родители
станут
не
только
помощниками
детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
Ознакомление дошкольников с родным городом, – это знакомство с историей, с
культурой своего народа, республикой, обычаями и традициями якутского и русского
народов. Это одна из важных задач по формированию основ гражданственности детей в
МБДОУ «Детский сад № 51 «Кэскил». Ведь давно известно, что полюбить можно то,
что
знаешь.
Если
не
рассказывать
дошкольникам
о
своём
городе,
его
истории,
достопримечательностях, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему
дому, городу, в котором он живёт, к своему народу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
№273-ФЗ
от
29.12.2012. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 208с.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
– М. : Наука, 2012. – 94 с.
3.
Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.
Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2. – С. 11-17.
4.
Алешина,
Н.
В.
Знакомим
дошкольников
с
родным
городом
и
страной
(патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н. В. Алешина. - М. : Перспектива,
2011. – 317 с.
5.
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В.
Алешина. - М.: ЦГЛ, 2008. – 187 с.
6.
Антонова Р. Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р. Я.
Антонова. – Якутск: Ситим, 1995. – 55 с.
7.
Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.
Ф. Афанасьев. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. – 124 c.
8.
Березина, Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны / Т.
А. Березина // Детский сад : теория и практика. – 2011. - № 9. – С. 16-23.
9.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – М.: Академия, 2010. – 248 с.
10.
Болотина Т. В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ /
Т. В. Болотина Т. Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1. – С. 9-15.
11.
Бородина
Е.
Н.
Культуроцентрический
подход
в
нравственно-патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста / Е. Н. Бородина //
Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 130-133.
12.
Боярова М. П. Мой край, воспетый музой страдания и любви / М. П.
Боярова. – Якутск: Бичик, 2006. – 208 с.
13.
Ветохина
А.
Я.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. – СПб.: Детство–пресс, 2011. – 190 с.
14.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Сфера,
2009. – 422 с.
15.
Волков Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чувашская кн. изд-во,
2008. – 334 с.
16.
Воротынцева,
О.
Как
научить
детей
любить
Родину
/
О.
Воротынцева
//
Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – С. 14-19.
17.
Воспитание
нравственных
чувств
у
старших
дошкольников
/
Под
ред.
А.
Н.
Виноградовой. - М. : Просвещение, 2012. – 95 с.
18.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика-
Пресс, 2012. – 378 с.
/ Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.