Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ


Автор: Местникова Александра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №51 "Кэскил"
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №51 «Кэскил» имени Е.Г.Корниловой городского округа «город Якутск»

677008 г. Якутск, ул. Ильменская 23, тел (факс) 36-47-82

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

С РОДНЫМ ГОРОДОМ

В ы п о л н и л а : Местникова

Александра

Васильевна,

во спитатель

с

п е р в о й

квалификационной

категорией

детского

сада №51 «Кэскил» имени Е.Г.Корниловой.

Актуальность работы. О важности гражданского воспитания ребенка написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь. При этом подчеркивается, что детям необходимо знать и

изучать

культуру

родного

края.

Именно

акцент

на

знании

истории

родных

мест,

культуры народа поможет в дальнейшем

с уважением относиться к культурным

традициям других народов.

Необходимость

воспитания

гражданственности

у

детей

отмечена

в

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

граждан

на

2016-2020гг.»»,

которые

определяют основные пути развития системы гражданского воспитания, обосновывает

его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации этой

работы.

Цель

нашей

деятельности: изучение педагогических условий формирования

основ гражданственности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным

городом.

Задачи:

1) сделать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

2)

выявить уровень сформированности гражданственности

у детей старшего

дошкольного возраста;

3) раскрыть педагогические условия формирования основ гражданственности у

старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом.

Новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что оно раскрывает

теоретическое обоснование педагогических условий воспитания любви детей к родному

краю на региональном материале, выявляет особенности воспитательной работы в этом

направлении в условиях ДОО.

Практическая значимость состоит в особенностях разработки педагогических

условий

формирования

основ

гражданственности у

дошкольников

в

процессе

ознакомления с родным городом, содержащих краеведческий материал.

Содержание работы по формированию основ гражданственности

у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом

В основу нашего исследования легли следующие принципы:

1. Принцип личностно-ориентированного общения:

Предусматривает

индивидуально-личностное

формирование

и

развитие

морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные

формы общения педагога с детьми.

2. Принцип культуросообразности

«Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с

учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного

общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

3. Принцип свободы и самостоятельности.

Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к

культурным

истокам:

воспринимать,

подражать,

комбинировать,

создавать

и

т.п.;

самостоятельно

выбирать

цель,

определиться

в

мотивах

и

способах

действия,

в

дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

4. Принцип гуманно-творческой направленности.

Данный

принцип

обеспечивает,

с

одной

стороны,

обязательное

получение

ребенком

во

взаимодействии

с

культурной

средой

продукта,

характеризующегося

творческими

элементами:

воображение,

фантазия,

«открытие»,

«озарение»,

и

др.,

полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных

отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества

и др.)

5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация

принципа

интеграции

невозможна

без

«вполне

определенного

обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации,

предметно-развивающие условия организации (среду).

Работу

по

проектированию

культурно

образовательной

среды

группы

осуществляли

исходя

из

естественной

социокультурной

ситуации,

сложившейся

в

настоящее

время

в

регионе.

Отсюда

и

основное

требование

максимальная

представленность

всех

основных

элементов,

включая

как

природные,

так

и

культуросообразные

компоненты,

отражающие

современную

социокультурную

ситуацию.

1. Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим

подобран

материал

о

Якутске,

Республике

в

целом,

включающий

как

сведения

об

историческом

прошлом,

так

и

о

современном

культурном

облике

родного

края.

Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой

(художественной, справочно-информационной, детской).

2. Интегративность знаний – установление взаимосвязей о природном

и

социальном окружении. Реализация этого условия обеспечивает формирование у детей

целостной картины мира.

3. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка. Развитие ребенка в

деятельности.

В

группе

созданы

условия

для

проявления

детской

фантазии

и

инициативы, в том числе с применением различных технических средств.

Задачи формирующего этапа:

1) подбор материалов для повышения гражданственности детей;

2)

обогащение

содержания

воспитания

детей

введением

патриотического

познавательного материала.

Основной

формой

накопления

и

оформления

детского

опыта

является

образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их

надо

познакомить

и

оформить

собственный

социальный

опыт,

используя

комплекс

методов

и

приемов.

Значимой

формой

расширения

представлений

детей

о

родном

городе

являются

экскурсии

и

целевые

прогулки.

Экскурсионные

объекты

это

памятные

места

и

достопримечательности,

социальные

и

природные

объекты

ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - мини-музей группы. Мини- музей – это

место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории малой родины, к

реальной

жизни

его

коренных

жителей,

почувствовать

всю

грандиозность

происходящих

в

нем

событий,

испытать

эстетическое

наслаждение

от

творчества

народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение имеет информационная насыщенность окружающего ребенка

образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группе

оформляется уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с

родным городом и родной страной.

Полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми в

программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального

опыта, педагогами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей

с родным городом.

Кроме

того,

предусмотрено обязательное

оформление

продуктов

детской

исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты,

выставки творческих работ, деятельность по благоустройству, охране природы.

Нами

разработана

система

и

установлена

последовательность

работы

по

воспитанию гражданственности детей старшего дошкольного возраста. С целью

углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родном

городе, мы создали модель детского сообщества, которое работает по проекту «Мой

город».

В своей работе используем различные технологии:

-

игровые,

-

информационные,

-

коммуникативные,

-

проблемные,

-

развивающего обучения,

-

консультативные,

-

визуальные,

-

проектные,

-

ИКТ.

Система и последовательность работы по воспитанию гражданственности детей:

Гражданственное воспитание начинается с элементарных представлений детей о

себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой

он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с

окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают

ребенка. Нашу деятельность можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью:

я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна

Система работы по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из

следующих блоков:

-

Что я знаю о себе;

-

Я и моя семья;

-

Мой детский сад;

-

Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

-

Мой край, его особенности (социальное и природное окружение).

Задачи

гражданского

воспитания

необходимо

решать

во

всех

видах

детской

деятельности:

Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он

практически

осуществляет

вычленение

правил

общественного

поведении

того

или

иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает

носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об

окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания

ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.

Система

планирования

сюжетно-ролевой

игры

в

дошкольном

возрасте

направлена на решение задач гражданского воспитания. Развитие сюжетно-ролевой

игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры,

игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и

игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических

чувств.

Исследовательская

деятельность

-

дает

возможность

ребенку

самостоятельно

находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии

вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в

определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных

интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет

разнообразные

потребности

ребенка

в

эмоциональной

близости

с

взрослым,

в

его

поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает

объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная

дает

возможность

формировать

сложные

мыслительные

действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Полноценная

работа

по

воспитанию

патриотических

чувств

детей

через

ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом,

целенаправленном

подходе,

учитывая

возрастные

особенности

восприятия

детей.

Основой

же

должна

стать

личность

педагога,

любящего

свою

Родину,

чтобы

не

автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой

Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии

воспитателя, детей и родителей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

-

КВН;

-

Квест-игры;

-

«Круглый стол»;

-

семинары – практикумы;

-

конкурсы;

-

выставки;

-

походы;

-

игровые программы.

Положительного результата по формированию основ гражданственности достичь

только систематической работой, где нами использованы следующие формы работы:

1. Целевые прогулки и экскурсии;

2.

Наблюдения

(например,

позволяющие

видеть

трудовую

жизнь

горожан,

изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и

непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми;

5.

Использование

детских

художественных

произведений,

диафильмов,

репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение

сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

8.

Наблюдение

окружающего

мира,

стимулирующее

детское

художественное

творчество.

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в

ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с

родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать

порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному

имуществу,

за

добросовестно

выполненные

поручения,

за

хорошее

поведение

в

общественных местах;

11.

Продуктивная

творческая

деятельность,

которая

включает

рисование,

аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате

занятий, бесед, и т. д., формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать

чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего

труда и труда других.

12.

Проектная

деятельность.

Через

проектную

деятельность

дети

имеют

возможность для самостоятельного овладения нормами культуры;

- разрабатываются совместные коллективные поиски решений данной проблемы;

- познают новое;

- самостоятельное использование полученных знаний;

- адаптация к социальной жизни;

13. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город

и

принимающего

активное

участие

в

общественной

жизни

(Важно

помнить,

что

мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый

сильнодействующий фактор воспитания.).

Работа

по

воспитанию

гражданственности

будет

более

эффективна,

если

установить

тесную

связь

с

родителями.

Родители

станут

не

только

помощниками

детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Ознакомление дошкольников с родным городом, – это знакомство с историей, с

культурой своего народа, республикой, обычаями и традициями якутского и русского

народов. Это одна из важных задач по формированию основ гражданственности детей в

МБДОУ «Детский сад № 51 «Кэскил». Ведь давно известно, что полюбить можно то,

что

знаешь.

Если

не

рассказывать

дошкольникам

о

своём

городе,

его

истории,

достопримечательностях, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему

дому, городу, в котором он живёт, к своему народу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

№273-ФЗ

от

29.12.2012. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 208с.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

– М. : Наука, 2012. – 94 с.

3.

Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.

Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2. – С. 11-17.

4.

Алешина,

Н.

В.

Знакомим

дошкольников

с

родным

городом

и

страной

(патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н. В. Алешина. - М. : Перспектива,

2011. – 317 с.

5.

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В.

Алешина. - М.: ЦГЛ, 2008. – 187 с.

6.

Антонова Р. Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р. Я.

Антонова. – Якутск: Ситим, 1995. – 55 с.

7.

Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.

Ф. Афанасьев. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. – 124 c.

8.

Березина, Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны / Т.

А. Березина // Детский сад : теория и практика. – 2011. - № 9. – С. 16-23.

9.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.

Божович. – М.: Академия, 2010. – 248 с.

10.

Болотина Т. В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ /

Т. В. Болотина Т. Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1. – С. 9-15.

11.

Бородина

Е.

Н.

Культуроцентрический

подход

в

нравственно-патриотическом

воспитании детей дошкольного возраста / Е. Н. Бородина //

Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 130-133.

12.

Боярова М. П. Мой край, воспетый музой страдания и любви / М. П.

Боярова. – Якутск: Бичик, 2006. – 208 с.

13.

Ветохина

А.

Я.

Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. – СПб.: Детство–пресс, 2011. – 190 с.

14.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Сфера,

2009. – 422 с.

15.

Волков Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чувашская кн. изд-во,

2008. – 334 с.

16.

Воротынцева,

О.

Как

научить

детей

любить

Родину

/

О.

Воротынцева

//

Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – С. 14-19.

17.

Воспитание

нравственных

чувств

у

старших

дошкольников

/

Под

ред.

А.

Н.

Виноградовой. - М. : Просвещение, 2012. – 95 с.

18.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика-

Пресс, 2012. – 378 с.

/ Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.



В раздел образования