Автор: Халатова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литертуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №50" ПГО
Населённый пункт: г. Партизанск
Наименование материала: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ
Тема: Викторина по русскому языку
Раздел: среднее образование
Урок-викторина для 8 класса
Тема викторины: Родной русский язык
Учитель: Халатова Ольга Александровна
Цель: Сформировать способность к самообразованию; способствовать развитию интереса к предмету
и получению новых знаний.
Задачи:
расширять
кругозор
учащихся;
развивать
логическое
мышление
и
повышать
интеллектуальный
уровень;
воспитывать
любовь
к
слову
и
речевой
культуре
своего
народа;
способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности; учить ребят работать в
команде.
Технологии:
-информационно-коммуникативные технологии;
-технология развития «критического мышления»;
-исследование в обучении;
-игровые технологии: обучающие игры;
-обучение в сотрудничестве ( в группах);
План урока:
1.Организационный момент. 3 мин.
2.Вступительное слово учителя. 2 мин.
3.Разминка команд. 3 мин.
4.Конкурс смекалистых. 1 мин.
5.Конкурс знатоков.
1) Игра «Сообрази»; 1 мин.
2) Игра «Самый быстрый»; 5 мин.
3) Игра «Понималки»; 3 мин.
4) Игра «Третий лишний» 1 мин.
5) Игра «Загадки языка» 2 мин.
1
6.Конкурс капитанов. 2 мин
7.Вопросы-шутки. 3 мин.
8.Подведение итогов. 5 мин.
Система оценивания викторины:
за каждый правильный ответ «1» балл и еще:
«1» балл — участвовали не все члены команды, презентация была прочитана;
«2» балла— участвовали все, но презентация была прочитана;
«3» балла — участвовали не все члены команды. Творческий подход;
«4» балла— участвовали все, творческий подход, но плохо подготовлено;
«5» баллов— участвовали все, творческий подход, замечаний к выступлению нет.
1.
Организационный момент. 2 мин.
Члены жюри и обе команды занимают свои места.
2.Здравствуйте,
ребята!
Я
приветствую
участников
урока-викторины
и
всех
членов
жюри.
Сегодняшний урок русского языка мы посвятим родному языку. Наша викторина будет состоять из
нескольких этапов. У нас две команды, у каждой команды есть капитан, придумано название, девиз,
эмблема. Состав жюри – гости. Но прежде чем начать викторину хочу зачитать правила поведения в
классе:
2
Давайте же поскорее начнём! В добрый путь от игры к знанию!
3. 2 мин.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь
чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Звучит приветствие
команд.
Начнём мы нашу викторину с разминки команд:
Команды должны назвать загаданные в шарадах слова (1 мин):
Команда 1.
1)
«Миля» – мой первый слог,
Поставь с нею рядом «на» предлог,
И, разгадав загадку до конца,
Получим выражение лица.
2)
Корень мой находится в «цене»,
в «очерке» приставки мне,
суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
вся же — в дневнике я и в журнале.
Команда 2.
1)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
2)
В «списке» вы мой обнаружите корень,
суффиксы в «собрании» встретить вскоре,
в слове «рассказ» вы приставку найдёте,
в целом — по мне на уроки пойдёте.
4.Конкурс смекалистых (1 мин).
1 команда.
У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли
понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
3
2 команда.
В книге К.И. Чуковского «От Двух до пяти» говориться: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в
гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть
мальчик напрасно испугался?
5.Конкурс знатоков.
1- Игра «Сообрази»
Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?
(кисть)
Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?
(катаю)
2-Игра «Самый быстрый»
Подобрать по десять фразеологизмов с общим для них словом (существительным).
-вода, голова
Фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА»
Ветер в голове – ненадежный человек.
Вылетело из головы – забыл.
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
Давать голову на отсечение – обещать.
Как снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряженно думать.
Сломя голову – очень быстро.
4
3- Игра «Понималки» 3мин.
Определите слова, значения которых дано ниже
1) Место на реке, где её можно перейти (брод)
2) отверстие вулкана. (кратер)
3) наука о небесных светилах.
4) место, где скрещиваются улицы;
5) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ.
4- Игра «Третий лишний». 1 мин.
Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.
1.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2.
Водитель, вода, водить. (вода)
3.
Запах, пахать, пахарь. (запах)
4.
Море, измор, морской (берег).
5- Игра «Загадки языка» 2 мин.
Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут
называться жители:
Архангельска – Архангелогородцы
Копейска – Копейчане
Нижнего Новгорода – Нижегородцы
Перми – Пермяки
Тулы – Туляки
Ростова – на – Дону – Ростовчане
Вологды – Вологодцы
Курска – Куряне
Пензы - Пензенцы
6. Конкурс капитанов. 2 мин.
Заменить фразеологические обороты словами – синонимами:
в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, гонять лодыря, во
все лопатки, раз, два и обчёлся, куры не клюют, кожа да кости.
7. Вопросы-шутки: 1мин.
1.Чем заканчивается день и начинается ночь? (ь)
2.Что стоит посреди земли? (м)
5
3.Чем заканчивается лето и начинается осень? (о)
4.Какое русское слово состоит из 3 слогов и указывает на 33 буквы алфавита? (азбука)
5. Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)
6. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
8. Подведение итогов. 5 мин.
Наша викторина завершена. Я поздравляю выигравшую команду и с удовольствием вручаю им приз.
Проигравшая команда получает поощрительные призы.
9. Рефлексия. 2 мин.
Что нас объединяло на этом уроке-викторине? Общее желание много знать и уметь. А это главное на
пути к знанию.
6