Напоминание

Викторина по русскому языку


Автор: Халатова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литертуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №50" ПГО
Населённый пункт: г. Партизанск
Наименование материала: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ
Тема: Викторина по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-викторина для 8 класса

Тема викторины: Родной русский язык

Учитель: Халатова Ольга Александровна

Цель: Сформировать способность к самообразованию; способствовать развитию интереса к предмету

и получению новых знаний.

Задачи:

расширять

кругозор

учащихся;

развивать

логическое

мышление

и

повышать

интеллектуальный

уровень;

воспитывать

любовь

к

слову

и

речевой

культуре

своего

народа;

способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности; учить ребят работать в

команде.

Технологии:

-информационно-коммуникативные технологии;

-технология развития «критического мышления»;

-исследование в обучении;

-игровые технологии: обучающие игры;

-обучение в сотрудничестве ( в группах);

План урока:

1.Организационный момент. 3 мин.

2.Вступительное слово учителя. 2 мин.

3.Разминка команд. 3 мин.

4.Конкурс смекалистых. 1 мин.

5.Конкурс знатоков.

1) Игра «Сообрази»; 1 мин.

2) Игра «Самый быстрый»; 5 мин.

3) Игра «Понималки»; 3 мин.

4) Игра «Третий лишний» 1 мин.

5) Игра «Загадки языка» 2 мин.

1

6.Конкурс капитанов. 2 мин

7.Вопросы-шутки. 3 мин.

8.Подведение итогов. 5 мин.

Система оценивания викторины:

за каждый правильный ответ «1» балл и еще:

«1» балл — участвовали не все члены команды, презентация была прочитана;

«2» балла— участвовали все, но презентация была прочитана;

«3» балла — участвовали не все члены команды. Творческий подход;

«4» балла— участвовали все, творческий подход, но плохо подготовлено;

«5» баллов— участвовали все, творческий подход, замечаний к выступлению нет.

1.

Организационный момент. 2 мин.

Члены жюри и обе команды занимают свои места.

2.Здравствуйте,

ребята!

Я

приветствую

участников

урока-викторины

и

всех

членов

жюри.

Сегодняшний урок русского языка мы посвятим родному языку. Наша викторина будет состоять из

нескольких этапов. У нас две команды, у каждой команды есть капитан, придумано название, девиз,

эмблема. Состав жюри – гости. Но прежде чем начать викторину хочу зачитать правила поведения в

классе:

2

Давайте же поскорее начнём! В добрый путь от игры к знанию!

3. 2 мин.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь

чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Звучит приветствие

команд.

Начнём мы нашу викторину с разминки команд:

Команды должны назвать загаданные в шарадах слова (1 мин):

Команда 1.

1)

«Миля» – мой первый слог,

Поставь с нею рядом «на» предлог,

И, разгадав загадку до конца,

Получим выражение лица.

2)

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» приставки мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же — в дневнике я и в журнале.

Команда 2.

1)

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

2)

В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффиксы в «собрании» встретить вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдёте,

в целом — по мне на уроки пойдёте.

4.Конкурс смекалистых (1 мин).

1 команда.

У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли

понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

3

2 команда.

В книге К.И. Чуковского «От Двух до пяти» говориться: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в

гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть

мальчик напрасно испугался?

5.Конкурс знатоков.

1- Игра «Сообрази»

Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?

(кисть)

Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?

(катаю)

2-Игра «Самый быстрый»

Подобрать по десять фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

-вода, голова

Фразеологизмы со словом «ВОДА»

Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу

Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»

Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать

Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером

Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи

Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий

Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться

Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках

Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события

Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез

Как в воду опущенный – печальный, грустный

Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования

Как две капли воды – очень похожи, неотличимы

Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий

Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,

Как с гуся вода – все человеку нипочем

Много воды утекло с тех пор – много времени прошло

Носить воду в решете – попусту тратить время

Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство

Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления

Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести

Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.

Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА»

Ветер в голове – ненадежный человек.

Вылетело из головы – забыл.

Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.

Давать голову на отсечение – обещать.

Как снег на голову – неожиданно.

Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.

Не сносить головы – отвечать за свои поступки.

Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.

Очертя голову – рискованно.

По головке не погладят – поругают.

С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.

С ног на голову – наоборот.

Сломать голову над задачей – напряженно думать.

Сломя голову – очень быстро.

4

3- Игра «Понималки» 3мин.

Определите слова, значения которых дано ниже

1) Место на реке, где её можно перейти (брод)

2) отверстие вулкана. (кратер)

3) наука о небесных светилах.

4) место, где скрещиваются улицы;

5) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ.

4- Игра «Третий лишний». 1 мин.

Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

1.

Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

2.

Водитель, вода, водить. (вода)

3.

Запах, пахать, пахарь. (запах)

4.

Море, измор, морской (берег).

5- Игра «Загадки языка» 2 мин.

Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут

называться жители:

Архангельска – Архангелогородцы

Копейска – Копейчане

Нижнего Новгорода – Нижегородцы

Перми – Пермяки

Тулы – Туляки

Ростова – на – Дону – Ростовчане

Вологды – Вологодцы

Курска – Куряне

Пензы - Пензенцы

6. Конкурс капитанов. 2 мин.

Заменить фразеологические обороты словами – синонимами:

в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, гонять лодыря, во

все лопатки, раз, два и обчёлся, куры не клюют, кожа да кости.

7. Вопросы-шутки: 1мин.

1.Чем заканчивается день и начинается ночь? (ь)

2.Что стоит посреди земли? (м)

5

3.Чем заканчивается лето и начинается осень? (о)

4.Какое русское слово состоит из 3 слогов и указывает на 33 буквы алфавита? (азбука)

5. Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)

6. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)

8. Подведение итогов. 5 мин.

Наша викторина завершена. Я поздравляю выигравшую команду и с удовольствием вручаю им приз.

Проигравшая команда получает поощрительные призы.

9. Рефлексия. 2 мин.

Что нас объединяло на этом уроке-викторине? Общее желание много знать и уметь. А это главное на

пути к знанию.

6



В раздел образования