Автор: Фомина Анжелика Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Ребёнок - зеркало семьи
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Воспитатель Фомина А.В.
Ребенок – зеркало семьи
В
период,
как
только
ребенок
родился,
и
начал
осваиваться
в
мире,
он
перешел к моменту «понимания». Учась, ребенок постоянно ищет для себя что-то
новое.
Процесс
воспитания
направлен
на
формирование
социальных
качеств
личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру.
Чем больше, интерес у человека к окружающему миру, тем сильнее развивается
его духовный мир.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия
с
окружающим
миром,
овладевая
социальными
знаниями
и
опытом,
общественными
ценностями.
На
основе
отражения
человеком
объективных
отношений
происходит
формирование
внутренних
позиций
личности,
индивидуальных
особенностей
психического
склада,
складывается
характер,
интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе
коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности,
ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто
не
может
родиться
на
свет
с
готовым
характером,
интересами,
склонностями,
волей,
определенными
способностями.
Если
бы
такое
могло
случиться, то зачем тогда нужны родители и семья в целом? Все эти личные
свойства
вырабатываются
и
формируются
постепенно,
в
ходе
всей
жизни,
с
момента рождения и до зрелости, непосредственно в личном кругу (семье).
Одну
из
основных
ролей
в
жизни
человека,
его
защите,
становлении
и
удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации
играет
семья.
Личность
самого
ребёнка
формируется
на
основе
всех
общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.
Значение в развитии личности молодого человека.
В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы
поведения,
необходимые
для
нормальной
жизни
в
обществе.
Именно
в
семье
проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир.
Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и
интеллектуальную сферу жизни детей.
Роль семьи в формировании личности ребёнка.
С
реди разных социальных факторов, которые влияют на становление личности,
одним из
самых важных является семья. Как всем известно: семья - главный
институт воспитания ребенка. То, что человек приобретает в семье в течении жизни,
он сохраняет в своем сердце и хранит до конца. Важность семьи обусловлена тем,
что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.
Семья
закладывает
основы
личности,
которые
помогают
ему
справиться
с
некими
трудностями, которые могут настигнуть его в течение жизни.
Семья дает человеку понятие дома не как помещения, где он живёт, а как
место, где его ждут, любят, ценят и понимают, именно оттуда начинается счастье.
Семье
принадлежит
самая
главная
роль
в
формировании
лояльных
начал,
жизненных принципов ребенка. Семья может создать личность или разрушить ее,
во власти семьи восстановить
или подорвать психическое здоровье всех членов
семьи.
Семья
поощряет
одни
личностные
влечения,
одновременно
препятствуя
другим,
удовлетворяет
или
пресекает
личные
потребности.
Семья
дает
отчет
возможностям
достижения
безопасности,
удовольствия
и
самореализации.
Она
указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа
своего “Я”.
В процессе близких отношений со своей семьей (матерью, отцом, братьями,
сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками) у ребенка с первых
дней жизни начинает формироваться структура личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это «первый класс» общения
ребенка. В семье ребенок учится уважать взрослых людей, заботиться о своих
близких, оказывать простую помощь друг другу. Когда ребенок общается с близкими
ему людьми в совместном бытовом труде, то у него формируется чувство долга и
взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям с взрослыми, не
терпят, когда их насильно заставляют учиться, резкостей, приказов, тяжело
переживают грубость старших, недоверие и обман, нечестность и неискренность
родителей.
Самый главный успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае,
когда созданы благоприятные условия для всестороннего развития ребенка.
«
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей».