Автор: Бардонова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Взрослые сквозь призму глаз ребёнка
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Воспитатель Бардонова С.П.
Взрослые сквозь призму глаз ребёнка
Сегодня довольно часто взрослые говорят о том, как им тяжело и
трудно в воспитании детей. Нередко можно услышать высказывания, такие
как: «Дети очень капризные, непослушные, болезненные, от них сплошные
огорчения и тревоги, чересчур подвижные, вечно что-то ломают, требуют» и
т.п.
Но задумывался ли кто-нибудь, как живется ребенку с нами, какие
чувства он испытывает? Не думаю!
Передать
эмоции
и
мысли
ребенка
достаточно
трудно.
Зато,
если
внимательно
посмотреть
в
его
глаза,
то
можно
разглядеть
все
его
переживания, настроение.
Детям порой безрадостно и трудно жить с нами. Ведь если задуматься,
они являются исполнителями нашей воли и желаний.
Ограничения в движении и свободе, системы наказаний и поощрений,
распорядок дня, сон, насильственное кормление, если ребенок того не желает,
укутывание теплой одеждой и т.д. Все это взрослые придумали лишь для
того,
чтобы
удобнее
им
было
руководить
детьми,
влиять
на
их
волю
и
сознание.
Мы всегда стремимся наставлять ребенка, поучать, вкладывать знания,
умения,
различные
навыки,
нормы
морали,
учим
его
быть
добрым,
отзывчивым, толерантным, честным по отношению к другим. Таким образом,
ребенок
для
взрослого
становится
субъектном,
который
можно
обучать.
Данной позиции придерживается и академическая педагогика.
Учить, учить – и чем больше знаний, тем лучше, считают взрослые,
стараясь
впихнуть
в
детские
головы
как
можно
больше
информации.
А
насколько она необходима ребенку на данном возрастном этапе, нуждается ли
он
в
этом
сейчас?
Над
этим
вопросом
взрослые
зачастую
даже
и
не
задумываются.
Мы
расстраиваемся,
если
ребенок
не
хочет
пользоваться
нашими
знаниями, ругаем его. Но, наоборот, ребенку необходимо давать как можно
больше времени и свободы для самостоятельного познания, для получения
опыта практическим путем, давать ему возможность думать, размышлять,
ошибаться. Только таким образом он сможет ощутить радость открытия. А
мы, в свою очередь, стремимся учить ребенка, предостеречь от ошибок,
передать свой опыт, забывая о том, что опыт нельзя предать, его можно
только приобрести.
Постоянно
живя
в
напряжении,
страхе
бесконечных
запретов
и
недовольства,
ребенок
начинает
демонстрировать
протест:
капризничает,
бунтует, не слушается. Так как ребенок не в праве сказать нам, взрослым, о
своем негодовании, данными поступками и действиями он сигнализирует, что
мы его совсем не понимаем и он находится в отчаянии. Поэтому чаще всего
ребенок остается незащищенным и бесправным. И наша любовь к ребенку в
большинстве случаев эгоистичная. Именно такая любовь разрушает ребенка,
калечит его душу.
Думаю, что нужен иной подход к воспитанию и обучению ребенка.
Необходимо
создавать
условия,
которые
стимулировали
бы
у
него
практическую
активность,
любознательность,
целеустремленность.
Детям
полезно давать волю и свободу познавать мир, наблюдать за процессами в
природе.
А сможет ли все это сделать ребенок, который сидит в коляске или на
руках у мамы?
Одной из главных задач для нас сейчас является научиться жить вместе
с
ребенком,
чувствовать
его,
понимать,
жалеть,
сострадать,
помогать
и
испытывать от этого радость и удовольствие.
После того, как взрослый заглянет в глаза и душу ребенка, последний
ощутит себя человеком.
Не только о себе должен заботиться каждый, но и думать о других!