Автор: Байкова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль оценки в формировании взаимоотношений дошкольников среднего возраста
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Воспитатель Байкова С.М.
Роль оценки в формировании взаимоотношений дошкольников
среднего возраста
Для детей дошкольного возраста непререкаемым авторитетом является
взрослый. Все, что он оценивает отрицательно - дети считают плохим, то, что
положительно - хорошим.
Воспитатель
оценивает
как
конкретное
действие,
так
и
личность
ребенка, и, в конечном итоге, определенным образом влияет на поведение
дошкольника. Однако всегда ли прав педагог в своей оценке?
Проанализируем
ситуацию.
Группе
детей
поручили
убрать
игровой
уголок. Дети быстро справились с заданием, и только одна девочка (назовем
ее Машей) еще продолжала раскладывать деревянные фигурки, группируя их
строго по форме. Воспитатель похвалила всех детей, кроме Маши, и назвала
ее «капушей». Прав ли педагог в данной ситуации?
Воспитатель допустил грубую ошибку. Он реагировал лишь на поступки
детей, а мотивы им учтены не были. Более того, в его словах присутствовала
отрицательно окрашенная оценка качеств личности ребенка. У девочки был
мотив,
что
все
поручения
необходимо
выполнять
аккуратно
и
доводить
начатое
дело
до
конца.
Воспитатель
должен
был
похвалить
ее
за
добросовестное отношение к работе и в то же время выразить уверенность в
том,
что
в
будущем
Маша
постарается
делать
все
быстрее,
чтобы
не
задерживать других ребят. Говоря о девочке, следует отметить такие качества,
как внимательность, аккуратность, добросовестность. Положительная оценка
личностных
качеств
необходима
детям,
так
как
она
вызывает
желание
выполнять
поручения
воспитателя,
дает
детям
уверенность
в
себе
и
в
правильности своих поступков, влияет на формирование отношения детей к
сверстникам.
Чтобы
скорректировать
поведение
детей,
воспитатель
должен
тщательного анализировать ситуации, выявлять мотивы детских поступков, а
также знать особенности воздействия разного вида оценок на сознание детей.
В
случае
если
ребенок
совершил
неправильный
поступок,
то
воспитатель должен обсудить это с ним наедине, обязательно растолковав
ему
смысл
совершённого
действия,
почему
оно
неверно.
А
любое
положительное действие ребенка должно быть отмечено перед всей группой.
Следовательно,
оценка
должна
раскрыть
значимость
действий
и
поступков детей для всей группы, всего коллектива. Тогда оценка побудит
ребенка
к
самосовершенствованию,
а
опора
на
положительное
в
нем
применение прямых и предвосхищающих положительных оценок позволит
придать детским взаимоотношениям коллективную направленность.