Напоминание

Роль оценки в формировании взаимоотношений дошкольников среднего возраста


Автор: Байкова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль оценки в формировании взаимоотношений дошкольников среднего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа №2103 ДО-3

Воспитатель Байкова С.М.

Роль оценки в формировании взаимоотношений дошкольников

среднего возраста

Для детей дошкольного возраста непререкаемым авторитетом является

взрослый. Все, что он оценивает отрицательно - дети считают плохим, то, что

положительно - хорошим.

Воспитатель

оценивает

как

конкретное

действие,

так

и

личность

ребенка, и, в конечном итоге, определенным образом влияет на поведение

дошкольника. Однако всегда ли прав педагог в своей оценке?

Проанализируем

ситуацию.

Группе

детей

поручили

убрать

игровой

уголок. Дети быстро справились с заданием, и только одна девочка (назовем

ее Машей) еще продолжала раскладывать деревянные фигурки, группируя их

строго по форме. Воспитатель похвалила всех детей, кроме Маши, и назвала

ее «капушей». Прав ли педагог в данной ситуации?

Воспитатель допустил грубую ошибку. Он реагировал лишь на поступки

детей, а мотивы им учтены не были. Более того, в его словах присутствовала

отрицательно окрашенная оценка качеств личности ребенка. У девочки был

мотив,

что

все

поручения

необходимо

выполнять

аккуратно

и

доводить

начатое

дело

до

конца.

Воспитатель

должен

был

похвалить

ее

за

добросовестное отношение к работе и в то же время выразить уверенность в

том,

что

в

будущем

Маша

постарается

делать

все

быстрее,

чтобы

не

задерживать других ребят. Говоря о девочке, следует отметить такие качества,

как внимательность, аккуратность, добросовестность. Положительная оценка

личностных

качеств

необходима

детям,

так

как

она

вызывает

желание

выполнять

поручения

воспитателя,

дает

детям

уверенность

в

себе

и

в

правильности своих поступков, влияет на формирование отношения детей к

сверстникам.

Чтобы

скорректировать

поведение

детей,

воспитатель

должен

тщательного анализировать ситуации, выявлять мотивы детских поступков, а

также знать особенности воздействия разного вида оценок на сознание детей.

В

случае

если

ребенок

совершил

неправильный

поступок,

то

воспитатель должен обсудить это с ним наедине, обязательно растолковав

ему

смысл

совершённого

действия,

почему

оно

неверно.

А

любое

положительное действие ребенка должно быть отмечено перед всей группой.

Следовательно,

оценка

должна

раскрыть

значимость

действий

и

поступков детей для всей группы, всего коллектива. Тогда оценка побудит

ребенка

к

самосовершенствованию,

а

опора

на

положительное

в

нем

применение прямых и предвосхищающих положительных оценок позволит

придать детским взаимоотношениям коллективную направленность.



В раздел образования