Автор: Мартынцова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №7
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство ДОО и семьи посредством семейного клуба" Юный книголюб"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы воспитателя Мартынцовой Т.Г. по теме:
«Социальное партнерство ДОО и семьи посредством семейного клуба
«Юный книголюб».
Актуальность.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со
всем многообразием отношений между ее членами, богатством и
непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что
создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного
формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении
появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка
взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит
эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное
развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были
хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим
фактором становления личности является семья. Ценностные установки и
атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой
для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители
должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-
образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут
найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не
уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.
Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими
заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них
особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело
воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома
передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру.
Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы
было занято».
В ходе проведенного мониторинга было обнаружено, что родители мало
уделяют детям внимания, некомпетентны в вопросах воспитания.
Из 20 опрошенных родителей было выявлено, что 16% активно участвуют в
воспитании детей и прислушиваются к мнению специалистов. Частично или
нет свободного времени на воспитание ребенка ответили 53% респондентов.
Устраняются от воспитания 31% (основные причины: большая занятость
на работе, нет свободного времени.)
Исходя из этого, были выявлены следующие противоречия:
- между необходимостью совершенствования системы взаимодействия ДОУ и
семьи и поиском новых форм взаимодействия;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у
родителей и недостаточным количеством технологических решений по
реализации данной проблемы.
Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное
эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Перебрав возможные формы взаимодействия педагогов, родителей и детей,
мы пришли к выводу, что наиболее действенной формой будет семейный
клуб, который получил название «Юный книголюб».
Направление работы.
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-
педагогической, правовой культуры родителей).
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в
выполнении общего дела, проявлении творческих способностей,
полноценном эмоциональном общении).
3. Социально-культурное (приобщение детей и родителей к «семейному
чтению», ориентированное на личностное развитие детей.)
Цель:
Привлечь родителей к активному участию в воспитательно- образовательном
процессе.
Задачи
проекта:
1. Приобщение родителей к традициям семейного чтения.
2. Создать условия для формирования внешнего благоприятного
воспитательного пространства ДОУ.
3. Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми,
родителями и педагогами ДОУ.
4. Формировать у родителей опыт адекватной оценки деятельности с детьми.
Принципы:
-добровольности,
-открытости,
-личной заинтересованности,
-взаимопонимания,
-доверия.
Предполагаемый результат: родители осознают важность единых требований
семьи и детского сада; повысится их участие в жизни детского сада.
Формы взаимодействия с
родителями:
родительские собрания в форме диспута, круглого стола, мастер- класс,
посиделки, собрание - студия, собрание - выставка, консультация,
анкетирование, выставки, конкурсы, викторины.
Связь семейного клуба с социумом: МОУ СОШ школа № 4 краеведческий
музей, детская школа искусств, городская библиотека.
Родительское собрание «Волшебный мир книги».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 города Татарска
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Подготовила: Т.Г.Мартынцова
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет
огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи:
расширять
представления
родителей
о
роли
книг
в
воспитании
ребенка;
стимулировать самообразование родителей;
прививать навыки читательской культуры;
воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: воспитатели, родители.
Подготовка к собранию:
1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению
книг дома.
2. Анкетирование родителей «Книга остается с нами навсегда»
3. Интервью детей «Книги в нашем доме»
4. Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и
дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.
5. Подготовить и выставить папки-передвижки по данной теме.
6. Подготовка фотовыставки «Мы — читающая семья».
7. Подготовить буклеты по теме собрания.
8. Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла… »
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Литературная викторина для родителей.
3. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».
4. Конкурс пословиц, поговорок, загадок, мудрых мыслей о книге.
5. Конкурс для родителей «Продолжи стихотворение».
6. Угадай «Кто здесь был и что забыл? ».
7. Поэтический турнир.
8. Анализ анкет.
9. Дети о книгах.
10. Рекомендации по комплектованию детской библиотеки дома.
11.. Мастер-класс «Разучивание игр для детей»
12. Заключительное слово воспитателя.
13. Буклет для родителей - воспитание бережного отношения к книге.
14. Решение собрания.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают. А. Лесных
Наше
время
—
время
великих
достижений
науки,
техники
время
замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее
сложным и великим М. Горький считал книгу.
В книге заключен огромный духовный мир человечества.
«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было
велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы
открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (А. М. Горький). Эти
слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей
такие книги, которые ответили бы на все их «почему».
«Прозорливые
родители
всегда
стремятся
к
тому,
чтобы
дети
имели
собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам
вслух,
а
те
сосредоточенно
слушают.
Однако
такая
картинка
из
жизни
несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не
читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в
выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир
книги.
Дети,
получившие
"книжную
прививку"
в
раннем
детстве,
несравненно
лучше
готовы
к
обучению
в
школе.
Они
умеют
слушать,
сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.
Воспитатель. Тема нашей встречи — «Волшебный мир книги».
Сегодня
нам
предстоит
ответить
на
главный
вопрос:
«Какое
место
в
семейном воспитании ребенка принадлежит книге?»
Мы дорогие родители занимаем места за 2 столами:
стол – «Всезнайки» и стол – «Почемучки».
Чтобы
нам
сегодня
было
легче
общаться
друг
с
другом
и
решать
поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.
2. Литературная викторина для родителей.
Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
(С. Есенин “Берёза”)
Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н. Некрасов “Мужичок с ноготок”)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
(А. Пушкин “Зимний вечер”)
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков “Детство”)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
Какой
литературный
герой
отличался
небывалым
ростом
и
работал
милиционером? (Дядя Степа)
На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
3. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании»
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему
«Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных
взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга —
средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для
всестороннего воспитания ребенка.
— Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании.
(Мнения родителей.)
— Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг
приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен
культ книги? (Мнение родителей.)
4. Конкурс пословиц, поговорок, загадок, мудрых мыслей о книге.
Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до
нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и
поговорках, загадках и мудрых мыслей. Какой стол победит в этом конкурсе?
5. Конкурс «Продолжи стихотворение»
Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый.
(Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвая
Вокзал остановить) С. Маршак
У меня зазвонил телефон---( - Кто говорит? - Слон.) К. Чуковский
Кто на лавочке сидел,
на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
(Дело было вечером,
Делать было нечего.) С. Михалков
6. Конкурс «Кто здесь был и что забыл? »
Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение
двух
минут
определить
произведения,
из
которых
они
взяты,
а
также
ответить, кто является автором этих произведений.
1. Телефон («Телефон» К. Чуковского) .
2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского) .
3. Письмо («Почта» С. Маршака) .
4. Мячик («Игрушки» А. Барто) .
5. Туфелька («Золушка» Ш. Перро) .
6. Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро) .
7. Красная шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро) .
8. Горошина («Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена) .
7. Поэтический турнир.
Команды получают задание – прочитать стихотворение выразительно. (по
выбору)
1. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. С. Пушкин.
8. Анализ анкет.
9. Дети о книгах.
10. Мастер-класс «Разучивание игр для детей»
Игра «Очумелые ручки». После того, как ребенку прочитали сказку, рассказ
или стихотворение дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей.
Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных
фантазий множество.
Ролевые
игры
не
только
могут
быть
интересными,
но
и
полезными.
Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-
Яги,
Карабаса-Барабаса,
Кощея.
Играть
могут
все
члены
семьи.
Роли
распределяются:
судья,
прокурор,
адвокат,
свидетели.
Затем
выносится
приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление,
справедливость, милосердие к осужденным.
Игра
«Спектакль».
Разыгрывается
спектакль
с
участием
домашних
или
маленьких
друзей.
Нужно
дать
ребенку
проявить
свои
творческие
мыслительные способности, развить фантазию.
Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-
либо
поступке
героя,
как
относится
к
разным
персонажам.
А
потом
предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу,
недовольство
11. Заключительное слово воспитателя:
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию.
Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в
ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль
играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать,
умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от
этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно
помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически.
Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших
детей:
какими
они
вырастут
взрослыми
читателями,
и
какими
людьми.
Подтверждением
сказанного
могут
служить
слова
С.
Лупана:
“Привить
ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
Показ детской литературы в группе.
Воспитатель обращает внимание родителей на содержание подготовленной к
встрече
книжной
выставки
(научно-популярные
книги
для
детей,
классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок,
загадок, былины и др.) . Обращается внимание на то, что детей необходимо
знакомить
с
произведениями
детской
литературы
разных
жанров
(стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы) .
В содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего
ребенка мира: «Я сам» — о детях, их эмоциях, чувствах; «Нерукотворный
мир» - о природе; «Рукотворный мир» — о предметах, созданных руками
человека; «Мир людей и человеческих отношений».
Литература:
Арнаутова Е. П. Общение с родителями: зачем, как? Москва. 1999
Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб. : Изд-во “Акцидент”, 1996.
Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к
чтению. – М. : Линка-пресс, 2003.
Дунаева
Н.
О
значении
художественной
литературы
в
формировании
личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1.
- С. 119-128
Короткова
Н.
А.
Образовательный
процесс
в
группах
детей
среднего
дошкольного возраста. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С. 40-69.
Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.
33-41.
В.
Маркова,
Л.
Трегубова.
Только
книга
может
обогатить
мир
ребенка.
//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С. 62-69.
Консультация для родителей. Тема: «Ребенок и книга».
Авторы: Мартынцова Т.Г., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7», г.
Татарск
Цель:
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению
художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.
2. Рекомендации по приобретению литературы.
3. Советы для родителей.
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он
сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого
себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших
событий того или иного произведения.
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что
каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает
мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной
информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического,
психического и умственного развития. Новые знания дети получают от
окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная
реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то
исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше
книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может
заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант,
который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают,
накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и
воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям
книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить,
что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:
1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка»,
«Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение.
Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно
рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку
можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З.
Александровой.
2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно
обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить
пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку
приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с
богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с
творчеством К. Чуковского.
3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на
первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские.
Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со
смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и
множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным,
чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна
доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество
диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно
потрудиться.
Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей
семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит
тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать
необходимостью.
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)
Изготовление книжек-малышек
Автор: Мартынцова Т.Г.. воспитатель МБДОУ-детский сад №7
В процессе изготовления книжек-малышек можно реализовывать
следующие задачи:
1. Развитие связной речи (где ребенок проговаривает что он делает и как)
2. Совершенствование уровня накопленных практических навыков через
продуктивную деятельность (работа с клеем и ножницами)
3. Развитие мелкой моторики рук
4.
Формирование
умения
подбирать
соответствующий
материал
для
заготовок (картинки, стихи, загадки, пословицы); аргументирование своего
выбора
5. Проявление интереса к созданию собственных книг
6.
Продолжение
воспитания
дружеских
взаимоотношений,
умение
работать в паре.
7. Воспитание эстетического вкуса
Идея возникновения создания книжек - малышек.
Каждый
день,
взаимодействуя
с
детьми,
хорошо
понимаешь,
что
в
действительности
интересует
моих
детей,
близко
им.
Дети
очень
любят
книги,
с
удовольствием
рассматривают
их.
Я
решила
вместе
с
детьми
оформлять книжки-малышки. Завершение работы по изготовлению книжки
оставляет
у
ребенка
чувство
гордости
за
достигнутый
результат.
После
окончания работы у детей есть возможность продемонстрировать результат
своего
труда
сверстникам,
родителям,
гостям
группы,
использовать
сделанные книжки в сюжетно-ролевых играх: библиотека, семья, детский
сад.
Детям предлагалось работать в паре, так как в дальнейшем, практически во
всех видах деятельности детям придется работать в коллективе и полученный
опыт сам очень полезен.
Такие
книжки
являются
отличным
дидактическим
пособием
для
дошкольников.
Детям книжки очень нравятся, они часто их рассматривают(загадывают
друг
другу
загадки,
вспоминают
стишки,
берегут).
Для
книжек
отвели
специальную полочку.
План литературного кружка «Юный книголюб»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной
литературе
Задачи:
1. Развитие речевой активности детей.
2. Приобщение детей к миру художественной литературы.
3.
Формирование
духовного
мировоззрения
и
всестороннего
развития
личности каждого ребенка.
Пояснительная записка:
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом.
Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем
малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже
родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром
литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я
заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные
штампы,
фразы,
которые
используются
в
производстве
рекламы
и
низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют
даже иллюстрации в них.
Тематическое планирование кружка
МЕСЯЦ
ТЕМА
ЦЕЛЬ
СЕНТЯБРЬ
1. Б.Житков «На воде».
Познакомить детей с эпизодами биографии
Б.Житкова и творческой историей создания
рассказа «На воде» (1924 г.)
Проанализировать рассказ, вызвать
познавательный интерес детей к событию,
описанному в произведении; показать какю
роль в жизни человека играет опыт и умение
пользоваться им. Обратить внимание детей на
описание, как художественный прием
2. «Как создается книга»
Познакомить детей с процессом написания
художественного произведения. Люди каких
профессий принимают участие в том, чтобы
книга попала в руки читателя.
3. Я. Тайц «По грибы»
(пересказ рассказа)
Закреплять умение строить связные
монологические высказывания.
Познакомить детей с новым художественным
произведением. Уточнить знания о частях
текста: начало, середина, конец. Тренировать
умение менять интонацию в соответствии с
переживаниями героев.
4. «Новоселье»
В преддверии праздника «Новоселье»,
познакомить детей с поэтическим
творчеством детских поэтов. Заучивание
наизусть стихотворений о детском саде.
ОКТЯБРЬ
1. Стихи русских поэтов об
осени. (А.С.Пушкин,
С.Есенин, А.Плещеев)
Знакомство детей с произведениями поэтов
об осени. Показать, как они по-разному
передают нам свое отношение к этому
времени года. Познакомить детей с понятием
«рифма». Заучивание наизусть стихов об
осени.
2. В. Чаплин «Питомцы
зоопарка»
Показать детям по-настоящему искреннее,
заботливое отношение человека к животным;
расширять представление детей о
природоведческой литературе, познакомив их
с новым писательским именем и новым
разделом «Животные в неволе».
3. И.Гамазкова «Кто
летает?»
Ввести в круг чтения детей произведение
современной детской литературы;
представить современный детский журнал;
расширять знания детей об окружающем
мире.
4. «Эти чудесные
профессии»
Сочинение рассказа о
профессии родителей
Закреплять в речи детей существительные с
обобщающем понятием «профессии».
Уточнять и расширять словарный запас по
этой теме. Совершенствовать грамматический
строй речи (упражнять в образовании
прилагательных от существительных,
согласование числительных с
существительными). Совершенствование
построения простого и сложного
предложения.
НОЯБРЬ
1. «Бабушкина игрушка»
Развивать воображение детей, учить
составлять небольшие рассказы про игрушки,
которыми играли их бабушки, когда были
совсем маленькими.
2. «Бабушкина игрушка»
Развивать воображение детей, его творческую
самостоятельность. Познакомить детей с
ранее не знакомыми произведениями А.Барто.
3. Н. Носов «Автомобиль».
Познакомить детей с жанром
«юмористический рассказ». Прослушивание
рассказа в аудиозаписи. Показать детям, как
актер выделяет интонацией настроение и
характер героев.
4. История в лицах и
событиях
Знакомство детей со страницами русской
истории; готовить их к восприятию
произведений, созданных «как отзвуки
истории»; воспитывать историческое
сознание детей. Знакомство с произведением
А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
ДЕКАБРЬ
1. Немецкая народная сказка
«Госпожа Метелица» и
русская народная сказка
«Морозко»
Путем сопоставления сказок подвести детей к
усвоению понятия «бродячий сюжет».
Проанализировать сказки, обращая внимание
на элементы содержания, которые помогут
нам при их сопоставлении.
2. И.З.Суриков
Познакомить детей с новым поэтическим
именем; показать особенности изображения
детства И.З.Суриковым.
3. «Гипербола
(приувеличение), как
художественный прием».
Познакомить детей с гиперболой; учить
распознавать гиперболу в художественном
тексте. Чтение стихотворений их английской
литературы в переводе С.Я.Маршака, стихи
К.И.Чуковского, Е.Благининой,
Ю.Владимирова.
4. К.И.Чуковский «Елка»,
Н.Носов «Бенгальские
огни», стихи русских поэтов
о Рождестве»
Создание новогоднего настроения у детей.
Показать, что каждый автор по-разному
изображает праздничную елку. Выяснить,
какие чувства рождает у детей каждое
произведение.
ЯНВАРЬ
1. «Проблема прекрасного в
искусстве»
Познакомить детей с произведениями разных
времен, народов, жанров, рассматривающих
проблему прекрасного; проанализировать
проблему на доступном для детей уровне;
познакомить с понятием «Рассказ». Показать
на примерах, чем рассказ отличается от
сказки.
ФЕВРАЛЬ
1. «Русские былины и
сказания»
Познакомить детей с новым жанром
литературы. Выяснить, в чем отличие былины
от сказки.
2. «Песенное творчество
русского народа»
Познакомить детей с жанром русская
народная песня. Заучивание наизусть песен в
обработке К.И.Чуковского и И.Карнауховой.
3. «Книжные иллюстрации к
русским народным сказкам»
Ввести в разговорный словарь детей понятие
«Иллюстрация». Обозначить основные
критерии изображения русских народных
героев и антигероев.
4. «Защитники Отечества»
Познакомить детей с патриотическими
произведениями литературы (Е.Благинина,
А.Митяев). Воспитывать патриотические
чувства. Показать на примерах, как по-
разному относится автор к своим героям
МАРТ
1. «Милым мамам»
Познакомить детей с рассказом Ю.Яковлева
«Мама», стихотворением Г.Виеру «Мамин
день». Показать, что каждый писатель и поэт
в своем творчестве обращается к этой теме.
На доступном языке познакомить детей с
понятием «аллегория».
2. Поэты о весне
Познакомить детей с новыми поэтическими
именами. Заучивание стихотворений о весне.
3. «Широкая масленица»
Познакомить детей с потешками,
прибаутками, зазывалочками, которые поются
на Масленицу. Заучивание их наизусть.
Знакомство с традициями русского народа по
произведениям литературы.
4. «Книга – величайшее из
чудес, созданных
человеком»
Показать значение книги в жизни человека,
подвести итог по ранее пройденным темам.
АПРЕЛЬ
1. «Сказки Г-Х Андерсена»
«Оловянный солдатик».
Подробно познакомить детей с биографией
сказочника. Показать детям взаимосвязи,
взаимопроникновения в художественном
творчестве. Пересказ сказки «Оловянный
солдатик».
2. «Сказки Г-Х Андерсена».
«Русалочка».
Познакомить детей с особенностями
зарубежной авторской сказки, ее отличиями
от русской народной сказки. Пересказ сказки
Г-Х Андерсена «Русалочка». Пояснить, что
сказки не всегда имеют хороший конец.
3. «Фантастическая
литература»
Познакомить детей с жанром «фантастика».
Чем отличается от других ранее изученных
жанров. Прочитать произведения русских
писателей в этом жанре.
4. С.Я.Маршак «Пожар»
Анализ произведения. Учить детей выявлять
главную мысль произведения, извлекать
уроки, основываясь на ошибках
вымышленных персонажей.
МАЙ
1. «День Победы»
Познакомить детей с творчеством поэтов и
писателей Советского периода. Учить
самостоятельно, без наводящих вопросов,
анализировать произведение.
2. Литературная викторина
Вспомнить вместе с детьми, чему мы
научились за прошедший год. С какими
жанрами литературы познакомились. К
произведениям каких поэтов и писателей
чаще всего обращались. Выяснить
литературные предпочтения каждого ребенка.