Автор: Саенко Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы Самарская область
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы
Наименование материала: статья
Тема: "Через творчество к здоровью"
Раздел: дополнительное образование
«Через творчество к здоровью»
Саенко Елена Владимировна
Руководитель ансамбля песни и танца «Чародеи»
Педагог доп. образования СП «ОЦ» ГБОУ СОШ№2 Кинель- Черкасский Дом
детского творчества Самарской области
Своевременная поддержка и вовлечение людей в творчество не
только отвлекают детей от улицы , но и помогают всем людям
независимо
от
физических
данных
поверить
в
себя
и
свои
возможности.
Равные возможности для всех, независимо от состояния
здоровья в современной жизни необходимое условие воспитания
гражданина России. Болезнь не уважает социальное
положение , не знает границ и не имеет национальности.
У детей имеющих ОВЗ и как правило находящихся на
домашнем обучении все общение происходит в ограниченном
кругу родных и близких. Которые из хороших побуждений
желая облегчить жизнь родному человеку помогают ему
буквально во всем , что приводит в дальнейшем к
потребительскому отношению к окружающим. Общество в
котором находится ребенок одно из решающих факторов
напрямую влияющих на социальную реабилитацию ребенка.
Только комплексный подход через творческую деятельность
последовательно в разных направлениях дает реальный шанс
подготовки и реабилитации для каждого ребенка имеющего
ограниченные возможности с последующей интеграцией в
окружающий социум. Коллективные занятия любым видом
творчества и желание победить в первую очередь влияет на
преодоление ребенком ограничения своих возможностей и
достижения желаемого результата.
Еще до прихода в детский коллектив ребенка имеющего ОВЗ и
зачастую изолированного от общества не умеющего общаться со
сверстниками , необходима предварительная тщательная работа
педагога с остальными детьми группы и их родителями.
Только тесное сотрудничество учителя , родителей и лечащего
врача ребенка имеющего ОВЗ приводит к достижению
желаемого результата. И люди с ОВЗ получают свой второй
шанс который дает надежду на будущее и перспективы
дальнейшего развития.
Первый этап социальной реабилитации ребенка с ОВЗ
начинается с посещения общих занятий прикладными видами
творчества без особых физических нагрузок например соленым
тестом, шитьем , изготовлением игрушек народ проживающих
на территории России знакомит с историей прикладного
искусства ,.помогает детям с ОВЗ быстрее адаптироваться в
группе . Одновременно нормализуется работа мелкой моторики
рук , что ведет к насыщению кислородом двигательных центров
коры головного мозга , а результат приложенных усилий виден
сразу , например подарки родителям. Положительные эмоции
помогают увлечь педагогу ребенка более необходимым для
него , элементарным приемам самообслуживания.
Следующий
этап
социальной
реабилитации
идет
в
комплексной работе с другим видом творчества без отрыва от
предыдущего .Ребенок с ОВЗ начинает посещать другие занятия,
что
тем
самым
увеличивает
круг
общения
.
Знакомство
с
особенностями
русского
языка
в
игровой
форме,
постановка
культуры речи , знакомство с культурой и
играми
народов
России послужит привитию знаний правил русского языка с
малых
лет.
Сказки,прибаутки
разных
н а р од н о с т е й
проживающих
на
территории
России
показанные
всеми
воспитанниками кружка совместно с педагогом в спектаклях
для
родителей
и
сверстников
воздействуют
на
снятие
психологических барьеров в общении с людьми всех возрастов,
развитие
коммуникабельности
,
умению
преподнести
себя
и
научится слушать
и выслушивать собеседников , позволяют
вывести детей с ограниченными возможностями находящимся
на
домашнем
обучении
спокойно
без
страха
находится
в
обществе незнакомых людей , уважительно относиться к людям
разных
национальностей
,
меняется
манера
поведения
воспитанника
-
пропадает
торопливость
или
неуверенность
ребенок учится четко отвечать на поставленные вопросы и в
ответ задавать свои.
Зажатость
и
страх
после
занятий
в
таких
группах
пропадает
и
ребенок
спокойно
идет
на
следующий
этап
комплексных занятий вокалом и хореографией.
Хореография
разных
направлений
с
элементами
акробатики
,
лечебной
гимнастики
и
йоги,
когда
все
упражнения подбираются с обязательным учетом диагноза и
возрастных
особенностей
воспитанников.
А
также
вокал
с
дыхательными
упражнениями
создают
хороший
мышечный
каркас всего организм человека в целом. Что гораздо
легче
сделать
только
при
индивидуальном
подборе
репертуара
и
только
при
условии
правильно
поставленной
постановке
дыхания, потому что необходимо не только держать голос на
определенной тональности , но и ни в коем случае не сбиваться
на тональность соседа
и тогда пение в ансамбле становится
праздником на который с гордостью хочется пригласить всех
друзей и знакомых.
Благотворительный фонд помощи людям с ограниченными
возможностями здоровья и попавшими в трудные жизненные
ситуации
"Зеленый
источник",
создан
в
июле
2013года
для
оказания помощи в том числе и ансамблю песни и танца «
Чародеи». С 1998 года работающего по уникальной методике
помогающей
реабилитации
людей
с
ограниченными
возможностями
всех
возрастов
в
ГБОУ
СООШ
№2
«ОЦ»
Кинель- Чекасском доме детского творчества , а также на базе
Кинель-Черкасского
филиала
Тольттинского
медицинского
колледжа так как больше половины ребят с ОВЗ это студенты
которые после потери зрения приезжают для получения своего
второго шанса- профессии массажиста в Кинель-Черкассы из
разных областей и республик РФ География обширна Ханты-
Мансийский
автономный
округ;
Сахалин
Улан-Удэ
Москва;
Орел;
Тамбов
и
многие
другие
населенные
пункты,
самый
ближний из которых это г.Самара
. И если н
езрячие от рождения
люди
спокойно
воспринимают
свое
положение
и
рады
получению новых умений и навыков , то зачастую взрослые
люди
получившие
травму
в
ДТП
или
на
производстве
озлобляются
начинают
успокаивать
себе
нервы
табаком
или
искать утешение в алкоголе, ломаются.
При потере зрения как правило всегда наблюдается резкое
ухудшение
памяти
,
а
это
один
из
показателей
серьезных
нарушений функций работы головного мозга.
Все занятия с такими людьми проходят вначале строго
индивидуально : болезнь ломает не только тело, но в первую
очередь калечит душу. Почему именно со мной такое случилось,
за
что…?
Тогда
помогает
только
Вера
в
Бога
и
все
произошедшее с каждым воспринимается уже как испытание,
меняется
само
отношение
к
произошедшему:
проходит
озлобленность, появляется терпимость. Занимаясь вокалом
люди
расстаются
с
вредными
привычками.
Вокальные
упражнения
и дым сигарет просто не совместимы, кашель
с и л ь н о
м е ш а е т
п е н и ю .
Каждый
выходящий
на
сцену
человек
с
ограниченными
возможностями в первую очередь должен переломить себя . То
что вряд ли навредит взрослому человеку с сахарным диабетом
может
нанести
непоправимый
ущерб
маленькой
девочке
имеющий дагноз -мулковисцедоз. Так как занимаются дети от 3
лет и взрослые до пред пенсионного возраста. Индивидуальная
работа с каждым имеющим ОВЗ , строгий подбор необходимых
упражнений
помогают
в
создании
мышечного
каркаса
всего
организма в целом . Воспитанник с ОВЗ перестает зависеть от
посторонней помощи, учится не только самостоятельно ходить ,
но и в первую очередь идет воспитание характера человека как
личности.
Участвуя в фестивалях наравне со здоровыми, у людей с ОВЗ
любого возраста повышается самооценка и заметно изменяются
жизненные позиции. Люди,
видя рядом тех кому еще хуже
зачастую забывают про свои проблемы и учатся не брать, а
отдавать. Совместные занятия учит быть более терпимыми и
вовремя приходить на помощь, что напрямую влияет на выбор
будущей профессии.
С самого начала работа идет в тесном сотрудничестве педагога
с
родителями
имеющих
детей
с
ОВЗ,
что
напрямую
влияет
снижение психологического напряжения в семьях .
Совместная работа по подготовке и проведению праздников ,
участие
в
обязательных
фестивалях
и
конкурсах
служат
объединению семей, появлению взаимовыручки между разными
семьями. Пропадет страх за будущее своих детей имеющих ОВЗ
.
Поездка
с
выступлениями
в
реабилитационный
центры
позволяет показать что есть дети которым гораздо хуже чем им
-как зрителям , так и на артистам … происходит серьезная
переоценка семейных ценностей , что является необходимым
элементом
методики
воспитания
успешного
раскрытия
индивидуального
потенциала
каждого
ребенка,
имеющего
ограниченные возможности или хронические заболевания . И
дети поют вместе со взрослыми и перестают пугаться и убегать
от незрячего человека,
а с гордостью выводят его вместе с
собой
на
сцену,
за
что
их
те
ласково
называют
«своими
глазками» .
Участие в творческих
фестивалях
и конкурсах прикладного
мастерства разных уровней входит в обязательную программу
реабилитации.
Воспитанники
ансамбля,
выступая
на
общих
основаниях
в
Астрахани,
Туапсе
и
т.д.,
не
раз
становились
лауреатами
и
дипломантами
международных
фестивалей
и
конкурсов.
По
результатам
исследований
многие
воспитанники
выпускники ансамбля говорят, что занятия в ансамбле были
единственным, что в свое время удержало их и помогло остаться
на плаву: общение внутри коллектива,
среди
сверстников,
имеющих
зачастую
гораздо
более
серьезные
диагнозы
и
связанные в связи с этим ограничения и конечно не только
советы , но и серьезная помощь в любых жизненных ситуациях
педагога.
Каждый день на каждом занятие
творчеством ребенок или
взрослый человек с ОВЗ ставит перед собой задачу , которую он
обязательно должен в конце занятия решить и так шаг за шагом
идем
к
достижению
нашей
основной
цели-
социальной
реабилитации людей с ОВЗ.
.