Напоминание

"Критериальное оценивание"


Автор: Смольянинова Светлана Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Мурманская область город Оленегорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Критериальное оценивание"
Раздел: среднее образование





Назад




«Критериальное оценивание»

Оценивание

учащихся

в

школе

не

является

лишь

техническим

приемом.

Учителя

выставляю оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой

значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия

о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как

самооценка,

способности

и

усилия

(Александер,

2001).

Поэтому

нам,

учителям,

необходимо

задуматься о том, как можно максимально качественно провести оценивание обучающихся и

выявить, что именно является причиной низкого или высокого результата.

Так что же означают понятия «критерии оценивания» и «критериальное оценивание»?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ представляют собой перечень различных видов деятельности

учащегося,

которую

он

осуществляет

в ходе

работы

и

должен

в

совершенстве

освоить

в

результате работы. Тогда как КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс, основанный на

сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными,

заранее

известными

всем

участникам

процесса

критериями,

соответствующими

целям

и

содержанию

образования,

способствующими

формированию

учебно-познавательной

компетентности учащихся.

Что же представляет собой система критериального оценивания?

Система критериального оценивания включает в себя формирующее оценивание, которое

предназначено

для

определения

текущего

уровня

усвоения

знаний

и

навыков

в

процессе

повседневной

работы

в

классе,

осуществления

оперативной

взаимосвязи

между

учеником

и

учителем

в

процессе

обучения

и констатирующее

оценивание,

которое

предназначено

для

определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения

блока

учебной

информации.

Отметки,

выставленные

за

констатирующие

работы,

являются

основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

Для того, чтобы иметь более четкое представление о формирующем и констатирующем

оценивании, необходимо знать их основные характеристики.

Так, формирующее оценивание:

производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и

других видов работ);

помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов;

позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником,

анализировать ее и планировать дальнейшую работу.

В свою очередь, констатирующее оценивание:

проводится в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной

работы)

даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме

даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся,

выставить итоговые отметки

При проведении формирующего и констатирующего оценивания необходимо учитывать,

что:

Количество формирующих оценок не ограничено, т.е. не регламентируется. Формирующие

оценки несут в себе корректирующую функцию. Формирующие оценки

не учитываются при

выставлении оценок за констатирующие работы и итоговых оценок за отчетный период.

В случае невыполнения ряда работ, за которые предусмотрено формирующее оценивание, в

том числе и домашних заданий, и систематические пропуски занятий без уважительных причин,

учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей работе. Об отказе в допуске к

выполнению

работы

учащемуся

должно

быть

объявлено

не

позднее,

чем

за

неделю

до

ее

проведения путем соответствующей записи в дневнике.

График констатирующих работ утверждается директором школы и доводится до сведения

учащихся к 1-му учебному дню каждой четверти.

В течение учебной четверти проводится не менее 3-х констатирующих работ, выполнение

которых обязательно для всех учащихся.

Оценка

за

констатирующую

работу

выставляется

по

критериям

в

соответствии

с

требованиями.

Критерии

оценивания

учебных

достижений

доступны

для

ознакомления

всем

заинтересованным лицам (учащимся, законным представителям).

Оценки

за

констатирующие

работы

учитываются

при

выставлении

оценок

по

итогам

учебных четвертей.

В

случае

отсутствия

учащегося

по

уважительной

причине,

пропущенные

им

констатирующие работы должны быть выполнены в двухнедельный срок после выхода учащегося

в

школу.

Оценки

выставляются

в

журнал

на

день

проведения

работы

всем

классом.

При

отсутствии возможности выполнить пропущенные констатирующие работы в установленный срок,

учащемуся предоставляется специально для этого резервный день до окончания текущей четверти,

определенный администрацией школы.

В

случае

выполнения

учащимся

констатирующей

работы

на

итоговую

оценку

неудовлетворительно,

ему

предоставляется

возможность

повторного

выполнения

работы

в

двухнедельный срок. Оценка ученику в журнал в таком случае не ставится. Эта графа должна

быть заполнена по истечении двух недель. В случае не соблюдения сроков, ученику выставляется

ранее полученная оценка. В случае улучшения отметки, ранее полученная — аннулируется.

В

случае

невыполнения

более

половины

запланированных

констатирующих

работ

в

четверти, учащийся по данному предмету получает неудовлетворительную оценку.

Теперь в свою очередь встает вопрос, есть ли преимущества критериального оценивания

перед пятибалльной системой, и каковы они? А ПРЕИМУЩЕСТВА на лицо, так как:

Оценивается только работа учащегося;

Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы;

Эталон известен учащимся заранее;

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может

определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет

конкретное выражение учебных целей.

В конце хочется отметить, что КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ позволяет увидеть ПЛЮСЫ в

работе не только учителям, но и учащимся и их родителям.

Для учителей:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать

индивидуальную

траекторию

обучения

каждого

ученика

с

учетом

его

индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Для учащихся:

использовать

многообразие

стилей

обучения,

типов

мыслительной

деятельности

и

способностей для выражения своего понимания;

знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования

результата, осознавать

критерии успеха.

участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

использовать

знания

для

решения

реальных

задач,

выражать

разные

точки

зрения,

критически мыслить.

Для родителей:

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.



В раздел образования