Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"


Автор: Чистова Анна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ВО "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Бутурлиновка,Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ. «Озорные пальчики».

Нетрадиционные игры и упражнения

Упражнение «Пальчиковые шаги»

Цель: развитие координации движений кистей и пальцев рук.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать

самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий.

Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно

переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и

содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Этапы работы.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение.

Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок может

отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним

пальчиками этот ритм по столу.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками.

Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда

ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинать работу

следует с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение

задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в

следующей последовательности:

указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец

и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний

пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец

и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в

быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный

и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все

предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая»

пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут

выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может

произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук.

Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого

сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки —

по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно

разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»).

Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук

(на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и

мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от

содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение

сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить

эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют

расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Традиционные игры и упражнения

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.

Противопоставление пальцев.

Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

Отведение — приведение пальцев.

Сжимание ластика разными пальцами.

Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

Перекладывание мячей разного диаметра.

Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.

Перекатывание в пальцах карандаша.

Передача пальцами теннисного шарика.

Упражнения по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию

общеучебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать

инструкцию и точно ее выполнять.

Рисование узоров, раскрашивание, штриховка, обводка по точкам и т.п.

Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории,

копирование по шаблонам.

Игры с пальчиками с речевым сопровождением

Цель: развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства

ритма, кратковременной слуховой памяти.

Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики «здороваются», т.е.

последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта:

пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

начинать с ведущей руки;

затем подключается другая рука;

обе руки одновременно;

упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь

сопровождения убирается.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой

мускулатуры руки к письму.

Данный вид задания рекомендуется детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой

мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие,

быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мышечной активности и поддержание тонуса мышц участвующих в акте

письма, развитие подвижности и гибкости кистей рук.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного

ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем

левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную

увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного

движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного

напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При

необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в

течение дня 2 – 3 раза.

Упражнения на составление фигурок из счетных палочек или спичек

Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы

предмета, развитие навыков графической символизации.

Дети выкладывают на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно,

по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка,

очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум,

жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата,

коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник,

башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик.

Упражнение «Нитяные узоры»

Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных

координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания,

умения работать сосредоточенно и аккуратно.

Для работы берутся толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Используются карточки-

образцы, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и

связывание веревочек.



В раздел образования