Автор: Быкова Наталия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Страна чудес" детский сад №37 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Новоуральск
Наименование материала: Методическая разработка совместной деятельности
Тема: "Весна-красна"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
совместной непосредственно
образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
компенсирующей направленности
Тема: «Весна-красна»
Составитель: Бай Наталия Юрьевна
учитель-логопед высшей кв. кат.
МАДОУ «Страна чудес» д/с №37.
Новоуральск 2018
Пояснительная записка.
Современная тенденция развития образования, в соответствии с ФГОС направлена на
воспитание гармонично развитой личности, которая принимает активное участие в жизни
общества.
Современная жизнь требует преобразований в самой модели подготовки человека к
жизни. Требуются люди, способные разумно строить и корректировать отношения к себе,
другим людям, обществу и природе.
В
ФГОС
определены
целевые
ориентиры
образования
на
этапе
завершения
дошкольного образования. В них говорится о необходимости овладения ребёнком устной
речи, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение
речевого высказывания в ситуации общения и развитии навыков выделения звуков в словах,
развитие любознательности и интереса к причинно-следственным связям.
В последнее время постоянно растет количество детей с ТНР. Одним из характерных
признаков детей с ТНР является «психологическая инерция», которая является «врагом»
творческого процесса. Эта проблема возникла и в нашей группе для детей с нарушением
речи. В группе 12 человек. Все дети имеют диагноз общее недоразвитие речи III уровня,
осложненные дизартрией различной степени выраженности. По уровню интеллектуального
развития дети распределились следующим образом: 20%-высокий, 70% - средний уровень,
10% - ниже среднего. Педагоги нашей группы реализуют
«Программу коррекционного
воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой,
основной
целью
которой
является
развитие
связной
речи,
в
соответствии
с
лексико-
грамматическими и фонетическими нормами языка.
На основании результатов обследования связной речи
детей 6-7 лет, а также
их
психологической базы речи, я сделала вывод о том, что дети испытывают затруднения в:
произношении отдельных групп звуков (шипящих, соноров, африкатов);
составлении предложений (по сюжетной картине, по воображению);
составлении
описательных
рассказов
(по
предметной
картине,
по
серии
сюжетных картин, в составлении творческих рассказов),
правильном употреблении грамматических конструкций,
установлении причинно-следственных связей;
выполнении умозаключений;
проведении анализа и синтеза;
выполнении сравнения и обобщения.
Необходимо отметить, что педагоги группы часто сталкиваются с недостаточной
активностью
детей
на
занятиях,
обусловленной
их
низкой
мотивацией
на
предмет
получения
новых
знаний.
В
совместной
деятельности
со
взрослым
дети
испытывают
затруднения в построении самостоятельных высказываний. Все это негативно влияет на
развитие коммуникативных качеств воспитанников.
Известно, что использование деятельностного подхода в педагогическом процессе
способствует повышению познавательной мотивации, речевой активности и активизации
мыслительной деятельности ребенка. ( Приложение 1).
Я задумалась о целесообразном применении
современных коммуникативно –
развивающих
технологий
в
коррекционном
процессе
для
реализации
деятельностного
подхода. Передо мной встала задача выделить оптимальные методы и приёмы и постараться
включить их в коррекционную совместную деятельность с детьми с ТНР. (Приложение 2).
В
результате
мне
удалось
разработать
серию
занятий
для
детей
с
ОНР
с
использованием следующих эффективных методов и приёмов:
микропроблемные ситуации, проблемный диалог
рече-мыслительные
игры-задачи
с
проблемным
содержанием
на
развитие
всех
компонентов речи (с использованием метода ассоциативных связей).
Я
проводила
непосредственно
образовательную
совместную
деятельность
по
развитию
лексико-грамматических
категорий
в
семантическом
поле
лексической
темы
«Весна-красна» и обучению грамоте. На данном этапе работы дети имеют понятия: «Звуки –
гласные, согласные», «Слог», «Слово – предмет, признак, действие», «Предложение», а также
имеют навыки решения задач с проблемным содержанием.
Предварительно воспитателями группы проводилась работа по накоплению словарного
запаса по данной теме. Работа осуществлялась на занятиях по ознакомлению с окружающим
миром, на прогулках, а также в ходе чтения художественной литературы (Н.Никонов «Сказки
леса», Н.С. Никитин «Полюбуйся весна наступает», Н. Некрасов «Зеленый шум»).
Совместная
деятельность
построена
в
игровой
форме
с
использованием
мультимедийных средств, в ходе которой постоянно возникают микропроблемные ситуации.
Решение
данных
ситуаций
предполагает
обсуждение
детских
высказываний,
предположений, на основе которых они делают самостоятельные выводы.
Особенностью организации пространства данной совместной деятельности является
максимальное
приближение
к
ситуации
«Круглого
стола»,
приглашающего
к
равному
участию
в
работе,
обсуждении,
а
также
интеграция
разнообразных
видов
детской
деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной.
В процессе подготовки занятия я опиралась на следующие принципы:
принцип доступности и индивидуализации,
принцип природосообразности,
принцип полифункционального подхода,
принцип сознательности и активности детей.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности «детей - логопатов» 6-7 лет
(преобладание наглядно – образного мышления и полисенсорного режима восприятия) при
объяснении нового материала я старалась задействовать все каналы детского восприятия. В
ходе занятия активно использовался метод наглядного моделирования (графические модели,
мнемосхемы,
условные
обозначения).
Наглядное
моделирование
делает
задания
более
доступными и наглядными, позволяет решать их более осознанно. Так же дети
активно
откликались на использование авторских четверостиший и заданий на договаривание стихов,
так как рифмованная речь основана на ритмичном произношении, а самый близкий к этому
явлению, ритм сердца, который является врожденным биоритмом.
Для
реализации
возможностей
каждого
ребёнка
на
занятии
осуществлялся
индивидуально-дифференцированный
подход.
Это
проявлялось
в
вариативности
индивидуальных,
подгрупповых
заданий.
А
также
в
применении
самих
приёмов
проблемного обучения, которые требуют от каждого ребёнка открытия своих потенциалов.
Главным моментом рефлексии является самостоятельное составление предложений,
самостоятельная формулировка выводов. Составление рассказов - фантазий по данной теме
планируется на следующем занятии с детьми.
Таким
образом,
успешную
динамику
речевого
развития
детей,
стимулирование
речевой активности и развитие предпосылок творческого и словесно-логического мышления
на данном занятии обеспечивала работа над всеми компонентами речи через:
(Приложение 3)
использовании
деятельностного
подхода
в
организации
коррекционного
процесса;
создание микропроблемных ситуаций и использование эффективных методов и
приёмов коммуникативно-развивающих технологий;
использование приёмов на активизацию всех каналов восприятия.
Лексическая тема: «Весна-красна».
Цель: развитие связной речи детей, через совершенствование лексико-грамматических
категорий, с использованием технологий деятельностного типа.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.
Закреплять понятия слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
2.
Расширять и уточнять номинативный, адъективный, предикативный словарь детей.
3.
Закреплять умения подбирать родственные слова к данному слову.
4.
Совершенствовать навыки построения грамматических конструкций.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.
Развивать способность детей решать и составлять (по аналогии) задачи с проблемным
содержанием.
2.
Развивать умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи.
3.
Развивать фонематический слух.
4.
Стимулировать на проявлении инициативности и самостоятельности в общении со
взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать активность, отзывчивость, инициативность; познавательный интерес,
активность мышления.
2. Воспитывать интерес к традициям и культуре родного края.
3.Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе
совместной деятельности.
Оборудование:
мультимедийная
презентация,
магнитофон
с
записями
звуков
природы,
картинный
материал
по
теме,
схемы
для
отработки
грамматических
конструкций,
индивидуальный раздаточный материал, домики - символы ОН, ОНА, ОНИ.
Возможные достижения в усвоении материала (целевые ориентиры)
используемые
в
ходе
совместной деятельности
методы
и
приемы
будут
способствовать развитию следующих качеств ребенка:
овладение
грамматическими
конструкциями
устной
речи,
построение
речевого
высказывания в ситуации общения.
проявление
инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности
деятельности;
активность,
творчество в выполненинии различных видов деятельности, предлагает
свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
активность взимодействия со взрослыми и сверстниками;
способность эмоционально сопереживать героям сюжета;
владение
конструктивными
формами
общения
и
взаимодействия:
договариваться,
распределять действия в сотрудничестве;
способность планировать и согласовывать свои действия;
готовность рассказать о способе решения той или иной задачи.
1.
Организационный момент.
Последовательность
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность детей
Концентрация
детского внимания
.
Здравствуйте, ребята!
Наше настроение.
Всем на удивление.
Друг другу улыбаемся,
Красиво говорить стараемся!
Дети
повторяют
слова
и
выполняют
самомассаж
Б АТ
л и ц а
и
у ш н ы х
раковин.
2.
Разминка для ума.
Актуализация
имеющихся
знаний.
Игровая ситуация
побуждающая
интерес
детей
к
заданию
(Логопед трет ладошки, греет руки).
Как можно передать
тепло своих рук друг другу?
Становитесь все в кружок,
Справа дружок и слева дружок.
Ручки друг, другу пожмём
Тепло своё передаём.
Что может передавать тепло?
Мы встали рядом и у нас получился…
Что ещё бывает круглым?
Почему год называют круглым?
Что
бывает
круглым
и
передавать
тепло?
Дети заинтересовались.
Пожать друг другу руки.
(Дети
становятся
в
круг,
берутся за руки)
Печка, батарея, огонь, костер,
солнце.
Круг
Обруч,
мяч,
часы,
кольцо,
солнце, год.
Времена года повторяются.
Солнце.
3.
Введение в игровую ситуацию
Создание
м о т и в а ц и и
к
деятельности.
Включение детей
в целеполагание
Побуждение к
деятельности,
эмоциональный
настрой.
Заглянуло солнышко
Сегодня к нам в окошко,
И сказало тихо-
погрустим немножко…
(1слайд)
Почему солнышко грустное?
(Логопед
обращает
внимание
на
календарь
«Круглый
год»,
на
котором
дети отмечают признаки времён года)
Ребята, посмотрите, что необычного вы
заметили?
Как помочь солнышку?
Мы
выяснили,
что
солнышко
передает тепло.
Своими
лучами
оно
растопило
снег
и
появились буквы.
(2слайд)
Какое
слово
можно
составить
из
этих букв?
(3слайд) (СВНЕА)
Пойдем весну встречать весенние
приметы собирать.
Весна не наступает.
Признаков весны почти нет,
зима затянулась.
Рассказать
о
в е с н е ,
н а р и с о в а т ь
в е с е н н и е
приметы,
найти
признаки
весны.
ВЕСНА
Побуждение к
гипотезам
По
какой
дорожке
мы
пойдём?
Которая вправо ведёт или влево?
Какая
из
них
подходит
к
слову
весна?
(4слайд)
(Детям предлагается две звуковые
схемы, одна из которых подходит
к слову ВЕСНА).
Друг за другом встали,
Ручейком все побежали.
(Звучит
магнитофонная
запись
звуков природы)
Какие звуки вы слышите?
Когда эти звуки можно услышать?
Мнение
разделилось.
Докажите
свою точку зрения.
Журчание ручейка, капель, ледоход
– это звуки?
На
какие
речевые
звуки
похожи
песенки весны?
(Дети
останавливаются,
прислушиваются).
Капает
капель ,
ш ум и т
дождик, журчит ручей, поют
птицы.
Весной. Осенью.
Дети
предлагают
с в о и
решения проблемы. (Капель
капает только весной, треск
– это ломается лёд на реках,
-
это
происходит
весной.
Дождь идет осенью и т.д.)
Весны.
ШШШ - шум дождя, сссс-
журчание ручья.
4.
Работа
со
словами-предметами,
словами
–
признаками,
словами-
действиями.
Закрепление навыков
словообразования,
словоизменения.
Что весной журчит?
( Д е т я м
п р е д л а г а ю т с я
с х е м ы
образования слов)
Значит он какой?
Кто весной поёт?
Какой голос у птиц?
Значит птицы какие?
Весной журчит ручеёк.
Журчащий.
Весной поют птицы.
У птиц голос звонкий.
Голосистые, звонкие.
Звонкоголосые.
Капель,
дождик,
ветерок,
Игра
на
р а з ви т и е
фонематического
слуха
Фонетическая задачка
Что весной ещё может петь?
Капель какая?
Про
что
ещё
можно
сказать
звонкий, капающий.
Весенние звуки какие?
Кап-кап-кап капель звенит,
Словно с нами говорит.
(Каждому
ребёнку
по
ла д ошке
отбивается ритм песенки капели I II I,
II III I и т.д.).
Промокнем мы под каплями.
Где нам укрыться?
Есть волшебные слова.
Скажешь слово – слышишь два.
В быстром темпе проговорите
несколько раз слово ВЕСНА.
Где мы укроемся?
И т а к ,
в е с н у
м ы
м о ж е м
услышать.
(Детям предлагается опорный сигнал –
ухо).
ручеёк.
Поющая,
з в о н кая,
капающая, прозрачная.
Дождик.
Звенящие,
п о ю щие,
хрустальные, прозрачные.
( Д е т и
п о в т о р я ю т
ритмический рисунок).
Под зонтом, под крышей…
(дети
проговаривают
слово
В Е С Н А ,
п о л у ч а е т с я
НАВЕС).
Под навесом.
5.
Работа по подгруппам.
Уточнение
адъективного
словаря,
закрепление
составления
п р е д л о ж е н и й
с
заданным
словом
–
предметом.
Включение
детей
в
обследовательскую
деятельность
Самостоятельная
деятельность детей
М е т о д
п р я м о й
аналогии
Где можно увидеть весну?
К а к
е щ ё
м о ж н о
в е с н у
почувствовать?
Гд е
м ож н о
з а п а х
в е с н ы
уловить?
А в группе?
Что на веточках?
А потом, что будет?
Предлагаю закрыть глаза.
(5слайд)
*Кого
солнышко
по
голове
погладит, тот будет на картинке
весенние
приметы
собирать,
р и с о ват ь
и
п р е д л о ж е н и я
составлять.
**Кого солнышко по ладошке
погладит,
тот
будет
ве сну
нюхать
и
слова
–
признаки
собирать.
(Презентация заданий)
За окном, на картинке.
Понюхать
За окном, на улице.
Понюхать веточки.
Почки
Листочки
* Д е т и
с о в м е с т н о
с
воспитателем
рассматривают
весеннюю
картину
и
зарисовывают
пиктограммой
приметы
весны.
* * Д е т и
п о
п р и м е р у
логопеда начинают рисовать
пиктограммы
и
составлять
предложения
по
схеме.
(Весна – какая? Свежая, как
ветерок,
ароматная,
как
духи, мокрая, как лужи).
Что мы рисовали?
Помогут они весну встретить?
Весну мы слушали, а ещё?...
(Детям
предлагаются
опорные
сигналы ГЛАЗ, НОС)
Весенние приметы.
Эти приметы мы поместим
на наш круглый год, тогда
точно весна придёт.
Видели, нюхали.
6.Гимнастика для глаз.
Развитие
зрительного
восприятия.
(На
стене
лазерной
указкой
или
зеркалом в солнечный день показать
«солнечного зайчика»).
Что это?
Посмотрите он прыгает как…?
Проследим глазками, как играет
«солнечный зайчик».
Солнечные зайчики
Играют на стене
Поманю их пальчиком-
Пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей-
Вот, вот, вот – левей, левей!
Прыг - скок, прыг - скок,
Убежал на потолок.
Дети заинтересовались.
Это
«солнечный
зайчик»,
лучик.
Зайчик.
( Д е т и
в ы п о л н я ю т
гимнастику для глаз).
7.
Работа с родственными словами.
Расширение
номинативного
словаря детей.
Задачка
с
заведомо
ошибочными
данными.
Проблемная задачка
Солнечный
зайчик
привел
нас
на
полянку
«Родственных
слов».
Перелётные
птички
снегири,
синички на полянку летите.
Почему вы не летите?
Перелётных
птиц
назовём
и
дальше играть начнем.
(6 слайд)
Интересно, какое слово сегодня
выросло
на
нашем
«Дереве
родственных слов».
На ушко друг дружке,
Говорят подружки,
Что весной у детей
На носу…
(Выбрать нужное слово)
Х Л О П У Ш К И ,
П О Д У Ш К И ,
ВЕСНУШКИ, ИГРУШКИ.
(Каждому
ребёнку
предлагает ся
предметная картинка).
Превратите
ваши
картинки
в
(Дети стоят на месте).
Потому что это зимующие
птицы.
(Дети называют перелётных
птиц)
Веснушки
( У т р о ,
д е н ь ,
ц в е т о к ,
настроение,
песня,
улыбка,
дождь).
Весенний
день,
цветок,
Проблемная
ситуация
Подводящий диалог
Метод
«Мозговой
штурм»
Открытость
педагогического
процесса, настрой на
совместную
д е я т е л ь н о с т ь
с
родителями.
весенние слова. Добавьте к ним
весеннее слово.
Что вы заметили?
Весеннее
слово
всегда
звучит
одинаково?
Почему?
(Логопед
начинает
раскладывать
картинки в домики, проговаривая: ОН -
ВЕСЕННИЙ- д о ж д ь ,
О Н А -
ВЕСЕННЯЯ- … . к а п е л ь ,
О Н О -
ВЕСЕННЕЕ-утро,
далее
предлагает
закончить детям)
Что вы заметили?
(На
слайде
три
картинки
капель,
цветок, солнце)
(7слайд)
Какое
слово
подходит
к
слову
весенний? Весенняя? Весеннее?
Какое
слово
«живёт»
во
всех
этих словах?
(Дети
замечают,
что
на
дереве
появилось ещё одно слово)
Что это?
Где мы можем узнать?
(Звучит запись веснянки)
(8слайд)
Мне хотелось бы сделать такую
же куклу, чтобы она оберегала
меня.
Я предлагаю вечером вместе с
родителями изготовить веснянку
и показать её своям друзьям.
запах.
Весеннее настроение, утро.
Весенняя песня, улыбка.
Получаются разные слова.
Нет
(Выслушиваются
мнения
детей)
Слово весенний изменяется,
принимает
форму
того
слова с которым дружит.
ВЕСЕННИЙ
ц в е т о к ,
ВЕСЕННЯ
Я капель,
ВЕСЕННИЙ день.
ВЕСНА
(Дети читают)
ВЕСНЯНКА.
У
д е т е й
в о з н и к а е т
затруднение.
В
словаре,
и н т е р н е т е ,
спросить у мамы.
*Веснянка
–
это
короткая
песня,
которую
исполняли
в о
в р е м я
в е с е н н и х
праздников славян русских,
украинцев, белорусов
**В е с н я н к а
– обрядовая
кукла.
(У детей возникает желание
тоже изготовить куклу)
8.
Итог деятельности.
Рефлексия.
Помогли
мы
солнышку
весну
встретить?
Как мы узнали, что весна идёт?
(показываются
опорные
знаки
НОС, ГЛАЗ, УХО)
Мы весну везде искали,
И приметы собирали,
Да помогли
Мы весну видели, нюхали,
слушали.
Солнышко довольно вами?
Нарисуйте это сами.
(9слайд)
(Дети отражают эмоции на
изображениях солнышка)
Приложение 1
Организацию своей педагогической деятельности я осуществляю в рамках системно-
деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью
ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и
проблематики.
– это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок
детей, при котором каждый ребёнок может самореализоваться, почуствовать радость
творчества.
Реализуя деятельностный подход, я решаю следующие задачи:
-создаю условия для того, чтобы сделать процесс приобретение знаний мотивированным;
-учу детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе
средства, её достижения;
-помогаю детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки.
Приложение 2
В своей работе я широко использую инновационные коммуникативно-развивающие
технологии.
Использование данных технологии предполагает применение методов и приёмов
работы с детьми, направленных на создание мотивации речевой деятельности, развития
внутреннего программирования, активизацию речевых средств, для лексико-грамматического
оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.
Коммуникативно - развивающие технологии
Метод
ассоциативных
связей или
«Образ слов»
Методы
дивергентного
речевого
развития
Методы креативного речевого развития
-анализ
звукового
состава слова;
-подбор
слов
к
каждому
звуку
и л и
с л о г у ,
ассоциативно
связанных
с
представлением
о б
и с х о д н о м
слове;
-
с о з д а н и е
рабочей цепочки
- нахождение
проблемы,
которая имеет
множество
правильных
решений;
- поощрение
всех мыслей и
идей;
-оценка не
качества
ответов, а их
количество;
-воздержание от
критики и
оценки идей,
пока они не
будут
поступать.
«Мозговой
штурм»
-
коллективный
метод
поиска
новых
идей,
основная
особенность
ко т о р о г о
р а з д е л е н и е
н а
к р и т и ко в
и
«генераторов».
«Аналогии Синектика» .
Аналогии
являются
хорошим
возбудителем
ассоциаций,
которые,
в
свою
оч е р ед ь ,
стимулируют творческие возможности.
Прямая аналогия;
Личная аналогия;
Символическая аналогия;
Фантастическая аналогия
Проблемная ситуация в
обучении – это спланированное,
специально задуманное средство,
направленное на пробуждение
интереса у учащихся к
обсуждаемой теме.
Основная цель создания
проблемных ситуаций заключается
в осознании и разрешении этих
ситуаций в ходе совместной
деятельности детей и педагога.
Проблемный
диалог
помогает
выйти
из
проблемной ситуации.
Подводящий
от
проблемы
диалог
–
система
посильных вопросов и заданий, подводящих к
открытию мысли.
Активизирует самостоятельную речь детей.
Используются
вопросы:
Почему?
А
ты
как
думаешь? А у тебя какое мнение? Кто думает
иначе?
В последнее время растет количество детей с проблемами соматического здоровья, с
наличием психоневрологических проблем. Кроме этого у детей наблюдается децелерация
(замедленность темпа развития), свойственная детям группы риска.
В нашей группе большое количество детей с диагнозами 5 человек РЦОН, 5 человек –
угрожающая по миопии.
Эти показатели свидетельствуют о том, что нарушения развития детей стали более
тяжелыми, сочетанными с неврологическими, психофизиологическими и эмоционально-
поведенческими нарушениями. Поэтому в совместной деятельности использовались
здоровьезберегающие технологии:
зрительная гимнастика для профилактики нарушений зрения;
массаж и самомассаж ладоней кистей рук и лица для стимуляции биологически
активных точек.
Приложение 3
Результаты усвоения программного материала в ходе непосредственно
образовательной совместной деятельности.
Использование в работе современных педагогических технологий обеспечило высокое
качество коррекционно-образовательной работы в целом.
Положительная
динамика
в
развитии
речи
детей
группы
наблюдается
по
всем
проблемным точкам:
-развитие предпосылок творческого и словесно-логического мышления;
-качественная готовность выпускников к школьному обучению (высокие показатели:
речевого развития (чистая речь – 86%, максимальная коррекция – 14%);
-интеллектуальной
и
мотивационной
готовности:
качественный
уровень
интеллектуальной готовности - 80% (по результатам диагностики П.Я. Кеэса);
-высокий уровень сформированности мотивационной сферы –87% (по
результатам
диагностики М.Р. Гинзбург).
Сравнительный анализ данных показал положительную динамику в развитии
предпосылок словесно-логического мышления и связной речи у детей с ОНР.
Приложение 4
1 слайд
2слайд
3слайд
4слайд
5слайд
6слайд
7 слайд
8слайд
9слайд