Напоминание

"Таинственное пробуждение земли Амурской"


Автор: Пивнева Любовь Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7 г.Шимановска
Населённый пункт: город Шимановск, Амурская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Таинственное пробуждение земли Амурской"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно – эстетическому

направлению развития

детей города Шимановска»

Пивнева Л.Г.

Воспитатель высшей категории

Проект

«ТАИНСТВЕННОЕ

ПРОБУЖДЕНИЕ

ЗЕМЛИ АМУРСКОЙ

»

Прекрасное природы пробужденье...

Стряхнула с себя белую вуаль.

Заплакала капелью от волненья

И оголила всю заоблачную даль.

От солнца жмурилась, вновь зиму провожая.

И подбирала платьице к весне.

В лесу теплом подснежники лаская,

Была довольна сладкой новизне.

Заигрывая с ветром, веселилась.

И подпевала птицам иногда.

Природа окончательно проснулась

От крепкого, томительного сна.

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно - исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Сроки проведения: 27.02.13 -25.05.13.

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный работник.

Возраст детей: 5-6 лет

Форма проведения: групповая.

Актуальность проекта:

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно

как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать.

Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им

заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены,

школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление,

речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать

открытия и удивляться им.

Ребенку-дошкольнику

по

природе

присуща

ориентация

на

познание

окружающего

мира

и

экспериментирование

с

объектами

и

явлениями

реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий

мир, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь

узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в

воду предметами (тонет - не тонет, стремятся не только рассмотреть предмет,

но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать ими и т. п.

Современные

дети

живут

в

эпоху

информатики,

компьютеризации

и

роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку

требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение

добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и

творчески.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок

рождается

с

врожденными

творческими

способностями.

Но

творческими

людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили

развить эти способности вовремя.

Не

важно,

кем

станет

ребёнок

в

дальнейшем,

главное,

что

занятия

различными

видами

познавательной,

практической,

исследовательской

деятельностью,

очень

полезны

для

всех.

Они

помогают

сформировать

творческую, активную личность, научить мыслить смело и свободно, а это

необходимо для человека любой специальности.

Цель и задачи проекта

Целью данного проекта является создание условий для развития поисково-

познавательной, исследовательской деятельности детей дошкольного

возраста;

Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к растениям,

животным, чувство радостного удивления, первые эстетические

переживания.

Задачи:

Образовательные задачи:

-

познакомить

с

характерными

признаками

весны

в

живой

и

неживой

природе;

- сформировать целостный образ весны

- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении;

- определять последовательность событий в природе и их связи.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в

группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать,

обобщать и делать выводы;

- развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью

растений и животных.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетический вкус детей;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

Выбор темы проекта,

● Определение его целей и задач;

● Составление плана основного этапа;

● Подборка необходимых материалов по теме.

2.Основной этап

Обобщение знаний детей о первых признаках весны;

● Рассматривание иллюстраций, произведений художников и презентаций;

● Чтение произведений различных авторов по теме;

● Исследовательская работа детей дома;

● Беседы с родителями;

● Дидактические игры;

● Подвижные игры;

● Заучивание стихотворений о весне;

● Продуктивная деятельность: рисование, работа с бумагой и пластилином по

темам;

● Поэтапное заполнение проекта элементами творческой деятельности

3. Заключительный этап

Оформление проекта

● Проведение обобщающего праздника

● Проведение воспитательного мероприятия: «Таинственное пробуждение» с

участниками проекта.

● Составление портфлолио проекта

● Подготовка и показ презентации

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В рамках реализации проекта дети научатся:

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе

совместной практической деятельности с педагогом;

Умение устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями;

Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний

о сезонных изменениях в природе в весенний период;

Развитие логического мышления через осознание причинно-

следственных механизмов экосистемы;

Развитие творческих способностей детей;

Развитие монологической, диалогической и связной речи детей,

обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями,

пословицами и поговорками;

Чтение наизусть стихотворение о весне;

Развитие интереса у детей к художественной и познавательной

литературе;

Умение составлять описательные и повествовательные рассказы по

предметным и сюжетным картинам, по образцу педагога и из личного

опыта;

Совместная деятельность детей и родителей;

Умение обобщать представления о временах года, в частности о весне.

Продукт проектно-исследовательской деятельности:

Конкурс на выразительное чтение стихов о весне;

Конкурс поделок из разного материала и в разных техниках

«Цветочные фантазии»;

Рисунки детей на заданные и свободные темы о весне, весенних

изменениях в природе, животных, птицах, цветах;

Выставки детских рисунков: «Весенние пейзажи», «Весенние

фантазии», «Цветущий багульник», «Золотая поляна»;

Поделки из пластилина: «Весенние цветы», «Насекомые, птицы»;

Коллективная газета: «Цветы и бабочки», «Весеннее пробуждение»;

Составление альбома «Весенние пробуждение» с детскими работами.

Журнал «Исследовательская работа».

Презентация проекта:

Выставка детских рисунков «Весенние пробуждение»;

Конкурс-выставка совместного художественного творчества детей и

родителей «Первоцветы»;

Итоговое Праздник «До свидания, весна! Здравствуй лето!».

ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Здоровье

Здоровье

сбегающие

технологии:

массаж,

пальчиковые

и г р ы ,

физкультминутки.

«Знакомство с правилами здорового образа жизни, полезными и вредными

для здоровья привычками»

Беседа:

«Что

ты

знаешь

о

человеческом

организме,

некоторых

органах

и

их

функционировании».

«Относитесь бережно к своему организму»

Правила профилактики и охрана здоровья,

Беседа:

«Первая

помощь

при

травмах,

ушибах

первых

признаков

недомогания

Повторить правила здорового образа жизни полезные и вредные для здоровья

привычки.

В режимных моментах закрепить правила здорового образа жизни (полезные

- режим дня, питание, сон, прогулки, гимнастика, физкультурой)

Дополнить

физкультурный

уголок

массажорами,

физкультурным

оборудованием. Составить из значков, символов, схемы по правилам образа

жизни.

Предложить

родителям

и

принять

участие

в

изготовлении

различных

массажоров дополнить ими физкультурный уголок.

Безопасность

Беседа:

Какие

опасности

таятся

на

улице

весной:

«Правила

безопасности

в

подвижных играх» «Поведение на воде, на солнце»

«Правила безопасного поведения на прогулке» «Съедобные и не съедобные

грибы, ягоды, травы»

Знакомство с литературными произведениями соответствующей тематики.

Повторить

правила

безопасного

поведения

в

природе,

на

улице.

Учить

устанавливать связь между необдуманными и неосторожными действиями и

их негативными последствиями.

Создать во время прогулки игровых и практические проблемные ситуации,

таким

образом

инициировать

проявление

умений

и

навыков

безопасного

поведения.

Организовать

уголок:

«Безопасные

ситуации,

и

полезные

советы»

«Как

правильно вести себя на прогулке, улице». «Безопасность на доге».

Предложить родителям принять участие в игре – путешествии, викторине, по

правилам безопасного поведения.

Социализация

Сюжетно ролевая игра: «Дом»

Цель: пробуждать к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых

процессов

взрослых.

Способствовать

стремлению

объединять

в

одном

сюжете

бытовые,

литературные

события.

Чтение

худ.

И

познавательной

литературы. Беседы по содержанию прочитанного.

Игры – имитации

Цель

учить

детей

выразительно

и

детально

передавать

разнообразные

игровые образы, имитировать характерные движения, передавать различные

эмоциональные состояния.

Игра экспериментирование с водой. Испытание кораблей.

Театральные игры: «Веселый хоровод» по стихотворению С. Городецкого

«Весенняя песенка».

Игра – имитация: «Звери и птицы встречают весну».

Индивидуальная работа с такими детьми как: Рома Е., Настя. Ж., помочь

детям в продумывании возможных игровых ситуациях, связанных с темой

«весна».

Игровая

площадка

на

улице

используется

для

активной

разнообразной

творческой игровой деятельности во время прогулки.

Оформление игровой площадки на улице для проведения различных игр,

наблюдений. Изготовление атрибутов к играм.

Участие в конкурсе поделок из различного бросового материала, бумаги.

Тема: «Испытание кораблей» Привлечь родителей к оформлению участка,

группы на улице.

Труд

Труд в природе: Выкопать и разрыхлить клумбы.

Провести посадку цветов.

Д.И. «Посади грядку»

Цель учить воспроизводить с помощью символов значков порядок трудового

процесса при посадке. Сюжетно ролевая игра «Дача»

Изготовление атрибутов к игре «Дача».

Цель: учить отражать в иг ре лицо взрослых, включать реальные трудовые

процессы. Рассматривание инструментов при помощи, которых люди делают

на огороде грядки, сажают рассаду.

Индивидуальная

работа

с

такими

детьми

как: Альберт

Б.,

Ева.

Б.,

Никита.С. Учить детей правильно пользоваться инструментами.

Разбить на участке мини огород, для продуктивной деятельности детей.

Оформить

мини

огород

и

клумбу,

для

проведение

трудовых

процессов,

наблюден

Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на

участке.

Познание

Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие красоту, многообразия

природы весной.

Знакомство

с

фотографиями

и

видеоматериалом

о

жизни

животных

и

растений в весенний период времени, в естественной природной среде.

Д.И.:

«Путаница»,

«Кто,

где

живет»,

«Узнать

по

следу»,

«подбери

что

подходит», «Выставка весенних цветов».

Обогатить представления об окружающем мире, заучивание стихов народных

примет, потешек поговорок о весне. Целевая экскурсия, экскурсия в весенний

парк.

Эксперименты: наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что

происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках

появляются

листики?

Почему?

Одновременно

ли

оживает

природа.

Составление тематического букета «Подснежники». Закрепить цифры 1-10,

порядковый и обратный счет. Упражнение в режиме задач.

Индивидуальная работа с такими детьми как: Леша П., Леша С., Назар

Ш. помочь запомнить стихи поговорки о весне.

Территория

детского

сада

используется

для

наблюдений

за

весенними

пейзажами природой.

Создать

вместе

с

детьми

книжку

самоделку

о

времени

года

весна.

Оформление выставки в книжном уголке.

Найти

картинки

иллюстрации

фотографии

о

весенней

природе,

или

нарисовать.

Коммуникация

Составление повествовательных рассказов о времени года весна, используя

при этом стихи. Придумывание сказок и загадок о весне. Учить передавать

мимикой, жестами характер героев, настроение.

Д.И.: «Цепочка слов»

Учить

подбирать

слова

на

заданный

звук,

выделять

начальный

звук

и

конечный.

Фантазии, сказки, мини-эссе на темы:

«Пришла весна»

«Прилет птиц»

«Как ты поступишь если увидишь как разрушают гнезда птиц»

Индивидуальная работа с такими детьми как: Саша Ш., Каролина К.,

Лена К. закрепить умения подбирать слова на заданный звук, выделять

начальный звук и конечный звуки. С такими детьми как Даниил С.,

Василиса В. закрепить умение составлять рассказ о весне, опираясь на схему

Прогулки,

наблюдения

за

сезонными

изменениями

в

живой

и

не

живой

природе в весенний период. Выделение основных признаков весны.

Составление схемы о весне, придумывание знаков символов.

Помочь

детям

составить,

придумать

загадки

о

весне,

оформить

в

виде

рисунков.

Чтение художественной литературы

Заучивание стихов о весне: А. Плещеев: «Ух тает снег бегут ручьи»

А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…»

Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»

Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка»

Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».

Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого

«Четыре художника».

Индивидуальная работа с такими детьми как: Настя П.. Настя Ж.. Ульяна

Ф.

помочь

детям

запомнить

наизусть

стихи

о

весне.

Учить

читать

их

выразительно.

На прогулке при чтении художественной литературы, выделять сезонные

изменения весной, подчеркнуть основные признаки.

Придумывание знаков, схем, символов для заучивания наизусть стихов о

весне. Организовать выставку книг русских поэтов, которые писали о весне

Помочь организовать выставку книг, подобрать книги по теме.

Художественное творчество

АПЛИКАЦИЯ.

«Первоцветы» учить вырезать круги, разного размера, цвета и составлять

красивую композицию.

«Бабочка»,

учить

вырезать

бабочку

приемом

сгибания

прямоугольника,

дополнительно наклеивание узоров на крылья.

«Весенняя

песня

скворца»,

закрепить

приемы

вырезания

глаз.

Учить

передавать весенний колорит.

«Весной в лесу» учить более точно передавать пейзаж, используя приемы,

обрывной аппликации.

ЛЕПКА

«Птички», «Первоцыеты», «Божья коровка», «Бабочка», учить лепить по

представлению, передавать характерные особенности, использовать в работе

сетку…

Развивать художественный вкус.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Пчёлка», «Гусеница».

РИСОВАНИЕ

«Таинственное пробуждение», «Первоцветы», «Проснувшиеся насекомые».

Индивидуальная работа с такими детьми как: Влад К., Илья С. Закрепить

приемы сгибания пополам, вырезая нужную фигуру.

На прогулке рассматривать весенний пейзаж.

Организация выставки пейзажей о весне таких художников как:

В. Бякишев: «Голубая весна»

Л. Бородоная:

«Апрель»

В. Бялышукий

«Весенний день» и т.д.

Помочь организовать выставки художников по теме «Весна»

Физическая культура

- В.Д. двигательная

Эстафета с бегом:

«Собери скворечники»

П/И с мячом

Когда это бывает»

П/И с бегом:

«Охотники и звери», «Перелет птиц».

Физкультминутка:

«Весенняя»

Индивидуальная работа с такими детьми как: Ульяна Ф., Ренат Д., Вова Б.

упражнение в беге, ловля мяча.

На прогулке закрепить слова и движение Физкультминутки: «Весенняя»

Дополнить физкультурный уголок атрибутами к П/И играми.

Предложить родителям принять участие в изготовлении, масок, атрибутов к

подвижным играм.

Музыка

Разучивание песен о весне. Слушание музыки.

Индивидуальная работа с такими детьми как: Настя Ж., Рома Е.

Разучивать слова песни.

В режимном моменте закрепить слова песен о весне.

Дополнить музыкальную зону музыкальными инструментами (шумовыми)

Предложить родителями изготовить вместе с детьми шумовые инструменты

из бросового материала.

Заключение

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с

детьми, позволяют детям взглянуть на окружающий мир по-иному. Ребенок

сможет увидеть новое в известном, поменять точку зрения на предметы,

явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности,

нужно

лишь

придать

им

необходимую

направленность.

В

процессе

экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные

процессы,

так

как

постоянно

возникает

необходимость

совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения,

классификации,

обобщения. А в итоговом мероприятии дети имеют возможность выступить

перед своими родителями, показать, чему они научились в детском саду, что

позволяет

им

почувствовать

уверенность

в

своих

знаниях

и

умениях,

повысить значимость своей деятельности перед родителями.

В дальнейшем работа может расширяться, опыты могут предлагаться не

только взрослыми, но и детьми дошкольного возраста.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов

деятельности

дошкольника.

Очевидно,

что

нет

более

пытливого

исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и

освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена

ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все

вопросы

юного

почемучки?

С

готовностью

показываете

предметы,

притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете

с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от

которых

легко

отшутиться:

«много

будет

знать,

скоро

состариться».

К

сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же

классах

школы,

когда

ваш

ребёнок

окажется

пассивным

существом,

равнодушно

относящимся

к

любым

нововведениям.

Исследовательская

деятельность

детей

может

стать

одними

из

условий

развития

детской

любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В

детском

саду

уделяется

много

внимания

детскому

экспериментированию.

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные

проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для

развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности

и

уголках

имеются

материалы

для

экспериментирования:

бумага

разных

видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные

материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для

этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и

конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много

интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она

готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования

между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей,

низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску

налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и

угадают,

какая

из

них

наберёт

в

себя

больше

воды.

Отожмите

воду

в

приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку

столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу?

Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы

ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного)

ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему

попробовать

сделать

эту

краску

самому.

Посмотрите,

как

он

будет

действовать,

что

будет

делать.

Не

вмешивайтесь

и

не

подсказывайте.

Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него

ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём

проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование

это,

наряду

с

игрой

ведущая

деятельность

дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за

ступенью

в

познании

окружающего

мира.

Ребёнок

научиться

определять

наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на

возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения

опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из

пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который

сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся

с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?

Молекулы

мыла

и

воды

соединяются,

образуя

структуру,

напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в

тонкий слой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Детям - Ответы почемучкам

Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит

переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в

народе говорят: весна да осень — на дню погод восемь.

И все же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые

проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше

тепла, пробуждая природу от зимнего сна.

На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются

белые облака-барашки. Они называются кучевыми облаками.

На реках, прудах и озерах во льду от весеннего тепла появляются трещины.

На реках начинается ледоход. Льдины сталкиваются, нагромождаясь друг на

друга, и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и

выходят из берегов — наступает половодье.

Все это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них —

таяние снега.

Растения весной

С изменениями в неживой природе происходят изменения в жизни растений,

животных и людей.

Весне радуется все живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками,

движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные

уже дымятся, подсыхая.

Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше

солнечного

света.

Корни

растений

всасывают

из

теплой

почвы

влагу,

растворяющую

накопленные

в

стволах

питательные

вещества.

Стебли

растений

передают

питание

почкам,

которые

вскоре

станут

листьями

и

цветами.

Еще одно заметное изменение в природе весной — на кустах и деревьях

распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена,

березы.

На

опушках

появляется

первая

травка.

Зацветают

подснежники.

Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и ее цветы

станут лиловыми, а потом синими.

Птицы весной

Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно

ползают и греются на солнышке.

Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм —

насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся

от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а

за ними — жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи.

Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти

себе корм.

Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся.

В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную

погоду их надо подкармливать.

Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и

выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в

гнезда других птиц.

Птенцам

нужен

корм,

и

птицы

добывают

его,

уничтожая

огромное

количество вредных для человека насекомых.

Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем

более,

не

берите

в

руки

птенцов.

Птицы

боятся

запаха

человека

и

не

возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.

Звери весной

С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у

них

рождаются

детеныши.

Ранней

весной

рождаются

зайчата,

бельчата,

волчата, лисята и многие другие зверята.

Сразу

же

после

рождения

зайчата

начинают

играть,

бегать

и

учиться

прятаться от врагов. Они даже не замечают, как остаются без надзора. У

зайчихи такое жирное и питательное молоко, что, накормив детенышей, она

может покинуть их на два-три дня. Уже через две недели после рождения

зайчата становятся полностью самостоятельными. Они сами ищут себе пищу

— ветки, кору кустарников, траву, побеги молодых деревьев.

После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними

выходят и их детеныши. Матери продолжают кормить их молоком, но вскоре

зверята приучаются самостоятельно отыскивать насекомых, прошлогодние

ягоды, луковицы растений и молодую траву.

Весной у многих зверей начинается линька — зимняя густая шерсть меняется

на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих

шубок.

Теряют свои белые перышки и куропатки, а на их месте отрастают бурые и

серые. У лосей и косуль вырастают новые рога.

В апреле в лесу появляется много цветов — хохлатки, фиалки, анемоны. Они

спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь начинающие

распускаться листья деревьев. Поэтому эти цветы называют ранневесенними.

В конце марта рождаются поросята у диких свиней. У маленьких поросят на

спине и боках видны яркие продольные полосы, которые через три месяца

исчезают. У самки рождается по десять — двенадцать поросят. Растут они

быстро, и через полгода поросенок уже весит 100 килограммов.

Вскоре выпускают свои листочки кусты смородины и сирени. Из деревьев

первой зацветает ольха. Семена ольхи созревают только осенью, поэтому

долгое время остаются на дереве. Ими питаются птицы — чижи и чечетки. С

цветов вербы собирают пыльцу пчелы, шмели и другие насекомые.

В апреле прилетают аисты. Прохаживаясь по лугам, аист ищет пищу —

лягушек и насекомых. В это время аисты устраивают свои гнезда. Похожи

они на кучи хвороста, которые птицы сооружают на невысоких деревьях и

крышах домов.

Скоро лето

Поздняя

весна,

месяц

май

пора

цветения

черемухи,

сирени,

яблони,

абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и

ландыши.

Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а

соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением

черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются

соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами.

Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в

верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и

много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее

истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море.

Еще один признак весны — весенние дожди. В народе говорят: если в мае

идет дождь, значит, будет в поле рожь.

Домашние животные весной

Домашние животные весной все еще находятся в помещениях, где люди по-

прежнему продолжают ухаживать за ними. Только с наступлением тепла

овец,

коров,

коз,

баранов

выгоняют

на

пастбища.

Для

молодняка

маленьких

ягнят,

козлят,

телят

отводят

специальные

безопасные

территории, выгоны.

В

это

время

домашние

животные

тоже

линяют.

Из

шерсти

некоторых

животных, например, из шерсти коз, люди изготавливают теплые платки,

красивые кофточки, свитера, варежки и шапочки.

Труд людей весной

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо

успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и

овощных растений, высадить картофель.

В

конце

весны,

в

теплые

майские

дни,

высаживают

рассаду

огурцов,

помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми

веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью,

нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.

Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.

На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые

растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Весна в стихах долгожданна, весела и игрива. Стихи о весне в творчестве

русских поэтов передают радостное настроение смены природы с зимнего

времени года на весну.

Стихи полны весенних событий, пробуждения природы, появления

первых листьев, травы и долгожданного тепла ласкового солнца. Природа

весной пробуждается, распускается, веточки с листочками тянутся к солнцу,

переплетаясь весенним ветерком, словно рифмы из строк весенних стихов.

Весенние вести

— Слыхали ли вы, —

звенели

капели, —

Что больше не будут седые метели

Над полем кружить?

— Слыхали, слыхали! —

ручьи отвечали

И с гор побежали

Долины будить.

— Слыхали ли вы,

равнины,

долины,

Что с юга летит караван журавлиный,

Что в роще уж слышатся крики грачей?

— Слыхали, слыхали

мы гомон

грачиный

Вчера над макушкою старой рябины

В сиянье закатных лучей.

На вести весенние чуткие

ушки

Под талым снежком навострила листва,

На первой проталинке снежной горушки

Серебряным цветом взошла сон-трава.

Автор: О. Беляевская

Полая вода

С каждым днем синеет мягче

Даль оттаявших полей,

Солнце в небе светит выше,

Воздух — легче и теплей.

От чернеющих проталин

Влажный серый пар идет,

Ярко блещут в лужах воды,

Мокрый снег в луга ползет.

По лугам и по оврагам

Уж опять поток, клубясь,

Роет землю и в каскадах

Вдаль уносится, резвясь...

Он гудит, — и как люблю я,

Посреди лугов глухих,

Этот гул неясный, мерный,

Шум обвалов снеговых!

Как мне радостен немолчный

В ближней роще гам грачей,

Ночи темные, немые,

Долгий, грустный крик сычей!

Я во всем ловлю приметы

Вешних дней, — во всем душа

Чует вновь, как в божьем мире

Жизнь светла и хороша!

Автор: И. Бунин

Весна в лесу

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звезды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

И медведь с хребтом багровым

Встанет, щуряся, в лому,

По болотам, по дубровам

Побродить с тягучим ревом

И с очей согнать дрему.

Как и я уйду весною

В яр дремучий до зари

Поглядеть, как никнет хвоя,

Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

Как гуляет перед бором

Чудный странничек в кустах:

В золотых кудрях с пробором,

В нарукавнице с узором,

Со свирелкой на устах.

Автор: С. Клычков

Первый гром

Вновь тучи синие нахмурились кругом,

Вдали идет дождя туманная завеса,

Из леса и с полей повеяло теплом, —

И вот уже гремит весенний первый гром,

И радуга сверкает из-за леса!

То с юга май идет по рощам и полям, —

Как юный светлый бог, смеется и ликует,

И пробуждает жизнь, и возвещает нам,

Что уж настал конец последним темным дням,

Что он весны победу торжествует!

Автор: И. Бунин

Весенняя сказка

Дети, весна на дворе!

Льдинка на мерзлом окне

Сказку о милой весне

Утром напомнила мне.

В царстве суровой Зимы

Нет суеты никакой,

Только жестокий Мороз

Ходит с своею клюкой.

Смотрит, надежен ли лед,

Плотен ли выпавший снег,

Сыты ли волки в лесу,

Жив ли в избе дровосек.

Все от Мороза ушли,

Все, кому жизнь дорога, —

Только деревья стоят:

Их придавили снега...

Некуда лесу уйти:

В землю корнями он врос...

Ходит по нем и стучит

Палкою белый Мороз.

В царстве Весны молодой

Все по-иному живет:

Звонко сбегают ручьи,

Шумно проносится лед;

Там, где проходит Весна

В блеске своей красоты, —

Рядятся в зелень луга

И выбегают цветы;

Листьями кроется лес;

Все в нем растет и поет...

Возле веселой Весны

Пестрый сплелся хоровод...

Автор: Д. Садовников

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пословица – это мудрость, проверенная веками. На протяжении долгих

лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и

рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну

природы, показывая ее характер.

Как не злись метелица, всё весною пахнет.

***

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

***

Весна длинным днем красна.

***

Весна красная, а лето страдное.

***

Весна на тепло щедра, да скупа на время.

***

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

***

Весна красна, на все пошла.

***

Весна говорит – гнило! А лето – мило, лишь бы было!

***

Весенний дождь растит, осенний гноит.

***

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весной безпольище, летом страдные работушки,

осенью-то бездорожица, зимой зимушка студеная.

***

Весной, что рекой прольёт – капли не видать;

осенью ситцем просеет – хоть ведром черпай.

***

Весной ведро воды – ложка грязи;

осенью ложка воды – ведро грязи.

***

Весна да осень — на дню погод восемь.

***

Пришла весна, так уж не до сна.

***

Ранняя весна — много воды.

***

Птица радуется весне, а младенец матери.

***

В марте день с ночью меняется, равняется.

***

Весной трех погожих дней подряд не бывает.

***

Весной запашку затянешь — ножки протянешь.

***

Весна красна цветами, а осень пирогами.

***

Весенний дождь лишним не бывает.

***

Весною сверху печет, а снизу морозит.

***

Весной дождь парит, а осенью мочит.

***

Весенний день – что ласковое слово.

***

Весною день упустишь, так годом не вернешь.

***

Весной часом отстанешь — днем не догонишь.

***

Весенний день целый год кормит.

***

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

***

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

***

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной и заяц на слуху сидит.

***

Весной, что рекой прольет – капли не видать;

осенью ситцем просеет – хоть ведром черпай.

***

Весною сутки мочит, а час сушит.

***

Вешний ледок, что чужой избы порог.

***

Вешняя пора – поел да и со двора.

***

Вода с гор потекла – весну принесла.

***

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

***

Кто спит весною – плачет зимою.

***

Весна отмыкает ключи и воды.

***

Зима весну пугает, да сама тает.

***

Прилетела бы чайка, а весна будет.

***

Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.

***

Матушка – весна всем красна

***

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

***

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

***

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

***

Потрудись весной – сытым будешь зимой.

***

Одна ласточка весны не делает.

***

Май, май, да шубу не снимай.

***

Дождь в мае хлеба поднимает.

***

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

***

По холодной весне градобойное лето.

***

Хоть весна пришла, марток – надевай двое порток.

***

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

***

Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья.

Черёмуха расцвела – холода позвала.

***

Где в апреле река, там в июле лужица.

***

Апрель с водой, а май с травой.

***

Март морозом на нос садится.

***

Цветущий май – настоящий май.

***

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

***

После самой лютой зимы все равно придет весна.

***

Сколько проталинок, столько жаворонков.

***

Увидел грача — весну встречай.

***

Хороший год по весне видно.

***

Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

***

Март — не весна, а предвесенье.

***

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

***

Март зиму кончает, весну начинает.

***

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

***

Иногда и март морозом хвалится.

***

Март сухой да мокрый май, будет каша и каравай.

***

Апрельский цветок ломает снежок.

***

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

***

Мокрый апрель — хорошая пашня.

***

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

***

Май холодный — не будешь голодный.

***

Май холодный — год хлебородный.

***

Майский мороз не выдавит слез.

***

Дождь в мае хлеба подымает.

***

Пришел май — только успевай да не зевай.

***

Коли в мае дождь, будет и рожь.

***

Весна днем красна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Апрель с водою, а май с травою

Вода с гор потекла - весну принесла

Воробьи гомонят - гнёзда завивают

Много воды - много травы

Весной сверху печёт, а снизу морозит

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Приметы весны

Весна – прекрасное время года, время когда просыпается вся природа.

Время,

наполненное

заботами

для

садоводов

и

огородников.

Весной

заканчивается

учебный

год

для

школьников,

а

для

некоторых

из

них

заканчивается и обучение в школе.

И хочется вспомнить стихи Фёдора Ивановича Глинки о весне

ВЕСНА

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится над скалой.

Разделись синие заливы,

И лодки ходят по реке;

Уже заколосились нивы,

И слышно стадо вдалеке...

И воздух полон тишиною,

И как им сладостно дышать!

Так сердце с жизнью неземною

Вдыхает неба благодать.

Народные приметы на весну:

Вода на лугу — сено в стогу.

Весною день упустишь — годом не вернешь.

Рано затает — долго не растает.

Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней.

Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году.

Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету.

Весною как грязь, так и хлебушка даст.

Перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Когда весною появляется много мышей — это предвещает голодный год.

Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно выпадет еще.

Весной запашку затянешь — ножки протянешь.

В великий четверток полнолуние — весной большая вода.

Когда весенний лед по затонам и озерам не тронется, а потонет, то год будет

для людей тяжелый.

Река вскрылась в постный день — коровы будут недойны.

Народные приметы на март

Март-первый весенний месяц. Март – месяц пробуждения природы.

Как ещё называли месяц март. Другие названия месяца март - зимобор,

протальник, сухий, березозол

Помните, что в если марте рано затает – долго не растает

Приметы на месяц март

Март — не весна, а предвесенье.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Пришел марток — надевай семеро порток.

В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.

Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми,

то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.

Снег по весне тает с северной стороны муравьиных куч – лето будет тёплое и

долгое, а если с южной - короткое и холодное.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Сухой март предвещает плодородие, дождливый — неурожай.

Случившийся в марте гром — признак плодородия.

Вода из мартовского снега целебная: она от веснушек и загара.

Чайка пролетела — скоро лед пойдет.

С марта до пахоты начинался дроворуб — заготовка дров, на которую позже

не будет времени, заготовленные осенью дрова не успеют высохнуть к зиме.

На Поликарпа (с 8 по 15 марта) часто возвращаются холода.

Ясная погода на Евдокию Плющиху (14 марта) предвещает хороший урожай,

ветер с севера – холодное лето.

22 марта – Сорок сороков, день массового прилёта птиц. Если в этот день

тепло – сорок дней будут теплыми, если холодно – жди сорок холодных

утренников.

Если вокруг деревьев круги подтаявшего снега пологи – весна будет долгой,

если края у снега круты – весна будет бурной и короткой.

Апрель. Приметы апреля

Откуда произошло название месяца апрель?

Название четвертого месяца года происходит от латинского глагола

aperire, что означает открывать. По-видимому, апрель (лат. Aprilis) считался

месяцем, открывающим весну, когда начинают распускаться (открываться)

цветы

и

почки

на

деревьях.

Славянские

названия

апреля

основаны

на

наиболее

ярких

признаках

этого

месяца,

причем

в

зависимости

от

климатических условий главными оказываются различные признаки: если в

южных областях России апрель — цветень, то в северных — снегогон, зажги

снега. Березозолом называли апрель еще в Древней Руси, потому что издавна

в этом месяце заготавливали соковицу — сладкий березовый сок.

В любом случае, Апрель водою славен, будь то звонкая дневная капель

от вырастающих за ночь сосулек или ручейки от тающего снега, или шум

полноводных рек, вобравших в себя все весенние потоки с полей и лесов, или

хороший

апрельский

дождь,

или

широкое

половодье,

затопившее

луга,

низины, огороды и часто подступающее под самые пороги крестьянских изб.

Об этом многочисленные народные поговорки и некоторые приметы.

Приметы и поговорки апреля

Апрельские ручьи землю будят.

Апрель с водою — май с травою.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Играй пока, матушка Ока, — апрель на дворе.

Апрель богат водой, а октябрь пивом.

Ранняя весна — большое половодье.

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Первый апрельский дождь воза золота стоит.

Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят.

Апрель приносит тепло, хотя холодные ночи для него — обычное дело.

Случаются и резкие похолодания, но ненадолго: весна берет свое.

В апреле земля преет.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит — что-то будет?

Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.

Не ломай печи — еще апрель на дворе.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.

Характерное апрельское явление на большей территории России —

ледоход. Его ожидают с радостью, им любуются, но и опасаются, потому что

иной

раз

заторы

на

реках,

неравномерное

таяние

приводят

к

сильному

затоплению, что наносит хозяйству заметный ущерб, задерживает посевную

страду, отодвигает выгон скота на пастбища и пр.

Как третья хвоя падет, так через две недели и река пойдет — ледоход

(пинеж.).

В апреле появляются первые весенние цветы:

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Даже в северные места возвращаются перелетные птицы, поэтому

присловья про грачей, скворцов, жаворонков, трясогузок вспоминаются и в

марте, и в апреле:

Апрельский скворец — весны гонец.

Синка (трясогузка) прилетит, так через двенадцать дён река пойдет.

Синка на лед садится, лед ножками топчет и растопчет (арханг.).

Приметы на

май

О месяце май. Приметы мая

Название месяца май заимствовано из римского календаря. Богиня Майя

считалась

в

Древнем

Риме

покровительницей

плодоносной

земли,

ей

приносились 1 мая жертвы. В греческой мифологии Майя — нимфа гор,

старшая из плеяд, от Зевса родившая Гермеса. В имени богини (майя —

матушка,

кормилица)

содержится

идея

вскармливания,

воспитания,

плодородия и плодовитости.

Май — это уже настоящая весна. Кажется, что само время, лениво

перетекавшее из одного месяца в другой, вдруг проснулось и стало резко

набирать скорость. Дни в мае как будто мчатся во весь опор, изменения в

природе происходят столь бурно, что начало месяца и конец его совершенно

не

похожи

друг

на

друга:

первые

робкие

ростки

через

неделю-другую

превращаются в роскошный травяной покров; набухшие почки деревьев и

кустарников за считанные дни становятся зеленой кроной; вспаханное поле,

едва приняв в лоно свое зерна, буквально на глазах меняет цвет — из черного

становится зеленым; люди, еще вчера не решавшиеся выходить из дома без

верхней одежды, охотно расстаются с ней даже вечерами. Май нетерпелив и

потому неровен, забегая вперед, он может стремительно откатиться назад. Но

в любом случае это месяц радостный и веселый. Веселый в фольклорном

понимании

этого

слова

нацеленный

на

созидание

и

преображение,

наполненный звуками (звон ручьев и щебет птиц, кваканье лягушек и писк

комаров, пение девушек на зеленеющих пригорках и ржание выпущенных на

первую травку лошадей) и запахами (согретой земли, цветов).

Пришла матка, Весна красна!

Весна красна, дни теплые!

Добры кони в луга пошли,

Красны девки на улицу вышли...

Природа заставляет и человека трудиться в ином ритме, бодрит его и

торопит, требует быстро переключаться с одной работы на другую.

«Майские»

пословицы,

поговорки,

приметы,

наблюдения,

шуточные

изречения характеризуют этот весенний месяц с разных сторон. Здесь и

первые проявления оживающей природы, приход тепла и ожидание лета:

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Пришел май — под кустом рай.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Это прилет птиц, пробуждение от зимней спячки пресмыкающихся и

некоторых

животных,

изменения

в

поведении

«тварей

земных»,

причем

нередко

в

коротких

словесных

высказываниях

содержатся

очень

точные

наблюдения,

подчеркивается

связь

одних

явлений

с

другими,

взаимозависимость

и

взаимообусловленность

растительного

и

животного

мира:

Малая птичка соловей, а знает май.

Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

Соловей защелкал, значит, береза лист пустила.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха

наперед — мокрое.

На большей части территории России май отличается непостоянной

погодой — теплые дни вдруг сменяются похолоданием, днем на солнышке

по-настоящему припекает, а к вечеру становится прохладно.

Ай да месяц май: и тепел, и холоден.

Месяц май — коню сена дай, а сам на печь полезай.

Пришел месяц май — коням корму дай, а сам кожух надевай да на печь

полезай.

Май — доху надевай и на печь полезай.

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца. В

народе по этому поводу говорят: И май живет ненастен, В рубахах пахать, в

шубах сеять.

«Непродолжительный возврат холодов обычно приходится на срок цветения

черемухи, за что эти холода и называют „черемховыми"»

Когда цветет черемуха — всегда живет холод.

Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

Правда,

майский

мороз

не

выдавит

слез.

Более

того,

холодный

май,

по

народным приметам, сулит урожай на хлеб или хороший рост трав:

Май холодный — год хлебородный.

Холодный май предвещает много сена, сухой и теплый — плодородье.

Много примет и надежд связано было с майскими дождями:

Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Идет дождь — несет рожь.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Дождь в мае хлеба подымает.

Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

Первым весенним дождем смачивали голову, чтобы волосы росли так же

быстро, как майская трава.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПОГОВОРКИ

Отмечают поговорки и то, что майская трава, радующая глаз и сердце

человека, — это еще не полноценный корм, обычно в мае голодно и людям, и

скоту: Ай да государь май: не холоден, так голоден, В мае домашний скот

мается от бестравицы. Но другие не менее распространенные поговорки,

если

не

опровергают,

то

значительно

корректируют

такие

высказывания:

Майская травка и голодного кормит, Одна майская роса коням лучше овса.

Чуткий

ко

всякому

слову,

крестьянин

находил

подтверждение

«непостоянству» мая в самом названии месяца, сближая его с русскими

словами «обман», «обмануть», «сманить».

Май сманит.

Май обманет, в лес уйдет.

Причем издавна считается, что «обманный» характер месяца проявляется

отнюдь не только в погодных колебаниях, но оказывает влияние (зачастую

негативное)

на

судьбу

человека,

на

дела

и

занятия

в

мае.

Отсюда

бытующие и по сие время суеверные представления о предрешенной свыше

несчастливой судьбе тех, кто родился в мае, о нежелательности и даже

опасности начинать в мае какие-либо серьезные дела, особенно вступать в

брак.

Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.

В мае родиться — весь век промаяться.

В мае жениться — век маяться.

В мае добрые люди не женятся.

Рад бы жениться, да май не велит. Эта поговорка имеет два значения:

нельзя жениться в мае — «май обманет», предстоит «век маяться» и —

работы много, некогда думать о женитьбе.

Этнографы

и

бытописатели

прошлого

не

раз

отмечали

такое

народное

отношение к данному месяцу. «В закромах к маю у крестьян обыкновенно

уже пусто, старые запасы подобрались, <...> до нового хлеба еще далеко», вот

и появились поговорки и присловья: Захотел ты в мае добра!, Живи-веселись,

а каково-то будет в мае?, Богатый сыт и в мае, а бедный — терпи до Спасова

дня!, Что май, что июнь — оба впроголодь!, Отец с сыном — Май с Июнем

— ходят под окном, Христа ради побираются.

«Еды мало, а работы много — паши да сей, чтобы дорогого времени не

упустить, и потому недаром говорят русские крестьяне: „Май — сманит"» (т.

е. «в мае намаешься»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Загадки о весне

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник)

Кормишь - живёт,

Поишь - умрёт.

(огонь)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!`

Далеко слышна свирель.

Это будит всех ...

(Апрель)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. - (Май)

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

(Подснежник)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Весенние загадки

Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку-подругу. (Весна)

Тает, тает белый снег.

Мишка, не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льется через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок)

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

За окном звенит она

И поет: "Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!"

Слышно с крыши:

"Шлеп-шлеп-шлеп!"

Это маленький потоп. (Капель)

В мае стали очень ярки

Все луга, поляны, парки.

Посреди стеблей зеленых

Разноцветные бутоны.

Синие и красные,

Нежные, прекрасные.

Соберем из них букеты,

Что же это, что же это? (Цветы)

Я сегодня не проказник,

Потому что мамин праздник.

Рисовал я ей букет.

Мне уже почти пять лет!

И прибраться мне не лень.

Угадайте, что за день?

Он приходит каждый год,

За собой весну ведет. (8 марта, Международный женский день)

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

Парк как будто весь покрыт

Облаком зеленым.

Тополь в зелени стоит,

И дубы, и клены.

Что на веточках раскрылось .

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Все узнали этот день? (9 мая, День Победы)

Этот домик - из фанерки,

У него насест и дверки.

Птичек ждет удобный дом,

Им уютно будет в нем. (Скворечник)

На окне она в горшочках,

Есть томаты и цветочки.

Только началась весна,

А она уж зелена! (Рассада)

Мы с побегами, ребятки,

Из одной семейки.

Мы для них всегда - зачатки,

А у липы - клейки. (Почки)

Пробиваемся из почвы

И растем и днем, и ночью.

С каждым днем всё крепче, выше,

Скоро дорастем до крыши! (Побеги, ростки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Опыты для младшего дошкольного возраста

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника

тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на

грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель:

Показать,

что

даже

самый,

казалось

бы,

чистый

снег

грязнее

водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить

обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть

воду

в

тарелках,

сравнить

ее

и

выяснить,

в

которой

из

них

был

снег

(определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая

вода,

и

она

не

пригодная

для

пить

людям.

Но,

талую

воду

можно

использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыты для среднего дошкольного возраста.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам

рассмотреть, что

отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где

еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в

качестве зеркала.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная –

непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих

предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено

детьми

понятие

«прозрачный»:

предложить

ребятам

найти

прозрачные

предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята

опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой

же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой

опустить

кусочек

земли

и

размешать.

Вода

стала

грязной,

мутной.

Опущенные

в

такую

воду

предметы

не

видны.

Обсудить.

Всегда

ли

в

аквариуме

для

рыб

вода

прозрачная,

почему

она

становится

мутной.

Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода

непрозрачная.

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки,

камешки.

Ход:

Рассмотреть

гнездо

на

дереве.

Выяснить,

что

птице

надо

для

его

постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи

гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится

птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых

изображений и материалов.

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Материалы:

большой

пластмассовый

сосуд,

банка

поменьше

и

полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв

пленкой.

Солнце

нагреет

воду,

она

начнет

испаряться

и,

поднимаясь,

конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим

эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой,

лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход:

Поставьте

миску

с

водой

на

самое

солнечное

место.

Опустите

небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце

под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая

картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная

«радуга».

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные

из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить

форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить

детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие

(чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который

налита, то есть может легко менять форму.

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход:

Поместите

в

таз

с

водой

большую

и

маленькую

«льдины».

Поинтересуйтесь

у

детей,

какая

из

них

быстрее

растает.

Выслушайте

гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель:

Показать

предметы

какого

цвета

(темного

или

светлого)

быстрее

нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди

которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на

солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым

горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета

улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот

почему грязный снег тает быстрее чистого!

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под

йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс,

веточки сельдерея, петрушки).

Ход:

Налить

чернила

в

баночку.

Окунуть

стебли

растения

в

баночку

и

подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод:

Окрашенная

вода

поднимается

по

стеблю

благодаря

тонким

канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Для любого возраста

ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную

палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду,

они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян

в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием

луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

НАБЛЮДЕНИЯ

Март

1 неделя

Наблюдение на прогулке за погодой.

Цель: Отметить какая сегодня погода, соответствует ли она первому месяцу

весны – марту. Назвать весенние месяцы. Как называют март в народе:

парник, капель, утром года, утром весны, подсолнечником.

2 неделя

Наблюдение за солнцем.

Цель: Наблюдать, как ярко светит солнце, рыхлеет снег, становится серым.

Солнце поднимается выше, светит ярче, дни становятся длиннее.

3 неделя

Наблюдение за сосульками.

Цель:

Учить

детей

любоваться

красотой

царства

сосулек

на

солнечной

стороне дома. Как они блестят, а с них струится вода и капает, потому, что их

пригревает солнце.

4 неделя

Наблюдение за первыми проталинками.

Цель: Обратить внимание детей на то, что снег только сошёл, а трава уже

зелёная. Кое-где уже просыхает земля.

Апрель

1 неделя

Наблюдение за деревьями.

Цель: Обратить внимание детей на то, что на деревьях набухли и начали

распускаться почки. Это свидетельствует о начале сокодвижения. Отметить

цвет первых листочков.

2 неделя

Наблюдение за красотой весеннего голубого неба.

Цель: Учить детей любоваться красотой высокого голубого неба. Отмечать на

фоне его голубизны ослепительную белизну берёз и тёмную зелень ёлочек.

3 неделя

Наблюдение за вербой

Цель: Учить детей любоваться красотой первых цветов вербы.

4 неделя

Целевая прогулка «Весна в городе».

Цель: Учить детей замечать и выделять основные признаки весны.

Май

1 неделя

Наблюдение за цветением деревьев.

Цель: Обратить внимание детей на цветение фруктовых деревьев. Сравнить

соцветия разных деревьев, отметить различия в форме листьев, цвете, виде

соцветия.

2 неделя

Наблюдение за пробуждением насекомых.

Цель: Обратить внимание на первых насекомых на участке, отметить их

внешний вид и чем они отличаются друг от друга. Воспитывать доброе

отношение к ним.

3 неделя

Наблюдение за поведением птиц.

Цель: Обратить внимание на особенности поведения птиц весной, птичьи

ссоры, обсудить с детьми, с чем это связано.

4 неделя

Экскурсия по экологической тропе.

Цель: Наблюдать за растениями, умение определять изменения в растениях и

деревьях.

Находить

растения

по

описательным

рассказам.

Воспитывать

доброе отношение к растениям.



В раздел образования