Автор: Кондрацкая Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 23
Населённый пункт: станица Махошевская, край Краснодарский
Наименование материала: Консультация для воспитателей детского сада
Тема: "Назначение физкультминуток"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей детского сада
Автор: Кондрацкая Ольга Викторовна, воспитатель МБДОУ №23
ст.Махошевская
« Назначение физкультминуток»
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям
активный отдых, умственную работоспособность на занятии.
Специальными
научными
исследованиями
установлено,
что
двигательные
нагрузки
в
виде
физкультминуток
на
занятии
снимают
застойные
явления,
вызываемые
продолжительным
сидением
за
столом,
дают
отдых
утомленным
мышцам,
а
также
органам
зрения
и
слуха.
Физкультминутки
проводятся
в
паузах
на
занятиях
по
развитию
речи,
рисованию, формированию элементарных математических представлений.
Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно
высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты.
Оно
сказывается
на
их
поведении:
ребята
отвлекаются,
шумят,
переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что
дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на
другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-
3 мин.
Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя
на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу
приседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться
текстом
связанным
или
не
связанным
с
содержанием
занятия.
При
произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся
при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и
спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается
спокойным
и
ритмичным.
Интересно
и
эмоционально
проходят
физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять
под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета
песни,
сопровождая
их
импровизированными
движениями
(кружение,
наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается
признаков утомления физкультминутку можно не проводить.
Основные требования к проведению физкультминуток:
проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в
зависимости
от
возраста,
вида
деятельности,
сложности
учебного
материала и т. д.);
подбираются
хорошо
знакомые
детям,
простые,
занимательные
упражнения;
отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
комплексы
физкультминуток
подбираются
в
зависимости
от
вида
занятия и его содержания;
подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так
как
однообразие
снижает
интерес
детей
к
ним,
а,
следовательно,
результативность.
Физкультминутки
могут
проводиться
в
форме
общеразвивающих
упражнений,
подвижной
игры,
дидактической
игры
с
движением,
танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а
также в виде любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие
упражнения для физкультминуток подбираются по
тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать
3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на
месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах
занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на
всех
видах
занятий.
Следует
подбирать
игры
средней
подвижности,
не
требующие
большого
пространства,
с
несложными,
хорошо
знакомыми
детям
правилами.
Особенно
эффективны
игры,
которые
сочетаются
с
содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и
в любое, по усмотрению воспитателя время.
Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными
будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.
Дидактические
игры
в
движении
–
физкультминутки
хорошо
вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре
речи,
по
математике:
«К
названному
дереву
беги»,
«Найди
дерево
по
семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали
- покажем» и т. д.
Танцевальные
движения
можно
использовать
между
структурными
частями
занятий
под
звукозапись,
пение
воспитателя
или
самих
детей.
Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение,
развивают
творческие
способности.
Больше
всего
подходят
мелодии
умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных
учреждений
используются
чаще
всего.
При
подборе
их
к
конкретному
занятию следует обратить внимание на следующее:
стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть
использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они
дают возможность использовать разнообразные движения;
содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия,
его программной задачей.
В
качестве
физкультминуток
могут
быть
использованы
любые
двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.
Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями
(изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких
отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет
его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные
движения.
Можно использовать различные имитационные движения: изображения
спортсменов
(лыжник,
гимнаст,
боксёр),
отдельные
трудовые
действия
(рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц
прыгает).
Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во
время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются
для
боле
рационального
подбора
упражнений
и
совершенствования
методики.