Напоминание

"Назначение физкультминуток"


Автор: Кондрацкая Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 23
Населённый пункт: станица Махошевская, край Краснодарский
Наименование материала: Консультация для воспитателей детского сада
Тема: "Назначение физкультминуток"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей детского сада

Автор: Кондрацкая Ольга Викторовна, воспитатель МБДОУ №23

ст.Махошевская

« Назначение физкультминуток»

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям

активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными

научными

исследованиями

установлено,

что

двигательные

нагрузки

в

виде

физкультминуток

на

занятии

снимают

застойные

явления,

вызываемые

продолжительным

сидением

за

столом,

дают

отдых

утомленным

мышцам,

а

также

органам

зрения

и

слуха.

Физкультминутки

проводятся

в

паузах

на

занятиях

по

развитию

речи,

рисованию, формированию элементарных математических представлений.

Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно

высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты.

Оно

сказывается

на

их

поведении:

ребята

отвлекаются,

шумят,

переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что

дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на

другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-

3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя

на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полу

приседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться

текстом

связанным

или

не

связанным

с

содержанием

занятия.

При

произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся

при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и

спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается

спокойным

и

ритмичным.

Интересно

и

эмоционально

проходят

физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять

под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета

песни,

сопровождая

их

импровизированными

движениями

(кружение,

наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается

признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в

зависимости

от

возраста,

вида

деятельности,

сложности

учебного

материала и т. д.);

подбираются

хорошо

знакомые

детям,

простые,

занимательные

упражнения;

отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

комплексы

физкультминуток

подбираются

в

зависимости

от

вида

занятия и его содержания;

подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так

как

однообразие

снижает

интерес

детей

к

ним,

а,

следовательно,

результативность.

Физкультминутки

могут

проводиться

в

форме

общеразвивающих

упражнений,

подвижной

игры,

дидактической

игры

с

движением,

танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а

также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие

упражнения для физкультминуток подбираются по

тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать

3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на

месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах

занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на

всех

видах

занятий.

Следует

подбирать

игры

средней

подвижности,

не

требующие

большого

пространства,

с

несложными,

хорошо

знакомыми

детям

правилами.

Особенно

эффективны

игры,

которые

сочетаются

с

содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и

в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными

будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические

игры

в

движении

физкультминутки

хорошо

вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре

речи,

по

математике:

«К

названному

дереву

беги»,

«Найди

дерево

по

семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали

- покажем» и т. д.

Танцевальные

движения

можно

использовать

между

структурными

частями

занятий

под

звукозапись,

пение

воспитателя

или

самих

детей.

Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение,

развивают

творческие

способности.

Больше

всего

подходят

мелодии

умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных

учреждений

используются

чаще

всего.

При

подборе

их

к

конкретному

занятию следует обратить внимание на следующее:

стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть

использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они

дают возможность использовать разнообразные движения;

содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия,

его программной задачей.

В

качестве

физкультминуток

могут

быть

использованы

любые

двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями

(изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких

отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет

его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные

движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения

спортсменов

(лыжник,

гимнаст,

боксёр),

отдельные

трудовые

действия

(рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц

прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во

время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются

для

боле

рационального

подбора

упражнений

и

совершенствования

методики.



В раздел образования