Напоминание

тетрадь по краеведению "Я живу в Самарском крае"


Автор: Нуждина Ирина Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №8 "ОЦ" г. Новокуйбышевска Самарской области
Населённый пункт: город Новокуйбышевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: тетрадь по краеведению "Я живу в Самарском крае"
Раздел: среднее образование





Назад




«Я живу в Самарском крае»

Тетрадь по краеведению

(факультативному курсу)

Нуждина И.А. 2017 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №8

«Образовательный центр» г.о. Новокуйбышевска

Самарской области г. Новокуйбышевска

Пояснительная записка

В повышении научного уровня обучения истории большое значение имеет

краеведение, которое в настоящее время прочно вошло в систему работы

многих

школ.

Данное

пособие

является

попыткой

систематизировать

информацию,

необходимую

для

организации

краеведческой

работы

во

внеурочное время, на факультативах, или элективных курсах.

Предлагаемое пособие состоит из конкретные заданий для практических

занятий.

Занятия по краеведческому практикуму можно подразделить на:

1.

самостоятельные занятия по выполнению заданий, которые требуют

длительной

систематической

работы

(составление

библиографии

краеведческой литературы, музейная работа);

2.

установочные

занятия

инструктивного

характера

(учитель

даёт

разъяснения по содержанию и порядку выполнения заданий, например,

по разработке программы краеведческих исследований);

3.

занятия

семинарского

типа,

когда

школьники

выступают

с

сообщениями, подготовленными по заданиям.

Краеведение в школе должно развиваться в соответствии с общими

образовательными задачами школы. В настоящее время оно может являться

не только принципом обучения и воспитания на местном материале, но и

самостоятельным

предметом

школьной

программы,

способствующим

повышению качества образования.

Сущность и педагогическое значение краеведения

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования

в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.

Нуждина И.А. 2017 г.

школа

Внепрограммное

(внеклассное)

Задачи и содержание

определяются

воспитательным

планом школы

урочное

Учебное

(программное)

Задачи и содержание

определяются

учебной программой

внеурочное

Краеведческий кружок

туристские

походы

экспедиции

Детские экскурсионно-туристические центры

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении

учащимися определённой территории своего края по разным источникам и

на основе непосредственных наблюдений.

Школьное

краеведение

осуществляется

в

соответствии

с

образовательными

задачами

школы.

Одно

из

условий

краеведения

руководящее участие в нём учителя. Исходя из программы, состава учащихся

класса

и

местных

возможностей,

учитель

определяет

объекты

для

исследования, виды и методы работы, организует школьников на изучение

края, руководит их работой.

Структура школьного краеведения.

обязательное участие всех учащихся добровольное участие

учащихся

Нуждина И.А. 2017 г.

Школьное

краеведение

необходимо

рассматривать

не

только

как

деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из

условий, обеспечивающих преподавание истории на конкретном жизненном

материале.

В

установлении

связи

изучаемого

в

школе

исторического

материала с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате

исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в

обучении.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную

ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, содержание и

характер

которого

определяются

учебной

программой,

и

непрограммное

краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом

воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением,

проводятся в классе и вне класса, например, в музее или во время учебной

экскурсии.

Участие

учеников

всего

класса

в

них

обязательно.

Во

внепрограммном

краеведении

школьники

принимают

участие

на

добровольных началах. Организация и отношение к учебным программам

этих двух видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они

тесно

связаны

друг

с

другом.

Общим

является

также

обязательное

руководство учителя всей работой.

Учебное краеведение преследует две задачи:

1.

всестороннее изучение конкретной местности (объекта) и накопление

краеведческого материала;

2.

использование накопленного материала в преподавании.

Вышеуказанные задачи друг с другом тесно взаимосвязаны: решение

первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании

приобретённых

краеведческих

знаний

главное

назначение

школьного

краеведения.

Краеведческий принцип даёт возможность строить преподавание истории

согласно

дидактическому

правилу

«от

известного

к

неизвестному»,

«от

Нуждина И.А. 2017 г.

близкого

к

далёкому».

Имея

представления

о

событиях,

общественных

явлениях и закономерностях развития края, ученику легче усвоить историю

Отечества.

Таким

образом,

краеведческий

материал

служит

известным

и

понятным образцом, к которому учитель может с успехом обращаться для

разъяснений, сравнений, иллюстраций в преподавании истории. Опираясь на

конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления

до понимания научных закономерностей.

Краеведение даёт возможность многие вопросы разных учебных дисциплин

связать

друг

с

другом

и

использовать

для

практических

целей.

Ярким

примером такой межпредметной связи является связь истории с географией.

Невозможно

представить,

чтобы

одновременно

с

историческими

исследованиями

не

проводилось

изучение

географической

базы

данных

объекта.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как

многие

учителя

связывают

краеведение

с

организацией

кружковой

или

экспедиционной работы по изучению края. Это происходит, как правило,

оттого, что в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным

краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. В этом

и кроется одна из причин более широкого распространения

внеклассного

краеведения. Связь же его с учебными занятиями является недостаточной.

При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться

тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единую

систему.

Краеведческие

походы

помогают

учителю

лучше

узнать

своих

воспитанников

в

процессе

непринуждённого

общения,

способствуют

развитию

индивидуальных

склонностей

учащихся,

их

психологической

подготовке к взрослой жизни.

В историческом краеведении отводится почётное место человекознанию.

Это помогает воспитывать у школьников чувство уважения к делам и трудам

Нуждина И.А. 2017 г.

предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков-

современников.

В связи с развитием экологического аспекта в образовании, историческое

краеведение

призвано

сыграть

определённую

роль

в

формировании

у

школьников

современного

научного

понятия

о

триединстве

системы

«природа-человек-общество».

На

конкретных

примерах

учитель

может

наглядно раскрыть роль человека во взаимодействии с окружающей средой,

дать оценку его «преобразовательной» деятельности, нацелить учащихся на

природоохранительную работу. Для воспитания рачительного хозяина края

экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения

приобретаемых учащимися знаний. Оно создаёт условия для выполнения

работ

исследовательского

характера,

помогает

развитию

творческого

потенциала школьников, является живым процессом социализации личности.

Учителю, занимающемуся краеведческой работой с детьми, краеведение

также приносит большую пользу: обогащает знаниями, способствует росту

педагогического мастерства, повышает его статус в обществе. Кроме того,

краеведение

для

учителя

верный

путь

к

научной

исследовательской

деятельности.

Нуждина И.А. 2017 г.

Дорогой друг!

Любовь к России неотделима от любви к малой родине. Чтобы продолжать

ее славные традиции, надо знать их и свято чтить.

Надо познать уроки прошлого, чтобы в будущем не повторять ошибки

предыдущих поколений.

Наш родной Самарский край внес свою лепту в историю Отечества.

Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родного

края. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.

Предлагаем тебе с помощью данной Рабочей тетради по историческому

краеведению углубить и систематизировать знания по истории Самарского

края!

Рабочая тетрадь к учебному пособию «Самарский край» предоставляет

тебе возможность лучше узнать историю родного края, увидеть и оценить

вклад, который он внес в судьбу нашего Родины.

Удачной работы!

Нуждина И.А. 2017 г.

Урок 1. Моя страна.

Задание 1. Прочитай стихотворение: «

Россия, Россия, Россия»

(В. Гудимов)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Нуждина И.А. 2017 г.

А) Какие чувства вызывает у тебя данное стихотворение? __________

Б) Что такое Родина?___________________________________________

Задание 2. Найди и запиши государственный символ России и объясни чем,

являются остальные предметы для россиян:

Задание 3. Соедини части пословиц

Человек без Родины,

своя сторона

Всякому мила

одна у него и Родина

Одна у человека мать,

что соловей без песни

Задание 4. Найди и опиши флаг РФ.

А)

Б)

В)

Г)

Задание 5. Соотнеси народы с их названиями.

Русские, украинцы, белорусы, татары, чуваши, мордва.

Задание 6. Запиши основные праздники России.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 7. Составь и запиши небольшой рассказ «Я живу в России»

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Урок 2-4 Моя малая родина.

Задание 1. Какова площадь Самарской области? Какие государства можно

уместить на её территории?

Задание 2. Какую геометрическую фигуру напоминает на карте область?

Нарисуй.

Задание 3. Сколько городов находится на территории области? Перечислите

их.

Задание 4. Почему на плато Самарской Луки нет рек?

Задание 5. Какой климат характерен для Самарской области? Назовите его

признаки.

Задание 6. Какова общая длина Волги от истока до устья?

Задание

7.

Назовите

восемь

рек,

протекающих

по

Самарской

области,

название которых начинаются с буквы «С».

Задание 8. Какие леса имеются в Самарской области?

Задание 9. Заполни пропуски.

Город

(село),

где

ты

живёшь

___________________________________

Почему

он

так

называется?

____________________________________

_____________________________________________________________

Район,

в

котором

ты

живёшь

___________________________________

Ближайший

город

____________________________________________

Почему

он

так

называется?

____________________________________

____________________________________________________________

Задание 10. Приведи примеры названий городов Самарской области, которые

образованы от названия рек.

Название реки

Название города

Задание 11. Заполни пропуски.

1) Самый крупный по площади город _________________________

2) Самый молодой город ____________________________________

3) Самый старый город (по дате утверждения) _________________

4) Наибольший по численности населения город________________

5) Дважды менявший название город______________________________

Задание 12. В каком городе ты бывал? Расскажи, что тебе запомнилось?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Урок 5. Топонимика.

Задание 1. Что такое топонимика?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание 2. Какие названия раньше носили следующие города Самарской

области:

Самара-___________________________________

Тольятти-__________________________________

Новокуйбышевск-___________________________

Чапаевск-__________________________________

Жигулевск-_________________________________

Октябрьск-_________________________________

Задание 3. Назовите реку, которая имеет «тезку» в одной из стран ближнего

зарубежья.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 4. Какие озера есть в вашем районе и что обозначают их названия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание

5.

Какие

улицы

города

Самары

носили

иные

названия,

были

переименованы?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

История Самарского края.

Урок 6-7. Древнейшее прошлое Самарского края.

Задание

1.

Назовите

археологические

памятники

-

расположенные

на

территории города Самара.

Задание 2. Какую территорию занимала Волжская Булгария?

_________________________________

Задание 3. Когда дружины киевского князя Святослава разгромили Хазарский

каганат?

Задание 4. Какая крупнейшая битва средневековья произошла на территории

Самарского края?

Задание 5. Кто и почему считается «небесным покровителем» г. Самары?

Задание 6. Когда произошло присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к

Русскому государству?

Урок 8-9.

Задание 1. Какой год считается годом основания Самары?

Задание 2. Кто был основателем и первым воеводой Самарской крепости?

Задание 3. Кто и когда оставил первое изображение Самарской крепости?

_____________

__________________________________________________

Задание 4. С какого года крепость Самара стала именоваться городом?

Задание 5. Когда строилась и где проходила Закамская оборонительная линия

(Закамская черта)?

Урок 10.

Задание 1. Когда и кому вся территория Самарской Луки была подарена

Екатериной II?

____________________________

Задание 2. Какие промыслы были развиты на территории нашей области в

середине XVIII века?

Задание

3.

Когда

и

где

впервые

появилось

изображение,

которое

впоследствии стало гербом г. Самары?

__________________________________________________

Задание 4. Опишите герб Самары.

___________________________________________

Задание 5. Как выглядел герб Самары в советское время? В связи с каким

событием он был создан?

_______________________________________________________________

Задание 6. Соотнесите города Самарской области с гербами.

1

Самара

А

2

Новокуйбышевск

Б

3

Тольятти

В

4

Сызрань

Г

5

Жигулевск

Д

1.

2.

3.

5

Урок 11. Самарская губерния. Самарские губернаторы.

Задание 1. Когда вышел указ Сената о создании Самарской губернии?

Задание 2. Назовите дату образования Самарской губернии.

Задание 3. Кто стал первым самарским губернатором? Годы его правления.

Задание 4. При каком губернаторе в Самарской губернии было отменено

крепостное право?

_______________________________________________

Задание 5. Был ли губернатором П.В. Алабин?

Задание 6. Когда Самарская губерния прекратила своё существование?

Урок 12-13. Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-

1945 гг.

Задание 1. Как называли город Куйбышев в годы войны и почему?

Задание 2. В каких городах нашей страны, и в связи с каким событием были

проведены парады 7 ноября 1941 г.? Кто командовал этими парадами?

Задание

3.

Назовите

дату

начала

строительства

Куйбышевского

оборонительного рубежа? Где он проходил?

Задание 4. Выберите, какой объект на территории Куйбышевской области

особенно часто подвергался налетам вражеской авиации? Почему?

А)

Б)

В)

Задание 5. В Самаре есть поющий фонтан в честь погибших Соловецких юнг,

где он находится? Сколько струй в этом фонтане?

Задание

6.

Назовите

памятники

Самары,

посвященные

Великой

Отечественной войне:

Урок 14-15.

Задание

1.

Назовите

авторов

следующих

высказываний

о

Самаре

и

Самарском крае:

1)

«…На сем месте будет город Самара, в котором просияет благочестие,

и

о н ы й

г о р о д

н и к о г д а

и

н и к е м

р а з о р е н

н е

будет».____________________________________________________

2)

«Город Самара стоит на луговой стороне, от Волги песок залёг, а город

стар,

рубленный,

низок,

и

острог

по

тому

же

городовому

месту».___________________________________________________

3)

«Самара, правда, город чудный,

Здесь есть ещё живой народ».__________________________________

Задание 2. Кем написана данная картина и как этот художник связан с

Самарским краем?

Задание

3.

Перечислите

улицы

Самары,

названные

в

честь

поэтов

и

писателей.______________________________________________________

Задание 4. Какие памятники писателям и поэтам установлены в Самаре?

________________________________________________

Назови ещё три памятника известные тебе___________________________

Задание 5. Расшифруй ребусы.

А)

3 = М

4 = Г

_______________________________________________________________

Задание 6. Узнай архитектурные объекты.

А)

_________________________

_______

Б)

_________________________

________

В)

_________________________________

______________________________

Список литературы

1.

Знаешь ли ты свой край? Самарская область. Краеведческая викторина

для

учащихся

школ/

под

ред.

Н.П.

Храмковой

и

Е.Л.Храмковой.

Самара: Издательство ООО «Порто-принт» 2012

2.



В раздел образования