Авторы: Жердецкая Оксана Викторовна, Отставнова Виктория Викторовна
Должность: учитель английского языка, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лицей № 2
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Опасности Интернета для современного подростка"
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие
Тема «Опасности Интернета для современного подростка»
5 – 8 класс
Внеклассное
мероприятие
посвящено
проблеме
влияния
Интернета
на
российских
подростков,
коммуникативному
взаимодействию
юношества
в
современном
информационном
пространстве. Так, аналогом межличностного общения становятся социальные сети. Описываются
формы взаимодействия подростков и взрослых с Интернетом.
Цель: познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать
их.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации.
Подготовительная работа: классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:
1.
У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
2.
Что вам больше всего нравится в Интернете?
3.
Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?
Ход занятия
Учитель:
Как известно, подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его.
Происходит постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян.
Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников.
Сегодня
в начале
этого
списка
нередко
находится
компьютер.
И
начать
наш
классный
час
я
хочу
с
обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на
последний вопрос связан с безопасностью в Интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое
внимание при работе с Интернетом необходимо
уделять
именно
вопросам
безопасности. И ответить на
вопросы:
«Какие
опасности
подстерегают
нас
в
Интернете?»
и «Как их избежать?» нам поможет этот
классный час.
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в Интернете?»
1.
Преступники в Интернете.
ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ.
Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными
сообщениями,
по
электронной
почте
или
на
форумах.
Для
решения
своих
проблем
многие
подростки
обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка
своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное
время,
деньги
и
энергию.
Обычно
они
хорошо
осведомлены
о
музыкальных
новинках
и
современных
увлечениях
детей.
Они
выслушивают
проблемы
подростков
и
сочувствуют
им.
Но
постепенно
злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно
эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые
преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут
также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
2.
Вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные
программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они
также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для
распространения
своих
копий
на
компьютеры
ваших
друзей,
родственников,
коллег
и
по
всей
остальной глобальной Cети.
3.
Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
В
ЧЕМ
СОСТОИТ
МОШЕННИЧЕСТВО?
Среди
Интернет-мошенничеств
широкое
распространение
получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо
включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на
мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он
находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и
другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
4.
Азартные игры.
Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах
обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь
не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут
допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно
содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
5.
Онлайновое пиратство.
Онлайновое
пиратство
–
это
незаконное
копирование
и
распространение
(как
для
деловых,
так
и
для личных
целей)
материалов,
защищенных
авторским правом
–
например,
музыки,
фильмов,
игр
или
программ – без разрешения правообладателя.
6.
Интернет-дневники.
Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно
среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования
показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из
трех
раскрывают
свой
возраст;
трое
из
пяти
публикуют
сведения
о
месте
проживания
и
контактную
информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных
потенциально опасно.
7.
Интернет-хулиганство.
Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим
пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и
грубя окружающим.
8.
Недостоверная информация.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля
информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны
мыслить
критически,
чтобы
оценить
точность
материалов;
поскольку
абсолютно
любой
может
опубликовать информацию в Интернете.
9.
Материалы нежелательного содержания
К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического
содержания, материалы суицидальной направленности, сектантские материалы, материалы с ненормативной
лексикой.
Учитель: А сейчас мы немного отдохнём. Музыкальная физминутка.
Учитель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могут встретиться в Интернете. А теперь
давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.
Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»
1.
Преступники в Интернете.
Прекращайте
любые
контакты
по
электронной
почте,
в
системе
обмена
мгновенными
сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или
содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми
вы познакомились в Интернете.
2.
Вредоносные программы.
А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех
случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Б)
Скачивайте
файлы
из
надежных
источников
и
обязательно
читайте
предупреждения
об
опасности,
лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
3.
Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.
А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться
ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном
электронном письме.
Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать,
например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в
России.
4.
Азартные игры.
Помните,
что нельзя
играть
на
деньги.
Ведь,
в
основном,
подобные
развлечения
используются
создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее
увлекательные
игры,
те,
которые
не
предполагают
использование
наличных
или
безналичных
проигрышей/выигрышей.
5.
Онлайновое пиратство.
Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором.
Знайте,
что
подлинные
(лицензионные)
продукты
всегда
выгоднее
и
надежнее
пиратской
продукции.
Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией,
чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну
цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного
обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя,
о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный
продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных
версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.
6.
Интернет-дневники.
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную
информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии
друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату
рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда
проверяйте,
не
раскрывают
ли
изображения
или
даже
задний
план
фотографий
какую-либо
личную
информацию.
7.
Интернет-хулиганство.
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов
это, в конце концов, надоест и они уйдут.
8.
Недостоверная информация.
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов
обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
9.
Материалы нежелательного содержания.
Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls
или
встроенные
в
Internet
Explorer®).
Научитесь
критически
относиться
к
содержанию
онлайновых
материалов и не доверять им.
Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и
положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.
10.
Рефлексия
Классный час понравился. Узнал что-то новое.
Классный час понравился. Ничего нового не узнал.
Классный час не понравился. Зря время потерял.
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или
общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!