Автор: Чернышева Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "Радость"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "система работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природным окружением родного края"
Раздел: дошкольное образование
Система работы
по воспитанию экологической культуры дошкольников
в процессе ознакомления с природным окружением
родного края
ФГОС ДО говорит о том, что ключевой линией дошкольного детства
является приобщение к ценностям культуры.
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и
творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих
формированию
личности
ребенка
как
носителя
ценностных
установок
современного
мира.
Современная
культура,
объединяющая
человечество,
основана
на
общечеловеческих
ценностях,
одной
из
которых
является
экологическое отношение к жизни и окружающей среде.
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов,
педагогов),
природа
принадлежит
к
абсолютным
ценностям
высшего
порядка,
т.к.
она
является
основой
существования
человека
на
Земле
и
определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Целевые ориентиры – важное положение стандарта , в отношении
природы
сформулированы
следующим
образом:
«на
этапе
завершения
дошкольного образования:
Ребенок
проявляет
любознательность,
интересуется
причинно-
следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире,
в
котором
он
живет. Обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания
.
Проявляет уважение к жизни в различных ее формах и заботу об
окружающей среде.
Под
эти
формулировки
и
развертывается
система
экологического
воспитания в ДОУ.
Воспитание экологической культуры – процесс формирования личности,
которая
характеризуется
сформированным
экологическим
сознанием,
экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной
среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Результат
процесса заключается в наличии у ребенка экологических знаний и умений
руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений
осуществлять разнообразные деятельности в природе, проявляя
бережное
отношение к ней.
Нашим учреждением накоплен большой опыт в данном направлении:
изданы
несколько
авторских
методических
пособий
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
и
методические
пособия
с
участием
педагогического
коллектива,
ДОУ
является
опорной
площадкой
для
ежегодного
семинара-практикума
по
данной
проблеме
для
воспитателей
района, созданы условия, способствующие применению детского опыта в
группах и на территории.
Поэтому,
учитывая
требования
ФГОС,
в
содержании
основной
образовательной программы ДОО мы включили
и наш опыт. Содержание
работы по воспитанию основ экологической культуры у
дошкольников
обеспечивается
в
ООП
программой
«От
рождения
до
школы»
авторы
Веракса,
Комарова,
Васильева
и
авторским
методическим
пособием
«Использование моделей и деятельности моделирования в системе работы по
формированию
основ
экологического
сознания»
и
реализуется
в
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
в
интеграции
с
другими образовательными областями.
В образовательной программе ДОО мы постарались выстроить систему
реализации задач экологического воспитания, включающую в себя:
Познавательное Развитие:
-развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации,
-формирование познавательных действий, становление сознания
-формирование
представлений
об
объектах
окружающего
мира,
их
свойствах и отношениях
-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
их природных и социокультурных ценностях, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях ее природы,
(«От рождения до школы»)
«Социально-коммуникативное развитие».
-воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее,
восхищение ее красотой
-развитие инициативы и самостоятельности,
готовности и стремления к экологически ориентированному
взаимодействию с природными объектами, сопереживанию,
экологически
грамотному поведению в природе.
(«От рождения до школы»)
-формирование осознанного отношения к природе и навыков практической
природоохранной деятельности
-воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях
родного края, беречь и охранять их
(«Использование моделей и деятельности моделирования в системе
работы по формированию основ экологического сознания»).
«Художественно-эстетическое развитие»:
-развитие
способности
эмоционально-эстетического
во сприятия
окружающего мира
( «От рождения до школы»)
«Речевое развитие»:
-знакомство с художественными произведениями о природе родного
края,
-развитие
коммуникативных
навыков
в
процессе
деятельности,
направленной на взаимодействие с природой
(«Использование
моделей
и
деятельности
моделирования
в
системе
работы по формированию основ экологического сознания»).
Ознакомление с природным окружением родного края
предусматривается ООП на протяжении всего дошкольного возраста.
Содержание работы по экологическому воспитанию от младшего к старшему
дошкольному возрасту расширяется, усложняется. Это можно проследить на
слайде.
Литература
Младший дошкольный
возраст:
Старший дошкольный возраст
«От
рождения
до школы»
Дикие и домашние
животные
Зимующие птицы
Насекомые (бабочка,
майский жук, божья
коровка)
Местные растения
(деревья и травы),
комнатные растения
Сезонные изменения в
природе
Природные
сообщества:
лес,
луг,
водоем,
город,
их
обитатели и
взаимосвязь компонентов в них
Зависимость
жизнедеятельно сти
живых
о р г а н и з м о в
о т
с е з о н н ы х
изменений
М н о го о б р а з и е
р о д н о й
п р и р о д ы ,
м н о г о о б р а з и е
растительного и животного мира
Земли
(«Использов
ание
м од е л е й
и
деятельност
и
моделирован
ия в системе
р а б от ы
п о
формирован
и ю
о с н о в
экологическо
го
сознания»).
Охрана растений и
животных
Зависимость жизни человека
от условий окружающей среды
Охрана
природы
родного
края
и
формирование
навыков
природоохранной деятельности
Здесь продемонстрированы основные блоки (темы), по которым идет
работа в данном возрасте.
И если в младшем дошкольном возрасте
мы
знакомим
детей
с
конкретными
природными
явлениями
и
объектами
природного
окружения,
то
в
старшем
все
эти
явления
и
объекты
рассматриваются
в
контексте
зависимостей:
от
ареала,
от
сезона,
от
деятельности человека, и взаимосвязей между природой и человеком.
Указанное содержание мы реализуем в различных видах деятельности
через
разнообразные
формы
работы
с
детьми,
предусмотренные
Программой:
-в организованной образовательной деятельности ( В НОД и обр. в
режимных моментах), например, тематические занятия, проводимые 1 раз
в
неделю
–
они
направлены
на
формирование
конкретных,
системных
представлений об объектах природы и взаимосвязях и зависимостях между
ними
НОД (примеры):
«Подкормим птиц зимой», «Прогулка по весеннему лесу»- младшая гр.
«У медведя во бору грибы, ягоды беру», « В гости к деду Природоведу»
-средняя
«Леса нашей Родины», «Луга нашей Родины», «Водные ресурсы» - старшая
«Птицы нашего края», «День заповедников» - подготовительная;
ежедневные наблюдения в младшем возрасте и циклы наблюдений в
старшем возрасте на территории ДОУ за сезонными изменениями в природе
и связанных с ними изменениях в жизнедеятельности растений, насекомых,
птиц.
еженедельные, беседы о природном окружении (ознакомительные и
закрепляющие, итоговые),
просмотры
видеороликов,
мультимедийные
презентации
(они
помогают
сформировать
представления
детей
о
том,
что
невозможно
пронаблюдать наглядно),
о п ы т ы
и
э к с п е р и м е н т ы ,
с п о с о б с т ву ю щ и е
р а з в и т и ю
самостоятельности
и
инициативы,
объясняющие
детям
зависимости
в
природе
Опыты и эксперименты: (примеры):
«Куда пропал одуванчик» (мл), «Под зонтиком» (ср)
«Растениям нужна разная почва»(ст), «Создаем радугу» (подг)
решение проблемных ситуаций,
-экскурсии и практическая деятельность на экологической тропе, (по
программе «От рождения до школы» они предусмотрены 1 раз в квартал),
которые позволяют детям применять имеющийся природоохранный опыт на
практике
Экологическая тропа (примеры):
Мл.: «Полив саженцев деревьев»
Ср.: «Утепление снегом объектов экологической тропы»
Ст.:
«Сохраним
муравейники»-размещение
природоохранных
знаков
и
ограждений около муравейников.
Подг.: «Украсим цветники» (полив цветочной рассады в цветнике)
Формы
работы,
реализуемые
в
рамках совместной
деятельности
воспитателя с детьми:
интересна такая форма работы, как «Экологический патруль» ,
Он
создается
в
старшей
группе
и
продолжает
функционировать
в
подготовительной. Его назначение :
– природоохранная практическая деятельность на экологической тропе,
(она планируется нами ежемесячно - дополнительно
к предусмотренной
программой «От рождения до школы»),
-
просветительская
работа
в
обществе:
распространение
плакатов,
листовок среди родителей, детей других групп. Например, в летнее время
ребята, отправляющиеся на отдых на природу, размещают на берегах рек, в
лесах плакаты, призывающие отдыхающих не оставлять мусор.
-В течение года в группе они занимаются подготовкой и организацией
природоохранных
акций
(это
еще
одна
интересная
форма
работы)
–
разрабатывают
план,
собирают
материалы
по
проблеме,
привлекают
к
участию родителей: рисуют приглашения, плакаты и т.д.
Ежегодно в ДОУ проводятся природоохранные акции, предусмотренные
в программе : «Леса- наше богатство», «Сохраним ель- красавицу наших
лесов», «Птичья столовая», «Украсим Землю цветами» - 1 раз в квартал
Экологический
патруль
ведет
и
повседневную
работу:
«выявляет»
проблемы, возникающие на территории и организует «трудовые десанты» :
помощь деревьям после снегопада, уборка веток в уголке леса после сильного
ветра, сбор природного материала и т.д.
-Досуги природоведческого содержания - эффективная форма работы,
помогает в игровой форме актуализировать экологические представления и
усвоить навыки правильного поведения в природе – 1 раз в месяц. Нами
разработаны сценарии (примеры):
«В лес за грибами» -младший возраст
«В гости к Мудрой сове» - средний
«Загадки Водяного» - старший
Экологический слет «Природа родного края» - подготовительная группа.
-Используем в своей работе и особую форму проектной деятельности:
Природоохранные проекты – особая форма проектной деятельности,
используемая
нами
в
старшем
дошкольном
возрасте,
направленная
на
самостоятельное обогащение практического и когнитивного опыта ребенка в
сфере представлений о природе и ее охране.
«Проекты:
«Лес – наше богатство»
«Птичья столовая»
«Сохраним ель – красавицу наших лесов»
«Цветущий детский сад»
Эти
проекты
указаны
в
программе,
они
длительные,
приурочены
к
сезону
или
конкретному
событию,
и
заканчиваются
природоохранными
акциями, указанными выше.
Необходимо упомянуть о том, что все вышеперечисленные
формы
работы организуются с использованием метода моделирования, проблемой
использования
которого
в
экологическом
воспитании
занимается
наш
коллектив
довольно
длительное
время.
Он
помогает
нам
эффективно
организовать работу в процессе осуществления всех видов деятельности: на
занятиях
помогает
систематизации
знаний,
их
логическому
усвоению,
в
труде, в опытнической деятельности - сформулировать алгоритм работы и
соотнести результат с планом. В наблюдениях – зафиксировать результаты, в
проектах и природоохранных акциях – спланировать работу.
Важное средство и условие экологического воспитания, воспитания
любви к родному краю – предметно-пространственная развивающая среда.
Мы гордимся эколого-развивающим комплексом, который в процессе
работы был создан в нашем ДОУ на территории и в здании.
Аллеи: рябиновая, липовая, в год юбилея победы появилась сиреневая
аллея.
Ландшафтные уголки : леса, луга, искусственный водоем.
Сад и огород, цветочный музей, и многочисленные цветники на
территории и участках.
Экологическая тропа – организация работы на ней позволяет детям вступать
в непосредственный эмоциональный и деятельностный контакт с ближайшим
природным окружением, с теми объектами, что расположены на нашей
территории и мы можем взаимодействовать с ними постоянно.
На
территории
ДОУ
–
богатое
видовое
разнообразие
растений
:
некоторые из них представлены в 3-4 видах: хвойные, разные виды кленов,
сиреней, и др. Все это помогает «приблизить» мир природы ребенку, показать
разнообразие
растительного
мира
родного
края,
вызвать
эмоциональный
отклик на объекты природы.
В
группах
созданы
центры
природы,
позволяющие
организовать
разнообразную деятельность по ознакомлению с природой: познавательно-
исследовательскую
(в
лабораториях,
библиотеках
познавательной
литературы), трудовую – по уходу за комнатными растениями, посадками,
художественно-эстетическую
(рассматривание
растений,
иллюстраций,
изготовление
плакатов,
листовок),
наблюдения,
моделирование,
игровую
деятельность в дидакических играх и на игровых макетах.
Процесс
экологического
воспитания
в
ДОУ
невозможен
без
взаимодействия с семьей. Ведь родители- это главный образец поведения для
ребенка.
Из
семьи
исходят
нравственные
основы,
основы
ценностного
отношения к природе, к Родине. И поэтому родители для нас – главные
помощники.
В «трудовых десантах» и субботниках по благоустройству,
озеленению территории – они вместе с нами, в природоохранных акциях –
они наши помощники: помогают детям распространять материалы, печатают
их, помогают в их оформлении, вместе с детьми занимаются пополнением
музеев
экспонатами,
снимают
видеоролики
о
посещении
детьми
различных
природных
объектов
нижегородской
области,
привозят
интересные фото из путешествий по родному краю. Участвуют в мастер-
классах и помогают в создании игровых макетов и другого оборудования.
Они являются нашими единомышленниками.
Таким
образом,
накопленный
нами
опыт
по
проблеме
воспитания
экологической культуры, создание условий для этого способствуют тому, что
к завершению дошкольного возраста дети:
-проявляют
интерес, любознательность в отношении природного
окружения родного края и всей планеты ,
- имеют представления об объектах ближайшего природного окружения
и всего мира природы, о зависимостях между ними
-имеют
первичные представления о малой родине и Отечестве, их
природных и социокультурных ценностях, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы
-владеют навыками практической природоохранной деятельности
-проявляют инициативу и самостоятельность,
готовность и стремление к экологически ориентированному взаимодействию
с
природными
объектами
родного
края,
сопереживание,
экологически
грамотное поведение в родной природе.
- проявляют
потребность узнавать о культурных и природных ценностях
родного края, беречь и охранять их.