Напоминание

"система работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природным окружением родного края"


Автор: Чернышева Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "Радость"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "система работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природным окружением родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы

по воспитанию экологической культуры дошкольников

в процессе ознакомления с природным окружением

родного края

ФГОС ДО говорит о том, что ключевой линией дошкольного детства

является приобщение к ценностям культуры.

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и

творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих

формированию

личности

ребенка

как

носителя

ценностных

установок

современного

мира.

Современная

культура,

объединяющая

человечество,

основана

на

общечеловеческих

ценностях,

одной

из

которых

является

экологическое отношение к жизни и окружающей среде.

По общему признанию и определению ученых (философов, экологов,

педагогов),

природа

принадлежит

к

абсолютным

ценностям

высшего

порядка,

т.к.

она

является

основой

существования

человека

на

Земле

и

определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Целевые ориентиры – важное положение стандарта , в отношении

природы

сформулированы

следующим

образом:

«на

этапе

завершения

дошкольного образования:

Ребенок

проявляет

любознательность,

интересуется

причинно-

следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире,

в

котором

он

живет. Обладает элементарными представлениями из

области живой природы, естествознания

.

Проявляет уважение к жизни в различных ее формах и заботу об

окружающей среде.

Под

эти

формулировки

и

развертывается

система

экологического

воспитания в ДОУ.

Воспитание экологической культуры – процесс формирования личности,

которая

характеризуется

сформированным

экологическим

сознанием,

экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной

среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

Результат

процесса заключается в наличии у ребенка экологических знаний и умений

руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений

осуществлять разнообразные деятельности в природе, проявляя

бережное

отношение к ней.

Нашим учреждением накоплен большой опыт в данном направлении:

изданы

несколько

авторских

методических

пособий

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

и

методические

пособия

с

участием

педагогического

коллектива,

ДОУ

является

опорной

площадкой

для

ежегодного

семинара-практикума

по

данной

проблеме

для

воспитателей

района, созданы условия, способствующие применению детского опыта в

группах и на территории.

Поэтому,

учитывая

требования

ФГОС,

в

содержании

основной

образовательной программы ДОО мы включили

и наш опыт. Содержание

работы по воспитанию основ экологической культуры у

дошкольников

обеспечивается

в

ООП

программой

«От

рождения

до

школы»

авторы

Веракса,

Комарова,

Васильева

и

авторским

методическим

пособием

«Использование моделей и деятельности моделирования в системе работы по

формированию

основ

экологического

сознания»

и

реализуется

в

образовательной

области

«Познавательное

развитие»

в

интеграции

с

другими образовательными областями.

В образовательной программе ДОО мы постарались выстроить систему

реализации задач экологического воспитания, включающую в себя:

Познавательное Развитие:

-развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации,

-формирование познавательных действий, становление сознания

-формирование

представлений

об

объектах

окружающего

мира,

их

свойствах и отношениях

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

их природных и социокультурных ценностях, о планете Земля как общем

доме людей, об особенностях ее природы,

(«От рождения до школы»)

«Социально-коммуникативное развитие».

-воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее,

восхищение ее красотой

-развитие инициативы и самостоятельности,

готовности и стремления к экологически ориентированному

взаимодействию с природными объектами, сопереживанию,

экологически

грамотному поведению в природе.

(«От рождения до школы»)

-формирование осознанного отношения к природе и навыков практической

природоохранной деятельности

-воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях

родного края, беречь и охранять их

(«Использование моделей и деятельности моделирования в системе

работы по формированию основ экологического сознания»).

«Художественно-эстетическое развитие»:

-развитие

способности

эмоционально-эстетического

во сприятия

окружающего мира

( «От рождения до школы»)

«Речевое развитие»:

-знакомство с художественными произведениями о природе родного

края,

-развитие

коммуникативных

навыков

в

процессе

деятельности,

направленной на взаимодействие с природой

(«Использование

моделей

и

деятельности

моделирования

в

системе

работы по формированию основ экологического сознания»).

Ознакомление с природным окружением родного края

предусматривается ООП на протяжении всего дошкольного возраста.

Содержание работы по экологическому воспитанию от младшего к старшему

дошкольному возрасту расширяется, усложняется. Это можно проследить на

слайде.

Литература

Младший дошкольный

возраст:

Старший дошкольный возраст

«От

рождения

до школы»

Дикие и домашние

животные

Зимующие птицы

Насекомые (бабочка,

майский жук, божья

коровка)

Местные растения

(деревья и травы),

комнатные растения

Сезонные изменения в

природе

Природные

сообщества:

лес,

луг,

водоем,

город,

их

обитатели и

взаимосвязь компонентов в них

Зависимость

жизнедеятельно сти

живых

о р г а н и з м о в

о т

с е з о н н ы х

изменений

М н о го о б р а з и е

р о д н о й

п р и р о д ы ,

м н о г о о б р а з и е

растительного и животного мира

Земли

(«Использов

ание

м од е л е й

и

деятельност

и

моделирован

ия в системе

р а б от ы

п о

формирован

и ю

о с н о в

экологическо

го

сознания»).

Охрана растений и

животных

Зависимость жизни человека

от условий окружающей среды

Охрана

природы

родного

края

и

формирование

навыков

природоохранной деятельности

Здесь продемонстрированы основные блоки (темы), по которым идет

работа в данном возрасте.

И если в младшем дошкольном возрасте

мы

знакомим

детей

с

конкретными

природными

явлениями

и

объектами

природного

окружения,

то

в

старшем

все

эти

явления

и

объекты

рассматриваются

в

контексте

зависимостей:

от

ареала,

от

сезона,

от

деятельности человека, и взаимосвязей между природой и человеком.

Указанное содержание мы реализуем в различных видах деятельности

через

разнообразные

формы

работы

с

детьми,

предусмотренные

Программой:

-в организованной образовательной деятельности ( В НОД и обр. в

режимных моментах), например, тематические занятия, проводимые 1 раз

в

неделю

они

направлены

на

формирование

конкретных,

системных

представлений об объектах природы и взаимосвязях и зависимостях между

ними

НОД (примеры):

«Подкормим птиц зимой», «Прогулка по весеннему лесу»- младшая гр.

«У медведя во бору грибы, ягоды беру», « В гости к деду Природоведу»

-средняя

«Леса нашей Родины», «Луга нашей Родины», «Водные ресурсы» - старшая

«Птицы нашего края», «День заповедников» - подготовительная;

ежедневные наблюдения в младшем возрасте и циклы наблюдений в

старшем возрасте на территории ДОУ за сезонными изменениями в природе

и связанных с ними изменениях в жизнедеятельности растений, насекомых,

птиц.

еженедельные, беседы о природном окружении (ознакомительные и

закрепляющие, итоговые),

просмотры

видеороликов,

мультимедийные

презентации

(они

помогают

сформировать

представления

детей

о

том,

что

невозможно

пронаблюдать наглядно),

о п ы т ы

и

э к с п е р и м е н т ы ,

с п о с о б с т ву ю щ и е

р а з в и т и ю

самостоятельности

и

инициативы,

объясняющие

детям

зависимости

в

природе

Опыты и эксперименты: (примеры):

«Куда пропал одуванчик» (мл), «Под зонтиком» (ср)

«Растениям нужна разная почва»(ст), «Создаем радугу» (подг)

решение проблемных ситуаций,

-экскурсии и практическая деятельность на экологической тропе, (по

программе «От рождения до школы» они предусмотрены 1 раз в квартал),

которые позволяют детям применять имеющийся природоохранный опыт на

практике

Экологическая тропа (примеры):

Мл.: «Полив саженцев деревьев»

Ср.: «Утепление снегом объектов экологической тропы»

Ст.:

«Сохраним

муравейники»-размещение

природоохранных

знаков

и

ограждений около муравейников.

Подг.: «Украсим цветники» (полив цветочной рассады в цветнике)

Формы

работы,

реализуемые

в

рамках совместной

деятельности

воспитателя с детьми:

интересна такая форма работы, как «Экологический патруль» ,

Он

создается

в

старшей

группе

и

продолжает

функционировать

в

подготовительной. Его назначение :

– природоохранная практическая деятельность на экологической тропе,

(она планируется нами ежемесячно - дополнительно

к предусмотренной

программой «От рождения до школы»),

-

просветительская

работа

в

обществе:

распространение

плакатов,

листовок среди родителей, детей других групп. Например, в летнее время

ребята, отправляющиеся на отдых на природу, размещают на берегах рек, в

лесах плакаты, призывающие отдыхающих не оставлять мусор.

-В течение года в группе они занимаются подготовкой и организацией

природоохранных

акций

(это

еще

одна

интересная

форма

работы)

разрабатывают

план,

собирают

материалы

по

проблеме,

привлекают

к

участию родителей: рисуют приглашения, плакаты и т.д.

Ежегодно в ДОУ проводятся природоохранные акции, предусмотренные

в программе : «Леса- наше богатство», «Сохраним ель- красавицу наших

лесов», «Птичья столовая», «Украсим Землю цветами» - 1 раз в квартал

Экологический

патруль

ведет

и

повседневную

работу:

«выявляет»

проблемы, возникающие на территории и организует «трудовые десанты» :

помощь деревьям после снегопада, уборка веток в уголке леса после сильного

ветра, сбор природного материала и т.д.

-Досуги природоведческого содержания - эффективная форма работы,

помогает в игровой форме актуализировать экологические представления и

усвоить навыки правильного поведения в природе – 1 раз в месяц. Нами

разработаны сценарии (примеры):

«В лес за грибами» -младший возраст

«В гости к Мудрой сове» - средний

«Загадки Водяного» - старший

Экологический слет «Природа родного края» - подготовительная группа.

-Используем в своей работе и особую форму проектной деятельности:

Природоохранные проекты – особая форма проектной деятельности,

используемая

нами

в

старшем

дошкольном

возрасте,

направленная

на

самостоятельное обогащение практического и когнитивного опыта ребенка в

сфере представлений о природе и ее охране.

«Проекты:

«Лес – наше богатство»

«Птичья столовая»

«Сохраним ель – красавицу наших лесов»

«Цветущий детский сад»

Эти

проекты

указаны

в

программе,

они

длительные,

приурочены

к

сезону

или

конкретному

событию,

и

заканчиваются

природоохранными

акциями, указанными выше.

Необходимо упомянуть о том, что все вышеперечисленные

формы

работы организуются с использованием метода моделирования, проблемой

использования

которого

в

экологическом

воспитании

занимается

наш

коллектив

довольно

длительное

время.

Он

помогает

нам

эффективно

организовать работу в процессе осуществления всех видов деятельности: на

занятиях

помогает

систематизации

знаний,

их

логическому

усвоению,

в

труде, в опытнической деятельности - сформулировать алгоритм работы и

соотнести результат с планом. В наблюдениях – зафиксировать результаты, в

проектах и природоохранных акциях – спланировать работу.

Важное средство и условие экологического воспитания, воспитания

любви к родному краю – предметно-пространственная развивающая среда.

Мы гордимся эколого-развивающим комплексом, который в процессе

работы был создан в нашем ДОУ на территории и в здании.

Аллеи: рябиновая, липовая, в год юбилея победы появилась сиреневая

аллея.

Ландшафтные уголки : леса, луга, искусственный водоем.

Сад и огород, цветочный музей, и многочисленные цветники на

территории и участках.

Экологическая тропа – организация работы на ней позволяет детям вступать

в непосредственный эмоциональный и деятельностный контакт с ближайшим

природным окружением, с теми объектами, что расположены на нашей

территории и мы можем взаимодействовать с ними постоянно.

На

территории

ДОУ

богатое

видовое

разнообразие

растений

:

некоторые из них представлены в 3-4 видах: хвойные, разные виды кленов,

сиреней, и др. Все это помогает «приблизить» мир природы ребенку, показать

разнообразие

растительного

мира

родного

края,

вызвать

эмоциональный

отклик на объекты природы.

В

группах

созданы

центры

природы,

позволяющие

организовать

разнообразную деятельность по ознакомлению с природой: познавательно-

исследовательскую

лабораториях,

библиотеках

познавательной

литературы), трудовую – по уходу за комнатными растениями, посадками,

художественно-эстетическую

(рассматривание

растений,

иллюстраций,

изготовление

плакатов,

листовок),

наблюдения,

моделирование,

игровую

деятельность в дидакических играх и на игровых макетах.

Процесс

экологического

воспитания

в

ДОУ

невозможен

без

взаимодействия с семьей. Ведь родители- это главный образец поведения для

ребенка.

Из

семьи

исходят

нравственные

основы,

основы

ценностного

отношения к природе, к Родине. И поэтому родители для нас – главные

помощники.

В «трудовых десантах» и субботниках по благоустройству,

озеленению территории – они вместе с нами, в природоохранных акциях

они наши помощники: помогают детям распространять материалы, печатают

их, помогают в их оформлении, вместе с детьми занимаются пополнением

музеев

экспонатами,

снимают

видеоролики

о

посещении

детьми

различных

природных

объектов

нижегородской

области,

привозят

интересные фото из путешествий по родному краю. Участвуют в мастер-

классах и помогают в создании игровых макетов и другого оборудования.

Они являются нашими единомышленниками.

Таким

образом,

накопленный

нами

опыт

по

проблеме

воспитания

экологической культуры, создание условий для этого способствуют тому, что

к завершению дошкольного возраста дети:

-проявляют

интерес, любознательность в отношении природного

окружения родного края и всей планеты ,

- имеют представления об объектах ближайшего природного окружения

и всего мира природы, о зависимостях между ними

-имеют

первичные представления о малой родине и Отечестве, их

природных и социокультурных ценностях, о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях ее природы

-владеют навыками практической природоохранной деятельности

-проявляют инициативу и самостоятельность,

готовность и стремление к экологически ориентированному взаимодействию

с

природными

объектами

родного

края,

сопереживание,

экологически

грамотное поведение в родной природе.

- проявляют

потребность узнавать о культурных и природных ценностях

родного края, беречь и охранять их.



В раздел образования