Автор: Козлова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино" Населённый пункт: город Надым Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Я-почемучка!" Раздел: дошкольное образование
Введение
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способности сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев.
В
Концепции
модернизации
российского
образования
говорится,
что
развивающему
обществу
нужны
современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
отличающиеся
мобильностью
динамизмов,
конструктивностью
мышления,
которые
могут
самостоятельно
принимать
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во
многом зависит от педагогов, работающих у истоков становления личности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе
РФ
«Об
образовании»,
педагоги
должны
переориентировать
содержание
образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание
условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно
лишь в
деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка,
но и внутреннюю психологическую основу.
Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления,
при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих
отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А, П.Усова, Е, А.Панько) говорится о
необходимости
включения
дошкольников
в
осмысленную
деятельность,
в
процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства
предметов, замечать их сходство и различие.
Реферативная часть
Развитие
познавательных
интересов
дошкольников
является
одной
из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является
ведущим
видом
деятельности
у
маленьких
детей:
«Фундаментальный
факт
заключается
в
том,
что
деятельность
экспериментирования
пронизывает
все
сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда
ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому
приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения:
экспериментам, проектам, опытам.
Дети
по
природе
своей
исследователи.
Неутолимая
жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность
познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать,
а
самое
главное
самовыражаться.
В
опытно-экспериментальной
деятельности
дошкольник
получает
возможность
напрямую
удовлетворить
присущую
ему
любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство
метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
о
е го
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
со
средой
обитания.
В
процессе
эксперимента
идет
обогащение
памяти
ребенка,
активизируются
его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации,
обобщения.
Необходимость
давать
отчет
об
увиденном,
формулировать
обнаруженные
з а к о н о м е р н о с т и
и
в ы в о д ы
с т и м у л и р у е т
р а з в и т и е
р е ч и .
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи
внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для
развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей
дошкольного возраста.
К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ
недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это
объясняется
следующими
причинами:
нехваткой
методической
литературы,
отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т.д. При работе
с детьми по данному направлению возникла необходимость написания
рабочей
программы
по
опытно-экспериментальной
деятельности.
Цель
проекта:
развитие познавательных интересов, потребности и
способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и
сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е.
способности
видеть
многообразие
мира
в
системе
взаимосвязей
и
взаимозависимостей;
2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать
познавательный
интерес
в
процессе
экспериментирования,
устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
3. Расширение перспектив развития поисково – познавательной деятельности
детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие
действия
4.
Поддержание
у
детей
инициативы,
сообразительности,
пытливости,
критичности, самостоятельности.
Формы и методы:
Лаборатория творчества
Экспериментирование
Презентации (ярмарка) проектов
Основные принципы организации работы с детьми :
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и
ребенка,
как
содействия
развитию
другого
и
тем
самым
способствующего
саморазвитию.
2.
Принцип
воспитывающего
обучения
–
основной
задачей
воспитания
и
обучения
в
исследовательской
деятельности
выделяют
р а з в и т и е
любознательности детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении
ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот
принцип
предполагает
разработку
творческих
заданий,
не
имеющих
однозначного
решения.
Детей
учат
думать,
рассуждать,
делается
акцент
на
возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют
к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4.
Принцип
гуманизации,
сотрудничества,
партнерства
предполагает
уважительное
отношение
к
мнению
ребенка,
поддержку
его
инициативы,
видение в ребенке целенаправленного партнера.
5.
Принцип
дифференциации,
учета
индивидуальности
–
обеспечение
оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе
освоения
исследовательской
деятельности
с
учетом
возраста,
пола
ребенка,
накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и
познавательной сферы.
Проектная часть
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: исследовательский
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По продолжительности: долгосрочный (2 года)
Сроки реализации проекта: с 01.05.2014 г. по31.05.2016 г.
Участники: дети 4-6 лет, родители, педагоги.
Организованная деятельность: вне занятий, вторая половина дня, 1 раз в
неделю.
Длительность занятий: 20-25 минут.
Реализация проекта «Растим юных почемучек-исследователей» предусматривает
четыре этапа: I – диагностико-мотивационный; II этап – проектно-
организационный; III этап – практический; IV этап – итоговый.
Этапы реализации:
I этап – диагностико-мотивационный (май 2014 г.)
Задачи:
1.Выявить уровень развития у детей познавательной активности,
любознательности, навыков экспериментирования
.
2.Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в
проекте.
Мероприятия:
Дата
проведения
Работа с детьми
Май
-Подготовка к проведению диагностических мероприятий
(подбор диагностического инструментария)
- Мониторинг показателей развития познавательной
активности, любознательности, навыков
экспериментирования
Взаимодействие с родителями и педагогами
- Анкетирование родителей и педагогов «Как измерить
познавательную активность ребенка?»
- Обсуждение целей и задач проекта
- Презентация и утверждение проекта на педагогическом
совете
- Анализ полученных результатов
- Составление базы данных детей
II этап – проектно-организационный (июнь – сентябрь 2014 г.)
Задача:
1. Разработать проект «Растим юных почемучек-исследователей»
Мероприятия:
Дата
проведения
Содержание деятельности
Июнь -
сентябрь
Изучение нормативных документов по организации работы с
детьми в познавательно-исследовательской деятельности,
подбор методических материалов
Разработка этапов проекта
Разработка перспективного плана работы с детьми
Разработка календарно-тематического плана организованной
деятельности с детьми
Разработка перспективного плана взамодействия с родителями
и педагогами
Создание условий, необходимых для реализации проекта
(подбор дидактического, наглядно-демонстрационного
материала; оборудования; мультимедийных презентаций)
III этап – практический (октябрь 2014 г.- июнь 2016 г.)
Задачи:
1. Реализовать
в
работе
с
детьми
комплекс
мероприятий,
направленных
на
развитие познавательных способностей.
2. Активизировать участие детей в конкурсах и ярмарках разного уровня.
3. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию
познавательно-
исследовательских
способностей
детей
старшего
дошкольного возраста.
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет
№
Вид
эксперимента
Тема
Цель
Оборудование
Целевые ориентиры образования
1.
Экскурсия в
лабораторию
2.
Диагностика
3.
Экспериментирование
с почвой
Знакомство с
почвой
Формировать у детей
представления о почве как
компоненте природы и
круговороте веществ; о
взаимосвязи и
взаимозависимости почвы
и растений; при помощи
опытов показать, из чего
состоит почва (в почве есть
воздух, влага), как
происходит её загрязнение.
Микроскоп, баночки с
водой, плодородная
почва, мешочек, белые
листы бумаги, жестяная
банка, спиртовка,
шапочки червяка, дерева.
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания,
способен к принятию соб-
ственных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
склонен наблюдать и
экспериментировать; обладает
развитым воображением, кото-
рое реализуется в разных видах
деятельности
4.
Экспериментирование
с почвой
« Гд е
л у ч ш е
расти?»
Установить необходимость
почвы для жизни растений,
влияние качества почвы на
рост и развитее растений,
выделить почвы, разные по
составу.
Черенки традесканции,
чернозем, глина с песком.
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания,
способен к принятию соб-
ственных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
склонен наблюдать и
экспериментировать; обладает
развитым воображением, кото-
рое реализуется в разных видах
деятельности
5.
Экспериментирование
с предметами
Волшебные
превращения
Объяснить изменение
агрегатных состояний
веществ в зависимости от
Свечи (можно цветные),
баночка для тушения
свечи, металлическая
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
изменений температуры
(твердые — жидкие).
подставка, растительное
масло, тесьма или
толстая нить, кисточка,
фигурные формы (лучше
металлические), емкость
со снегом, бумага,
карандаши, таблички с
правилами безопасности.
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
6.
Экспериментирование
с камнями
"Удивительные
камни"
Познакомить с
разнообразием камней, их
свойствами,
особенностями. Учить
классифицировать камни
по разным признакам.
Коллекция
разнообразных камней,
иллюстрации, лупы
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания,
способен к принятию соб-
ственных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
склонен наблюдать и
экспериментировать; обладает
развитым воображением, кото-
рое реализуется в разных видах
деятельности
7.
Экспериментирование
с предметами
Вулкан
Формировать
представления о вулканах,
опасностях,
которые
они
представляют,
а
также
их
пользе.
Макет вулкана
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
8.
Экспериментирование
с песком
Песок
Установить свойства песка.
Сухой песок.
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
9.
Экспериментирование
с песком
«Рассеянный
песок»
Ус т а н о в и т ь
с в о й с т в о
рассеянного песка.
Сито, карандаш, ключ,
песок, лоток
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в
познавательно-
исследовательской
деятельности; способен
выбирать себе род занятий,
участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно
-
следственными
связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
10.
Экспериментирование
с песком
«Тайна стекла»
Продолжать знакомить
с
предметами
из
разных
в и д о в
м а т е р и а л а ,
с о
с т е к л о м ,
е г о
происхождением,
технологией переработки.
Лупа,
иллюстрации
о
профессии
стеклодува,
р а б о т е
с т е к о л ь н о г о
завода,
песок,
лопатки,
разноцветные
стеклышки.
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания,
способен к принятию соб-
ственных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
склонен наблюдать и
экспериментировать; обладает
развитым воображением, кото-
рое реализуется в разных видах
деятельности
11.
Экспериментирование
с песком
Животные и
песок
Познакомить детей с
обитателями песчаных
пустынь. Путем
эксперимента показать
приспособляемость
Иллюстрации пустыни,
объекты живой и
неживой природы
пустыни. Кактус для
эксперимента
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
животных к жизни в
пустыне.
предметами; стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и
игровом поведении
12.
Экспериментирование
с глиной
Для чего
человеку песок
и глина
Рассказать, как человек
использует песок и глину
(строительство, песочные
часы, посуда, игрушки).
Самим предложить
вылепить посуду из глины.
Иллюстрации профессии
гончар, строитель, а так
же фотографии готовых
изделий из песка. Глина
на тарелочках для
каждого ребёнка, вода.
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
13.
Экспериментирование
с водой и почвой
«Вода и почва»
Дать понятие о том, что
влага необходима почве и
растениям; познакомить с
составом почвы; развивать
наблюдательность,
познавательные и
поисковые способности,
любознательность,
смекалку, кругозор;
воспитывать любовь к
природе, трудолюбие
Стеклянные баночки с
сухим плодородным
слоем, песком, золой,
мелкими камешками,
черенками растений,
увеличительные стекла,
карточки, карандаши (на
каждого ребенка); иллю-
страции с изображением
устройств полива
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в
познавательно-
исследовательской
деятельности; способен
выбирать себе род занятий,
участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно
-
следственными
связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
14.
Итоговое мероприятие
«Слёт лаборантов»
15.
Экспериментирование
с ветром
«Послушный
ветерок»
Продолжать знакомить с
силой потоков воздуха
(сильный, слабый);
развивать
Ванночка с водой,
кораблик из пенопласта,
салфетка из ткани, лист
бумаги, карандаши (на
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
каждого ребенка)
действия с игрушками и другими
предметами; стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и
игровом поведении
16.
Экспериментирование
с воздухом
«Ворчливый
шарик»
Познакомить с движением
воздуха, его свойствами;
развивать
наблюдательность, лю-
бознательность, смекалку,
кругозор
Ванночка с водой,
воздушный шарик,
салфетка из ткани, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
17.
Экспериментирование
с водой
«Когда льется,
Когда капает»
Продолжать знакомить со
свойствами воды;
развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку; учить соблюдать
правила безопасности при
обращении с предметами
из стекла
Пипетка, две мензурки,
целлофановый пакетик,
губка из поролона,
розетка, лист бумаги,
карандаши (на каждого
ребенка)
Ребенок проявляет любо-
знательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями,
пытается самостоятельно
придумывать объяснения
явлениям природы; обладает
развитым воображением, кото-
рое реализуется в разных видах
деятельности
18.
Экспериментирование
с водой
«В какую бу-
тылочку
быстрее
нальется
вода?»
Продолжать знакомить
детей со свойствами воды,
предметами разной
величины; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку; учить соблюдать
правила безопасности при
обращении с предметами
Ванночка с водой, две
бутылочки разного
размера с узким и
широким горлышком,
салфетка из ткани,
песочные часы, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка);
аудиозапись песни
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами; стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
из стекла
«Капитошка»
19.
Экспериментирование
с водой
«Послушная
водичка»
(уменьшение и
увеличение
объема воды)
Продолжать знакомить
детей с объемом тел
(предметов); учить
соблюдать правила
безопасности при работе со
стеклянными предметами;
развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Две стеклянные баночки
с водой, заполненные
наполовину; шесть
небольших камешков,
пластина из оргстекла,
поролоновая губка, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими
предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий; стремится к общению
со взрослыми и активно
подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в
которых ребенок воспроизводит
действия взрослого
20.
Экспериментирование
с водой
«Необычные
кораблики»
Познакомить детей со
свойствами и качеством
предметов; развивать
наблюдательность,
любознательность, сме-
калку, кругозор; закрепить
правила безопасности при
обращении со стеклом
Две стеклянные
бутылочки, пробки,
ванночки с водой,
салфетка, лист бумаги,
карандаши (на каждого
ребенка)
Ребенок проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им;
интересуется окружающими
предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечен
в действия с игрушками и други-
ми предметами, стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих
действий
21.
Экспериментирование
с водой
«Прятки»
Продолжать знакомить со
свойствами и качеством
воды; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор; учить
соблюдать правила
безопасности при
обращении с предметами
из стекла
Две баночки с водой
(первая - с прозрачной,
вторая - с под-
крашенной), камешки,
салфетка из ткани, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в
познавательно-
исследовательской
деятельности; проявляет
любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями
22.
Экспериментирование
с жидкостью (соком)
«Вкусный сок»
Познакомить с процессом
приготовления сока;
развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Один апельсин, две
салфетки из марли, одна
из ситца, стеклянный
стаканчик, блюдце,
увеличительное стекло,
деревянная толкушка,
карандаш, лист бумаги
(на каждого ребенка)
Ребенок склонен наблюдать,
экспериментировать; обладает
начальными знаниями, о
природном мире, в котором он
живет; проявляет любознатель-
ность, задает вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
23.
Экспериментирование
с водой
«Играем с
красками»
Познакомить с процессом
растворения красок в
воде(произвольно и при
помешивании); развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Две баночки с
прозрачной водой,
краски, лопаточка,
салфетка из ткани, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в
познавательно-
исследовательской
деятельности; способен
выбирать себе род занятий,
участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
24.
Итоговое мероприятие
«Ярмарка проектов»
25.
Экспериментирование
с растениями
Растение —
живое
существо
Работа с календарем
наблюдений за ростом
луковиц.
Развивающий набор
«Умные растения»
Ребенок достаточно хорошо
владеет устной речью, может
использовать речь для
выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения
речевого высказывания в
ситуации общения; проявляет
любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
26.
Экспериментирование
с растениями
«Хитрые се-
мена» (долго-
срочное)
Познакомить детей со
способами проращивания
семян; развивать
наблюдательность,
любознательность, смекал-
ку, кругозор
Семена бобов, кабачков,
две баночки с землей,
палочка, леечка, салфетка
из марли, розетка, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания;
способен к принятию
собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в
различных видах деятельности;
проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями
27.
Экспериментирование
с растениями
«Добрые
и сердитые
растения»
Продолжать знакомить с
комнатными растениями,
их строением, свойствами;
учить устанавливать
взаимосвязь между
растением и человеком,
находить сходство и
различие в их «характере»,
условиях произрастания,
способах ухода за ними;
развивать наблюдатель-
ность, терпение,
любознательность,
смекалку, кругозор;
воспитывать любовь к
окружающему, трудолюбие
Брызгалки, тряпочки,
лейки, фартуки, бабочки
(силуэты красные и
синие), большая
салфетка, карта мира (на
каждого ребенка)
Ребенок достаточно хорошо
владеет устной речью, может
использовать речь для
выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения
речевого высказывания в
ситуации общения; проявляет
любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
28.
Экспериментирование
«Фокусник
Познакомить со структурой
Две стеклянные баночки
Ребенок обладает
с растениями
бальзамин»
стебля бальзамина, его
возможностями; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
с водой (в одной вода
красного цвета), черенок
бальзамина,
увеличительное стекло,
лопатка, салфетка, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания;
способен к принятию собст-
венных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно- следственными
связями
29.
Итоговое мероприятие
Фестиваль « Умники и
умницы»
30.
Экспериментирование
с предметами
В гостях у
Астронома
Формировать у детей
представления о планетах
Солнечной системы,
развивать
любознательность.
Панно Солнечной
системы, вечернего неба,
космическая музыка,
колпачки(по количеству
детей),поднос с песком,
камешки, разрезные
картинки, мел,
геометрическая фигура-
круг, лента для
измерения, дневники и
карандаши по количеству
детей
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
живой природы, естествознания;
способен к принятию собст-
венных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно- следственными
связями
31.
Экспериментирование
со светом
«Солнечные
зайчики»
Познакомить детей с про-
исхождением солнечных
зайчиков, их движением,
предметами, от которых
они отражаются; развивать
наблюдательность,
любознательность, сме-
калку, кругозор; учить
Зеркало, баночка с водой,
пластина из
нержавеющей стали (на
каждого ребенка)
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
владеет активной речью,
включенной в общение; может
обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия
соблюдать правила без-
опасности при обращении
с предметами из стекла
окружающих предметов и
игрушек
32.
Экспериментирование
со светом
«Как
образуется
тень»
Понять, как образуется
тень, ее зависимость от
источника света и
предмета, их
взаимоположения
.
Теневой театр
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
владеет активной речью,
включенной в общение; может
обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия
окружающих предметов и
игрушек
33.
Экспериментирование
с воздухом
Парашют
Выявить, что воздух
обладает упругостью.
Понять, как может
использоваться сила
воздуха
Парашют, игрушечные
человечки
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
владеет активной речью,
включенной в общение; может
обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия
окружающих предметов и
игрушек
34.
Экспериментирование
с
предметами
«Почему,
кажется,
что
звезды
движутся
по
кругу»
Установить, почему звезды
движутся по кругу.
Ножницы, линейка,
белый мелок, карандаш,
клейкая лента, бумага
черного цвета.
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними;
владеет активной речью,
включенной в общение; может
обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия
окружающих предметов и
игрушек
35.
День земли
Побудить ребят задуматься
о взаимоотношениях
Ребенок обладает
элементарными
представлениями из области
человека и природы,
почувствовать, что и они
могут что-то сделать для ее
сохранения.
живой природы, естествознания;
способен к принятию собст-
венных решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах деятельности;
проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется
причинно- следственными
связями
36.
Итоговое мероприятие
« Ярмарка проектов»
37.
Диагностика
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет
№
Вид
эксперимента
Тема
Цель
Оборудование
Целевые ориентиры образования
1.
Экскурсия в
лабораторию
2.
Диагностика
3.
Экспериментирование
с почвой
«Сухая и влажная
почва»
(плодородный
слой)
Учить определять сухую
и влажную почву по
некоторым признакам
(сравнить их между
собой: рассыпается,
лепится); фиксировать
результаты
исследований; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор;
учить соблюдать
правила безопасности
Две стеклянные баночки
- одна с сухой,другая с
влажной почвой, лупы,
пластина из оргстекла,
лопаточка, карточка,
карандаши
(на каждого ребенка)
Ребенок овладевает основными
культурными способами
деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре,
познавательно-исследовательской
деятельности; способен выбирать
себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
при обращении с
предметами из стекла
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
4.
Экспериментирование
с почвой
«Соревнование»
(длительное)
Познакомить детей с
состоянием почвы:
уплотненная, рыхлая;
развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор;
учить соблюдать прави-
ла безопасности при об-
ращении с предметами
из стекла
Две стеклянные баночки
с почвой рыхлой и
уплотненной, палочка,
черенок традесканции,
лист бумаги, карандаши
(на каждого ребенка)
Ребенок способен к волевым
усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и
правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила
безопасного поведения; проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
5.
Экспериментирование
с почвой
«Почва»
Продолжать знакомить
детей с составом почвы,
закрепить виды,
происхождение почвы;
уточнить, что для
некоторых видов живых
организмов почва
является средой
обитания; познакомить с
профилактическими
мероприятиями по охра-
не почвы, её защите;
развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор;
воспитывать
ответственность,
любовь к природе
Лупа, смотровое стекло,
лопаточка, стеклянные
баночки с почвой,
иллюстрации, картины с
изображением видов
почвы, макет среза
почвы, карандаши,
диагностические
карточки (на каждого
ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересу-
ется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям
природы
6.
Экспериментирование
с почвой
«Подземные
кладовые»
Продолжать знакомить
детей с составом почвы
и недр Земли; дать поня-
Игрушки - гномы; виды
«полезных ископаемых»,
макет среза поверхности
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
тие о полезных ископа-
емых (почему они назы-
ваются полезными), как
бережёт и использует их
человек; закрепить на-
звания профессий лю-
дей, занятых при добыче
полезных ископаемый;
развивать наблюдатель-
ность, любознатель-
ность, смекалку, круго-
зор; воспитывать
любовь к родному краю
земли, иллюстрации с
изображением шахт,
шахтеров; карта по-
лезных ископаемых
родного края
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
7.
Экспериментирование
с песком
«Удивительный
песок»
Познакомить со
свойствами песка, его
качеством и
происхождением;
развивать наблюдатель-
ность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Три стеклянные баночки
(первая с сухим, вторая с
влажным песком, третья
с прозрачной водой),
лопатка, пластина из
оргстекла, магнит,
карточка, карандаши (на
каждого ребенка);
ванночки с песком для
ходьбы, полотенце
Ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы;
склонен наблюдать,
экспериментировать; обладает
начальными знаниями о природном
мире, в котором он живет
8.
Экспериментирование
с песком
Тайна хрустальной
туфельки
Познакомить с сырьем
(зола, пищевая сода,
кварцевый песок) из
которого получают
стекло. Дать
представление о видах
стекла, его качествах,
использовании в быту,
технике, изготовлений
украшений.
Зола, пищевая сода,
кварцевый песок,
различное стекло,
листочки с заданиями
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
9.
Экспериментирование
с камнями
Как появляются
горы?
Сформировать
элементарные
представления об
изменениях в неживой
природе.
Экспериментальным
путем показать как
разрушаются камни и
горы.
2 камня для каждого
ребёнка, тарелочка для
опыта, иллюстрации гор,
песок.
Ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы;
склонен наблюдать,
экспериментировать; обладает
начальными знаниями о природном
мире, в котором он живет
10.
Экспериментирование
с камнями
Какими бывают
камни
Познакомить с
разнообразием камней,
их свойствами,
особенностями. Учить
классифицировать
камни по разным
признакам. Опытным
путем выявлять
свойства различных
камней: соль
растворяется в воде,
выращивание
кристаллов соли; пемза
легче воды.
Коллекция
разнообразных камней,
иллюстрации, лупы .
Вода, щепотка соли на
каждого, пемза,
иллюстрации соляных
пещер.
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
11.
Экспериментирование
с камнями
Дымящиеся горы
Как происходит
извержение
вулкана?
Расширить
представления о
вулканах. Изготовить
модель действующего
вулкана.
Иллюстрации вулканов.
Развивающий набор
«Вулкан»
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
12.
Экспериментирование
с песком и глиной
«Знакомство со
свойствами песка и
Познакомить
детей
со
с в о й с т в а м и
п е с к а ,
у с т а н о в и т ь
е г о
Две трехлитровые банки
с пластмассовыми
крышками. 2 резиновые
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
глины»
сыпучесть,
рыхлость,
способность пропускать
в о д у ,
с о с т а в
и з
отдельных
зернышек-
песчинок.
Дать знания о том, что
сухие
песчинки
легко
двигаются, сдуваются.
Закрепить
знания
о
глине,
ее
свойствах:
вязкая,
п л а с т и ч н а я ,
труднопроходимая
для
в о д ы ,
с л и п ш и е с я
ком оч к и
с о в с е м
н е
двигаются.
груши. Три
пластмассовые бутылки
с отрезанным дном,
заполненные: 1-я –
песком, 2-я – камешками,
3-я — глиной. В
горлышки бутылок
вставлен поролон.
Бутылки установлены в
штативы. Лоток для
сбора воды. Емкость с
водой. Желтая ткань с
песком. Игрушки:
ящерица, медведь, паук,
черепаха, лиса, еж, змеи,
заяц, верблюд.
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
13.
Экспериментирование
с глиной
От глины до
фарфора
Расширять
представления о глине.
Познакомить с
материалами, из
которых делают фарфор
(кварц, полевой шпат,
белая глина).
Глина на каждого,
коллекция материалов
для изготовления
фарфора.
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
14.
Итоговое мероприятие
«Слёт лаборантов»
15.
Экспериментирование
с водой
«Что
такое
вода?»
Продолжать знакомить
детей со свойствами
воды, ее
возможностями;
развивать
любознательность,
наблюдательность,
смекалку, кругозор;
Вода, стаканы, баночки,
бутылочки разного
размера, формочки для
замораживания воды,
соль, сахар, лед, кар-
точки (на каждого
ребенка)
Ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации
общения; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
воспитывать бережное
отношение к воде
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
16.
Экспериментирование
с водой
«Друзья»
Познакомить с составом
воды: молекула воды
состоит из двух атомов
водорода и одного
кислорода; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор;
учить соблюдать
правила безопасности
при обращении с
предметами из стекла
Стаканчик, бутылочка с
водой, закрытая пробкой,
салфетка из ткани, лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
17.
Экспериментирование
с водой
«Вода и ее
предназначение»
Продолжать знакомить
детей с
предназначением воды,
ее использованием,
необходимостью для
жизнедеятельности
человека; закрепить
свойства; учить
находить и отмечать на
глобусе моря, океаны,
реки, озера; развивать
наблюдательность,
любознательность, сме-
калку, кругозор; воспи-
тывать бережное отно-
шение к воде
Глобус, вода
минеральная и простая,
соль, сахар, схема
круговорота воды в
природе, кисель, молоко,
сок, иллюстрации с
изображением леса,
тундры, пустыни, микро-
скоп; карандаши,
карточки, лупы (на
каждого ребенка)
Ребенок обладает элементарными
представлениями из области живой
природы, естествознания, способен
к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности;
склонен наблюдать и эксперимен-
тировать; обладает развитым
воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности
18.
Экспериментирование
с водой
«Игра в «прятки»
Продолжать знакомить
со свойствами воды:
разливается, течет, не
имеет формы, запаха,
Две пластины из
оргстекла, пипетка,
стаканчики с прозрачной
и цветной водой, лист
Ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
отражает предметы и
др.; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы;
склонен наблюдать,
экспериментировать
19.
Экспериментирование
с воздухом
«Что такое
воздух?»
Познакомить детей с
понятиями «воздух»,
«воздушное
пространство», со
свойствами воздуха, его
влиянием на здоровье
человека; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Микроскоп, мыльная и
простая вода, резиновые
шарики, мячи, бумага,
«волшебный ящик» (на
каждого ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
20.
Экспериментирование
с воздухом
"Веселая полоска"
Познакомить со
свойствами бумаги и
действием на нее
воздуха; развивать
наблюдательность
любознательность,
смекалку, кругозор
Полоска мягкой бумаги,
карандаши (на каждого
ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
21.
Экспериментирование
с воздухом
«Запахи»
Продолжать знакомить
детей с воздухом;
уточнить понятия:
«полезные и вредные,
приятные и неприятные
запахи», влияние
запахов на здоровье
человека; дать
представление о
Зеркала, иллюстрации с
изображением видов
носа людей, сказочных
героев и животных,
продукты питания,
дезодоранты, средства
защиты органов
дыхания, игрушка - крот;
лекарственные травы в
Ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации
общения; проявляет лю-
бознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
функциях и назначении
носа; развивать
наблюдательность, лю-
бознательность, смекал-
ку; воспитывать заботу о
своем здоровье
закрытых баночках
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
22.
Экспериментирование
со льдом
Замершая вода
Показать различия
между двумя
состояниями воды
(твердое и жидкое).
Выявить свойства льда.
Дать представления об
айсбергах.
Лёд в грелке, вода в
стакане, спиртовка,
спирт, колбочки, штатив,
стекло, листочки с
заданиями.
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
23.
Экспериментирование
с растениями
«Для
чего
нужна
зима?»
Продолжать знакомить
детей с явлениями
природы зимой; учить
находить сходство и
различие с другими
временами года;
познакомить с периодом
отдыха растений,
начиная с поздней осени
и до ранней весны;
развивать наблюдатель-
ность, любознатель-
ность, познавательный
интерес, смекалку, кру-
гозор; воспитывать лю-
бовь к родной природе
Иллюстрации с
изображением разного
времени года, зимних
пейзажей, зверей и птиц
зимой, растений, схема
положения Земли в
зимний период года
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересу-
ется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям
природы
24.
Итоговое мероприятие
«Ярмарка проектов»
25.
Экспериментирование
с растениями
«Развитие растения
из семени»
Дать понятие о развитии
растения из семени,
Семена сухие и
проросшие, карточки,
Ребенок проявляет любо-
знательность, задает вопросы
условиях
произрастания,
способах ухода за ними;
развивать наблюдатель-
ность, терпение, любо-
знательность, смекалку,
кругозор; воспитывать
трудолюбие, любовь и
заботу о растениях
таблица, гербарии,
плоды, листы бумаги,
карандаши (на каждого
ребенка)
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы;
обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах
деятельности
26.
Экспериментирование
с растениями
«Путешествия с
комнатными
растениями»
Продолжать знакомить
детей с комнатными
растениями, средой
произрастания,
характерными
особенностями;
закрепить способы
ухода за растениями,
название их родины,
уметь находить её на
карте; закрепить пра-
вила безопасности при
обращении с растения-
ми; развивать наблюда-
тельность, любознатель-
ность, желание
общаться с
растительным миром;
воспитывать трудолю-
бие, любовь к природе
Карта мира, комнатные
растения, бутылочки,
пинцеты, листы бумаги,
флажки, карточки с изоб-
ражением контура
континентов, карандаши,
листы бумаги (на
каждого ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
27.
Экспериментирование
с живыми организ-
мами
«Микроорганизмы»
Дать понятие о
микроорганизмах, их
видах, происхождении;
учить классифицировать
на вредные, полезные;
уточнить знания об их
пользе и вреде для
Таблицы с изображением
вирусов, бактерий,
микроскоп, лупы,
карточки для
диагностики (на каждого
ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает
человека; закрепить
профилактические меры
гигиены для сохранения
своего здоровья; разви-
вать наблюдательность,
любознательность, сме-
калку, кругозор
вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следствен-
ными связями
28.
Экспериментирование
с растениями
«Упрямое
растение»
(длительное)
Уточнить, как свет влия-
ет на рост комнатных
растений; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Комнатное растение
каланхоэ (2 шт.); лист
бумаги, карандаши (на
каждого ребенка)
Ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы;
склонен наблюдать,
экспериментировать; обладает
начальными знаниями, о природном
мире, в котором он живет
29.
Итоговое мероприятие
Фестиваль « Умники и
умницы»
30.
Экспериментирование
с предметами
Юные астрономы
Закрепить и
систематизировать
знания о Космосе
(звездах, созвездиях,
солнечной системе,
планетах). Уточнить
знания об
исследованиях Космоса.
Макет солнечной
системы, черная ткань,
воздушные шарики,
краски, книги о космосе,
атласы, энциклопедии,
глобус,
бумага. Предметы для
экспериментов : емкость
с песком, пластилин.
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересу-
ется причинно-следственными
связями
31.
Экспериментирование
с предметами
Земля – магнит.
Выявить действия
магнитных сил Земли.
Развивающий набор
«Магнит»
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
32.
Экспериментирование
с предметами
Фокусы с
магнитами
Закрепить
представление детей о
магнитах и его
свойствах.
Магнит, бумага,
железные предметы,
деревянные предметы,
ткань, пенопласт,
железная руда, листочки
с заданиями.
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
33.
Экспериментирование
со светом
«Черное и белое»
Познакомить детей с
влиянием солнечных
лучей на черный и
белый цвет; развивать
наблюдательность,
любознательность,
смекалку, кругозор
Салфетка из ткани
черного и белого цвета,
лист бумаги, карандаши
(на каждого ребенка)
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет
любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересу-
ется причинно-следственными
связями
34.
Экспериментирование
со светом
Откуда берётся
радуга?
Выявление свойств и
возможностей разных
материалов,
необходимых при
создании радуги в
домашних условиях.
литровая миска с водой,
бутылочка светлого лака
для ногтей, зеркало,
миска с водой ,
компьютерный диск
Ребенок проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательно-
исследовательской деятельности;
способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной
деятельности; проявляет любозна-
тельность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями
35.
Итоговое занятие
«Земля – наш дом.
Мы хозяева в нем»
Формирование
понимания
ответственности
человека за сохранение
природы, любви к
родному краю.
Обобщить и
систематизировать
представления
дошкольников
природоведческого и
природоохранного
характера; закрепить
правила экологически
грамотного поведения в
природе и быту
Ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации
общения; проявляет лю-
бознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы
36.
Итоговое мероприятие
« Ярмарка проектов»
37.
Диагностика
Перспективный план взаимодействия с родителями и педагогами
Первый год работы
Месяц
Содержание деятельности
Сентябрь
Круглый стол «Растим любознательных почемучек»
Октябрь
Рекомендации родителям для направления детей в кружковую сеть
ДОУ и города с полученными результатами
Пополнение педагогической копилки «Чудеса открытий»
электронными сборниками, развивающими играми для работы с
детьми
Ноябрь
Деловая игра для педагогов «Фокус-покус» (показ различных
фокусов)
Консультация «Организация детского экспериментирования в
домашних условиях»
Декабрь
Вечер вопросов и ответов «Методы, повышающие познавательную
активность дошкольников»
Информация в родительский уголок на тему: «Значение
экспериментальной деятельности для детей»
Январь
День открытых дверей (совместные мероприятия)
Февраль
Мастер-класс «Превращение обычных камней в необычное»
Март
Презентация родителям брошюры «Занимательные опыты»
Апрель
Памятка «Воспитание познавательного интереса через прогулки»
Май
Конкурс семейных презентаций «Опыты проделанные дома»
Второй год работы
Сентябрь
Памятка «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка
в позитивное русло»
Октябрь
Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и
любопытных дошколят»
Ноябрь
Выпуск сборника методических материалов «Как вырастить юных
почемучек исследователей»
Декабрь
Творческая мастерская «Дошкольники, прирожденные
исследователи»
Январь
Показ
презентации:
«Опытно-экспериментальная
деятельность
в
нашей группе»
Февраль
Информация в родительский уголок «Игра или
экспериментирование».
Игротека-практикум: «Поэкспериментируем!»
Март
Мастер-класс «Травянчики»
Апрель
Персональные выставки альбома «Сказки ,рассказы, загадки о
камнях, магните, песке, воде и т.д.»
Май
Создание мини-музея «Чудеса открытий»
IV этап – итоговый (июнь 2016)
Задачи:
1. проанализировать результат работы по проекту, обработать полученные
данные, соотнести с поставленной задачей.
2. создание выставки «Ярмарка проектов»
Ожидаемые результаты:
1.создание банка данных детей с предпосылками познавательно-
исследовательской деятельности.
2. повышение уровня индивидуальных достижений детей в познавательно-
исследовательском направлении деятельности.
3.создание условий для сохранения и преумножения познавательно-
исследовательского потенциала воспитанников.
4.создание единого образовательного пространства ДОУ и семей,
воспитывающих юных почемучек-исследователей.
5.осуществление преемственности ДОУ с учреждениями дополнительного
образования.
Методическое и информационное обеспечение проекта.
1. “Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
2. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
3. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
4. “От педагогики повседневности – к педагогике развития” Журнал
“Дошкольное воспитание”. № 11/2004.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/ А.А.
Мартынова, И.М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2011.
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М., 2005.
7. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.
М., 2002.
8. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста. – «Детство – Пресс» 2008г.
Создание развивающей среды
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного
обучения исследованию. При создании развивающей среды необходимо
опираться на ряд принципов:
содержательно-насыщенный – включает средства обучения, материалы,
инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые
позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с
материалами, доступными детям;
трансформируемый – обеспечивает возможность изменения развивающей
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональный – обеспечивает возможность разнообразного
использования составляющих развивающей среды (природных материалов) в
разных видах детской активности;
доступный – обеспечивает свободный доступ к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
безопасный – все элементы развивающей среды должны соответствовать
требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования,
такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила
пожарной безопасности.
Перечень дидактического, наглядно-демонстрационного материала,
мультимедийных презентаций.
Центр «Песок-вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики,
ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки
для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки,
кусочки резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные
катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы,
металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,
величины, степени прозрачности, опилки, мерные стаканчики, мерные
ложки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.
Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный
материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные
ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические
плавающие игрушки, природный материалы (желуди, шишки, семена
растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.),
пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном,
перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и
животными, модели, календари природы и погоды, дневники наблюдения за
посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата,
перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды,
месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус,
янтарь, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные
коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы,
магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы,
дневники наблюдения, карта мира, картотека опытов, клеёнчатые фартуки,
мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные
предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные
салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок,
набор предметов, обладающий способностью отражения зеркал, фанера,
оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце-Земля»,
карта климатических зон, магниты разного веса, магнитный театр, резиновые
груши, резиновые перчатки, щетка-сметка, совок, отвертки, винтики,
наждачная бумага, колесики, деревянные зубочистки.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной
картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные
краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветне
мелки, губки поролоновые разной формы, размеров, структуры, зубные
щетки, пуговицы, разноцветные лоскутки ткани разных видов, трафареты,
ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки,
ватные диски, цветовые волчки, цветные нитки, пластилин, игровое тесто,
бумага различного размера и текстуры, восковые свечи, газеты, штампы,
оберточная бумага, пооперационные карты, синтепон, тряпочки, фломастеры,
художественная литература по изодеятельности, восковые мелки, чернила,
тушь, ватные шарики, фольга, авторучки. Центр «Кулинария»: мука, сахар,
соль, доски, терки, вилки, ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки,
колпаки, нарукавники, косынки, подносы, пооперационные карты рецептов
блюд, сито, друшлаг, формочки для печенья, кондитерский шприц,
контейнеры, миски, лопатки, поварешка, овощерезка, толкушка, формы для
кекса, печенья.
Центр «Литература»: книги, журналы, лингвистические игры, книжки-
самоделки, и оборудование для их изготовления (степлер, дырокол, тесьма,
клей), план-схема и модели для рассказывания, алфавит, буквы, бумага,
ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотеки
чистоговорк, скороговорок, разрезные картинки, книжки-малышки,
кроссворды, ребусы, кубики с азбукой, различные виды театра.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для счета и группировки по
разным признакам, цветные геометрические фигуры, счеты, шнуровка,
логико-математические игры, веревочки, бусинки, балансовые весы, домино,
шашки, коллекция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатные
игры, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, рабочие листы с
заданиями, счеты, тетради в клетку, цифры, резиновые кольца. Центр
«Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки,
воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Мультимедийные презентации:
Воздушные фокусы
На мокром песке остаются следы, отпечатки
Бумажная страна
Действие магнита
Такие разные камни
Превращение льда
Травянчики
Где быстрее растет лук
Чудесные превращения молока
Диагностика
Функции диагностики:
выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в
отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в
отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.
Результаты мониторинга позволяют:
ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков
самостоятельной работы и др.;
контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
стимулировать результаты деятельности ребенка.
Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица 1),
данные заносить в таблицу 2.
Таблица 1
Высокий
Познавательное
отношение
устойчиво.
Ребенок проявляет
инициативу и
творчество в
решении
проблемных задач.
Самостоятельно видит
проблему. Активно
высказывает
предположения.
Выдвигает гипотезы,
предположения,
способы их решения,
широко пользуясь
аргументацией и
доказательствами
Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознано выбирает
предметы и
материалы для
самостоятельной
деятельности в
соответствии с их
качествами,
свойствами,
назначением.
Действует
планомерно. Помнит
о цели работы на
протяжении всей
деятельности. В
диалоге со взрослыми
поясняет ход
деятельности.
Доводит дело до
конца.
Формулирует в речи
достигнут или нет
результат, замечает
неполное соответствие
полученного результата
гипотезе. Способен
устанавливать
разнообразные
временные,
последовательные,
причинные связи.
Делает выводы.
Средний
В большинстве
случаев ребенок
проявляет активный
познавательный
интерес.
Видит проблему
иногда
самостоятельно,
иногда с небольшой
подсказкой взрослого.
Ребенок высказывает
предположения,
выстраивает гипотезу
самостоятельно или с
небольшой помощью
других (сверстников
Принимает активное
участие при
планировании
деятельности
совместно со
взрослым.
Самостоятельно
готовит материал для
экспериментиро-
вания, исходя из их
качеств и свойств.
Проявляет
настойчивость в
достижении
результатов, помня о
цели работы.
Может сформулировать
выводы самостоятельно
или по наводящим
вопросам.
Аргументирует свои
суждения и пользуется
доказательствами с
помощью взрослого.
или взрослого).
Низкий
В большинстве
случаев ребенок не
проявляет активный
познавательный
интерес.
Не видит проблему
самостоятельно
Ребенок не
высказывает
предположения, не
может выстроить
гипотезу
самостоятельно или с
небольшой помощью
других (сверстников
или взрослого).
Пассивен при
планировании
деятельности
совместно со
взрослым.
Самостоятельно
готовит материал для
экспериментиро-
вания, но не
учитывает их
качества и свойства.
Не проявляет
настойчивость в
достижении
результатов.
Не может
сформулировать выводы
самостоятельно только
по наводящим
вопросам.
№
Ф.И.
ребёнка
Умение
видеть
и
выделя
ть
пробле
му
Умение
принима
ть и
ставить
цель
Умение
решать
проблем
ы
Умение
анализироват
ь объект или
явление
Умение
выделять
существенны
е признаки
Умение
сопоставлят
ь различные
факты
Умение
выдвигать
гипотезы,
предположен
ия
Умение
делать
выводы
СНВ
С Н В
СНВ
СНВ
СНВ
СНВ
СНВ
СНВ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Таблица 2
Анкета для родителей
по выявлению у детей интереса к познавательно-исследовательской
деятельности
1. Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в
Вашей группе? Если да, то какие?
2. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
3. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у ваших детей:
познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний)
или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций,
рисунков, сказок)? (нужно подчеркнуть)
4. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным
экспериментированием (нужно подчеркнуть):
- запреты со стороны взрослого;
- сниженность познавательных интересов детей;
- неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так
(разольют воду, испачкаются и т.д.;
- другие причины
__________________________________________________(что именно?).
5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужно
подчеркнуть):
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
- другие методы
________________________________________________(какие именно?).
6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?
7. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду
дома? Если да, то как часто?
8. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли
он с вами своими открытиями?