Автор: Суркова Ирина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системно — деятельностного подход: характеристика и принципы реализации"
Раздел: дошкольное образование
Системно — деятельностного подход: характеристика и принципы
реализации
И.В.Суркова
Нижегородская область,
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», преподаватель
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено
в 1985 году. Это была попытка объединения взглядов на системный подход,
который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной
науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был
системным (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
В
основу
ФГОС
ДО
[1]
заложен
системно-деятельностный
подход,
который
базируется
на
обеспечении
соответствия
образовательной
деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям,
предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
и индивидуальное развитие каждого ребенка, обеспечивает рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности;
-ориентация на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта,
где
развитие
личности
обучающегося
на
основе
усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет
цель и основной результат образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной
деятельно сти
и
взаимодействия
у ч а с т н и ко в
образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
-учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей обучающихся;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья);
-гарантированность достижения планируемых результатов что создает основу
для
самостоятельного
успешного
усвоения
новых
знаний,
умений,
компетенций, видов и способов деятельности.
Основной целью системно — деятельностного подхода в обучении является
научить
ребенка
не
знаниям,
а
работе [3].
Для этого педагог ставит ряд
вопросов:
— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
— какие методы и средства обучения выбрать;
— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;
— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к
определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Принципы реализации системно-деятельностного подхода [2]:
1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок
- участник образовательных отношений - способен планировать действия,
выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия
и поступки.
2.
Принцип
учета
ведущих
видов
деятельности
и
законов
их
смены
в
формировании личности ребенка.
3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней
совместной деятельности детей и взрослых.
4.
Принцип
обязательной
результативности
каждого
вида
деятельности
предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности,
уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности.
7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства
видов деятельности - это воспитательное значение деятельности.
8.
Принцип
сотрудничества
при
организации
и
управлении
различными
видами деятельности.
9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в
целенаправленном
активном
восприятии
им
изучаемых
явлений,
их
осмыслении, переработке и применении.
Многочисленные
исследования
психологов
и
педагогов
показывают,
что
наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо
важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно
добывать
знания,
а
затем
применять
их
на
практике.
Системно-
деятельностный подход позволяет сформировать у ребенка деятельностные
качества,
определяющие
его
успешность
на
разных
этапах
обучения
и
последующую самореализацию в будущем.
Литература
1.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
[Текст]:
Приказы
и
письма
Минобрнауки
РФ.-Москва:
ТЦ
Сфера, 2017.-96 с.
2.Асмолов
А.Г.Системно-деятельностный
подход
к
разработке
стандартов
нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.
3.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении
школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.