Напоминание

"Системно — деятельностного подход: характеристика и принципы реализации"


Автор: Суркова Ирина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системно — деятельностного подход: характеристика и принципы реализации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Системно — деятельностного подход: характеристика и принципы

реализации

И.В.Суркова

Нижегородская область,

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», преподаватель

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено

в 1985 году. Это была попытка объединения взглядов на системный подход,

который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной

науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был

системным (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

В

основу

ФГОС

ДО

[1]

заложен

системно-деятельностный

подход,

который

базируется

на

обеспечении

соответствия

образовательной

деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям,

предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий

и индивидуальное развитие каждого ребенка, обеспечивает рост творческого

потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного

сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности;

-ориентация на результаты образования как системообразующий компонент

Стандарта,

где

развитие

личности

обучающегося

на

основе

усвоения

универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет

цель и основной результат образования;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации

образовательной

деятельно сти

и

взаимодействия

у ч а с т н и ко в

образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и

познавательного развития обучающихся;

-учет

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей обучающихся;

-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и

среднего (полного) общего образования;

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей

каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными

возможностями здоровья);

-гарантированность достижения планируемых результатов что создает основу

для

самостоятельного

успешного

усвоения

новых

знаний,

умений,

компетенций, видов и способов деятельности.

Основной целью системно — деятельностного подхода в обучении является

научить

ребенка

не

знаниям,

а

работе [3].

Для этого педагог ставит ряд

вопросов:

— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

— какие методы и средства обучения выбрать;

— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к

определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода [2]:

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок

- участник образовательных отношений - способен планировать действия,

выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия

и поступки.

2.

Принцип

учета

ведущих

видов

деятельности

и

законов

их

смены

в

формировании личности ребенка.

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней

совместной деятельности детей и взрослых.

4.

Принцип

обязательной

результативности

каждого

вида

деятельности

предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности,

уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.

6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства

видов деятельности - это воспитательное значение деятельности.

8.

Принцип

сотрудничества

при

организации

и

управлении

различными

видами деятельности.

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в

целенаправленном

активном

восприятии

им

изучаемых

явлений,

их

осмыслении, переработке и применении.

Многочисленные

исследования

психологов

и

педагогов

показывают,

что

наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо

важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно

добывать

знания,

а

затем

применять

их

на

практике.

Системно-

деятельностный подход позволяет сформировать у ребенка деятельностные

качества,

определяющие

его

успешность

на

разных

этапах

обучения

и

последующую самореализацию в будущем.

Литература

1.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

[Текст]:

Приказы

и

письма

Минобрнауки

РФ.-Москва:

ТЦ

Сфера, 2017.-96 с.

2.Асмолов

А.Г.Системно-деятельностный

подход

к

разработке

стандартов

нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

3.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении

школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.



В раздел образования